Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 11-13.
ПРОБЛЕМЫ ДИСКУРСА, ЖАНРА И СТИЛЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Е. Н. Азначеева
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ В АСТРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 12-04-00045, проект «Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире»
Рассматривается функционирование теонимических терминов в астрологическом дискурсе на примере толкования гороскопов в лекциях Т. Ринга, выявляются архетипические концепты различных уровней и условия их порождения.
Ключевые слова: архетипический концепт, теонимический термин, деривационная активность, воплощенные имена.
Астрологический дискурс, наряду с мифологией и фольклором, является благодатной почвой для порождения и функционирования архетипических концептов. Астрология насчитывает, по разным данным, от четырех до нескольких десятков тысяч лет, поэтому ее истоки неразрывно связаны с мифологическим мышлением. Архаический характер основных единиц астрологического языка проявляется в названиях знаков зодиака и планет, символическое значение которых восходит к шумеро-вавилонским астральным мифам и к греко-римской мифологии; в них запечатлены корреляции космических объектов с мифологическими фигурами и присущими им сюжетами. Параллелизм между набором функций знаков зодиака и планет и качествами, ассоциированными с мифологическими персонажами в мифах и сказках разных народов, объясняется наличием общечеловеческих архетипических моделей поведения.
Концепция архетипов была разработана К. Г. Юнгом. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они составляют содержание коллективного бессознательного и обусловливают поведение множества людей. Но если архетипы, исследованные Юнгом (анима, анимус, тень, персона и др.), представляют глубинную структуру психики универсального человека и осознаются личностью по мере ее продвижения на пути к индивидуации, то архетипы, описываемые последователями ученого, в частности в
рамках направления архетипической психологии, составляют основу для психологической типологизации. Так, в работах Дж. Ш. Болен анализируются архетипические качества, присущие богам и богиням древнегреческого пантеона, и особенности их реализации в жизни и поведении современных людей. По мнению исследовательницы, древнегреческие боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике; в виде архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств - как мужских, так и женских, но один из архетипов является доминантным, что и определяет различия между психотипами разных людей [2; 3].
Семантика теонимов не исчерпывается апеллятивной функцией, она является результатом проецирования представлений людей о земной жизни, в том числе и о внутренней реальности человека, на персонифицированные сверхчувственные объекты, соотносящиеся не с единичными явлениями, а с целыми классами явлений. В мифологии теонимы представляют собой концепты с условными экстенсионала-ми, но с широким интенсиональным значением. В астрологии собственные имена-теонимы подвергаются терминологизации, но, как модификации одних и тех же инвариантных сущностей, во многом сохраняют функциональную преемственность со своими мифологическими первоисточниками. Астрологические теонимы имеют значения качества, приложимого к множеству объектов и получающего дифференциацию в зависимости от типа объекта и контекста карты.
Глубинное сходство между архетипами, персонифицированными в образах мифологических богов и богинь, и значениями астрологических символов, обусловлено тем, что они отражают врожденные свойства, определяющие базовые психофизические особенности и подсознательные реакции человека. Названия знаков зодиака и планет являются средствами объективации концептов базового уровня макроконцепта «Человек». Классификация по знакам зодиака представляет собой наиболее древнюю и фундаментальную типологию человеческих психотипов, а символы светил и планет воплощают в гороскопах парциальные свойства, субличности, олицетворяющие определенные аспекты индивидуальности - такие, как интеллект, воля, чувства и проч. Другие подсистемы гороскопа также обладают сте-реотипизированным набором архетипических значений.
Таким образом, компоненты астрологического языка могут быть рассмотрены как знаки, основу содержания которых составляют архетипические концепты. Их архетипический характер проявляется в таких особенностях, как универсализм, связь между индивидуальной жизнью и глобальным уровнем, интуитивная узнаваемость, стереотипизированность, аксиологическая амбивалентность, наличие множества индивидуальных ассоциаций и коннотаций. Каждый из элементов астрологического языка указывает на широкую сферу качественных признаков, ассоциируемых с названиями знаков зодиака и планет.
Архетипические свойства элементов астрологического языка эксплицитно проявляются в стереотипизированных характеристиках астрологических предсказаний в СМИ. Знаки зодиака и планеты в астрологии имеют характер прототипов, близость к которым определяется выраженностью типических или индивидуальных свойств человека - носителя определенных качеств. Динамический аспект функционирования архетипических концептов разных уровней реализуется в астрологической практике в процессе творческой интерпретации.
Примером могут служить стенографические записи семинарских занятий немецкого астролога Т. Ринга [4], их преимуществом является индивидуальный и процессуальный характер интерпретаций, а также спонтанность реакций преподавателя и слушателей, что позволяет проследить за механизмами концептуализации. Концептуализация происходит в ре-
зультате обобщения и языковой объективации наблюдений над человеческими характерами и событиями жизни. С одной стороны, общеизвестные термины направляют поток ассоциаций, с другой, оязыковление данных смыслов в конкретных контекстах способствует появлению окказиональных обозначений, которые при определенных условиях могут войти в идиолект или речевую практику астролога.
Инвариантный характер значений астрологических теонимических терминов, высокая степень их абстрагированности проявляется в рекуррентном использовании абстрактных существительных, субстантиваций, а также окказиональных неологизмов, обозначающих качество в чистом виде (skorpionenhaft, uranushaft, marsisch, ganzwassermännisch, Plutonisches, das Venushafte), что подчеркивает обобщенность представлений, связанных со знаками зодиака и планетами. Эти значения раскрываются в текстах через ассоциации, толкования и иллюстрации (dieses Neptunische, Atmosphärenhafte, Schwingende; wenn man marsisch ein Vorhaben so anspannt, daß es ein Krampf wird; Skorpion? -nun, das Zweiflerische ja? ...also da bezweifelt man alles, man möchte alles umwälzen). Использование окказиональных субстантиваций при наличии соответствующих существительных в языке (Saturn... als Element der Depression, des Depressiven; Jupiter: die Rechtlichkeit, also Rechtsfragen. Es ist natürlich nicht der Anspruch vor dem Rechtsanwalt, sondern das Rechtliche, das Recht) подчеркивает более широкий и неконвенциональный набор смыслов, вкладываемых в эти обозначения.
В отличие от стереотипных характеристик, использующихся в прогнозах СМИ, в индивидуальных гороскопах обобщенные представления в процессе толкования подвергаются детализации и спецификации. При трактовке гороскопа происходит индивидуализация и конкретизация качеств человека, отраженных основными архетипическим концептами. Синтез качеств знаков зодиака, планет, аспектов и других характеристик дает новые, более индивидуализированные значения, которые в ряде случаев можно рассматривать как архетипи-ческие концепты более низкого порядка (поскольку они известны меньшему кругу людей) или потенциальные концепты, находящиеся в процессе своего становления.
В качестве одной из особенностей архетипа К. Г. Юнг отмечает его свойство вызывать в сознании каждого человека индивидуальные
ассоциации. Так, асцендент в Весах у Т. Ринга и его слушателей вызывает представления о чем-то раскачивающемся, расслабленном, равномерном, упорядоченном, плавном; связывается с любезным и предупредительным отношением к людям; ассоциируется с Австрией и Веной, легкостью и восприимчивостью - и все это концептуализируется как «Tanzmeisterstil» (танцевальный стиль). Слабый пораженный Нептун, по Рингу, имеет свойство «парфюми-рованного», что означает смешение реального и туманного. Такие окказиональные концепты являются промежуточной ступенью для формирования стереотипизированных прототипических концептов субординатного уровня.
При толковании астролог проводит параллели между положением планеты в гороскопах известных личностей, имена которых при восприятии вызывают в сознании ряд ассоциаций. Например, расположение Солнца и Луны в Тельце во втором поле у Маркса, по мнению Т. Ринга, коррелирует с его особым отношением к деньгам, которое в молодости выразилось в его расточительности (Meistverbraucherseiner Generation), а в зрелом возрасте в интересе к вопросам собственности на средства производства. Положение Венеры в Овне астролог связывает с плохими отношениями клиента с матерью и с пресловутым эдиповым комплексом. Большое количество проводимых параллелей и примеров является особенностью учебных астрологических текстов, связанных с эмпирическим характером астрологической практики, и является основой для формирования новых архетипов.
Прецедентные имена, служащие для иллюстрации особенностей характера или судьбы в астрологии, также как и в психологии, можно, вслед за Н. Э. Арутюнян [1], назвать воплощенными. В художественной литературе, по мнению исследователя, воплощенные имена, в отличие от говорящих имен, выделяющих
какой-то признак литературного героя, связаны с определенными событиями в их жизни или поступками. Исследователь отмечает, что такими же особенностями обладают имена не только литературных персонажей, но и реальных людей, сыгравших значительную роль в истории или культуре общества. Эти ассоциации, являющиеся общими для части говорящего сообщества, несут в себе моменты стереотипизации и, следовательно, обладают потенциалом для формирования новых концептов. При повторяемости связь между определенным положением астрологических показателей и качествами их носителей закрепляется и кон-венционализируется, представляя архетипиче-скую ситуацию или архетипическое свойство-характера человека.
Таким образом, астрологическая практика и астрологический контекст являются зоной повышенной деривационной активности для образования концептов, связанных с характеристикой человека.
Список литературы
1. Арутюнян, Н. Э. Имя собственное как концепт // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : сб. ст. участников IV Между-нар. науч. конф. Т. 2. Челябинск, 2008. С. 2125.
2. Болен, Дж. Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин / пер. с англ. Е. Мирошниченко. М., 2008. 400 с.
3. Болен, Дж. Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины Архетипы богинь / пер. с англ. Г. Бахтияровой и О. Бахтиярова. М., 2008. 352 с.
4. Ring, Th. Dierevidierte Astrologie: Seminarin Kopenhagen [Электронный ресурс]. URL: http://www.astro.com/astrologie/in_ring74_ teilhor_g.htm.