Научная статья на тему 'Информационное пространство профетической коммуникации во Франции'

Информационное пространство профетической коммуникации во Франции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
475
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ДИСКУРС / ТЕКСТ / ЖАНР / ГОРОСКОП / АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПРЕДСКАЗАНИЕ / PROPHETIC COMMUNICATION / TRADITION / DISCOURSE / TEXT / GENRE / HOROSCOPE / ASTROLOGICAL FORECAST / PREDICTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанов Валентин Николаевич, Кустова Надежда Николаевна

В статье авторы рассматривают современное информационное пространство профетической коммуникации во Франции, основные понятия и параметры современного франкоязычного профетического дискурса, анализируют профетическую традицию как неотъемлемую часть культуры Франции. Масштабы популярности астрологической продукции в современном информационном пространстве Франции благодаря средствам массовой информации и массовой коммуникации растут. Средства массовой информации (печатные, телевизионные, радийные) составляют сегодня ядро медиасферы профетической коммуникации во Франции, на периферии средства массовой коммуникации, или конвергентные медиа. Входе исследования выявлено три основных типа текстов астрологических прогнозов: 1) общие предсказания; 2) гороскоп по знакам зодиака; 3) индивидуальный гороскоп. К собственно астрологическим услугам следует отнести следующие: 1) гороскопы (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, годовые гороскопы; гороскопы по знакам зодиака; китайский (восточный) гороскоп; любовный гороскоп); 2) нумерологические расчеты (нумерология персональная на день, год и для пары, нумерологический профиль, нумерология для работы, расчет линии жизни, нумероскопия); 3) гадания (таро любви, таро работ, таро стройности, таро знаменитостей; гадание на кристальном шаре); 4) предсказания онлайн и консультации в прямом эфире; 5) обучение астрологии. К информационным форматам в сфере профетической коммуникации следует отнести следующие: 1) реклама астрологических услуг и баннерная реклама астрологов; 2) популярные статьи на темы, связанные с астрологией, в том числе критические и расследовательские; 3) тематические телеи радиопрограммы; 4) специализированные телеи радиоканалы; 5) тематические сайты и сообщества в социальных сетях; 6) мобильные приложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Space of Prophetic Communication in France

In the article authors consider modern information space of prophetic communication in France, the basic concepts and parameters of modern French-speaking prophetic discourse, analyze a prophetic tradition as an integral part of French culture. The scale of popularity of astrological products due to mass media and mass communication grow in modern information space of France. Mass media (printing, television, radio broadcast) are a center of the media sphere of prophetic communication in France, on the periphery today mass media, or convergent media. The research has revealed three main types of texts of astrological forecasts: 1) general predictions; 2) horoscope on zodiac signs; 3) individual horoscope. It is necessary to determine the following astrological services: 1) horoscopes (daily, weekly, monthly, annual horoscopes; horoscopes on zodiac signs; Chinese (East) horoscope; love horoscope); 2) numerological calculations (numerology personal per day, year and for couple, a numerological profile, numerology for work, calculation of a lifeline, numeroscopy); 3) fortune-telling (Taro of love, Taro of works, Taro of symmetry, Taro of celebrities; guessing on a crystal sphere); 4) online predictions and live consultations; 5) astrology training. In the sphere of prophetic communication it is necessary to determine the following ones as information formats: 1) advertizing of astrological services and banner advertizing of astrologers; 2) popular articles on the subjects connected with astrology, including critical and investigative; 3) thematic TV and radio programs; 4) specialized TV and radio channels; 5) thematic websites and communities on social networks; 6) mobile applications.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство профетической коммуникации во Франции»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10388 УДК 316.77

В. Н. Степанов https://orcid.org/0000-0001-81-98-2517 Н. Н. Кустова https://orcid.org/0000-0003-4542-2410

Информационное пространство профетической коммуникации во Франции

В статье авторы рассматривают современное информационное пространство профетической коммуникации во Франции, основные понятия и параметры современного франкоязычного профетического дискурса, анализируют профетическую традицию как неотъемлемую часть культуры Франции. Масштабы популярности астрологической продукции в современном информационном пространстве Франции благодаря средствам массовой информации и массовой коммуникации растут. Средства массовой информации (печатные, телевизионные, радийные) составляют сегодня ядро медиасферы профетической коммуникации во Франции, на периферии - средства массовой коммуникации, или конвергентные медиа. Входе исследования выявлено три основных типа текстов астрологических прогнозов: 1) общие предсказания; 2) гороскоп по знакам зодиака; 3) индивидуальный гороскоп. К собственно астрологическим услугам следует отнести следующие: 1) гороскопы (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, годовые гороскопы; гороскопы по знакам зодиака; китайский (восточный) гороскоп; любовный гороскоп); 2) нумерологические расчеты (нумерология персональная на день, год и для пары, нумерологический профиль, нумерология для работы, расчет линии жизни, нумероскопия); 3) гадания (таро любви, таро работ, таро стройности, таро знаменитостей; гадание на кристальном шаре); 4) предсказания онлайн и консультации в прямом эфире; 5) обучение астрологии. К информационным форматам в сфере профетической коммуникации следует отнести следующие: 1) реклама астрологических услуг и баннерная реклама астрологов; 2) популярные статьи на темы, связанные с астрологией, в том числе критические и расследовательские; 3) тематические теле- и радиопрограммы; 4) специализированные теле- и радиоканалы; 5) тематические сайты и сообщества в социальных сетях; 6) мобильные приложения.

Ключевые слова: профетическая коммуникация, традиция, дискурс, текст, жанр, гороскоп, астрологический прогноз, предсказание.

V. N. Stepanov, N. N. Kustova

Information Space of Prophetic Communication in France

In the article authors consider modern information space of prophetic communication in France, the basic concepts and parameters of modern French-speaking prophetic discourse, analyze a prophetic tradition as an integral part of French culture. The scale of popularity of astrological products due to mass media and mass communication grow in modern information space of France. Mass media (printing, television, radio broadcast) are a center of the media sphere of prophetic communication in France, on the periphery today - mass media, or convergent media. The research has revealed three main types of texts of astrological forecasts: 1) general predictions; 2) horoscope on zodiac signs; 3) individual horoscope. It is necessary to determine the following astrological services: 1) horoscopes (daily, weekly, monthly, annual horoscopes; horoscopes on zodiac signs; Chinese (East) horoscope; love horoscope); 2) numerological calculations (numerology personal per day, year and for couple, a numerological profile, numerology for work, calculation of a lifeline, numeroscopy); 3) fortune-telling (Taro of love, Taro of works, Taro of symmetry, Taro of celebrities; guessing on a crystal sphere); 4) online predictions and live consultations; 5) astrology training. In the sphere of prophetic communication it is necessary to determine the following ones as information formats: 1) advertizing of astrological services and banner advertizing of astrologers; 2) popular articles on the subjects connected with astrology, including critical and investigative; 3) thematic TV and radio programs; 4) specialized TV and radio channels; 5) thematic websites and communities on social networks; 6) mobile applications.

Keywords: prophetic communication, tradition, discourse, text, genre, horoscope, astrological forecast, prediction.

Потребность «узнавания событий, недоступных непосредственному человеческому восприятию» [3, с. 15], скрытых причин происходящего и того, что будет происходить в будущем присуща человеку как существу духовному во все времена, независимо от того, как далеко шагнул прогресс. Исследователи называют эту традицию профетической и считают ее культурной универсалией, проявляющейся в разные

эпохи и в разных культурных ареалах. Профетическая традиция - явление, которое уходит своими корнями глубоко в древность и продолжает оказывать свое влияние в современном мире - на современную культуру, язык и информационное пространство.

Понятийный аппарат исследования профетический традиции включает в себя следующие понятия: профетическая коммуникация, профетическая

© Степанов В. Н., Кустова Н. Н., 2019

ситуация, профетический текст (профетизм), профетический код, профетический дискурс, профетический жанр [2; 4; 8; 9; 26] и професема как минимальной смыслоразличительной инвариантной единицы языка профетической коммуникации, служащей для отождествления (перцепции), различения (сигнификации) и разграничения (делимитации) профетических и непрофетических текстов [10, с. 9].

Исследователи делят профетический дискурс по способу коммуникации на медийный и немедийный типы [10, с. 8]. Профетическая коммуникация может быть опосредованной и транслироваться по каналам массовой коммуникации (традиционные СМИ, онлайн-версии СМИ, социальные сети и интернет-сайты) в первом случае или разворачиваться в форме различного рода собраний, заседаний и других форм межличностного и группового общения - во втором.

По содержанию профетический дискурс подразделяется на средовой (институциональный) и интенциональный типы. В состав профетического дискурса средового (институционального) типа входят различного рода профессиональные сообщества, общение внутри которых и между ними опосредуется или не опосредуется медийно. Именно медийный тип средового (институционального) профетического дискурса выбран в качестве объекта исследования в данной статье.

Как отмечают авторы, в медиасреде институционального дискурса циркулируют (и означиваются) профетические тексты, гетерогенные по своей семиотической природе, функционирующие в разных сферах социальной и массовой (в условиях современного медиапространства) коммуникации (жреческая, пророческая, астрологическая и пр.) [10].

В ряду адресантов профетической коммуникации исследователи называют оракулов, жрецов, астрологов, пророков, предсказателей, провидцев, старце [9, с. 33], то есть обладающих сверхспособностями людей. Адресатами являются люди, желающие получить специальную информацию, которую они не могут получить самостоятельно. При этом, человек (адресат), как отмечают исследователи, пользуется свободой воли, а события будущего демонстрируют «многофакторную детерминированность». Состав и структура участников профетической коммуникации -адресантов и адресатов - сегодня, в условиях разветвленной и конвергентной информационной среды требует, на наш взгляд, уточнения.

В опубликованных наблюдениях над профетическими ситуациями четко прослеживается полевый принцип организации профетического дискурса, содержание текстов которого может

включать в ядре предсказание или пророчество, в центре - предписание в отношении поведения в будущем, на маргиналии - объяснение причин сложившейся ситуации [9, с. 38]. Профетические ситуации, представленные в астрологических прогнозах, как показывают исследования, касаются темпоральных линий настоящего и будущего. В астрологических прогнозах предлагаются предписания в отношении поведения адресата в настоящем или будущем и объяснения причины сложившейся профетической ситуации [9, с. 39].

Астрология, вероятнее всего, зародилась в Месопотамии. Именно здесь люди стали впервые наблюдать за звездным небом в надежде оградить себя от превратностей судьбы и вернуть утраченный рай. Первый астрологический текст, дошедший до наших времен, является клинописным и датируется XIX-XXVI веками до н. э., в нем содержатся правила о том, как делать предсказания, наблюдая за небесными и атмосферными явлениями.

Профетическая традиция как неотъемлемая часть культуры Франции сформировалась очень давно. На Запад астрология пришла как часть возрождающегося наследия античности, давшего начало первым университетам и повлекшего за собой новый синтез религии и философии. Отношения между христианством и астрологией были далеко не однозначными. Астрологию то запрещали и клеймили языческой ересью, то признавали важнейшим аспектом науки, которому обучали даже в теологической школе Парижа. Примерно с 1300 года астрология заняла центральную позицию в придворных кругах Европы, она стала не просто системой предсказаний, но во многом системой верований, играла роль науки, являющейся частью божественного плана Вселенной. Пророчества были очень распространены в Средние века. Из хроник периода «Столетней Войны», с 1337 по 1453 гг., видно, что обе противоборствующие стороны обращались к звездам, чтобы выяснить лучшее время для начала военных действий и изучали гороскопы главнокомандующих. У французского короля Карла Пятого в его обширной личной библиотеке, по разным сведениям, находилось более ста работ по астрологии и другим оккультным наукам. Именно он основал с благословения Папы в Парижском Университете астрологический колледж, оснащенный библиотекой и всеми необходимыми астрономическими

инструментами. Сохранилась большая коллекция франкоязычных гороскопов, составленных в период с 1407 по 1437 гг., иллюстрирующих восхождение и падение отдельных влиятельных лиц и фамилий.

Имя Мишеля Нострадамуса (1503-1566, фр. Michel de Nostredame), известного астролога, алхимика, врача,

фармацевта и самого загадочного из предсказателей, будоражит воображение людей уже пять сотен лет. В 1550 году Нострадамус опубликовал альманах, содержавший двадцать четыре пророческих катрена (четверостишия). Популярность альманаха у публики была настолько велика, что Нострадамус был вынужден выпускать подобные альманахи каждый год. Главным его трудом является знаменитая пророческая книга - «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса», к работе над которой он приступил в 1554 г. Книга содержит около тысячи четверостиший (катренов), объединенных в главы (центурии) по 100 катренов каждая и два прозаических пророчества, написанных в виде письма сыну Сезару и послания королю Генриху II. Последняя, десятая часть «Центурий» увидела свет в 1558 году.

Начиная с Великой французской революции изучение гороскопов стало делом презренным, астрологов называли социальными паразитами. В 1661 г. создан один из последних фундаментальных трудов по астрологии - «Астрология Галлика» Жана-Баптиста Морина. Морин (1583-1659) занимал при французском дворе особое положение, он не был официальным придворным астрологом, но с ним советовались короли и клиенты благородного происхождения.

В середине XVIII века, когда астрология оказалась в научном забвении, Французская Королевская академия литературы назначила специальную премию за научную разработку на тему происхождения астрологии. В этот период общественное мнение разделилось: ученые отрицали научность астрологии, а среди населения она приобретала большую популярность. В Большой Энциклопедии Дидро и Д'Ламбера [15], изданной в 1751 г., астрология рассматривается как составная часть физики.

В XIX столетии происходит в известной мере «возрождение оккультизма». В ХХ веке известны случаи, когда президенты разных стран, как и их далекие предшественники, пользовались услугами астрологов. Например, Франсуа Миттеран, по некоторым сведениям, встречался с астрологом, президента интересовали предсказания относительно его соратников и противников, ее мнение о возможном развитии событий и сроки проведения политических акций. Население же активно пользуется гороскопами и разного рода астрологическими прогнозами, доказывая тем самым факт устойчивости профетической традиции на протяжении всей истории человечества.

Итак, профетическая традиция во Франции, утвердившись в XIV веке, прошла этапы расцвета, критики, забвения и возрождения и продолжает свое

развитие в современном информационном мире. В качестве известных науке профетических текстов выступали пророчества, астрологические прогнозы, индивидуальные гороскопы, серийные издания (альманахи), книги, научная и учебная литература.

В зависимости от целевой группы астрологические прогнозы в печатных СМИ и интернет-изданиях сегодня принято делить на тексты, описывающие либо а) общую астрологическую ситуацию на актуальный период времени, либо б) ситуацию для типичных представителей различных знаков зодиака, либо содержащие в) индивидуальные гороскопы. Астопрогнозы могут быть предназначены для а) широкой массовой аудитории или б) достаточно узкой группы людей, обладающих определенными познаниями в области астрологии и эзотерики.

Профетические тексты в настоящее время представлены практически во всех печатных и электронных СМИ Франции и интернет-ресурсах.

Среди ежедневных газет национального и регионального значения наибольшие тиражи имеют «Фигаро», «Паризьен», «Ле Монд», «Франс-Суар» и «Либерасьон». Все они предлагают гороскопы и астрологические предсказания.

«Фигаро» (Le Figaro) [17], ежедневная газета, основанная в 1826 г., предлагает следующие связанные с астрологией рубрики: ежедневный гороскоп по знакам зодиака; китайский гороскоп на день, на неделю, на месяц, на год; восточный гороскоп на день, на неделю, на месяц, на год; восточный любовный гороскоп; нумерология; нумероскоп

(нумерологический код судьбы); гороскоп от астролога Кристины Аас.

«Паризьен» (Le Parisien) [19], тоже ежедневная газета, основанная как «Le Parisien libéré» Эмильеном Амори (Émilien Amaury) в 1944 году, получила свое современное название в 1986 г. В этой газете предлагается несколько рубрик на астрологическую тематику: ежедневный гороскоп по знакам зодиака; китайский гороскоп. На сайте газеты можно ознакомиться с астрологической продукцией более широкого спектра: ежедневный гороскоп по знакам зодиака, китайский гороскоп, нумерология, гадание на картах Таро, персональный гороскоп, предсказания онлайн; знаменитости по знакам зодиака и разного рода статьи на тему астрологии.

В «Ле Монд» (Le Monde) [18], ежедневной вечерней газете леволиберальных взглядов, основанной в 1944 г., предлагается астрологическая рубрика «Ваш гороскоп».

«Франс-суар» (France Soir) [16], ежедневная газета, основанная в 1944 году, с 2011 года не имеет бумажной версии. В рубрике «Повседневная жизнь» в этой газете

предлагается ежедневный гороскоп по знакам зодиака и представлена ссылка на персональный сайт астролога Клода Алексиса [13].

В «Либерасьон» (Libération) [20], самой молодой из трех крупнейших национальных французских газет, выпускающейся с 1973 года, астрологические материалы не найдены, но есть, например, статья на тему «Гороскоп - жвачка для народа» [24].

Популярные глянцевые журналы охотно публикуют гороскопы и предсказания. Например, «Paris Match» («Пари Матч») [23], еженедельный журнал, основанный в 1949 году, предлагает ежедневный и годовой гороскоп по знакам зодиака. Еженедельный женский журнал о моде, красоте, досуге и здоровье «Элль» (Elle) [14], издающийся с 1945 года, существующий в 43 версиях в 60 странах, владеющий 33 веб-сайтами, предлагает своим читательницам в рубрике «Astrologie»[12] ежедневный гороскоп по знакам зодиака на сегодня, на завтра, на неделю, на год; характер по знакам; расчет гороскопа по дате рождения; китайский гороскоп на день, на неделю, на год; знаки зодиака; гадание на таро (таро любви, таро работ, таро стройности, таро знаменитостей); гадание на кристальном шаре; нумерологию на год, для пары, нумерологический профиль, нумерологию для работы, расчет линии жизни. В рубрике «АСТРОДОСЬЕ» [11]: 10 звезд( знаменитостей) под знаком этого месяца; тенденции моды по знакам зодиака; все о различных видах таро.

В «Мари Клер» (Marie Claire) [21], ежемесячном женском журнале, впервые опубликованном во Франции в 1937 году, но издаваемом сегодня и в других странах, в рубрике «Астро» предлагаются гороскоп для успешных женщин, астрологический прогноз по знакам зодиака на месяц, нумерологический прогноз по персональному числу на год.

На французском телевидении представлено большое количество астрологических телепрограмм, а также каналов, полностью посвященных астрологии. На канале NRJ 12 с января 2008 г. по январь 2009 г. выходила программа «12 сердец», использовавшая формат «астросвидания» [22], когда шесть девушек и шесть юношей разных знаков зодиака выбирали свою «вторую половинку» с помощью астрологов. Полностью посвящены астрологии следующие телеканалы: Astrocenter TV 100 % astro, Voyance en direct sur vivolta, LCV la chaîne voyance, Ma chaîne voyance TV, ID Voyance Ile de France, Claude Alexis TV В сетке вещания этих каналов всевозможные виды гороскопов, гаданий, предсказаний и консультации с астрологами в прямом эфире.

Полностью посвящены астрологии следующие радиопрограммы: Radio Voyance de Claude Alexis, RMC

la radio la voyance en direct, MFM Radio voyance, Radio Astro, France Bleu: voyance avec Sandrine Gaborit, voyance en direct sur RCM.

Для поиска тематических астрологических ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была разработана система хэштегов для поисковых запросов. Поиск информации проводился в браузере «Google». На первом этапе был собран материал по хэштегам, имеющим отношение к астрологическим предсказаниям на французском языке, содержащим слова «Horoscope» (гороскоп), «Astro» (астро-). На втором этапе были проанализированы выборки по основным хэштегам и выявлены те, объем которых превышает миллион ссылок, а именно: #Horoscope #Astrologie #Previsionsastrologiques #Ecolesastrologiques. На третьем этапе проводился целенаправленный поиск материала по каждому хэштегу в самых популярных в настоящее время социальных сетях во Франции. В результате выявлены и проанализированы следующие выборки по основным хэштегам, объем практически каждой выборки превышает один миллион ссылок:

- по хэштегу #Horoscope выдано 81 100 000 сайтов;

- по хэштегу #Astrologie выдано 20 200 000 сайтов;

- по хэштегу #Previsionsastrologiques выдано 682 000 сайтов;

- по хэштегу #Ecolesastrologiques выдано 4 160 000 сайтов.

В сфере конвергентных медиа, или средств массовой коммуникации, самыми популярными социальными сетями и мессенджерами во Франции, по данным статистики, являются Facebook, им пользуются 62,9 % французов; Google+ (21,6 %), Copains d'avant (19,6 %), Twitter (18,3 %), Linkedln (14,6 %). Социальная сеть Instagramme только набирает популярность.

Присутствие сообществ, тематически связанных с гороскопами и астропрогнозами, следующее:

1) в социальной сети Facebook по хэштегу #previsionsastrologiques обнаружено 12 сообществ; по хэштегу #Horoscope и # Astrologie 13 результатов;

2) в социальной сети Copains d'avant («Одноклассники») по хэштегу #Horoscope получено 11 400 000 результатов, по хэштегу #Astrologie 927 результатов;

3) в социальной сети Twitter по хэштегу # Astrologie получено 8 результатов, по хэштегу #Horoscope -32 500 000 результатов;

4) в социальной сети Linkedln по хэштегу #Horoscope получено 18 800 000 результатов, по хэштегу #Astrologie - 13 500 000 результатов;

5) в социальной сети Instagramme обнаружено 40 публикаций и 77 групп и профилей с количеством публикаций от 7 до 49 тыс: по хэштегу #Astrologie найдено 49243 профилей, по хэштегу #astrologue - 27 профилей. Владельцами данных профилей являются как частные астрологи, так и астрологические сообщества и астрологические школы.

В мобильном приложении PlayMarket по хэштегу #Horoscope обнаружено 252 предложения, по хэштегу #Astrologie - 249.

Как мы видим, масштабы популярности астрологической продукции в современном информационном пространстве Франции благодаря средствам массовой информации и массовой коммуникации растут. Средства массовой информации (печатные, телевизионные, радийные) составляют сегодня ядро медиасферы профетической коммуникации во Франции, на периферии - средства массовой коммуникации, или конвергентные медиа. В медиасфере циркулирует информация о различного рода услугах в сфере астрологии и форматах профетической коммуникации.

Входе исследования выявлено три основных типа текстов астрологических прогнозов:

1) общие предсказания;

2) гороскоп по знакам зодиака;

3) индивидуальный гороскоп.

К собственно астрологическим услугам следует отнести следующие:

1) гороскопы (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, годовые гороскопы; гороскопы по знакам зодиака; китайский (восточный) гороскоп; любовный гороскоп);

2) нумерологические расчеты (нумерология персональная на день, год и для пары, нумерологический профиль, нумерология для работы, расчет линии жизни, нумероскопия);

3) гадания (таро любви, таро работ, таро стройности, таро знаменитостей; гадание на кристальном шаре);

4) предсказания онлайн и консультации в прямом эфире;

5) обучение астрологии.

К информационным форматам в сфере профетической коммуникации следует отнести следующие:

1) реклама астрологических услуг и баннерная реклама астрологов;

2) популярные статьи на темы, связанные с астрологией, в том числе критические и расследовательские;

3) тематические теле- и радиопрограммы;

4) специализированные теле- и радиоканалы;

5) тематические сайты и сообщества в социальных сетях;

6) мобильные приложения.

Библиографический список

1. Белоусов, Р. С. Все о Нострадамусе [Текст] / Р. С. Белоусов. - М. : «Издательство Астрель», «Олимп», «Издательство ACT», 2000. - 400 с. - URL: https://history.wikireading.ru/189877 (дата обращения 27.04.2019)

2. Берестнев, Г. И. Время и язык «иной действительности» в профетических текстах [Текст] / Г. И. Берестнев // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - 2011. - № 8. -С. 45-50.

3. Берестнев, Г. И. Коммуникативные и семантические особенности профетических текстов [Текст] / Г. И. Берестнев, Я. А. Мальцева // Филологические науки. - 2010. - N 5/6. - С. 15-24.

4. Берестнев, Г. И. Трансцендентность языка про-фетических текстов [Текст] / Г. И. Берестнев, Я. А. Мальцева // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - 2012. - № 8. -С. 25-31.

5. Борзова, И. А. О профетическом дискурсе массовой коммуникации (на материале англоязычных, русскоязычных, украиноязычных астрологических прогнозов) [Текст] / И. А. Борзова, В. Н. Степанов // Россия в период трансформации: кризисные коммуникации и антикризисное управление : материалы девятой международной научно-практической конференции молодых исследователей, студентов и аспирантов. - Ярославль : РИО Академии МУБиНТ, 2015. - С. 94-96.

6. Дубровская, О. Н. Краткая история астрологии [Текст] / О. Н. Дубровская. - М. : Рипол классик, 2002. - 496 с.

7. Иванец, О. Из истории астрологии [Электронный ресурс] / О. Иванец. - URL: https://ivanets.com/articles/history.html (дата обращения 27.04.2019).

8. Мальцева, Я. А. Референтные сдвиги в профе-тических текстах [Текст] // Филологические науки. -2009. - № 5. - С. 66-75.

9. Степанов, В. Н. Жанровые признаки профетиче-ских текстов (на материале астрологических прогнозов на английском, русском и украинском языках) [Текст] / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. - № 2 (33). - Рязань, 2015. - С. 32-46.

10. Степанов, В. Н. Професема как инвариантная единица профетической коммуникации (на материале астрологических прогнозов на английском, русском и украинском языках) [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 3 (42). - С. 7-13.

11. 10 stars nées sous le signe du Sagittaire. - URL: http://www.elle.fr/Astrologie/Dossier-Astro/Stars-nees-sous-le-signe-du-sagittaire (дата обращения 27.04.2019)

12. Astrologie. - URL: http://www.elle.fr/Astrologie (дата обращения 27.04.2019)

13. Claude Alexis Voyance. - URL: http://www.claudealexis-voyance.com/ (дата обращения 27.04.2019)

14. Elle. - URL: https://www.elle.com/ (дата обращения 27.04.2019)

15. Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. - URL: http://portail.atilf.fr/encyclopedie/Formulaire-de-recherche.htm (дата обращения 27.04.2019)

16. France soir. - URL: http://www.francesoir.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

17. Le Figaro. - URL: http://www.lefigaro.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

18. Le Mond. - URL: https://www.lemonde.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

19. Le Parisien. - URL: http://www.leparisien.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

20. Liberation. - URL: https://www.liberation.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

21. Marie Claire. - URL: https://www.marieclaire.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

22. NRJ dément le retour de «12 coeurs» sur la chaîne. - URL: https://www.jeanmarcmorandini.com/article-24395-nrj-dement-le-retour-de-12-coeurs-sur-la-chaine.html (дата обращения 27.04.2019)

23. Paris Match. - URL: https://www.parismatch.com/ (дата обращения 27.04.2019)

24. Peyret, Emmanuèle. L'horoscope, chewing-gum du peupl. - URL: https://www.liberation.fr/societe/2003/01/21/l-horoscope-chewing-gum-du-peuple_428416 (дата обращения 27.04.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Programme TV, news TV, séries et cinema. -URL: https://www.programme-tv.net/programme/culture-infos/r10252-horoscope/8520525-horosc (дата обращения 27.04.2019)

26. Stepanov, V; Borzova, I. Genre characteristics of prophetic texts as a means of ideological communication (based on astrological forecasts, in English, Russian and Ukrainian languages). In: Linguaggio, ideologia e loro rappresentazioni Università degli studi di Napoli «L'Orientale», Napoli, 2016. - Quarderni di AIQN (Annali del Dipartimento di Studi Letterari, Linguistici e Comparati -Sezione linguistica). - -N. S. IV, 2016. - P. 151-175.

Reference List

1. Belousov, R. S. Vse o Nostradamuse = Everything about Nostradamus [Tekst] / R. S. Belousov. - M. : «Izdatel'stvo Astrel'», «Olimp», «Izdatel'stvo ACT», 2000. - 400 s. - URL: https://history.wikireading.ru/189877 (data obrashhenija 27.04.2019)

2. Berestnev, G. I. Vremja i jazyk «inoj dejstvitel'nosti» v profeticheskih tekstah = Time and language of "other reality" in the prophetic texts [Tekst] /

G. I. Berestnev // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. - 2011. - №8. - S. 45-50.

3. Berestnev, G. I. Kommunikativnye i semanticheskie osobennosti profeticheskih tekstov = Communicative and semantic features of prophetic texts [Tekst] / G. I. Berestnev, Ja. A. Mal'ceva // Filologicheskie nauki. -2010. - N 5/6. - S. 15-24.

4. Berestnev, G. I. Transcendentnost' jazyka profeticheskih tekstov Transcendence of language of prophetic texts [Tekst] / G. I. Berestnev, Ja. A. Mal'ceva // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. - 2012. - №8. - S. 25-31.

5. Borzova, I. A. O profeticheskom diskurse massovoj kommunikacii (na materiale anglojazychnyh, russkojazychnyh, ukrainojazychnyh astrologicheskih prognozov) = About prophetic discourse of mass communication (on material of English-language, Russian-language, Ukranian-language astrological forecasts) [Tekst] / I. A. Borzova, V. N. Stepanov // Rossija v period transformacii: krizisnye kommunikacii i antikrizisnoe upravlenie : materialy devjatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh issledovatelej, studentov i aspirantov. -Jaroslavl' : RIO Akademii MUBiNT, 2015. - S. 94-96.

6. Dubrovskaja, O. N. Kratkaja istorija astrologii = Brief history of astrology [Tekst] / O. N. Dubrovskaja. -M. : Ripol klassik, 2002. - 496 s.

7. Ivanec, O. Iz istorii astrologii = From astrology history [Jelektronnyj resurs] / O. Ivanec. - URL: https://ivanets.com/articles/history.html (data obrashhenija 27.04.2019).

8. Mal'ceva, Ja. A. Referentnye sdvigi v profeticheskih tekstah = Reference shifts in the prophetic texts [Tekst] // Filologicheskie nauki. - 2009. - №5. -S. 66-75.

9. Stepanov, V. N. Zhanrovye priznaki profeticheskih tekstov (na materiale astrologicheskih prognozov na anglijskom, russkom i ukrainskom jazykah) = Genre signs of prophetic texts (on material of astrological forecasts in English, Russian and Ukrainian languages) [Tekst] / V. N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. -№ 2 (33). - Rjazan', 2015. - S. 32-46.

10. Stepanov, V. N. Profesema kak invariantnaja edinica profeticheskoj kommunikacii (na materiale astrologicheskih prognozov na anglijskom, russkom i ukrainskom jazykah) = Profesema as an invariant unit of prophetic communication (on material of astrological forecasts in English, Russian and Ukrainian languages) [Tekst] // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. - 2017. -№ 3 (42). - S. 7-13.

11. 10 stars nées sous le signe du Sagittaire. - URL: http://www.elle.fr/Astrologie/Dossier-Astro/Stars-nees-sous-le-signe-du-sagittaire (дата обращения 27.04.2019)

12. Astrologie. - URL: http://www.elle.fr/Astrologie (дата обращения 27.04.2019)

13. Claude Alexis Voyance. - URL: http://www.claudealexis-voyance.com/ (дата обращения 27.04.2019)

14. Elle. - URL: https://www.elle.com/ (дата обращения 27.04.2019)

15. Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. - URL: http://portail.atilf.fr/encyclopedie/Formulaire-de-recherche.htm (дата обращения 27.04.2019)

16. France soir. - URL: http://www.francesoir.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

17. Le Figaro. - URL: http://www.lefigaro.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

18. Le Mond. - URL: https://www.lemonde.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

19. Le Parisien. - URL: http://www.leparisien.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

20. Liberation. - URL: https://www.liberation.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

21. Marie Claire. - URL: https://www.marieclaire.fr/ (дата обращения 27.04.2019)

22. NRJ dément le retour de «12 coeurs» sur la chaîne. - URL: https://www.jeanmarcmorandini.com/article-24395-nrj-dement-le-retour-de-12-coeurs-sur-la-chaine.html (дата обращения 27.04.2019)

23. Paris Match. - URL: https://www.parismatch.com/ (дата обращения 27.04.2019)

24. Peyret, Emmanuèle. L'horoscope, chewing-gum du peupl. - URL: https://www.liberation.fr/societe/2003/01/21/l-horoscope-chewing-gum-du-peuple_428416 (дата обращения 27.04.2019)

25. Programme TV, news TV, séries et cinema. -URL : https ://www.programme-tv. net/programme/culture-infos/r10252-horoscope/8520525-horosc (дата обращения 27.04.2019)

26. Stepanov, V; Borzova, I. Genre characteristics of prophetic texts as a means of ideological communication (based on astrological forecasts, in English, Russian and Ukrainian languages). In: Linguaggio, ideologia e loro rappresentazioni Università degli studi di Napoli «L'Orientale», Napoli, 2016. - Quarderni di AIQN (Annali del Dipartimento di Studi Letterari, Linguistici e Comparati -Sezione linguistica). - N. S. IV, 2016. - P. 151-175.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.03.2019 Дата принятия статьи к печати: 18.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.