Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248).
Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 19-21.
Е. Н. Азначеева
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: СЕМИОТИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Статья посвящена проблеме когнитивных и семиотических оснований астрологической системы. Утверждается, что полисемантизм и амбивалентный смысл астрологических знаков определяются на основе аналогии и синхронизации. Определен специфический характер астрологических архетипов и ключевых концептов.
Ключевые слова: астрологический дискурс, астрологическое предсказание, архетип, символ, ключевой концепт.
Астрологический дискурс представляет собой бытийный тип дискурса, сочетающий в себе особенности метафизического, эзотерического и научного дискурсов. Как раздел метафизического дискурса астрология занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, прежде всего энергиями и их воздействием на человека и его жизнь. Как часть эзотерического дискурса астрология выражает особое мировосприятие личности, ставящей на первый план духовную суть жизни и подчиняющей все материальные проявления человеческого существования невидимым явлениям «тонкого мира». В качестве научного дискурса астрология использует методы эмпирического познания, затем обобщения, типизации, математического моделирования и, наконец, интерпретации натальной карты, здесь эмпирическая практика сочетается с философским мировоззрением, в центре которого находятся вопросы бытия, судьбы, предназначения человека. Цель астрологического дискурса — помочь человеку обрести самосознание, определить свое место в мире и адекватно реагировать на события жизни.
Семиотическая система, лежащая в основе астрологического дискурса, служит для моделирования окружающей действительности и сюжетов человеческой жизни. Она включает базисную систему символов, состоящую из обозначений знаков Зодиака, планет, аспектов и их конфигураций и т. п.
В текстах астрологических предсказаний полноценно проявлены все три уровня, коррелирующие с семиотическими измерениями, выделяемыми Ч. У Моррисом: семантика, синтактика и прагматика. Уровень семантики астрологических предсказаний образует интерпретация космограммы и гороскопа. Она включает несколько слоев: архаический, представленный архетипами и мифологемами; образный слой, основными единицами которого являются метафоры;
характерологический слой — психологическая характеристика нативов и др. Синтактика (грамматика) рассматривает вербальные и невербальные средства выражения структурных отношений элементов, к которым относятся расположение и соотносительная сила звездных тел в натальной карте человека. Прагматику составляют практические рекомендации, на этом уровне доминирует ценностный аспект и языковые средства выражения модальности и оценки. Западный, китайский, ведический, авестийский варианты астрологии представляют собой разные семиотические системы, информация частично может быть переведена с одного на другие «диалекты астрологического языка».
Хотя широкая публика знакома по преимуществу с прагматическим аспектом астрологии, в действительности астрология — и как древнее учение, включавшее в донаучный период всю систему знаний человека о мире, и как современная, так называемая гуманистическая астропсихология — представляет собой целостную мировоззренческую систему, охватывающую все стороны бытия. Когнитивно-прагматические характеристики астрологического дискурса определяются фундаментальными принципами, лежащими в основе его картины мира, системы ценностей и астрологической практики. Развивая некоторые положения астрологической теории А. Колесникова [2], мы выделяем базовые принципы, характеризующие астрологию как когнитивную систему (принципы холизма, антропоцентризма и геоцентризма, аналогии и синхронизации, цикличности) и свойства, отличающие астрологию как дискурс (креоли-зованность, иерархичность, психологизм, оце-ночность, моделируемость). В основе астрологической картины мира лежит представление о том, что человек занимает центральное место в мироздании, через него осуществляется связь между землей и космосом. Согласно принципу
аналогий, те же законы, которые сформировали солнечную систему и управляют движением планет, проявляются в устройстве земной жизни и душе человека [1].
Принцип аналогии и синхронизации определяет многозначность элементов семантического уровня астрологических текстов. Каждый символ обладает содержанием, приложимым к множеству самых разных объектов, и разнообразием средств своего воплощения. Формами выражения символического содержания служат графические символы, иконические изображения, мифологические архетипы, мифологемы, ключевые концепты и другие знаки, соотносящиеся с любым конкретным элементом реальности и связывающие разные планы существования: физические характеристики, внешность человека, его здоровье, темперамент и черты характера, ситуации, события и судьбу, природные катаклизмы, исторические события, животных, растения, минералы, металлы, драгоценные камни, запахи, погоду. Весь объем значения символа называется принципом планеты, знака и т. д. Принципы, управляющие космическими ритмами, нашли свое воплощение в прототипических представлениях о знаках зодиака, небесных телах, неподвижных звездах, градусах гороскопа.
В целом Зодиак является символом связей во Вселенной, символом циклических и сезонных изменений. По представлениям астрологов, каждый знак Зодиака реализует один из архетипов, о глубокой укорененности которых в психике человека свидетельствует тот факт, что они нашли отражение в мифологической картине мира всех народов. Многие традиционные мифологические образы (такие, как божественный кузнец, громовержец, умирающий и воскресающий бог) целиком соответствуют какой-либо зодиакальной мифологеме. Основное свойство архетипа как пра-образа культуры — его повторяемость в аналогичных условиях, а иногда и несмотря на них [1].
С точки зрения астрологии принадлежность к тому или иному знаку Зодиака определяет физиологические характеристики, особенности личности и темперамента, доминирующие модели поведения. Так, Овен воплощает архетипы воина, первооткрывателя, Телец — хранителя, Близнецы — коммуникатора, посредника, Рак — хранителя домашнего очага (матери), Лев — короля и созидателя, Дева — служителя, Весы—миротворца, Скорпион — преобразователя, Стрелец — философа, учителя, Козерог — стратега (отца), Водолей — новатора, гуманиста, Рыбы — мечтателя, мистика [3].
Перевод астрологической информации на обыденный язык астрологических предсказаний осуществляется при помощи вербализованных концептов, которые обозначают определенные энергии, характеризуют соответствующие психологические типы, а также обладают эзотерическим содержанием, связанным с их ролью в осуществлении божественного плана вселенной. Наиболее известны концепты, относящиеся к астропсихологической системе персонологии, характеризующие способы реагирования соответствующих типов личности на события. Так, Водолей характеризуется через концепты свобода, дружба, Овен — борьба, новизна, Телец — имущество, стабильность, Близнецы — информация, изменчивость, Весы — гармония, справедливость, красота и т. д. Эти концепты отражают, прежде всего, культурно-стереотипные представления о соответствующих типах личности.
Светила и планеты также представлены ключевыми концептами, выражающими их основные принципы, которые, согласно закону подобия Гермеса Трисмегиста «Что вверху, то и внизу», связывают между собой внешне совершенно разные явления: жизнь космоса с жизнью человека, с жизнью государства, с явлениями энергетического, физического, эмоционального, событийного и других планов. Так, астрологические принципы Солнца — жизненная энергия, центр и свет, принцип Меркурия — взаимосвязь, Сатурна — ограничение и структурирование, Юпитера — расширение и др. Референциальная неопределенность астрологических символов, затрудняющая их декодирование, возрастает из-за их соотнесенности с 12 домами гороскопа, отображающими различные сферы жизни человека, а также из-за различной интенсивности проявления в зависимости от уровня духовного развития личности, который определяет особенности ее реакции на ситуации и события.
Сакральный характер астрологических текстов проявляется в использовании бинеров (оппозиций), на которых построена вселенная. Так, стихии и планеты противопоставляются друг другу по таким признакам, как сухой — влажный, холодный — горячий, мужской — женский, западный — восточный, верхний — нижний. Семиотические оппозиции дух — материя, добро — зло, космос — хаос и др., ключевые символические концепты жизнь, рождение, любовь, как отражение космических начал, воплощаются в судьбе человека в виде универсальных архе-типических черт, но конкретные формы их про-
явления зависят от индивидуального творчества человека.
Зависимость астрологической карты от космических ритмов обусловливает ее динамический характер. Главным посылом современной гуманистической астрологии является не только поиск глубинного смысла символических репрезентаций, закодированных в гороскопе, но и осмысление жизненного опыта человека через соотнесение его с циклами его индивидуального бытия и бытия человечества в целом. Поэтому большое значение придается переживанию мистерии домов гороскопа, через которые человек проходит в течение своей жизни в соответствии с космическими ритмами. Так, каждый человек в соответствии со своей натальной картой реализует соответствующие жизненные сценарии, и астрология призвана помочь ему преодолеть свою низшую природу и гармонизировать жизнь в соответствии с законами вселенной. С лингво-
когнитивной точки зрения мистерию дома можно выразить посредством динамического концепта — сценария, с точки зрения семиотики она соответствует поведенческому тексту.
Семантическая многоплановость, многоуровневая структурная организация астрологических текстов, представляющих собой описание и толкование текста жизни человека, делает их притягательным объектом исследования для лингвистов и семиотиков.
Список литературы
1. Веташ, Семира и В. Астрология и мифология. СПб. : Атон, 1998.
2. Колесников, А. Философские основы астрологии [Электронный ресурс]. URL: ЫйрУ^й'о-dub.net/load/777/M7-1-0-349
3. Фирак-Митц, Ф. Астрологические коды. М. : АСТ : Астрель, 2007.
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 21-24.
Е. Ю. Аликина
ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ репрезентации КОНЦЕПТА «ДЕСТИНАЦИЯ» В ТУРИСТСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале русского и немецкого языков)
В статье анализируются метафорические модели репрезентации концепта «Дестинация», характерные для туристского дискурса. Данная разновидность дискурса соотносится автором с практическим типом знания, носящим прагматический характер.
Ключевые слова: концепт, дискурс, метафорическая модель, наивная картина мира.
В современных когнитивно-дискурсивных исследованиях метафора определяется как универсальный механизм мышления и познания действительности, для изучения которого все активнее привлекается метафорическое моделирование. Материал в таких исследованиях организуется по принципу противопоставления двух концептуальных областей — области денотата и сигнификата, или области объекта осмысления и метафорической модели. Метафорической моделью называется понятийная область, включающая связанные семантическими отношениями элементы. Названием модели служит родовое понятие, объединяющее элементы ее таксонов. Распределение материала внутри модели производится на основании определений толковых словарей, так как метафорическая модель явля-
ется результатом естественной, а не научной категоризации действительности [2].
Под дискурсом понимается вербально опосредованная деятельность в специальной сфере [1], в которой формируется концепт, т. е. специальное знание различного уровня абстракции (от наивного, эмпирического до научного, теоретического). Концепт имеет множество способов вербальной репрезентации, однако все это многообразие может быть сведено, по Ю. Н. Караулову, к трем формам репрезентации языка: «язык-система», «язык-текст», «язык-способность» [3].
В настоящем исследовании предпринимается попытка метафорического моделирования вербальной репрезентации туристского концепта Дестинация в русско- и немецкоязычных