Научная статья на тему 'Традиция астрологии в «Живой Этике» и современном мире'

Традиция астрологии в «Живой Этике» и современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1032
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рерих / астрология / мифологические архетипы Зодиака / Roerich / astrology / mythological archetype of the Zodiac

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щепановская Елена Михайловна

В статье рассматривается развитие астрологии как научного знания. Показано, что исследования в области актуализации архетипов позволяют выявить закономерности в бессознательных состояниях и духовных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition of

The article deals with the task to develope astrology as scientifi c knowledge. Researches in the area of actualisation of the archetypes gives the opportunity to fi nd laws in unconscious and spiritual processes.

Текст научной работы на тему «Традиция астрологии в «Живой Этике» и современном мире»

Е. М. Щепановская Традиция астрологии в «Живой Этике» и современном мире

В статье рассматривается развитие астрологии как научного знания. Показано, что исследования в области актуализации архетипов позволяют выявить закономерности в бессознательных состояниях и духовных процессах.

Ключевые слова: Рерих, астрология, мифологические архетипы Зодиака

E. M. Schepanovskaya Tradition of Аstrology in «Living Etics» and Modern World

The article deals with the task to develope astrology as scientific knowledge. Researches in the area of actualisation of the archetypes gives the opportunity to find laws in unconscious and spiritual processes. feywords: Roerich, astrology, mythological archetype of the Zodiac

Одним из фундаментальных положений «Учения Живой Этики» является тезис о тождестве человека и Вселенной, который сегодня выступает как антропный принцип, получающий все более широкое распространение в науке1. Этот тезис служит основой астрологии. В литературно-философском наследии Рерихов астрология понимается как наука будущего. Точнее, говоря о науке будущего, Елена Ивановна Рерих прежде всего упоминает астрономию: но утверждает, что астрономия будет основываться на новых представлениях, преодолев фрагментарность современного знания: «Новая наука, изучающая соответствия между макрокосмом и микрокосмом, утвердит институт изучения скрытых свойств человека на психической основе, на психической энергии»2. Она будет иметь широкий спектр применений и многочисленные ветви отдельных отраслей: это астрохимия, астробиология, астрофизиология, астропсихология, тесно связанные с психобиологией, психофизиологией, психодинамикой.

Поиск научных подходов к «изучению свойств человека в связи с космическими лучами и токами» Е. И. Рерих считает одной из задач института Урусвати. «Агни-Йога» предсказывает создание институтов астрологии, одновременно занимающихся исследованиями психической энергии. Как пишет Е. И. Рерих, влияние «космических лучей» на живые организмы будет изучаться астрофизиологией и астрохимией, а астрологию она называет «формулой» последней: то есть, очевидно, способом вычисления этого влияния. Согласно мысли Е. И. Рерих, такая наука должна приблизить наше мышление к основе мироздания, которую являет «Живая Одухотворенная Сущность - Пространство-Матерь, наполненное Огненной Субстанцией» и которую можно понять через принцип «Единства в Многообразии».

Таким образом, наука будущего видит духовное знание и как общее знание о Космосе: астрономия, которая бы занималась изучением различных планов чело-

веческого бытия. Но именно это издревле и делала астрология: пока астрономия не отделилась от нее как физико-математическая наука, исключившая из рассмотрения все сферы органической жизни и социокультурного бытия человека.

В каком же состоянии астрологическое знание находится сейчас? Насколько оно соответствует духовному идеалу Рерихов и их образу обобщающего знания, способного описывать разные сферы органической, психофизической и культурной жизни, в которые она должна принести учет живого человеческого фактора и его космических стремлений?

Сегодня зодиакальная модель древнейших архетипов сознания обращает на себя внимание как непосредственно связанная с временными характеристиками и укорененная в физической природе система, которая - при достаточно глубокой разработке - содержит возможность целостного описания человека и сферы культурных смыслов, преодолевая отрыв математически строгого знания от гуманитарной науки. Этим она отличается, например, от получившей сейчас распространение синергетики: которая, как любая натуралистическая физическая модель, может лишь уподобить культурные процессы физическим, но сферу культурных ценностей описать не может.

Гуманитарное знание использует метод аналогий, но делает это часто несистематично и спонтанно. Астрологическая модель является универсальной системой аналогий, сводя воедино все их типы, тем самым она дает возможность применять метод аналогий более строго. Как указывал Э. Кассирер, присущая мифологии внутренняя структурность «находит завершенное классическое выражение в астрологической картине мира... Предопределенность бытия действует для индивидуума так же, как она действует для вселенной. Что бы мы ни рассматривали: порядок природных стихий, порядок времен, состав тел или типичные свойства, виды „темперамента" у людей - мы всегда будем находить в них одну и ту же изначальную схему членения, одну и ту же „артикуляцию", накладывающую на все частное отпечаток целого»3. Таким образом, хоть астрология и была отвергнута наукой Нового времени вместе с самим принципом мышления по аналогии (как это показал М. Фуко4), она закономерно может возродиться для науки вместе с научным изучением и реабилитацией этого принципа. Смыкая с математическим расчетом универсально-общечеловеческие смыслы, астрология может стать инструментом изучения культуры, как один из самых точных методов гуманитарных наук.

Сегодня перед этим знанием стоят две задачи:

1) обосновать свой метод (то есть показать, почему астрономический расчет может быть применен к психофизиологии и сознательной деятельности человека, как к социокультурным процессам);

2) разработать смысловую интерпретацию тех метафизических сущностей или энергий, которые в астрологии называются знаками и планетами, то есть дать их современное символическое, культурное и философское описание.

На настоящий момент первая задача очевидна - и, возможно, она будет решена даже быстрее, чем вторая. Слабость именно символической интерпретации (традиционной смысловой базы Средневековья) возродившейся у нас в 1990-е годы астрологии отмечает в журнале «Вопросы философии» Пружинин Б. И., при этом в самом методе астрологии он «ничего сверхъестественного и антинаучного» не обнаруживает: «На фоне зодиакальных созвездий планеты Солнечной системы, как они видятся с Земли, образуют сложные и постоянно меняющиеся фигуры. Совокупное воздействие этих планет, вплетенное в действие зодиакального фона, как раз и определяет возможные пути развертывания земных ситуаций. Собственно астрологической задачей является точное определение суммарного характера (качества) и суммарной интенсивности (количества) такого совокупного воздействия. Делается это через оценку интенсивности и смысла каждого действующего фактора по отдельности и их взаимных действий»5. Пружинин также подчеркивает, что задача астрологии - описание деятельности людей, а не звезд: последней задачи астрология не ставит, она лишь использует аналогию этой деятельности с ритмами Космоса.

Чтобы обосновать правомочность астрологической традиции, используются аксиома единства мира, близкая философии космизма, и метод аналогий. Поскольку физические процессы Земли как единого организма (на который влияет космос) имеют аналог в сознании человека, движение планет в структуре Солнечной системы может рассматриваться как аналоговая модель работы архетипов в единой структуре сознания, психики, биофизических и культурно-исторических процессов. Она может быть названа «планетарной моделью сознания» (по аналогии с «планетарной моделью атома» Н. Бора)6. Строение Солнечной системы соотносится с внутренними качествами Земли как единого организма, выявляющими ее зависимость от Солнечной системы, и через это - со структурой человеческой души, рассматриваемой как временная точка истории Земли (душа как описание момента времени, в который родился данный человек).

Согласно современному постнеклассическому пониманию науки, такую посылку нельзя считать ненаучной. И поскольку антропный принцип возрождается в современной науке, возможно, будут найдены естественнонаучные способы обозначить согласованное соответствие между процессами психики и сознания и физическими процессами Земли, как производными от влияющей на нее Солнечной системы. Такую задачу ставили представители русского космизма: В. И. Вернадский, который уже полвека назад сожалел о том, что в науке до сих нет ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса7; А. Л. Чижевский, изучавший значение для органического мира космических излучений (влияние солнечной активности на пики эпидемий)8. Космизм сегодня актуален тем, что созвучен видению человека как органической части природы.

В рамках астрологического подхода может быть объяснено совпадение во времени напрямую не связанных между собой явлений, которое Юнг обозначал понятием синхронизма (синхронистичности)9 и параллельность распространения информации, которую исследовал академик В. П. Казначеев10.

Обычно рассматривается, что на формирование человека, его психофизических особенностей и ментальных способностей влияют два фактора: генотип и среда. Астрология позволяет дополнить его третьим фактором - биосоциальной ритмикой (соотносимой с космической). Ее описывает гороскоп, задающий психофизические и ментальные предрасположенности на момент рождения, как некий базовый импринтинг. Импринтинговый ритмический рисунок выступает как врожденные предрасположения, которые осознаются нами как идеи, чувства, потенции или потребности, о которых говорил уже Лейбниц, уподобляя их прожилкам в мраморе, предрасполагающим к тому, чтобы из этого куска была вырезана та или иная скульптура11.

Этот импринтинг, правда, может быть дополнен или преодолен влиянием людей и событий, затрагивающих жизненные основы человека на глубоком биопсихи-ческом уровне. (Наиболее характерный астрологический пример этого - когда вся семья начинает жить по гороскопу только что родившегося младенца, временно полностью переориентировавшись на его ритм). Индивидуальная предрасположенность, таким образом, рассматривается как сложная циклически-временная структура некоей уникальной точки времени, а реализация личности - разворот временной потенциальности в человеческом обществе.

Сегодня отметание астрологии как не-науки отводит ей нишу мистики, не требующей определения основ и границ этого знания, отчего в нашей стране и не происходит должного развития этой области - хотя в начале 1990-х годов такие попытки были12. Как указывал Фейерабенд, наука должна лицом к лицу становится с параллельными сферами знания, что идет и на пользу самой науке, которая в столкновении с областями, оставленными за бортом, может найти новые пути развития13.

Что может дать сегодня астрологический подход традиционной науке? Он раскрывает онтологию времени как цикла, преодолевает представления о беска-чественности времени и пространства классического научного подхода и открывает возможность описания разных ракурсов качественности социокультурного времени.

Сегодня происходит возврат от линейных концепций развития к циклическим, характерным для древнейшего мировосприятия и античности (от Эмпедокла, Платона и Аристотеля до Полибия и стоиков), что показывает высокая оценка циклической концепции истории, предложенной Дж. Вико14, П. А. Сорокиным, вернувшимся к циклической модели культур15, и развитие ее Р. Ю. Виппером16. Обращение к культурным характеристикам времени сразу же выявляет его цикличность. Но

сложность описания социокультурного времени и уникальности каждого момента зачастую приводит исследователей к выводу о непредсказуемости культурного развития. Ведь цикличность культурных процессов не описывается математически элементарной моделью (что показывает А. Кребер, выделяя ряды пиковых моментов подъема и спада в развитии культур, разные для разных периодов и стран17). И простая аналогия с астрономическими циклами показывает, почему.

Во-первых, точкой отсчета нашего видения не является центр мира и даже Солнечной системы, что демонстрирует возвратное и петлеобразное движение планет (в рамках определенного цикла один качественный момент обычно повторяется трижды: что, возможно, определило троичное представление о времени).

Во-вторых, надо учитывать, что каждый момент времени характеризует не один, а множество разносмысловых культурных циклов, что и определяет его уникальность. Культурный временной механизм - часы не с одной, а со множеством стрелок, и движение социокультурного развития происходит в рамках всех полей социокультурных смыслов; причем одновременно может происходить развитие в одних областях и торможение в других. Такое представление дает увидеть момент времени как одновременный срез разных временных периодов.

Аналоговая модель космической ритмики и социокультурных процессов позволяет описать векторную направленность развития в какой-либо период времени и дать видение перспективы, утраченной на данном этапе в связи с утратой идеи линейного прогресса - как это показано в статье автора, посвященной современному моменту18.

Для такого описания следует обратиться к универсальным культурным смыслам, что позволяет сделать мифоархетипический подход. Мифология формирует все символические формы культуры (религию, искусство, науку, этику, право - как писал об этом Э. Кассирер19) и не утрачивает своей роли при их дифференциации. Она продолжает жить в недрах сознания, питая эти формы, поэтому мы можем использовать направляющие линии мифологии для анализа культурных явлений.

Наиболее универсальные культурные смыслы выявляют древнейшие мифологические архетипы, единые для всех народов: такие как первозданный хаос, небесный демиург, боги земли, времени и судьбы, царь богов - громовержец, астральные божества светил и некоторые другие. За ними стоят определенные ролевые функции и типические мифологические сюжеты (рождение жизни из изначальных вод, отделение Неба от Земли как начало творения, борьба громовержца с владыкой нижнего мира как основа мировой динамики и т. д.), которые предшествуют организованной религии и впоследствии формируют ее идеи. Таких общечеловеческих архетипов не очень много: их функции, понятия и идеи могут быть сведены в 12 базовых семантических полей, которые хорошо ложатся и на структуру Зодиака.

Это происходит потому, что структуру мифологии формируют космогонические мифы, логика которых воссоздает присущую мифологическому сознанию ти-

пичную последовательность фаз творения (об этом говорит уже мифолог Е. М. Ме-летинский20). Обычно исследователи мифологи обращали внимание лишь на три такие фазы, соответствующие трем типам богов (Море-Небо-Земля). Но их можно взять за основу генетической модели реконструкции мифологии21 и дополнить до 12 фаз, соотнеся эпохи формирования образов и идей мифологического сознания с этапами антропогенеза и социально-исторического развития. Это можно сделать, поскольку в мифологии народов мира обнаруживается не только совпадение отдельных образов богов, но и общая линия формирования человеческих представлений. Возникновение мифологического архетипа и связанного с ним семантического поля символических идей тогда предстает как кульминация определенного исторического этапа, фиксирующего эпохальные достижения человеческой культуры в образе определенного божества.

Древние Зодиаки служили исторически первыми классификациями мифологических образов. В их структуре проступает та же космогоническая модель творения, которую естественно сегодня взять за основу мифологической классификации. Анализ показывает, что большинство традиционно выделяемых мифологических образов (таких как громовержец, божественный кузнец, солнце, Луна, божественные близнецы и др.) целиком соответствуют какой-либо зодиакальной мифологеме. И сама последовательность фаз генезиса мифологических образов, соответствующая историческим этапам первобытного обустройства человеческого мира, легко проецируется на зодиакальный круг, коррелируя с обратной последовательностью знаков. То есть наиболее древние образы: великой матери-Моря, творца-Неба, первопредка, определяющего судьбу людей через навыки выживания на Земле и др., соответствуют концу Зодиака (Рыбам, Водолею, Козерогу и т. д.), а боги с наиболее новыми архетипическими функциями - образ богини любви или идеального воина, демонстрирующие внимание к чувству любви и его поэтизацию или развитие нравственных идеалов,- его началу (Тельцу и Овну).

Двенадцатичленная структура органически присуща самой мифологии (как это показал В. Н. Топоров в описании древа жизни22), и она оказывается удобна для выявления функциональных соотношений между архетипами, соответствующих типическим сюжетам мифологии. Такая круговая структура может выступать как модель структуры нашего бессознательного (как многотысячелетнего опыта прошлого). Это показывает, почему зодиакальный круг в астрологической традиции, при условии привлечения архетипических смыслов, может адекватно описывать структуру души.

К. Г. Юнг нашел место архетипам мифологического сознания в психологии; но если опираться не только на устойчивые прообразы подсознания, но и на закономерную спираль их исторического развития, можно использовать смыслы и сценарии сохраняющихся в культуре архетипов для изучения культурной, экономической и социально-политической жизни. Традицию астрологии можно использовать

как технику выявления актуализации архетипов, дающую возможность соотнести циклы времени с архетипическими идеями и развернуть глубинное смысловое содержание архетипов на современный момент.

Описать перспективу исторического развития невозможно, пока мы располагаем более-менее четким представлением о времени лишь последних веков и постоянно меняющейся оценкой социологов, экономистов и историков, а опыт исследователя частичен и ограничен своим временем и личностью исследователя. Но поскольку мифологическая картина мира содержит гораздо более масштабную историческую проекцию, культурно-историческое обращение к архетипам мифологии расширяет опыт исследователя от десятилетий до тысячелетий. Поскольку мы способны проецировать древнемифологические универсалии на зону современного восприятия, изучение цикличности проявления архетипов позволяет использовать тысячелетний багаж смыслов, чтобы со стороны (и даже с разных сторон) увидеть тот виток времени, на котором мы находимся сейчас, и прогнозировать дальнейший ход развития человеческой мысли.

С шумерского периода астрология адаптировала мифологию к современной жизни, и ее традицию можно представить как опыт переработки значений, стоящих за архетипами богов-планет. То, что зодиакальная классификация Междуречья или Египта сумела соотнести цикл смены времен года и небесную сетку эклиптических координат Солнца с определенными качествами божеств, сегодня уже представляется не заблуждением, но культурным достижением мысли древних. Это подтверждает ту идею, что архетипы мифологии фиксировались в древнейшем сознании не просто как пройденные ступени, которые были бы забыты, если бы не происходило их постоянной актуализации. Но события природной, социальной и частной жизни виделись как актуализация глобальных и вечных, но вполне определенных законов. А неизменные законы движения видимым образом демонстрировали планеты - именно поэтому 5 тысяч лет назад в Древнем Шумере оказалось возможным соотнести архетипы богов как качественности мира с космической динамикой. И это было не менее великим философским открытием первого абстрактного знания, чем сам расчет движения планет или вычисление затмений, послужившие толчком к развитию математики: оно показало, что физические процессы Вселенной имеют аналог в сознании человека, оно впервые соотнесло законы движения со сферой смыслов.

Астрологическая традиция требует постоянной разработки смыслового аппарата, на уровне высших достижений гуманитарных наук. Только пристальное изучение проявления архетипических характеристик какого-либо явления в истории и культуре дает возможность делать прогнозы. Мы можем вычислить архетипиче-ские параметры какого-либо явления через изучение того, какие архетипы были актуализированы во время его исторических пиков, а также у людей, с именами которых это явление связано в культуре. Это дает возможность увидеть, в какой

временной и культурно-исторической ситуации эти архетипы вновь станут актуальны. При этом следует учесть, насколько они резонируют с характером личности или архетипическими доминантами рассматриваемой страны, - как это сделано, например, в статьях, посвященных астрологическому анализу капитализма и коммунизма23 (это и есть суть истинного астрологического прогноза, отличного от профанации в СМИ). Но постольку, поскольку астрологи не используют культурную глубину символических смыслов и их исторический анализ (а сегодня им часто не хватает для этого гуманитарной базы), их достижения в описании момента времени и психосоциальной реакции человека на него остаются спорными.

Также при обращении к этому знанию следует учитывать следующие положения.

1. Описывая актуализацию архетипов, структура гороскопа (то есть аналоговая модель проекции космической ритмики на сознание человека и общества) предопределяет прежде всего наиболее динамичные подсознательные процессы и связи, которые постоянно находятся в становлении, и только во вторую очередь их внешнюю статичную проекцию, которая является лишь вершиной айсберга. Таким образом, астрологическая интерпретация событий личной судьбы относится, прежде всего, к жизни души. В социокультурном смысле она описывает суть некоего вечного процесса (но никак не его окончательное завершение).

2. Все смыслы астрологии носят символический характер, то есть архетипи-ческий смысл соотносится с проявленным вовне, как символическое значение с внешним выражением, полностью не покрывающим его. Между ними нет и быть не может взаимно однозначного соответствия, а это значит, что всегда можно найти какую-либо грань смысла, которая нам еще не знакома.

3. Астрологические предсказания, как внешняя интерпретация этого внутреннего смысла, носят вероятностный характер встречи внутреннего и внешнего, «события» в философском смысле этого слова. На уровне психики событие может быть переживанием, а не действием. Если событие пережито внутренне, оно может никак не проявиться вовне, на чем основаны многие древние ритуалы, заставляющие человека нечто пережить как внутреннее событие, иногда взамен возможного внешнего негатива. (Так, в Африке женщина, опасаясь, что ее дети могут умереть, хоронит кузнечика, оплакивает его, и после траурной церемонии обретает убежденность, что события не случится: так как оно уже произошло.)

4. Как показывает практика, события, происходящие с близкими и даже незнакомыми людьми, часто являются событиями жизни самого человека, отраженными в его гороскопе (а с ним могут происходить события, описанные в гороскопе близких). Таким образом, изучение событий, согласно астрологической традиции, позволяет сделать вывод, что личность человека не замкнута в границах его тела.

5. Интерпретация гороскопа описывает структуру души как творческий потенциал человека, который остается во многом не реализован (если считать, что у нас

обычно «работает» 3% мозга, то, значит, мы осознаем лишь малую часть событий из тех, которые происходят или могут происходить с нашим организмом, остальное приходится на долю бессознательного течения космической ритмики). У великих личностей творческий потенциал задействован в большей мере, что и позволяет им возвыситься до судьбы, которую описывает астрология: до проявления архети-пических пластов коллективного сознания и до воистину судьбоносных событий. В социокультурных процессах, где действие совокупности свободных воль перерастает в вектор единой необходимости, астрология может давать более точные, хотя тоже вероятностные прогнозы - что неизбежно для всех сложных самораз-вивающихся систем.

Как вывод хочется сказать: чтобы астрология заняла свое место в ряду современных наук как один из обобщающих методов гуманитарных сфер, позволяющих учесть всю многогранность человеческого фактора, и как знание, приближающее к духовности, - как ее понимали Рерихи, - это знание следует не только обосновать с естественнонаучной точки зрения, как это делает космизм. Надо разрабатывать на современном уровне его культурный и ценностно-смысловой ракурс, применительно к разным сферам социогуманитарных наук, привлекая все их последние достижения в наработке смыслов. Как позитивная наука, астрология всегда будет выглядеть бледно: богатство этого знания в его символической природе, всегда проецирующей бесконечность образов на бесконечность смыслов, и в ее мифологическом ядре, обращающем нас к целостному мышлению, не теряющему ценностной и духовной компоненты. Только поняв астрологию как древнейшую мифологию, можно сделать ее наукой будущего. И тогда изучение актуализации архетипов даст возможность относиться к бессознательным и духовным процессам как закономерным.

Мифологические архетипы в Учении и «эзотерической» астрологии Рерихов

Рерихи считали, что наука будущего должна приблизить наше мышление к основе мироздания, которую являет «Живая Одухотворенная Сущность - Пространство-Матерь, наполненное Огненной Субстанцией» и которую можно понять через принцип «Единства в Многообразии»24. Как уже было сказано, под этой наукой они понимали, прежде всего, астрономию, которая изучает все сферы жизни, деятельности и психики человека - то есть астрологию. Письма Е. И. Рерих свидетельствуют, что она внимательно следила за переходом планет из одного зодиакального знака в другой, изучала лунную астрологию А. Волгина, сама анализировала гороскопы текущих событий и своих знакомых и близких25, как подробно показано в статье И. Ю. Александрова26.

Это показывает, что Рерихи относились к астрологии как духовно-практическому знанию, способному не только помочь пониманию событий и характера людей,

но и указать историческую перспективу, как и эволюционные пути личностного роста. Чтобы подчеркнуть это отношение к астрологии, Е. И. Рерих использует термин «эзотерическая» астрология, используя интуитивно-образные представления о планетах как о лучах космической энергии и как живых сущностях (поскольку для Рерихов одушевлена вся Вселенная).

Для понимания духовных процессов «эзотерическая» астрология также предлагает ряд особых управителей знаков Зодиака вместо традиционных. Наиболее конкретно модель «эзотерических» управителей изложена в «Трактате о семи лучах»27, где они описываются через традиционные понятия планет (отчего ее легче понять через традицию астрологии, чем художественно-мистическое описание планет у Е. И. Рерих, поэтому обратимся сначала к ней). Для профессионального астролога эта модель понятна из самих качеств зодиакальных психотипов и может служить рекомендацией для духовного и просто человеческого развития качеств знаков Зодиака, как это показано в авторской книге28, где приводятся и рекомендации Е. И. Рерих для знаков Зодиака.

Чтобы прояснить символику планет, можно воспользоваться картиной типических мифологических сюжетов, связанных с образами соответствующих богов в мировой мифологии29. (Это мифологическое описание доступно и для непосвященных в астрологический язык.)

Так, «эзотерические управители» Овна, Меркурий и Уран, кроме традиционного, Марса, коррелируют с типическим сюжетом мудрости военных богов (Один или Афина). И архетипический образ воина в поздних мифах воплощает идеал человека (ведь он тот, кто должен объединить людей и повести их за собой). Как и мифологему выхода на новый путь, разрушения старого мира, соотносимого также с эсхатологическими мифами (а творение нового мира символизирует небесный демиург Уран).

«Эзотерический» Вулкан Тельца - образ божественного кузнеца, подчиняющего стихию огня, - кроме основной управительницы Венеры, показывает созидающую роль чувства, отраженную в развитых образах богини любви (Изида, воскрешающая Осириса, Астарта - своего возлюбленного Эшмуна; связь шумерской Иштар с вечнозеленым древом жизни и возведением городской стены и т. д.). Чувство - опора созидания, а созидание - высшее проявление чувства. Такова суть «эзотерического управителя», как и мифологического образа быка-Тельца, вспахивающего поле, а также всей мифологии богини любви, ходом истории превращенной из дикой амазонки в любящую жену и мать.

«Эзотерическая» Венера или Земля Близнецов, кроме планеты Меркурий, символизирующей интеллект, говорит о необходимости связи ума и чувства, на что настраивает и сам мифологический образ Близнецов как первых людей, часто мужчины и женщины, покинувших мир богов, чтобы основать свой собственный на иной территории. И виртуальная реальность, формируемая разумом, как фундаменталь-

ной характеристикой человеческого бытия, также необходимо должна иметь связь с практической реальностью (то есть Землей, что в современной астрологии отражает образ матери-Земли Цереры: как управителя Девы, имеющей сильную позицию «экзальтации» в знаке Близнецов) и эмоциональную подпитку (Венеры), чтобы она могла развиваться.

«Эзотерические» Юпитер и Нептун для Рака, кроме Луны, символизирующей психосоматику и бессмертие души, указывают, что понятие о внутреннем мире и душе имеет тесную связь с социальной традицией и формируется в опоре на нее. А также что личная психика должна быть расширена до социального (Юпитер) и найти выход к истокам жизни (Нептун): или к коллективному подсознанию (как писал об этом Юнг, считая прикосновение к коллективному бессознательному необходимым условием становления индивидуальности: индивидуации). В мифах с личной и с коллективной душой соотносятся два материнских образа. Это Луна как мать своего ребенка: как образ перерождения, формирующего преемственность жизни, и образ водного истока (Нептун) как праматери всего живого, основы жизни и смерти. Ощущение преемственности жизни выводит к ее изначальным основам -такова суть мифологической идеи бессмертия души, которую символизируют и «эзотерические» управители Рака.

«Эзотерическим» управителем Льва называется сам его главный символ Солнце, обозначающий героику самореализации человека в мире. В мифах Солнце покровительствует героям (как греческий Аполлон, предводитель муз, или семитский Самсон: «солнечный», сила которого была в волосах (образ солнечных лучей)). Солнце и герои нередко противостоят царю богов, символизирующего общественную власть, и мифология таким образом живописует неизбежный конфликт творческой индивидуальности и общества (который раскрывает Юнг). «Эзотерическая» астрология не останавливается на этом аспекте героического архетипа, указывая лишь на прямоту пути духовного развития знака Льва через саму жизненную реальность и неформальный подход к ней, символизируемый Солнцем.

«Эзотерические» планеты Девы - Луна и Юпитер. Первая подчеркивает чистоту и преемственность природного процесса, воспроизводящего земной порядок (смену времен года и рост растений), отраженную в безупречности богов растительности и образе девственности, проступающем в названии этого знака. Царь богов Юпитер, заведующий организацией мироздания, здесь указывает на то, что тесно связанный с природным порядком процесс работы (который символизирует знак Девы) должен быть осмыслен через нашу причастность к миропорядку в целом - которую отражают Элевсинские и другие мистерии, посвященные умирающим и воскресающим богам растительности. (Неслучайно их участники считали себя не только отпраздновавшими посев или сбор урожая, но и прикоснувшимися к таинству бытия.)

«Эзотерические» управители знака Весов, которому в Греции покровительствовал кузнец Гефест и который символизирует искусственное созидание, рукотворное мастерство, законы отношений и в целом сферу культуры, - Уран и Сатурн. Первый подчеркивает здесь творческую свободу (преодоление консерватизма и возвышенность искусства), второй - совершенный материальный результат этого творчества и законодательную функцию культуры, ее неуничтожимый след. В связи с Ураном как образом высокого неба и творческой мысли, оторванной от земли, можно вспомнить утопии, связанные с магическим искусством божественных кузнецов: способных сковать слово и песню, летающую повозку, руки и ноги взамен покалеченных, силу и твердость характера, счастье в браке или отсрочить смерть.

«Эзотерические» управители Скорпиона, знака экстремальных событий, смерти и внутреннего потенциала к трансформации - Меркурий и Марс. Вестник богов, такой как Гермес / Меркурий, в мифологии часто выступает проводником в невидимую реальность потустороннего мира - и такова роль нашего интеллекта, служащего проводником к неведомым психическим и другим ресурсам. Смерть в мифологии нередко предстает как самоосознание (образ загробного суда), а также испытание, задействующее все силы человека: его ресурс к преодолению любой экстремальной ситуации - неслучайно выдерживают его, прежде всего, воины (погибшие в бою попадают в рай). И это уже архетип Марса, в котором возрождение (весна) побеждает смерть.

«Эзотерический» управитель Стрельца - Земля (по более современной терминологии Церера / Прозерпина), и это соответствует тому, что главный бог Стрельца Юпитер, в отличие от предыдущих трех поколений богов: матери-Моря, демиурга Небес и первопредка, бога своей земли и судьбы, ушедших на покой ^е1 ойобЬ в терминологии М. Элиаде), остается непосредственным правителем нашего земного и социального мира. Он символизирует коллективный разум - а общественное мировоззрение, в отличие от качеств «отдыхающих богов» (обозначающих подсознание, творческую интуицию и память), отрываться от земли не должно - что рекомендуется и знаку Стрельца в его духовном развитии.

«Эзотерическая» планета Козерога - Венера. Этот архетип связан с ограничениями земной материи, времени и судьбы и со смертью как неизбежным злом. Эта погруженность в материю нацеливает на результат, но сужает горизонты. Поэтому, какое духовное дополнение будет лучшим, как не планета любви, архетипически связанная с идеей вечной жизни (вспомним вечнозеленое древо жизни в саду Иш-тар и сюжет воскрешение возлюбленного)?! Кроме того, архетип Сатурна: своей земли и времени, в астрологии характеризующий суть знака Козерога, исторически обозначает начало земледелия, связанное с осознанием циклов времени, а его расцвет в развитой цивилизации полей, вспаханных тягловой силой быка-Тельца, символизирует звезда Венера, порой изображавшаяся между его рогами. Как земледелие дало решение проблемы выживания, так счастье и жизнь, символизиру-

емые богиней любви, являются главной целью производительного труда (об этой элементарной истине современный мир, где сильно влияние архетипа Сатурна, склонен забывать, как и представители знака Козерога. В современной ситуации разрушающий экологию жизни ради производства, этот «эзотерический управитель» оказывается крайне актуален).

«Эзотерические» управители Водолея - Юпитер и Луна. Их мифологический смысл в передаче функций «сверху вниз»: от правителя Водолея Урана, демиурга Небес и архетипа творящей мысли, - к громовержцу, орошающему поля земледельцев и символически соотносимому с более конкретным осознанием и формулированием идей, согласно их общественной актуальности. Юпитер здесь может обозначать необходимость социального воплощения интуитивных идей, общественного разворота стихийного творческого импульса. Луна в мифах связана с богом Неба как его глаз; ее архетипическая связь с беременностью, рождением и молоком (прообразом напитка бессмертия) соотносит ее также с Млечным путем: образом реки жизни, текущей с небес на Землю (и такими представлялись древним все великие реки: Нил, Ганг, великие реки Сибири и др.). Это отражает символические смыслы всевидения и прозрения небесного, космического истока жизни: ее укорененности в духовном, божественном, а не только в материальном.

И наконец, «эзотерический» управитель Рыб - Плутон, планета глубин и смерти. В мифах часто встречается сюжет, когда герой оказывается проглочен огромной рыбой или другим чудовищем. Или он оказывается во власти бед (болезней) и мира смерти, но, возвращаясь на землю, приобретает дары, превосходящие все существующее в мире. В психоанализе это проецируется на соприкосновение с бессознательным, в стиле ритуалистической школы трактуется как инициация. Уход от внешнего мира в его глубины, скрытые за пределами нормы, способствует пробуждению духовных сил. Маргинальность способствует прозрению экзистенциальных истин.

«Эзотерические» управители знаков и их смысл

Овен (Марс) Меркурий, Уран выработка стратегии и тактики поведения: контроль разума над опасной стихией огненной энергии

Телец (Венера) Вулкан любовь должна служить созидательному творчеству

Близнецы (Меркурий) Венера, Земля (Церера) к интеллекту следует подключить чувство как критерий проверки идей ради их практического внедрения

Рак (Луна) Юпитер, Нептун переход от частных чувств (сентиментальность ребенка) к социальным и всеобщим (сочувствию матери, любви к Родине, человечеству, Богу)

Лев (Солнце) Солнце опора на жизнь и необходимость самоотдачи

Дева (Церера) Луна, Юпитер рациональное воссоздание естественности жизненного процесса

Весы (Хирон, Вулкан) Уран, Сатурн совершенство творческого усилия, выводящее за пределы существующего

Скорпион (Плутон) Марс, Меркурий искренность и сознательность стремления к истине и свободе

Стрелец (Юпитер) Земля (Церера), Марс активное воплощение идей в земную действительность

Козерог (Сатурн) Сатурн, Венера постижение законов материи и судьбы и их преодоление в вечном потоке жизни

Водолей (Уран) Юпитер, Луна объективное освещение идей, их оптимистичное соединение с тканью жизни ради будущего

Рыбы (Нептун) Плутон глубина сопереживания и погружения в реальность

Таким образом, за мифологемой, отраженной в символе «эзотерического управителя», как и за любым типическим мифологическим сюжетом, стоит определенный психический закон мировосприятия и жизнедеятельности. Символически обрисовывая, как он «работает», «эзотерическая» астрология указывает перспективу психодуховного развития в рамках определенной проблематики. Это является целью и астрологии вообще, практическая задача которой - не только описать момент времени и качества характера, но и дать рекомендации на перспективу. В статье нет места подробной проекции «эзотерических» управителей на духовные качества, стоящие за архетипами мировой мифологии и Зодиака, как ее позднейшей проекцией, но очевидно, что никакой иррациональной мистики здесь нет; она основана на тех же универсальных законах мифотворчества и подсознательно-ценностной логики мысли, как и архетипы мифологии, астрологические универсалии и психоментальный процесс в целом.

Интуитивно-художественные образы планет у Е. И. Рерих сложнее, чем описанная рациональная модель, но, если приглядеться, их подоплекой также является мировая мифология: это, например, образ матери-Луны, связанной с бессмертием души, или небесного демиурга Урана, стоящего за пределами добра и зла по отношению к человеческому миру. Знание типического в мифологии позволяет их «расшифровать» для интеллектуального восприятия.

В связи с этим следует сказать о мифологической семантике образа огня, занимающего центральное место в «Учении Живой Этики». Этот образ относится к мифологеме богов марсианского типа: как было отчасти упомянуто выше, это архетип воителя, доминирующего над разрушением, выхода за рамки цивилизации в

дикую природу, связанный с идеями весеннего возрождения, обретением нового пути и лидерской позицией, а также нравственными качествами, проявленными в образе идеального вождя. Все эта семантика присутствует в образе огня, как и его качество наиболее активной энергии, соприкасающейся с истоком (в индийском, как и в греческом мифе, мировую жизнь рождает возникший в воде огонь), разрушения (образ войны) и преображения (образ Феникса). Мировая мифология ярко демонстрирует связь огня с эсхатологическими мифами (разрушение мира в огне в мифологии скандинавов или индейцев), имеющими смысл осознания временной координаты с позиции вечного, как писал о том Н. А. Бердяев30.

В индийской мифологии огонь-Агни рождает юного воина Сканду, военного предводителя богов, Он пастух, близкий воину по функции защиты стада и проводника, а также выхода за рамки традиционной жизни и обретения новой мудрости в лоне природы:

Я видел пастуха, без отдыха Бродящего по дорогам туда и сюда.

Скрываясь в водах, текущих вместе и в разные стороны,

Он шевелится во всех существах31.

В Ригведе Агни отождествляется не только со всеми значимыми богами (Брахмой, Индрой, Варуной, Рудрой), но и с животными и предметами. Он дает силы роста растениям. Огненная природа Агни, как и близкий ему иранский образ огня-Атара, объединяет всех богов и людей, и в этом смысле может считаться эталоном духовной энергии. Он получает эпитет Вайшванара (от «вишва» - «все» и «нара» -«человек»), что сопоставляет огонь образу всеобщего, истинного человека, который сокрыт во всех людях («Агни внутри человека это Вайшванара»). Как изначальная энергия жизни проявлен он более всего «в детях и внутри зачавших». Воплощая вселенский закон, он являет универсальную связь между богами и соединяет супругов. Как персонификация домашнего очага и жертвенного костра в виде юноши с золотыми волосами, Агни - «веселый бог, рожденный на радость людям». Как стихия пламени, Агни может и навредить, но он же восстанавливает разрушенное. Как символ единого духовного огня, распределенного между всеми существами, он «тот, к чьему пламени трудно привыкнуть, и все же близкий, как сила духа человека» [РВ, I, 66]. Подобно огню Прометея, Агни возвышает людей до участи богов. И «мужи, одаренные силой видения» находят его в духовном сосредоточении [РВ, I, 67].

Упомянутые гимны Ригведы и многие другие - та мифологическая база, на которой основывается учение Рерихов, и ее более подробное изучение может помочь лучше его понять.

В целом, центральный образ учения Рерихов, как и «эзотерическая» астрология Елены Ивановны Рерих, не отрываются от архетипов мировой мифологии, что показывает адекватность этой области общечеловеческому психическому и ментальному восприятию феноменов. Это также демонстрирует, что астрология, ставящая акцент на личностном росте и возвышающаяся до ценностей и смыслов, может служить мостом к культурному багажу мировой мифологии, всплывающей в современной жизни в виде архетипов искусства, религии и культуры в целом. В этом смысле астрология может стать герменевтическим инструментом психологического «вживания» в эти сферы и, будучи понятийно структурирована, методом их гуманитарно-научного изучения.

Примечания

1 Ряд естественнонаучных теорий, учитывающих антропный принцип приведен в кн: История и философия науки / под ред. А. С. Мамзина. СПб.: Питер, 2008. С. 215-220.

2 Рерих Е. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 285-288.

3 Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2001. Т. 2: Мифологическое мышление. С. 104-105.

4 Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

5 Пружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопр. филос. 1994. № 2. С. 15.

6 Щепановская Е. М. Архетипическое понимание смысла событий как практическая основа астрологии // Мистико-эзотерические движения в теории и на практике: история, психология, философия: материалы 2-й междунар. конф. СПб.: РХГА, 2009. С. 56-65.

7 Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978. С. 12.

8 Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 24-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Юнг К. Г. Синхронистичность. М.; Киев, 1997.

10 Казначеев В. П. Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплекс. изучения. Новосибирск, 1991.

11 Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 241.

12 См. материалы одной из первых в России астрологических конференций: Астрология: век XX. М., 1990.

13 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

14 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994.

15 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

16 Виппер Р. Круговорот истории. М.; Берлин, 1922; Дианова В. М. Культурология: осн. концепции. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 20-23.

17 Кребер А. Л. Конфигурации культурного роста // Кребер А. Л. Избранное: природа культуры. М., 2004. С. 223; Дианова В. М. Указ. соч. С. 142-145.

18 Щепановская Е. М. Циклы времени и идеология // Тр. СПбГУКИ. 2008. Т. 180: Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. С. 363-372. URL: http: // culturalnet. ru (дата обращения: 01.04.2010).

19 Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2001. Т. 2: Мифологическое мышление. С. 19.

20 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000. С. 231.

21 Семира и В. Веташ Астрология и мифология. СПб.: Атон, 1998.

22 Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов соотносимых с концепцией мирового дерева // Тр. по знак. системам. 1971. Т. 5. C. 9-62.

23 Веташ В. Астрологические аспекты коммунизма. URL: http: // astrolingua. spb. ru (дата обращения: 01.04.2010); Его же. Астрологические аспекты капитализма. URL: http: // astrolingua. spb. ru (дата обращения: 01.04.2010).

24 Рерих Е. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 285-288.

25 Рерих Е. И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3: 1935. С. 62-63, 84, 191, 452.

26 Александров И. Ю. Астрология в литературно-философском наследии Рерихов // Тр. СПбГУКИ. 2010. Т. 190: Современные проблемы межкультурных коммуникаций, вып. 4: Восток-Запад. С. 337-356.

27 Бейли А. Трактат о семи лучах. М., 2000. (Мы обратили внимание автора статьи на письма Е. И. Рерих, в которых высказано отношение к деятельности А. Бейли. Нужно также отметить, что имеющая древние корни идея семеричности в природе и ее связь с астрологическими знаниями рассматривались ранее в трудах Е. П. Блаватской, в частности в томе III «Тайной доктрины». - Прим. ред.)

28 Семира и В. Веташ. Искусство астрологии. СПб., 1997. Гл. Пути Зодиака.

29 Семира и В. Веташ. Астрология и мифология. СПб.: Атон, 1998.

30 Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 65.

31 Гимн Агни PB 1,164:31 // Ригведа. Мандалы I-IV / отв. ред. П. А. Гринцер. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.