ВЕСГНИКРШТ'з• L’oii
К. В. НАЙМАРК
АРЕНДА СЕРВЕРНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ТУРИЗМЕ:
ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
УДК 338.482.22
ASP рассматривается как а. ляпе наиболее современных технологии, среди которых ведущее место тнимают распреде ленные программные системы, сервера нршюженнн н технология СОПЛА. Отмечена тенденция укрупнения компаний, предоепшвляющих ГГ-услуги в аренду.
Ключевые слова: туризм, аренда серверных приложений, услуги интернет-провайдеров, глобальные системы бронирования, П-техначогии, ГГ-ресурсы.
ASP is considered as an aUiance of the most modern technologies, among them a leading place is occupied by distributed software systems, serwr technolog}' and CORBA. Consolidation trend of companies providing IT-senices in the rent is shown.
Key words: tourism, application sen’ice providers (ASP), internet service providers, global reservation system, IT-technology, ГГ-resources.
Аналитики Gartner Group прогнозировали взрыв эмоций на рынке аренды серверных приложений (ASP) до 23 млрд долл. в 2003 г. Так, глава Sun Microsystems Скот Макнили высказывался: «Через пять лет, если вы будете руководителем, болеющим о своей компании, вы не будете больше покупать компьютеры. И вы не будете покупать программное обеспечение. Все это вы будете арендовать у провайдеров»1.
К 2003 г. рыночный сегмент только начинал формировать структуру услуг интернет-провайдеров, предоставляемых
1 АБР-тсхнологии в туризме: их прошлое, настоящее и будущее // Роль современных информационных технологий в развитии туристического бизнеса: доклад на науч -практ. конф.. 25 сентября 2002 г. - ШИ.: http://www.Comtour.ru/publish/publish-4.shtml
в аренду: от классического web-хостинг и предоставления бесплатных почтовых ящиков на yandex.ru. mail.ru и множестве других серверов до передачи крупным компаниям в дочерние структуры функций обслуживания ГГ-систем.
ASP - понятие в большей степени экономическое, чем техническое. В техническом плане ему соответствует альянс наиболее современных технологий, среди которых ведущее место занимают распределенные программные системы, сервера приложений и технология CORBA. Через историю развития компьютерных систем легко проследить процесс расслоения единой ткани программного обеспечения, выделения служб в отдельную область, что и позволило сформировать новую услугу'.
В клиент-серверную эпоху клиенты арендовали серверы обычно только для
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
услуг хранения и извлечения данных. Основные прикладные сервисы обработки информации выполнялись клиентом. Если говорить о современном положении дел, то наиболее популярные, трехзвенные приложения являются яркими примерами аренды услуг, основанной на разделении времени.
Провайдеры прикладных услуг являются внешними по отношению к потребителям соответствующих услуг компаниями, предоставляющими доступ к программным приложениям и услуги по их установке. поддержке и сопровождению с помощью выделенных сетей или Интернета. Провайдеры прикладных услуг размещают на своей территории серверы и сетевое оборудование, устанавливают прикладное программное обеспечение, а также программные средства мониторинга и управления и предоставляют своим заказчикам доступ к этим средствам, обычно за повременную оплату. Способом взаимодействия между сервером приложений, расположенным у провайдера, и клиентскими программами пользователя является либо Сеть, либо выделенные каналы.
Фактически, на примере туристского сектора IT-тсхнологий, это классическая схема построения глобальных систем бронирования - Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre. С эволюцией этих систем от эры мэйнфреймов с терминальным доступом до эры использования преимуществ интернет-сетей для передачи данных.
Очевидно, что ASP - не магическое слово, а новая модель бизнеса, позволяющая облегчить существование клиента и основательно загрузить черной работой провайдера.
Развитие интернет-технологий предоставляет возможность не приобретать 1Т-ресурсы в собственность, а арендовать
их у провайдера прикладных услуг -ASP
С точки зрения клиента у модели ASP имеется ряд преимуществ в виде повышения качества использования информационной системы с одновременным снижением затрат и получением дополнительного функционала. Особенно заметными для компаний становятся преимущества ASP при внедрении сложных бизнес-систем класса ERP и при подключении большого числа офисов.
В Интернете - это системы, требующие высокоскоростного доступа широкого круга посетителей. При этом должны быть низкие требования к канатам связи для взаимодействия с этими системами при обновлении и обработке информации. Эти системы должны оперировать с некритичной, с точки зрения безопасности предприятия, информацией. Примерами таких систем являются: Web-сайты, системы электронной коммерции, начинающие и развивающиеся контент-проекты, виртуальные сообщества. Также это могут быть системы информационной поддержки канатов сбыта, не производящие реальных финансовых транзакций, или другие В2В-площадки, занимающиеся информационным сопровождением рынков. И. наконец, очень важна проблема информационной безопасности предприятия.
В 2002 г. компании-провайдеры, такие как ЗАО «Комстар» и ЗАО «МТУ-Ин-тел», объединились для предоставления заказчикам комплексных услуг, выбрав в качестве таковых туристские фирмы. Разработанная объединенной компанией «Интеграционные технологии в коммерции» (Интехноком) информационная туристская система АИС «Комтур» соединила функции внутриофисной туропера-
ВЕСТНИК PMAT' 204
торской программы с возможностей электронных торговых площадок.
Для приложений небольшой стоимости ASP-модель не всегда оправдывает те затраты, которые необходимы на адаптацию к ней существующих продуктов, а в ряде случаев способна просто привести к уменьшению общих доходов производителя.
Рынок систем ASP. как и всякий другой. - динамично меняющийся. Рассмотрим динамику рынка на примере ведущих компаний-арендодателей туристских информационных систем.
Услуги ASP. как любые услуги, подлежат оплате. Наиболее распространенная сегодня схема оплаты: «Цена аренды = установка + повременная оплата». В 2005 г. компания «Комтур» вышла на рынок со следующими стоимостными предложениями: первоначальные затраты от 212,4 до 156,35 долл. + последующие ежемесячные затраты от 147.5 до 138,65 долл. В то же время конкурирующая компания «Туры.ру» с аналогичной системой предложила единовременные затраты от 260 до 180 долл. и текущие ежемесячные затраты от 160 до 80 долл. То есть «Комтур» требует меньших затрат на 1 месяц, но цена последующего обслуживания не конкурирует с ценой системы «Туры.ру», которая снижает последующую стоимость за пользование более чем в 2 раза. При этом «Туры.ру» смогла предложить ряд дополнительных услуг - от рекламы турфирмы на сайте компании до получения информации о лучших текущих предложениях. Ценовое предложение также варьируется в зависимости от местоположения турфирмы. Более гибкая ценовая политика дала свои результаты: не выдержав конкуренции, система «Комтур» к 2010 г. ушла с российского рынка ASP
Интернет-проект МАТИСС заду мы вал-ся как система бронирования авиабилетов на чартерные рейсы в режиме реального времени непосредственно у консолидаторов рейсов и компаний, владеющих блоками мест. Реализацию блоков мест и мест на чартерные рейсы через систему могут осуществлять как авиакомпании, так и туроператоры, арендующие воздушное судно. Консолидаторам рейсов и держателям блоков мест для получения досту па к системе необходимо заполнить регистрационную форму, заключить договор с компанией и оплатить регистрационный взнос в размере 300 у. е. (2005 г.). Для бронирования авиабилетов на чартерные рейсы дополнительно необходимо заключить агентский договор. К 2010 г. компания перестроила свой интернет-проект непосредственно под продаж\ мест в гостиницах и авиабилетов в режиме on-line досту па.
В 2006 г. GDS Galileo вошла в корпорацию Travelport наряду с такими всемирно известными торговыми марками, как GTA. Octopustravel. HotelClub. Rates То Go, Orbitz. E-Bookers, Travelwire, Wizcom и др. На российском рынке под флагом Travelport объединились три бренда: Galileo. Gullivers Travel Associates и Flairview. В 2006 г. произошло слияние корпорации Travelport и глобальной распределительной системы Worldspan. Таким образом, Travelport вышла на первые позиции как лидер мировой туристской отрасли.
Компания www.hrs.ru позиционирует другой web-продукт - MV FIDEL10.NET. облегчающий и упрощающий работу отдела продаж и бронирования отеля, предоставляя прямой доступ к GDS. По заявлению разработчика www.hrs.ru, к 2010 г. более 90 % туристских агентств по всему миру имеют доступ к GDS
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
и используют их для поиска информации и бронирования.
Таким образом, в результате конкуренции происходит укрупнение компаний, предоставляющих ГТ-услуги в аренду. С точки зрения качества и безопасности систем это является положительным фактором. С другой стороны, монополизация рынка приводит к росту стоимости аренды. Но здесь есть ограничения для АБР-систем - цена на аренду должна быть выгоднее, чем совокупная стоимость владения собственными ИС.