УДК 008:522
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Т.С. Дьяков
timur9525@mail.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Наибольшее влияние на развития туристкой отрасли оказал технологический прогресс. Каждый этап развития туризма был вызван появлением и внедрением инноваций в различных сферах: от логистики до менеджмента. Среди прочих технологий большое значение оказали информационные технологии, благодаря которым туризм обрел современный вид и продолжит изменяться в дальнейшем.
Ключевые слов: информационные технологии, туризм, этапы развития туризма.
За долгую историю развития индустрии туризма и гостеприимства эта сфера неоднократно менялась под воздействием внешних и внутренних факторов. Зачастую основой таких изменений становился технологический прогресс и сопутствующий ему экономический рост. Каждая инновация, влияющая на уровень жизни, логистику и коммуникацию оказывала влияние и на туризм, переводя его на новый этап развития. Среди прочего на развитие туристской индустрии большое влияние оказали информационные технологии, скачки развития которой напрямую сказывались на различных этапах развития туристской сферы.
В общей истории развития туристской сферы принято выделять четыре о с-новных этапа развития туризма: Первый этап - от древности до начала XIX века; второй этап - от начала XIX века до начала XX века; третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны; четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней [2]. Первые этапы принято называть предысторией туризма. По большей части восполнение туристских потребностей являлось побочным действием в ходе торгового или исследовательского путешествия, однако даже такие псевдо-туристские путешествия стали возможны благодаря появлению первых зачатков информационных технологий: картографии и письменности, позволяющих путешествовать на далекие расстояния.
Второй этап считается зарождением туризма, так как в это время восполнение туристских потребностей стали основой путешествия, например, будущие студенты, направившиеся в гран-тур перед поступлением в учебное заведение. Также именно на втором этапе появляются коммерческие конторы, занимающиеся организованным туризмом. В основе второго этапа, кроме развития транспорта, лежит появление радио, так как организация туризма на большие расстояние требует быстрой коммуникации между пунктом отправления и конечной дестинаци-ей, что возможно только при помощи инструментов коммуникации.
Третий этап является зарождением массового туризма и социального туризма. Данный этап ознаменован большим технологическим скачком в развитии транспорта, однако информационные технологии большего влияние на развитие третьего этапа не оказали.
Четвертый этап является моментом появления туризма в его современном виде. Влияние информационных технологий на продвижение туризма на современном этапе можно разделить на несколько основных направлений [1]:
1. Системы глобального бронирования. В 1960-е годы наблюдалось активное увеличение воздушных транспортных перевозок, так как они доступны человеку со средним достатком. Из-за большей информационной нагрузки на авиаперевозчиков появилась необходимость в создании автоматизированных компьютерных систем, которые бы занимались бронированием билетов. В этот период и были созданы первые системы компьютерного бронирования CRS (Computer Reservation System), которые стали основным инструментом для резервирования авиабилетов. Первыми системами были APOLLO фирмы United Airlines и SABRE фирмы American Airlines. Первоначально развитие компьютерных систем бронирования шло путем установки терминалов в офисах самих авиакомпаний, что позволяло существенно повысить скорость и эффективность работы персонала авиакомпаний, улучшить качество обслуживания клиентов за счет сокращения времени оформления билетов, сократить штат сотрудников, занимающихся бронированием авиабилетов. Техническим оснащением первых центров бронирования занималась фирма IBM, которая до сих пор поставляет оборудование для систем резервирования. Несколько позже началась установка терминалов бронирования в крупных туристских агентствах. С созданием таких систем появилась возможность осуществлять резервирование авиабилетов в режиме реального времени в считанные секунды.
Внедрение систем бронирования позволило существенно сократить время обслуживания клиентов и обеспечить резервирование в режиме online, снизить себестоимость предлагаемых услуг, в частности, за счет сокращения количества работников, осуществляющих бронирование, увеличить разнообразие предлагаемых услуг. Наряду с этим появилась возможность реализации стратегии гибкого ценообразования, повышения загрузки самолетов, стыковки рейсов различных авиакомпаний, оптимизации формирования маршрута перевозки туристов по цене, времени полета и других задач.
Оценив эффективность новой технологии бронирования и перспективы их использования, авиакомпании существенно расширили как спектр представленной в системах бронирования информации, так и функциональные возможности этих систем. Первоначально ориентированные на отдельно взятую авиакомпанию, эти системы превратились в программные комплексы, обслуживающие группы авиакомпаний и предоставляющие ряд дополнительных услуг по бронированию мест в гостиницах, заказ железнодорожных билетов, прокат автомобилей и т.д. В системах бронирования представлена информация не только о наличии мест, но и общая информации о рейсах, типах задействованных самолетов, подробные описания тарифов, а также сведения о пунктах проката автомобилей, размещении в гостиницах, железнодорожных билетов и иных услугах.
Развитие и широкое распространение компьютерных систем резервирования CRS осуществлялось, с одной стороны, за счет увеличения количества предоставляемых услуг, а с другой стороны, за счет сокращения стоимости электронных услуг бронирования и резервирования. Расширение сферы деятельности происходило по всем направлениям предоставляемых турбизнесом услуг, в том числе проживание, развлечения и т.д. Это привело к созданию глобальных распределительных систем - GDS (Global Distribution System). В дополнение к возможностям электронного сервиса при бронировании мест для транспортировки авиапассажиров эти системы включают также возможности резервирования мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные мероприятия и т.д. В практике туристских фирм эти системы естественным образом встроены в технологическую цепочку формирования и обработки туристской информации, а через механизм кредитных карт обеспечивается финансовая ответственность при бронировании услуг. Через глобальные распреде-
лительные системы можно связаться с сотнями авиакомпаний, тысячами гостиниц и фирмами проката автомобилей, забронировать билеты на железнодорожные, морские и паромные перевозки, обеспечить резервирование билетов на посещение всевозможных культурных мероприятий. Наиболее крупными системами бронирования являются Sabre, Amadeus, Galileo и Worldspan (компания Travelport). Практически все туркомпании пользуются услугами GDS, так как это является одним из условий успеха в туристском бизнесе [3].
2. Системы продвижения через сети интернет. Доступ к интернету, который стал доступен среднему пользователю в 90-е годы XX века оказал сильное влияние на развитие туризма. С одной стороны, потенциальный турист без помощи специалиста со стороны (туристического агента) может получать всю полноценную и актуальную информацию о любой дестинации. Более того, благодаря широкому распространению интернета далекие страны стали гораздо ближе. Потенциальный турист стал понимать, куда и зачем ехать, что ему нужно взять, а что нет. Также благодаря информационным технологиям стали уничтожаться проблемы коммуникации в других странах, например, для современного туриста практически не существует языкового барьера благодаря автономным приложениям перевода.
Продвижение через интернет будет продолжаться, становиться всё популярнее и эффективнее вместе с ростом аудитории глобальной информационной сети. Как видно на рисунке 1 рост туристического сегмента имеет тенденцию к росту, причем рост поиска туристской информации растет гораздо быстрее общего роста количества пользователей интернетом [5]. Это обусловлено тем, что основное продвижение туристских услуг происходит через интернет, соответственно для поиска информацией турист обращается в глобальную сеть. К тому же, развитие продвижения через интернет играет на руку как клиентам, так и организациям, представляющим услуги, потому что первым становится гораздо проще искать необходимую им информацию, а вторые имеют возможность предоставлять эту информацию дешевле и в больших объемах.
600 500 400 300 200 100 0
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
Рис. 1. Рост аудитории «туристского» сегмента интернета (тыс. человек)
3. Появление ресурсов самостоятельной организации путешествий (агрега-торы туристских предложений). Повышение интереса среднего пользователя к путешествиям породило спрос к самостоятельным организациям путешествия. В середине XX века среднестатистический человек не мог самостоятельно организовать путешествие в другую страну, так как не обладал необходимой информацией ни об отелях, ни о достопримечательностях. Как только проблема информационного вакуума была решена с помощью развития информационных технологий и появлению общедоступной сети обмена информации интернет, интерес к самостоятельно организации своих путешествий возрос. Люди стали понимать, что быть туристом можно и без обращения в туристическое агентство. При появлении спроса на организацию самостоятельных путешествий стали возникать и
2018, том 2, Т.С. Дьяков РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
№ 2 (5) В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
онлайн посредники, которые группировали всю необходимую информацию для туриста на своем портале и осуществляли бронирование и продажи, то есть заменяли функции туристических агентов и туроператоров. Например, одна из первых систем онлайн-бронирования отелей booking.com, созданная в Нидерландах в 1996 году, на 2008 год имела оборот в 2,8 млрд евро, что в разы превышает внутренние обороты капитала обычных туроператоров [4].
Однако, несмотря на постоянное развитие ресурсов для самостоятельной организации путешествий, основная доля продвижение и реализация туристских услуг в России ложится на плечи туристских агентств, о чем свидетельствует тенденция постоянного увеличения количества последних (рис. 2).
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 2. Число туристических агентств на конец года
Таким образом, информационные технологии сыграли одну из важнейших ролей в формировании современного образа туристской сферы. Именно благодаря информационным технологиям, туристам удается максимально быстро получать всю необходимую информацию об организации тура, а туристическим агентствам и туроператорам гораздо дешевле находить и обслуживать новых клиентов. Дальнейшее развитие информационных технологий может большую часть работ по организации туристских услуг в сеть интернет, создав следующий этап развития туристской отрасли.
Литература
1. Зленко Д.Г. Использование информационных технологий в туризме. Текст научной статьи / Краснодар: Научный вестник Южного института менеджмента, 2014. 5 с.
2. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Таганрог: издательство ТРТУ, 2003. 94 с.
3. Морозов М.А, Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. М.: Академия, 2004. 240 с.
4. Погорелов А.Х. Влияние информационных технологий на развитие международного туризма. Текст научной стать. Тула: Известия Тульского государственного университета, 2014. 4 с.
5. Холопова Л.А., Поткина Е.С. Развитие информационных технологий: текст научной статьи. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. 9 с.
Автор публикации
Дьяков Т.С., студент Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: timur9525@mail.ru
THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TOURISTIC INDUSTRY
T.S. Diacov timur95 25 @mail .ru Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The greatest impact on the development of the tourist industry was made by technological progress. Each stage of tourism development was caused by the emergence and implementation of innovations in various fields: from logistics to management. Among other technologies, the importance of information technology, thanks to which tourism has acquired a modern look and will continue to change in the future. Keywords: information technologies, tourism, stages of tourism development.
References
1. Zlenko D.G. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v turizme. Tekst nauchnoi stat'i / Kras-nodar: Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta, 2014. 5 s.
2. Makarenko S.N., Saak A.E. Istoriya turizma. Taganrog: izdatel'stvo TRTU, 2003. 94 s.
3. Morozov M.A, Morozova N.S. Informatsionnye tekhnologii v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme: uchebnik. M.: Akademiya, 2004. 240 s.
4. Pogorelov A.Kh. Vliyanie informatsionnykh tekhnologii na razvitie mezhdunarodnogo turizma. Tekst nauchnoi stat'. Tula: Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. 4 s.
5. Kholopova L.A., Potkina E.S. Razvitie informatsionnykh tekhnologii.tekst nauchnoi stat'i. Nauch-no-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept», 2014. 9 s.
Author of the publication
T.S. Dyakov, Student of the Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Email: ti-mur9525@mail.ru
Дата поступления 10.01.2018.