2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 118
УДК 338.47
ЭВОЛЮЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ БРОНИРОВАНИЯ И ПРОДАЖИ АВИАПЕРЕВОЗОК
О.В. ЕМЕЛЬЯНОВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.
Рассмотрены изменения технологии бронирования и продажи авиаперевозок, вызванные развитием информационных технологий. Выполнен анализ стратегий поставщиков информационных услуг, связанных с бронированием и продажей авиаперевозок. Приведены конкретные примеры IT -решений для авиакомпаний.
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиаперевозок являются основой важнейшей составляющей деятельности авиакомпании. В настоящее время основными поставщиками таких систем являются Amadeus, Sabre, Galileo, Worldspan, SITA. Российские системы представлены продуктами, поставляемыми ЗАО “Сирена-Трэвел”, ЗАО “Комтех-Н” и ЗАО “ТАИС”.
Автоматизированные системы бронирования (АСБ) авиаперевозок появились в 60-х годах: тогда были созданы Sabre, Gabriel, российская система “Сирена”.
Основные функции АСБ - обеспечить хранение ресурса мест авиакомпании и предоставить доступ к нему агентам. В соответствии с приведённым функциональным делением, в отечественной практике выделяют, соответственно, инвенторные и распределительные системы. В западной терминологии приняты обозначения “GDS” (Global Distribution System - глобальная распределительная система, или ГРС) и “CRS” (Computer Reservation System - компьютерная система резервирования). К примеру, система Сирена-2.3 является инвенторной (CRS) - она обеспечивает размещение ресурса мест авиакомпании, хранящегося в определённом ЦБА (центре бронирования авиаперевозок; иногда переводится на английский язык как “CRS”), а также позволяет осуществлять бронирование агентам, подключённым к данному ЦБА. Благодаря распределительной системе (GDS) “СИРИН”, взаимодействующей с другими распределительными системами и “Сиреной-2.3”, доступ к ресурсу мест авиакомпании, хранящемуся в данном ЦБА, появляется у агентов по всему миру.
Необходимо обратить внимание на некоторые особенности терминологии. Принятое название для “СИРИН” - “АРС (автоматизированная распределительная система) “СИРИН””, а ГРС “Сирена-Трэвел” часто называют “АРС “Сирена-Трэвел””.
В схеме, приведённой на рис. 1, ГРС является основным связующим звеном между авиакомпанией и агентом. Часто одна и та же организация оказывает дистрибутивные услуги и обеспечивает хранение ресурса мест в своих CRS коллективного пользования.
И агент, и авиакомпания, платят за поставляемый программно-аппаратный комплекс, обучение, прочие услуги. Возможны ежемесячные абонентские платежи. Но, кроме того, авиакомпания оплачивает отдельно каждое бронирование (забронированный полётный сегмент), а агентство, возможно, даже получает от ГРС плату за каждое бронирование. В России сложилась обратная практика: за каждое бронирование платит агентство. Такая система позволила поддержать авиакомпании в сложный период конца 90-х годов.
Традиционная схема взаимодействия авиакомпаний, агентств и АСБ представлена на рис. 1.
Стремительное развитие информационных технологий, особенно - Интернета, привело к тому, что в новом веке отношения в области автоматизации бронирования и продажи авиаперевозок значительно усложнились (рис. 2).
Рис. 1. Традиционное бронирование
Рис. 2. Современные механизмы бронирования и продажи авиаперевозок
Отношения, соответствующие традиционному бронированию, обозначены на рис. 2 цифрой 1. Добавлением к традиционному бронированию является возможность создания авиаперевозчиком своей инвенторной системы. При этом бронирование может осуществляться без взаимодействия с внешними системами. Если же такое взаимодействие необходимо, CRS авиакомпании должна поддерживать существующие стандарты обмена данными (AIRIMP/EDIFACT). К примеру, российская авиакомпания может подключить свою инвентарную систему к ГРС “Сирена-Трэвел”.
Для поддержания своей инвенторной системы необходим квалифицированный IT-персонал, требуется дорогостоящее аппаратное и программное обеспечение. Также следует иметь в виду, что при реализации IT-проектов своими силами риск достаточно велик. Для работы с внешней инвенторной системой, в лучшем случае, потребуется обыкновенный компьютер с доступом в Интернет и web-браузер. Правда, возникают долгосрочные отношения с поставщиком услуги. Эти общие соображения применимы ко многим ситуациям, когда имеется выбор: реализовать IT-решение самостоятельно или прибегнуть к услугам сторонней организации.
Цифрой 3 на рис. 2 обозначены отношения, связанные с прямым online бронированием, то есть с бронированием непосредственно с сайта авиакомпании. Именно с появлением этого вида бронирования связана революция на рынке дистрибутивных услуг - у авиакомпаний появилась возможность обходиться без ГРС. По данным SITA IT Trends Survey 2006, 28% авиабилетов продаются online, при этом одна авиакомпания из десяти продаёт более половины билетов на своём сайте. 91% авиакомпаний, прибегающих к online продажам, продают билеты на своих сайтах. При этом 59% билетов, проданных через все каналы продажи - это электронные билеты. Электронный билет значительно упрощает online продажи.
ГРС, а точнее - компании, чьи названия долгое время отождествлялись с ГРС (Amadeus, Sabre, Worldspan, Galileo), не смогли остаться в стороне. Изменения на рынке привели к диверсификации их деятельности. Они стали предлагать различные услуги по поддержке web-сайтов авиакомпаний. В августе 2006 года Amadeus объявил о рекордных доходах и объёмах бронирования, связанных с Amadeus E-Travel Airline Suite. Этот продукт представляет собой механизм бронирования (booking engine), предлагаемый авиакомпаниям для интеграции с их сайтами. Механизм бронирования от Sabre Airline Solutions называется SabreSonic Web; также, “движок” содержится в SabreSonic .Res - системе резервирования. Существует многофункциональная ECommerce Platform от SITA. “ТАИС” предлагает авиакомпаниям как свой механизм бронирования SIG23, так и услуги по созданию сайта.
Появление новой схемы бронирования и продажи перевозок привело к тому, что некоторые перевозчики - в основном - авиакомпании-дискаунтеры - вообще отказались от услуг ГРС. Другие авиакомпании, продолжая сотрудничать с ГРС, стали ограничивать их доступ к своему ресурсу мест, например, размещая самые дешёвые тарифы на своём сайте. Явлением нового времени стал договор о полном доступе (full content agreement). В рамках такого договора в течение определённого периода времени авиакомпания обязуется предоставить ГРС полный доступ к своему ресурсу мест, в том числи и к web-тарифам, а ГРС пересматривает концепцию сборов. Стала возможной ситуация, когда агентство, ранее получавшее от ГРС премию за каждое бронирование, уже само платит за него. Сборы с авиакомпаний уменьшаются, то есть наблюдается приближение к российской схеме. С агентства, использующего “недружественную” авиакомпании ГРС, авиакомпания взимает плату, гарантированно перекрывающую возможное вознаграждение ГРС агентству. Такую политику применяет American Airlines. В 2005 году Sabre заключила более 270 соглашений о полном доступе.
Наряду с продажами на сайтах авиакомпаний стали возможны продажи на сайтах - online агентствах (4). Если сайт авиакомпании служит, как правило, для продажи билетов на рейсы этой авиакомпании, online агентство продаёт билеты на рейсы различных авиакомпаний. Таким образом, появляется необходимость в механизме, который бы обеспечил online агентству доступ к ресурсу мест множества авиакомпаний. В данном случае ГРС оказываются востребован-
ными - крупные online агентства, как правило, пользуются их услугами: Priceline сотрудничает с Sabre Travel Network и Worldspan; Expédia обращает внимание на свою “мульти-ГРС стратегию” - агентство имеет доступ к ГРС Amadeus, Sabre, Worldspan. Все основные ГРС предлагают услуги по подключению сайтов агентств. Тем не менее, возможен прямой (без участия ГРС) доступ online агентства к ресурсу мест авиакомпании.
Очередным новым направлением деятельности компаний, предлагающих ГРС-услуги, стала поддержка создания сайтов агентств, их подключение к ГРС - Sabre .Res, Worldspan Wired, Galileo Webpoint, решения ЗАО “Сирена-Трэвел”. Как правило, подобные продукты строятся с использованием XML.
В современных условиях ГРС-компании - это не только поставщики для online агентств, но также и их конкуренты. В то время как Worldspan подчёркивает нежелание конкурировать со своими клиентами, другие компании создают свои агентства (Travelocity, online агентство, входящее в Sabre Holdings), осуществляют стратегические инвестиции (Amadeus владеет контрольным пакетом акций Opodo).
Наглядным примером того, как изменились стратегии ГРС, является Sabre. В состав Sabre Holdings вошли 3 бизнес-подразделения: Travelocity - online агентство, Sabre Airline Solutions -поставщик IT-решений для авиакомпаний и Sabre Travel Network - поставщик услуг ГРС. По данным финансовой отчётности Sabre Holdings за 2005 год, 60% выручки приходится на Sabre Travel Network, 30% - на Travelocity и 10% - на Sabre Airline Solutions. Sabre Travel Network обладает наибольшим весом в суммарной выручке, но наименьшим темпом прироста выручки по сравнению с 2004 годом - 4.1%. В 2006 году, исходя из результата за 3 квартала, ожидается снижение выручки от этого вида деятельности. Он приносит значительный доход, но перспективы развития компании связаны с другими направлениями.
Во многом, изменения на рынке бронирования и продажи авиаперевозок связаны с развитием Интернета. В Интернете покупатель получает доступ к сайтам авиакомпаний и агентств. Интернет является универсальным средством коммуникации - все связи, изображённые на рис. 2, если понимать их как связи между компьютерными системами, могут быть реализованы с помощью Интернета. Благодаря Интернету стали возможны специализированные поисковые системы (5). Например, www.kayak.com сканирует сайты агентств и авиакомпаний в поисках наилучшего для покупателя варианта. Для последнего такая услуга абсолютно бесплатна.
Появились альтернативные ГРС распределительные системы - например - Farelogix. Они отличаются меньшей стоимостью услуг. Farelogix взаимодействует с Amadeus, Sabre, Galileo, Worldspan; осуществляет поиск на сайтах авиакомпаний и агентств; возможен прямой доступ к ресурсу мест авиакомпании. При помощи Farelogix конкретные авиакомпании и агентства могут построить свою систему из элементов, представленных на рис. 2, реализовать взаимодействие, необходимое именно им.
Конечно, схема, представленная на рис. 2, во многом условна и не отражает все возможные варианты. Её назначение - представить общую картину.
Около 30 лет доминирующее положение на рынке автоматизации бронирования и продажи авиаперевозок занимали ГРС. Ситуация изменилась: на рынке появились новые игроки, а ГРС-компании были вынуждены изменить свои стратегии. Возникли новые направления деятельности, в том числе - выходящие за границы гражданской авиации: связанные с гостиничным бизнесом, арендой автомобилей, железнодорожным транспортом, круизными линиями. Была пересмотрена концепция отношений с клиентами. Г оворить о том, что дни ГРС сочтены, как полагают некоторые специалисты, преждевременно. Более точным будет замечание, что роль ГРС как традиционной распределительной технологии стала менее значимой. В то же время говорить о стабильности не приходится - подтверждение тому - состоявшаяся в декабре 2006 года продажа Worldspan и предстоящая продажа Sabre.
В сложившейся обстановке авиакомпания имеет возможность рассмотреть множество вариантов организации бронирования и продажи авиаперевозок и выбрать то, что ей наиболее выгодно.
THE EVOLUTION OF AIRLINE BOOKING AND SALES AUTOMATION
Emeliyanov O.V.
The changes of airline booking and sales technology caused by the progress of information technologies are described. The strategies of the main IT suppliers related to the given area are analyzed. Specific IT-solutions designed for airlines are presented.
Cведения об авторе
Емельянов Олег Валерьевич, 1983 г.р., окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана (2006), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - автоматизация коммерческой деятельности авиакомпании.