Обобщенный вклад выделенных факторов в общую дисперсию переменных составил 66,5%. Доля неучтенных факторов - 33,5%.
Обобщенный вклад I фактора в общую дисперсию переменных составил 34,7%.Он объединил показатели средней скорости на дистанции, длины проката лодки за гребок, времени опорной фазы гребка и ритма гребли (t без./t оп.) и был интерпретирован как эффективность реализации технического мастерства в соревновательной деятельности.
Обобщенный вклад II фактора в общую дисперсию переменных составил 31,8%.Он объединил показатели темпа гребли, максимального ускорения лодки, про-пульсивной силы, мощности гребка и импульса силы и был интерпретирован как рациональная техника реализации специальных силовых качеств в соревновательной деятельности.
Заключение. Результаты факторного анализа свидетельствовали о приблизительном равенстве выделенных факторов по уровню влияния на дистанционную скорость лодки в гонке на 500 м у женщин-гребцов на байдарках высокой квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зациорский, В.М. Биомеханические основы выносливости движений / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 207 с.
2. Моделирование соревновательной деятельности при подготовке гребцов-байдарочников высокой квалификации / Л.А. Яценко, А.К. Красильщиков, А.И. Кузьмин, В.Ф. Дяченко, Н.В. Компанченко // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 4. - С. 2527.
3. Патент № 2464062 Российская Федерация, МПК А63Б69/12, А63Б21/00 Способ оценки техники плавания [Электронный ресурс] / Б.А. Дышко, Д.В. Мамонтов, А.Б. Кочергин // URL : http://www.freepatent.ru/patents/2464062. - Дата обращения 10.02.2015.
REFERENCES
1. Zatsiorsky, V.M., Aleshinsky, Yu.S. and Yakunin, N.A. (1982), Biomechanical bases of endurance of movements, Physical culture and sports, Moscow.
2. Yatsenko, L.A. Krasilshchikov, A.K., Kuzmin, A.I., Djachenko V.F. and Kompanchenko, N.V. (1990), "Modeling of competitive activity by preparation of oarsmen-kayaker of high qualification", Theory and physical training practice, No. 4, pp. 25-27.
3. Dyshko, B.A., Mamontov, D.V. and Kochergin, A.B. (2012), "Way of an estimation of technics swimming's", The Stalemate No. 2464062 Russian Federation, available at: http://www.freepatent.ru/images/patents/55/2464062/patent-2464062.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2015.
УДК 796.966
АПРОБАЦИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕЙНЫХ ВРАТАРЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Владислав Сергеевич Волков, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье отражены результаты практического использования обновленного подхода в подготовке хоккейных вратарей. В частности в тренировочной процесс были добавлены новые движения, которые не отражались в отечественной литературе и не использовались многими тренерами на территории России: «сплит», «полусплит», «перекат», «игра сидя». Внедрены повышенные требования для техники перемещения вратарей, особенно техники катания на коньках. Впервые говорится об эффективной игре на щитках (отбиванию и движению), что было невозможно в
прошлом. Внедрены новые тактические решения, которые позволяют вратарям надежнее действовать практически во всех аспектах игры, особенно в ближнем бою (добивания, броски с близкой дистанции), игре из-за ворот, и прямыми бросками с дальних дистанций.
Ключевые слова: подготовка хоккейного вратаря, техника хоккейного вратаря, тактика хоккейного вратаря.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p34-38
APPROBATION OF THE UPDATED TECHNICAL AND TACTICAL HOCKEY GOALTENDERS PREPARATION IN THE TRAINING PROCESS
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate-student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article reflects the practical using results of the renewed approach in the hockey goaltenders training. Especially, in the training process there have been added the new moves that had not been reflected in Russian sports literature and had not been used for many coaches in Russia: "butterfly", "VH (vertical-horizontal)", "Sliding". The article touches upon the embedding increased requirements to the movement techniques of goaltenders, especially - skating technique. For the first time there is notice on the effective playing on pads (blocking shots and movements), which wasn't possible in the past. This article introduces the new tactical solutions that help goaltenders to play successfully in all game aspects, especially in close playing (rebounds, close shots) playing behind the crease, point-blank long shots.
Keywords: goaltending, coaching of goaltenders, techniques of goaltending, tactics of goaltend-
ing.
ВВЕДЕНИЕ
Хоккей за последние несколько лет сильно поменялся: общая скорость игры и силовое давление возросло, игроки стали более быстрыми и техничными, броски стали сильнее и точнее, изменились правила и сам инвентарь. Специалисты признают, что в этих условиях именно игра вратаря модифицировалась больше всего.
Если еще 10 лет назад вратари чаще отбивали шайбы, стоя в основной стойке, то сегодня они это делают преимущественно на щитках. Этот прием за рубежом называется «butterfly», а все вратари, которые его используют «butterfly-goalies». Помимо того, что голкиперы стали ловить отбивать шайбы на коленях, они научились двигаться на них, что усложнило процесс забрасывания шайб. В итоге, с начала 2000-х годов и до сегодняшнего дня в NHL (Национальная хоккейная лига) и IIHF (Международная федерация хоккея с шайбой) продолжается тенденция к усечению размеров вратарской формы, которую почему-то считают главным фактором низкой результативности игр. В ходе обширного исследования удалось проследить, за счет чего иностранные вратари так прибавили в своих действиях и вывести новые движения, а также способы их использования. Именно апробация этих технико-тактических действий и вошла в статью.
Цель статьи - определить, насколько эффективна обновленная методика тренировки вратарей по сравнению с традиционной, используемой в России. Для этого мы проанализировали результаты двух групп, которые тренировались по разным канонам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования было отобрано 20 вратарей в возрасте 13-15 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. За два года были проведены две серии тестов (предварительная и итоговая), включавших в себя 7 контрольных упражнений, по которым определялась динамика в результатах (5 упражнений на отражение шайб, где фиксируется количество пропущенных в разных моментах, 2 - на скорость перемещения, где фиксируется время). Исследование проводилось на базе Школы вратарей им. Н.Г. Пучкова (Санкт-Петербург).
Тренировочный процесс вратарей экспериментальной группы включал в себя: большой объем технической работы над перемещением (катанием и движением на щитках), активную игру сидя на щитках («сплит», «перекат», «игра сидя», «полусплит»), отказ от устаревших движений (шпагаты, «стеночки», полушпагаты, выпады, отбивания лежа и т.д.). Впервые умению двигаться на щитках уделялось такое же внимание, как и умению кататься на коньках. Вратари экспериментальной группы работали по выработанному плану три раза в неделю, а общее время специализированной подготовки на льду достигало 2 часов в неделю (не берется в счет тренировочное время с командой). Один час набирался за две тренировки внутри команд, когда тренерам вратарей выделялось время и место на площадке для отдельной работы, еще 1 час - это специализированная вратарская тренировка, проходящая раз в неделю. Также перед сезоном и после организовывались учебно-тренировочные сборы по 14 дней, где ежедневно проводились специализированные занятия на льду по 1-2 часа.
Контрольная группа работала по традиционной методике, описанной Ю.В. Нико-новым и В.А. Третьяком. В межсезонье вратари контрольной группы также участвовали в тренировочных сборах (каждый вратарь выбирал их самостоятельно, сегодня в России тренеры проводят много частных лагерей). Это время смазывало чистоту эксперимента, потому что не удавалось проследить по какой методике они работали. Известно, что сборы не превышали 7-10 дней, и вратари в них участвовали только раз в год.
В эксперименте принимали участие вратари разных ДЮСШ: «СКА», «ХКД», «Серебряные Львы», «Нева», «Локомотив» (все Санкт-Петербург), «Ермак» (Ангарск).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как и предполагалось, использование новых технических элементов в купе с более направленным на технику перемещения тренировочным процессом, помогло экспериментальной группе оказаться более эффективной в контрольных упражнениях, хотя обе группы показали прирост в результатах (таблица 1).
Таблица 1
Результаты педагогического эксперимента_
Вид упражнения Результаты предварительного эксперимента Результаты основного эксперимента
Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа
1. Броски с синей линии 2,2±0,4 2,0±0,3 0,7±0,2 1,7±0,4
р>0,1 Р<0,05
2. Броски с «усов» 4,1±0,3 | 4,2±0,4 1,4±0,2 | 2,6±0,4
Р>0,1 Р<0,05
3. Броски в щитки сидящему в сплите вратарю с добиванием 7,3±0,3 | 7,1±0,3 4,4±0,2 | 5,7±0,3
р>0,1 Р<0,01
4. Атака из-за ворот 4,2±0,3 | 4,1±0,3 0,8±0,2 | 2,3±0,4
Р>0,1 Р<0,01
5. Буллиты 3,2±0,6 | 2,8±0,4 1,3±0,3 | 2,4±0,4
Р>0,1 Р<0,05
6. «Крест» (с.) 18,0±0,4 | 18,1±0,5 13,5±0,2 | 15,7±0,3
Р>0,1 Р<0,01
7. «Крест на щитках» (с.) 29,6±1,6 | 29,3±1,2 19,2±0,3 | 23,3±0,8
Р>0,1 Р<0,01
Для оценки достоверности различий результатов двух групп был использован 1-критерий Стьюдента для независимых выборок. Если до эксперимента разница между результатами была минимальной, то после - она заметно выросла и определялась как статистически достоверная (в трех упражнениях вероятность ошибки достигала меньше 0,01). Далее мы разберем, в чем оказалось преимущество вратарей, работавших по обновленной методике.
В упражнении № 1, где наносились броски с синей линии, в экспериментальной группе сократилось количество отскоков перед собой. Т.к. такие отскоки засчитываются по регламенту упражнения как голы, более техничные вратари оказываются более надежными.
В упражнении № 2 использование сплита («butterfly») помогало вратарям перекрывать весь низ и большую часть ворот между щитками и плечами, что изначально давало преимущество перед вратарями, которые оставались в основной стойке или отбивали шайбу, используя полушпагаты. Сильный бросок с данной дистанции труден для реагирования, поэтому в таких ситуациях нужно правильно перекрывать ворота.
Рис. 1. Технический прием «сплит» («butterfly», «баттерфляй»)
В упражнении № 3 умение играть на щитках, сокращало время для игры с отскочившими в сторону шайбами. Если в контрольной группе вратари чаще всего падали на бок, чтобы успеть перекрыть ворота, то в экспериментальной, они просто толкались в сторону ближней штанги, сохраняя мобильность и большую закрываемую площадь.
Результаты основного эксперимента в упражнении № 4 подтвердили, что игра сидя на щитках, при атаке из-за ворот гораздо надежнее, чем игра в основной стойке. Вратари, ожидающие атаки из-за ворот, сидя в «полусплите» и обратном «полусплите», почти не пропускают голов.
Рис. 2. «Полусплит» (А) и обратный «полусплит» (Б) у левой штанги
Использование буллитов в качестве упражнения помогло проанализировать, как вратари используют свой технический арсенал в дуэлях с нападающими. Вратари экспериментальной группы показали себя более хладнокровными, т.е. делали меньше лишних действий, реже реагировали на обманные движения нападающих. При этом они редко выбивали шайбу у игроков, что диктуется современными тенденциями игры. Голкиперы контрольной группы часто пытались выбить шайбу у игроков, из-за чего много пропускали, а также менее уверенно двигались на коньках.
Упражнения № 6 и № 7 направлены на оценку скоростных возможностей при перемещении вратарей. Поскольку обновленная методика в первую очередь строится на
технике перемещения вратаря, а не на ловле бросков, экспериментальная группа закономерно имела лучший прирост результатов в обоих упражнениях. Особенно показательны различия в «кресте сидя» (упражнение № 7), где вратарь двигается все время на щитках поочередно в четырех направлениях внутри круга вбрасывания. Сразу было видно, что в контрольной группе этому элементу уделялось мало внимания.
ВЫВОДЫ
1. Больший акцент в тренировочном процессе на технике перемещения вратаря дает лучший результат, чем традиционной российский подход, когда вратарям больше бросают, не обращая внимания, как они при этом двигаются. Особенно это заметно при игре на добиваниях, выходах 1х1 и при своевременном выборе позиции.
2. Вратари, работавшие над техникой ловли и отбивания бросков по классической методике (броски с одной точки; однообразные задания; отбивания в основной стойке) медленнее прогрессируют в этой области и допускают больше брака даже при бросках с синей линии.
3. Быстрый переход из основной стойки в сплит, а также возможность это делать в движении увеличивает шансы вратаря отразить бросок. Для этого используются новые элементы: перекат («sliding») и отталкивание сидя («butterfly-push»).
4. В ближнем бою вратари экспериментальной группы концентрировались на пассивном перекрывании площади ворот (с последующим накрыванием отскочивших шайб), в то время как вратари в контрольной группе старались действовать более активно (выбивать клюшкой, выбрасываться вперед). Результаты показывают, что первый вариант более предпочтителен в большинстве моментов, из-за того, что вратарь не раскрывается, а сохраняет правильное монолитное положение, оставляя минимум шансов для прохождения шайбы. Как только вратарь начинает делать лишние движения, мастеровитые нападающие тут же направляют шайбу в открытые области.
5. При близком отскоке шайбы после броска (до 2 метров), вратарю не нужно вставать в основную стойку, чтобы нейтрализовать добивание. Для этого нужно просто переместиться сидя, или остаться в неподвижном сплите. Это поможет лучше контролировать нижнюю часть ворот, что отражается на общей надежности.
6. При атаке из-за ворот гораздо эффективнее использовать полусплит и обратный полусплит, чем основную стойку. Также нет смысла оставаться в основной стойке, т.к. после передачи на пятачок или самостоятельной атаки нападающего, вратарь все равно будет садиться на щитки. Передвижение при атаке из-за ворот также проводится на щитках.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.
УДК 378.048.2
ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
Татьяна Юрьевна Гвильдис, заведующий управлением подготовки научно-
педагогических кадров, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(СПб АППО)
Аннотация
В статье представлены результаты апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, спроектированной в