ВЫВОДЫ
Исследование женщин-педагогов среднего возраста с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге в адаптации Т. И. Балашовой позволило сделать следующее заключение. Усредненные результаты состояния женщин-педагогов среднего возраста соответствовали нормативным значениям, однако у 26,6% опрошенных отмечены легкие депрессивные реакции. В соответствии с результатами, полученными в исследовании, возникла необходимость разделить испытуемых на две возрастные подгруппы от 35 до 44 лет, и от 45 до 57 лет.
Важно отметить, что по результатам опроса большие баллы по шкале депрессии (45,27±6,02 баллов) зафиксированы во второй возрастной подгруппе по сравнению с первой (40,38±5,73 баллов). Во второй подгруппе отмечено и большее количество женщин-педагогов с признаками депрессивного состояния (40%), тогда как у более молодых преподавателей депрессия обнаружена лишь у 11,8%. Также зафиксированы более высокие баллы по шкале Зунге-Балашовой у респондентов второй подгруппы, как с признаками депрессии, так и не имеющими их, по сравнению с первой.
Таким образом, очевиден тот факт, что депрессивные состояния более типичны для женщин-педагогов второй половины среднего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулганов, В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика / В.А. Кулганов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 100. - С. 131-142.
2. Мокшанцев, Р. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - Новосибирск : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. - 528 с.
3. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сы-манюк // Психологический журнал. - 1997. - №6.1. - C. 35-44.
REFERENCES
4. Kulganov, VA (2009), “Emotional stress and fatigue teachers: mechanisms, diagnosis and prevention”, Proceedings of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 100, pp. 131-142.
5. Mokshantsev, R. and Mokshantseva, A. (2001), Social psychology: manual for high schools, publishing house Siberian Agreement, Infra-M, Novosibirsk.
6. Zeer, E.F. and Symanyuk, E.E. (1997), “Crises of professional growth”, The psychological journal, No. 6.1, pp. 35-44.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2014.
УДК 796.966
АНАЛИЗ БРОСКОВОЙ НАГРУЗКИ В ФИНАЛЕ КУБКА СТЭНЛИ 2013
Владислав Сергеевич Волков, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье проанализированы все броски финальной серии Кубка Стэнли 2013 года. Графически указано место попадания бросков, а также проанализирован способ ловли каждого из них. Данная информация помогает наглядно представить современную игру вратаря, которая в последнее время стала базироваться на игре через положение на щитках - «сплит» (англ. «butterfly»). Автором была разработана информативная схема для отслеживания всех бросков и введено понятие «бросковой нагрузки». Пример анализа статистики бросков поможет тренерам улучшить качество игры своих подопечных, а теоретикам внести коррективы в методическую базу
вратарской подготовки.
Ключевые слова: Кубок Стэнли, подготовка вратарей, анализ действий вратаря, хоккейный вратарь, статистика бросков, Тукка Раск, Кори Кроуфорд.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p52-56 ANALYTICS OF SHOTS IN STANLEY CUP 2013 FINAL
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate-student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article analyses all shots of the Stanley Cup final series 2013. The place of each shot’s hit is graphically specified and the way of its catching is analyzed. This information helps to visualize goal-tender’s modern game, which recently began basing on game through situation on pads - "butterfly". The author has developed more informative scheme for tracking all shots and creating the concept of "shots -loading". The analysis example of shot-statistics will help coaches to improve game quality of their students, and for theorists to introduce amendments into methodical base of goaltenders training.
Keywords: Stanley Cup 2013, goaltending, hockey goaltender, hockey statistic, goaltender analytics, Tukka Rask, Corey Crawford.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня многие отечественные специалисты задаются вопросом, почему вратари стали так часто садиться на колени при бросках. В сильнейших иностранных школах, этот вопрос уже давно решен, все знают, что в таком положении голкипер более эффективен. Фактически можно сделать вывод, что многие наши тренеры остались где-то в 1980-1990 гг., когда вратари действительно играли по-другому. Знаменитый вратарь Жак Плант однажды сказал молодому перспективному Патрику Руа: «Ты никогда не будешь играть в НХЛ, потому что слишком много падаешь» (S. Brierre, 2011). Это было время, когда положение на щитках стало приносить результат, а Патрик Руа и его тренер Франсуа Аллар начали изменять хоккей. Сегодня большинство вратарей в мире при бросках садятся на щитки, это положение называется «бабочка» («butterfly») или «сплит» (T. Magnussen, 2006). Американский тренер P. Elderbroom однажды написал: «Многие тренеры советуют вратарям как можно дольше оставаться на коньках, для того, чтобы иметь лучший шанс для ловли бросков верхом; эти советы исходят от людей, которые ничего не понимают в игре вратарей» (P. Elderbroom, 2011).
Но главный научный подход в работе со знаниями - это их проверка. Чтобы быть не голословным, нужно четко отследить, как в действительности вратари отражают броски. В этом нам поможет статистический анализ бросков в финальной серии сильнейшей лиги мира - НХЛ.
Цель статьи - определить, каким образом при различных бросках действуют вратари высокого класса. Именно поэтому для анализа была выбрана финальная серия Кубка Стэнли. В финал выходят 2 сильнейшие команды из 30, которые к тому времени провели более 94 матчей. Соответственно в составе финалистов всегда опытные бойцы, которые успешнее всех атакуют и обороняются. В данной статье мы разберем самый последний финал между «Chicago Blackhawks» и «Boston Bruins» сезона 2012-2013.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Финальная серия Кубка Стэнли 2013 длилась 6 матчей. По регламенту соревнований для победы нужно выиграть в четырех матчах. Общий счет серии 4:2 в пользу Чикаго. При этом было сыграно 436 минут 35 секунд (в трех матчах игра завершалась в овер-тайме). Всего за это время было нанесено 434 броска, из которых цели достиг 31 бросок. Один гол был забит в пустые ворота, когда команда меняла вратаря на шестого полевого
игрока, но в нашей статистике он не учитывается. Ворота команды Boston Bruins защищал финн Тукка Раск (Tukka Rask), Chicago Blackhawks - американец Кори Кроуфорд (Corey Crawford). Для отслеживания общих тенденций отбитые броски и пропущенные голы обоих вратарей суммировались.
Бросковая нагрузка - показатель, который помогает понять, в какие области ворот наносятся броски и как вратарь с ними справляется. Может отображаться как в количественном показателе, так и в процентах. Для оценки бросковой нагрузки по воротам можно использовать несколько критериев, в данном исследовании использованы критерии по высоте и направлению.
Бросковая нагрузка по высоте определяется по следующей схеме: броски низом, на средней высоте и верхом (рис. 1 - А). Броски верхом, это все, что летят на уровне между плечами (когда вратарь сидит на коленях) и перекладиной ворот. Чаще всего отечественные специалисты упрекают своих вратарей за то, что они много пропускают именно над плечом. Броски низом - ото льда до верхнего края положенного на бок щитка. Броски на средней высоте - это область между зонами бросков верхом и низом.
Броски верхом
Броски на средней высоте
(А) (Б)
Рис. 1. Схема для оценки бросковой нагрузки по высоте (А) и по направлению (Б)
В таблице 1 показано, как отправлялись шайбы в ворота в течение данной серии. В процентах указана доля бросков/голов от общей суммы.
Таблица 1
_________________________Анализ бросковой нагрузки по высоте_____________________________
Зона бросков Всего бросков Забито голов
Броски верхом 25 (5,7%) 4 (13%)
Броски на средней высоте 192 (44,3%) 22 (71%)
Броски низом 217 (50,0%) 5 (16%)
Итого: 434 31
Из полученных данных следует, что половину бросков хоккеисты высокого уровня производят низом, не смотря на то, что вратари практически всегда садятся на колени. Именно поэтому из 434 бросков вратари в стойке отразили только 7 бросков, они понимают, что верхом в экстремальной ситуации забить крайне сложно.
Следующая схема бросковой нагрузки позволяет четко отслеживать, куда именно производятся броски (рис. 1 - Б). Ниже на рисунке 2 графически представлено направление 403 бросков (рис. 2 - А), а также броски, которые завершились взятием ворот (рис. 2 - Б).
Схематичное изображение вратаря отражающего шайбы в сплите («бабочке») позволяет четко отслеживать, какой частью тела приходилось отбивать больше всего шайб. Это помогло определить основные зоны ловли и отбивания шайбы: броски под левую руку («ловушку»), броски под правую руку («блин»), броски в корпус, броски низом и в щитки.
• •
• • • •*
*~гЩ
*’•'5? 5. • •
•Л
—
тяшш
< • 1 • •
• • • • • • •
• • ч т
. ¥ • •
(А) (Б)
Рис. 2. Схема бросковой нагрузки по направлению в финальной серии Кубка Стэнли
2013. (А) - броски, (Б) - голы
Голы, которые забивались сквозь зону корпуса указывают на то, что вратарь потерял позицию в голевом моменте и шайба прошла по центру ворот. Точки на стыке двух щитков указывают на голы пропущенные между ног в так называемый «домик». Полученные данные отражены в таблице 2.
Таблица 2
Зона бросков Всего бросков Забито голов
Зона правой руки 64 (14,7%) 6 (19,3%)
Зона левой руки 74 (17,0%) 15 (45,3%)
Корпус 79 (18,2%) 6 (19,3%)
Щитки (низ) 217 (50,0%) 5 (16,1%)
ВЫВОДЫ
1. Анализ игры вратарей высокого уровня показал, что из 434 бросков только 7 отражалось стоя. Это подтверждает предположения о том, что отбивание сидя на щитках более эффективно, чем в стойке. В положении на щитках гораздо легче контролировать броски на средней высоте, а броски низом перекрываются автоматически (полезно при рикошетах).
2. Несмотря на то, что вратари отбивают большинство бросков сидя на щитках, нападающие редко бросают верхом. Из 31 гола над плечом было забито всего 4, из 434 бросков - всего 25. Это в большей степени связано с тем, что вратарь не просто садиться на колени, а выкатывается из ворот, и траектория броска, который летел верхом, уже приходилась на среднюю часть.
3. Половина всех бросков наносится низом, поэтому игра на щитках оправдана и определяет успешность современного вратаря. Не смотря на такое обилие бросков (217), низом прошло только 2,5% от общего числа.
4. Использование предложенной схемы фиксации бросковой нагрузки может помочь тренерам в практической деятельности корректировать действия своих учеников. К примеру, в данной серии слабым местом оказалась зона левой руки. Большинство голов забивалось под ловушку. Тренеры вратарей, соответственно, могут скорректировать тренировочный процесс, чтобы поработать над слабой зоной.
5. При работе с вратарями необходимо большее внимание уделять на броски низом и средней высоте - это 94% от общего числа бросков. Если время для тренировок на льду ограничено, эта статистика позволяет определять приоритет в работе. Также это помогает самому вратарю при бросках с убойных дистанций, когда среагировать невозможно - в таком случае вратарь просто садиться в надежде, что с большей вероятностью шайба попадет в него.
6. Схема бросковой нагрузки имеет потенциал для развития. Помимо направления бросков можно указывать технический брак при отбивании (отскоки перед собой), отбивание клюшкой и т.д.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2014.
УДК [338+796.5]:001.895
ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ СПОРТИВНЫХ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ПРОВОДИМЫХ В УСЛОВИЯХ АРИДНОЙ ЗОНЫ
Виктор Иванович Голиков, старший преподаватель,
Владимир Кириллович Шеманаев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В предлагаемой статье приводится обоснование адаптивно развивающей физической подготовки туристов, готовящихся к классификационным спортивным походам в аридной зоне. Экстремальный характер спортивных походов и путешествий в туризме не является событием исключительным. Нет ни одного вида туризма, в котором на маршруте не встречались бы экстремальные ситуации, связанные с преодолением естественных препятствий, воздействием природноклиматических, биотических и других факторов туристских спортивных походов, представляющих угрозу здоровью и жизни спортсменов. Анализ несчастных случаев в активном туризме свидетельствует, что более 70% всех трагедий с туристами в природной среде происходят по субъективным причинам - из-за плохой подготовленности, как руководителей-инструкторов, сопровождающих на маршруте туристские группы, так и самих участников туристских походов. Это объясняется не только небрежностью и неоправданной самоуверенностью спортсменов, но и недостаточным уровнем развития научно теоретической базы в спортивном туризме.
Ключевые слова: классифицированный туристский поход, специальная физическая подготовка, аридная зона, экстремальный характер маршрута.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p56-60
FEATURES OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF LEADERS AND PARTICIPANTS OF SPORT HIKING TRIPS CONDUCTED IN THE ARID ZONE
Viktor Ivanovich Golikov, the senior teacher,
Vladimir Kirilovich Shemanaev, the candidate if pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article shows the rationale developing of the adaptive physical training of tourists preparing for classification sports trips in the arid zone. Extreme character of sports trips and travel in tourism is not the exceptional event. There is no type of tourism, which route would not meet emergencies related to overcoming of the natural obstacles, influence of climatic, biotic and other factors of tourist sport hikes that threaten the health and lives of sportsman. And the analysis of accidents in the active tourism indicates that more than 70% of all the tragedies with tourists in the environment occur for subjective reasons -because of poor training either managers-trainers accompanying tourist groups on the route, and participants of hiking trips. This is due to not only negligence and unjustified self-assurance of sportsmen, but underdevelopment of scientific theoretical base in sports tourism.
Keywords: classified tourist trip, special physical training, arid zone, extreme character of the
route.
В спортивном туризме выделяют 12 видов, различающихся по характеру туристского маршрута и способам передвижения, включённых в ЕВСК. Все они нормированы