при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.
При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.
Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря : пер. со словац. / Л. Горский. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода : дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
4. Никонов, Ю.В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки : сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. -Минск : Полымя, 1999. - 271 с.
6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю : кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1989. - 94 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.332:796-053.7
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РАЦИОНАЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ В
ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ
Виталий Валентинович Парамонов, преподаватель,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития способностей рациональной действовать в измененных условиях спортивной тренировки юных футболистов, выявляются особенности струк-
туры развития данных характеристик.
Ключевые слова: спортивная тренировка, измененные условия, юные футболисты, способности, игровая деятельность, рациональные двигательные действия.
DEVELOPMENT OF ABILITIES TO RATIONAL ACTIVITY IN THE CHANGED CONDITIONS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS’ TRAINING
Vitaly Valentinovich Paramonov, the teacher,
Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article deals with the problems of rational abilities development in the changed conditions of sports training of young football players, features of structure of development of the given characteristics have been pointed out.
Keywords: sports training, changed conditions, young football players, abilities, game activity, rational loco motor actions.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития футбола значительно увеличился объем двигательной активности, растут скорости перемещений игроков, увеличивается количество единоборств, сокращается время исполнения игроками технических приемов [1,4]. Наиболее успешно в игровой деятельности выступают футболисты, которые обладают высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей («чувство мяча», «чувство соперника», «чувство длины передачи»), рационально действуют в измененных условиях игровой деятельности [2,3].
Процесс формирования специальных двигательных действий у юных футболистов сопряжен с совершенствованием координационных способностей и образованием на этой основе более сложных форм их двигательного проявления. В процессе формирования программ двигательных действий мнения специалистов разделились: одни авторы [2] предлагают использовать широкий арсенал тренировочных средств в основном в заранее известных условиях, другие [1,4] предпочитают варьировать условия выполнения упражнений. Нерешенность многих вопросов формирования двигательных действий у юных футболистов обуславливает актуальность данной работы и требует дальнейших научных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Игровая деятельность у юных футболистов проходит в различных условиях двигательной деятельности: на этапе начальной подготовки - в основном в стандартных и заранее установленных условиях; на этапе спортивного совершенствования - главным образом в вероятностных условиях. Это позволяет определить влияние направленности тренировочного процесса на развитие способности рационально выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях.
Средний уровень большинства показателей, характеризующих различные стороны способностей рационально действовать в изменяющихся условиях у юных футболистов в возрасте 15-16 лет, существенно выше, чем у их сверстников в возрасте 11-12 лет. Однако это еще не позволяет ответить на один из основных вопросов исследования - в какой мере занятия футболом способствуют совершенствованию способностей рационально выполнять двигательные действия в изменяющих условиях.
По нашим данным, условия тренировки у юных футболистов, связанные с большим объемом деятельности в вероятностных условиях, ускоряли процесс дифференциации их физических способностей. Нами выявлены и особенности структуры развития способностей рационально выполнять двигательные действия у юных футболистов: с возрастом усиливается взаимосвязь между разновидностями реакции на движущийся
объект в условиях временной и альтернативной неопределенности.
Анализ тренировочной деятельности юных футболистов показывает явную недостаточность использования средств в условиях временной и альтернативной неопределенности, особенно в неожиданных условиях. Результаты дисперсионного анализа показывают, что у 11-16-летних футболистов получены различные уровни развития проявлений способности, рационально действовать в измененных условиях, определены величины влияния возрастного и тренировочного факторов на изменяемость анализируемых признаков. Наибольшее влияние данных факторов выявлено в возрасте 15-16 лет, особенно при анализе показателей количества ударов по воротам за 30 с (44,4%) и ведения мяча 3^10 м (41,5%).
Юные футболисты в возрасте 15-16 лет существенно превосходили более младших занимающихся по показателям, проявляющимся в вероятностных условиях. В свою очередь, более младшие юные футболисты уступали в меньшей степени в тестах, характеризующих двигательные возможности в стандартных или заранее известных условиях. Отчетливо выражено влияние направленности тренировочного процесса по футболу на уровни развития различных проявлений способности рационально действовать в изменяющихся условиях у юных спортсменов.
Результаты влияния тренировочного фактора мы оценили по трем градациям: существенное влияние тренировки, заметное и слабое влияние тренировки.
По нашим данным, большинство показателей способности рационально действовать в изменяющихся условиях существенно изменяются под влиянием возрастного и тренировочного факторов. Заметное влияние данных факторов выявлено у юных футболистов на изменение свойств нервно-мышечного аппарата. В основном нами выявлено влияние возрастного и тренировочного факторов на формирование дифференцирования мышечных усилий, пространственных и временных характеристик только у футболистов в возрасте 15-16 лет. Анализ тренировочного процесса по футболу показывает, что данным аспектам дифференцировки свойств нервно-мышечного аппарата уделяется не достаточное внимание.
У 11-12-летних спортсменов занятия футболом оказывают слабое влияние на эффективность выполнения тестовых заданий, связанных с двигательными действиями с ведением мяча в вероятностных и неожиданных условиях. Заметный тренировочный эффект дают только занятия в отношении двигательных действий по заранее обусловленной программе.
У занимающихся в возрасте 13-14 лет выявлено существенное влияние только на формирование оперативного мышления. Традиционно организованные тренировочные занятия в этом возрасте не оказывают влияния на эффективность переключения внимания. Заметное влияние на формирование психических качеств (переключение внимания, оперативное внимание) оказывают занятия футболом только в возрасте 15-16 лет.
Определенный тренировочный эффект дают занятия футболом применительно к проявлению рационально действовать в измененных условиях. Безусловно, нужен поиск новых средств и методов тренировочного процесса для совершенствования двигательных действий у юных футболистов.
Традиционный процесс обучения технике игры в футбол недостаточно эффективен из-за повышенного объема двигательных действий в стандартных и в заранее известных условиях, тенденции к усвоению внешней формы упражнения, подражанию эталону, образцу. В этой связи представляет интерес формирования программы двигательных действий в вероятностных условиях и неожиданных ситуациях.
ВЫВОДЫ
1. Традиционно организованные тренировочные занятия футболом в возрасте 1116 лет оказывают только определенное влияние на отдельные проявления двигательных
действий в вероятностных условиях и не влияют на данные характеристики в неожиданных ситуациях. Способность рационально действовать в измененных условиях развивается недостаточно эффективно даже в результате многолетних занятий футболом, а более высокий уровень ее проявления обусловлен главным образом первичным отбором перспективных юных футболистов.
2. Возраст 11-16 лет является наиболее благоприятным для создания «школы» футбольной техники, разработки двигательных программ самых разнообразных действий с мячом. Важно систематически ставить юных футболистов в ситуации, требующие от них проявления быстроты реакции, сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям, постепенно с возрастом повышая объем специализированных упражнений в вероятностных условиях и неожиданных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 111 с.
2. Григорьян, М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорьян М.Р. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры. -Краснодар, 2009. - 24 с.
3. Общая психофункциональная подготовка юных футболистов : учебнометодическое пособие / под ред. А. А. Шамардина, Н.В. Ткаченко, А.И. Шамардина ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2008. - 48 с.
4. Чирва, Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чирва Б.Г. - М., 2008. - 48 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ
ТАНКОВОГО ВУЗА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург,
Александр Сергеевич Кайсин, соискатель,
Омское высшее танковое училище
Аннотация
В статье рассмотрены содержание и структура структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза.
Определены основные компоненты структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза. Данная модель включает характеристику личности выпускника танкового вуза, которая должна обладать необходимыми способностями: принимать правильные решения относительно самого себя и подчиненного личного состава; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание своей профессиональной деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей военно-профессиональной деятельности; анализировать результаты своей работы.
Показаны результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования профессиональноличностных качеств у курсантов танкового вуза. Наиболее существенные отличия у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной, отмечались в развитии смелости, реши-