Психологические науки
УДК 159.9.07
АППАРАТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СРАБОТАННОСТИ И
СОГЛАСОВАННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
Галина Михайловна Бирюкова, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта),
Санкт-Петербург; Николай Николаевич Обозов, доктор психологических наук, профессор, Ольга Дмитриевна Полежаева, аспирантка, Северо-Западный институт управления российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СЗИУ РАНХ и ГС), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье описан подход, предлагающий аппаратурное моделирование совместной деятельности. Приведен пример использования кибертренинговых технологий в командном виде спорта - академической гребле. Проанализированы результаты исследований, проводимые с командами спортсменов. Представлены оценки эффективности совместной работы, полученные в ходе исследования, по критериям: время решения группой задачи; количество сделанных ходов; уровень сработанности и синхронности. Сделаны выводы о практической надежности использования возможностей кибернометра при исследовании спортивных команд.
Ключевые слова: кибертренинг, спортивная психология, академическая гребля, согласованность, сработанность, психомоторная активность, команды, совместная деятельность, валидность, надежность.
APPARATUS MODELING OF HARMONY AND COHERENCE IN THE ACTIVITIES
OF SPORTS TEAMS
Galina Mikhailovna Biryukova, the doctor of philosophical sciences, candidate of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Nikolay Nikolaevich Obozov, the doctor of psychological sciences, professor, Olga Dmitrievna Polezhaeva, the post-graduate student, The North-West Institute of Management, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Annotation
The article describes an approach that offers hardware modeling of joint activities. Examples of use of cybertraining technologies in team sport - rowing are given in the article. The results of research conducted with teams of athletes are analyzed. The estimates of the effectiveness of teamwork, obtained during the experiment, are presented according to the criteria: the time of the group's solution of the problem; number of moves made; speech reactions of the leader and members of the group; style leadership. Conclusions are made about the validity and reliability of the described models and methods used in the study, sports teams.
Keywords: cybertraining, sports psychology, rowing, coherence, psychomotor activity, harmony in work, teams, team work, joint activity, validity, reliability.
ВВЕДЕНИЕ
Любая деятельность людей приводит к искомой результативности только при оптимальном взаимодействии лиц, включенных в трудовой процесс. В спортивной деятельности огромное значение имеет такое взаимодействие членов спортивных команд, которое характеризуется высоким уровнем сработанности и согласованности в условиях совместной деятельности. Психологические особенности спортсменов, вступающих в спортивное взаимодействие в групповых видах спорта, изучаются, как правило, методами психологии в виде тестов, опросов, самоотчетах и т.д. Однако, представляется, что изучение
обычными психологическими методами степени сработанности и согласованности спортсменов в процессе группового взаимодействия не позволяет определить искомые характеристики, а тем более не представляется возможным обучать спортсменов этим навыкам.
Данную задачу можно решить с помощью применения аппаратурного моделирования деятельности спортивных команд через использование, например, измерительного аппарата, названного кибернометром. Использование данного прибора позволяет не только обучать спортсменов командного вида спорта умению бесконфликтно и согласованно действовать в командной игре, но и прогнозировать степень эффективности подбора тех или иных игроков для эффективной совместной деятельности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как согласованность, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты. Ведущий компонент согласованности может определяться также и как совместимость в результате эмоциональной удовлетворенности общением с партнерами и соответствующими эмоционально-энергетическими затратами. Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработанность нацеленность на результативность спортивного взаимодействия.
Одним из перспективных подходов для исследования уровня сработанности и согласованности членов спортивных команд представляется подход, предлагающий аппаратурное (техническое) моделирование совместной деятельности в группе людей. В лаборатории дифференциальной психологии Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при ЛГУ была создана серия аппаратурных моделей - методов, позволяющих оценить сработанность (сыгранность, слетанность) реальных групп (экипажей, команд).
В 1986 году на выставке Научно-технического творчества молодежи на ВДНХ экспонировался прибор, названный «Кибернометр», созданный под руководством профессора, д.псх.н. Обозова Н.Н, который достаточно широко используется вот уже более 30 лет в управленческих командах для определения уровня совместимости персонала в различных отраслях народного хозяйства. Однако необходимость использования данного прибора в деле изучения спортивных команд продолжает оставаться востребованной задачей, но не реализованной ввиду отсутствия запроса на обучение спортивных психологов данному методу, а также отсутствия технической базы для проведения данных исследований, так как в настоящее время завод «Курган-прибор» изготавливает кибернометры только под индивидуальные заказы.
Изучение и апробация данного прибора именно в спортивной деятельности осуществилось нами летом 2015 года при изучении уровня согласованности психомоторных действий в команде гребцов, так как академическая гребля является тем видом спорта, где согласованность и синхронность действий является определяющей составляющей для достижения высоких спортивных результатов. Конечно же, и в футболе, и в баскетболе, и в хоккее значимо и важно взаимопонимание и согласованность действий, но наличие другой команды предполагает определенную вариативность действий, что требует учета и отражения зачастую малопрогнозируемого темпа-ритма передвижения соперников. В работе же на данном приборе одной команды гребцов требуется подстройка каждого спортсмена под общий ритм, и изменение этого ритма хотя бы одним из спортсменов может приводить к ситуациям, воспринимаемым остальными как определенный уровень стрессового состояния.
На приборе одновременно может работать группа от двух до шести человек, что позволяет с помощью прибора не только дифференцировать команды по сработанности
(согласованности действий в условиях помех, затруднений в работе), но и тренировать спортсменов, вырабатывая навыки координации совместных действий.
Сам тренинг-тестирование на кибернометре имеет следующий алгоритм. Команда гребцов из шести человек сидит вокруг стола, в центре которого лежит панель киберно-метра с нанесенным на него рисунком четырех взаимосвязанных лабиринтных коридоров разной ширины. Экспериментатор удерживает в руке в центре панели миниатюрный «движок», от которого к каждому из игроков протянуты лески. Затем, при одновременном натяжении всеми игроками своих лесок, движком начинают управлять все сидящие за столом спортсмены одной команды. Цель управления поплавком - пройти все извилистые «коридоры» лабиринтов, регулируя натяжение каждым из игроков своей лески, не задевая поребриков, идущих по краям «коридоров» и четко соизмеряя, и корректируя свою силу натяжения лески с силой натяжения лесок товарищей по игре. При задевании поребрика загорается лампочка и звучит сигнал, причем вести «движок» нужно таким образом, чтобы при этом не загоралась красная лампочка, что значит, путем соответствующего натяжения индивидуальных лесок необходимо соизмерять с каждым человеком натяжение лески, чтобы не набирать штрафных очков. Задача рассчитана на выявление точности ваших действий (при групповой работе - совместных действий). Темп работы не ограничивается и должен быть выбран вами в зависимости от удобства действий».
Помимо первичных данных, полученных при обработке диаграммной ленты с записью общего времени выполнения каждой операции, длительности и количества ошибок, колебательных движений рук, были получены производные показатели, которые легли в основу интегрального показателя успешности работы (Ку), который подсчитывался по
формуле: Ку = 1(1 *гр + °0 °гр , где 1;0 - среднее время выполнения операции по данной О 0
выработке испытуемых; 1 - индивидуальное время или время работы данной группы; О 0 - среднее количество ошибок по операции данной выборки испытуемых; Оф - индивидуальное или групповое количество ошибок по данной операции.
Коэффициент полезного действия отражает отношение полезно затраченного времени к общему времени выполнения пробы: КПД=1-—, где 10 - временная длительность
ошибок, допущенных при перемещении движка; 1 - общее время выполнения задачи.
Ку подсчитывается по каждой игре в отдельности, что позволило оценить не только общую успешность совместной работы, но и интегральную характеристику гомеостатиче-ского равновесия в работе команды. При лучшей сбалансированности работы в команде гребцов коэффициент имеет положительный знак. По результатам проведенного нами исследования среди четырех групп гребцов, были получены следующие результаты:
В двух командах спортсменов-третьеразрядников повысился уровень сплоченности на 27% (первая команда) и 29% (вторая команда).
В командах спортсменов-перворазрядников повысился уровень сплоченности на 76% (первая команда) и 79% (вторая команда).
Обе команды гребцов-третьеразрядников опережали перворазрядников по времени выполнения заданий: первая команда - со значительным опережением - 1,6 минуты, вторая - на 1,1 минуты.
По количеству ошибок команда спортсменов-третьеразрядников № 1 набрала большее количество ошибок - 16, команда № 2 - 11.
Спортсмены перворазрядники по количеству ошибок заняли первые места: команда № 1 - четыре ошибки, команда № 2 - две ошибки.
Речевые реакции в процессе выполнения задания у третьеразрядников- пловцов свидетельствовали о частых пререканиях, указаниях на ошибки других, об излишне эмоциональных высказываниях.
Речевые реакции в двух группах перворазрядников-пловцов характеризовались согласием с мнением и распоряжениями стихийно определившихся лидеров, и отсутствием резких замечаний в адрес членов команды.
ВЫВОДЫ
Спортсмены с более высоким спортивным статусом (первый спортивный разряд), имеющие больший профессиональный опыт командной работы в данном виде спорта, быстрее решают задачи по сплочению и согласованности членов команды в новых предлагаемых условиях (работа на кибернометре). Во второй игровой пробе количество совершаемых ошибок у данных спортсменов снизилось до минимальных значений, однако за счет некритического, но все-таки увеличения времени выполнения задания. Сказалась также положительная привычка к подчинению стихийно появившемуся лидеру (тренеру), что способствовало конструктивной организации работы по достижению поставленной цели без эмоционально-резкого взаимного обсуждения действий коллег.
Спортсмены-третьеразрядники проявили себя в меньшей степени готовыми к сплоченности в ситуации командного решения задач, где требуется и скорость принятия решений, и умение подчиняться, и умение чувствовать друг друга во имя успешного решения задачи, что можно объяснить недостаточным опытом работы в командах, либо неумением уступать лидерские позиции своим коллегам. Индивидуалистические поведенческие тенденции в ущерб командной работы не позволили им выигрывать там, где требуется высокий уровень согласованности в мыслях, словах и деятельности.
Командная работа на кибернометре показала, что данный прибор может выполнять функции тренажера по подбору спортсменов в команды, где требуется высокий уровень сплоченности и согласованности.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2018
УДК 159.9:796
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ И СПЛОЧЁННОСТИ ИГРОКОВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМАНДНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Андрей Михайлович Грошев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (МАИ) «Стрела», Жуковский МО, Владимир Владимирович Буторин, кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В данной статье проведён анализ некоторых теорий, раскрывающих феномен командной сплочённости, совместимости. Выявлены критерии, характеризующие сплочённость команды: ценностно-ориентационное единство, функционально-ролевая согласованность. В качестве критериев, характеризующих психологическую совместимость, рассматривались эмоциональная удовлетворенность совместной жизнедеятельностью, осознание социально-психологической принадлежности к группе, внутригрупповые взаимоотношения. Рассмотрена взаимосвязь социально-психологических феноменов командной сплочённости и совместимости игроков его результативностью.
Ключевые слова: сплочённость, совместимость, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная удовлетворённость, согласованность действий, референтность группы, интегративность.