2013
Обоснование подхода к формированию экипажей в гребле академической
Яковенко Е.О.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотации:
Рассмотрены принципы отбора спортсменов для формирования экипажей в зарубежных странах, и определены наиболее информативные критерии подбора гребцов, составляющих одну команду. Проведен анализ нормативных документов сборных команд по академической гребле зарубежных стран. В ходе данного анализа определены ведущие в данном виде спорта страны и установлено, что принципиально важным является применение комплексного подхода к отбору спортсменов для формирования экипажа. Отмечается, что использование принципа комплексности является ключевым фактором в системе отбора и способствует достижению высоких спортивных результатов на международной спортивной арене. Предлагается система отбора по показателям: результат соревновательной деятельности в мелких классах судов, функциональные, технические, физические показатели.
Ключевые слова: гребля академическая, формирование, экипаж, система, отбор.
Яковенко О.О. Обґрунтування підходу до формування екіпажів у веслуванні академічному. Розглянуто принципи відбору спортсменів для формування екіпажів в зарубіжних країнах, і визначено найбільш інформативні критерії підбору веслярів, що складають одну команду. Проведено аналіз нормативних документів збірних команд з веслування академічного зарубіжних країн. У ході даного аналізу визначено провідні країни в даному виді спорту та встановлено, що принципово важливим є застосування комплексного підходу до відбору спортсменів для формування екіпажу. Відзначається, що використання принципу комплексності є ключовим фактором у системі відбору та сприяє досягненню високих спортивних результатів на міжнародній спортивній арені. Пропонується система відбору за показниками: результат змагальної діяльності в дрібних класах суден, функціональні, технічні, фізичні показники.
веслування академічне, формування, екіпаж, система, відбір.
Iakovenko O.O. Substantiation of the approach to the formation of the crews in rowing. The principles of the selection of athletes for the crews’ formation in foreign countries were considered, and the most informative criteria for the selection of rowers from one team were identified. The analysis of regulatory documents of rowing teams in foreign countries was conducted. In the course of this analysis were detected the top countries in this kind of sport and found that it is fundamentally important for a comprehensive approach to the selection of athletes for the formation of the crew. It is noted that the use of the principle of comprehensiveness is a key factor in the selection system and contributes to the achievement of high results in the international sports arena. A system of selection in terms: the result of competitive activity in the smaller classes of vessels, functional, technical and physical performance.
rowing, formation, crews, system, selection.
Введение.
Обострение конкуренции на соревновательной арене поставило перед тренерами дополнительные требования при подготовке и комплектовании команд в гребном спорте. Наряду с поисками оптимальных методов технической и физической подготовок, возросла необходимость искать пути повышения эффективности взаимодействия спортсменов, составляющих один экипаж.
Результаты соревновательной деятельности в гребле академической связаны с использованием средств управления спортивной формой, обеспечивающих совпадение фаз динамики спортивной формы, с тем, чтобы все члены экипажа в нужный момент находились в примерно одинаковой готовности. Не всегда подготовка гребцов в одном и том же экипаже означает синхронность динамики спортивной формы. Достижение высокой эффективности соревновательных действий и тренировок влияет на настроение команды, на микроклимат в экипаже, создает предпосылки сохранения состава на длительный период подготовки, служит условием дальнейших успехов совместной деятельности [2, 4, 6, 9-15].
Прежде всего, наличие различий в командной и одиночной технике гребли и перечень определенных социально-психологических особенностей, присущих гребцам крупных экипажей подводит к понятию «командный гребец». Возможность оценки мастерства каждого гребца в отдельности, хотя речь идет о командном виде спорта, открывает путь к оценке
© Яковенко Е.О., 2013 doi: 10.6084/т9^^Ь|аге.840510
принципиально различных стратегий подготовки экипажей: либо подготовки в мелких лодках, где индивидуальные успехи и недоработки очевидны, но сохраняются опасения рассогласованности при гребле в крупных лодках; либо подготовки сразу в большой лодке, где более заметны ритмические несоответствия, зато проблематична оценка индивидуального вклада каждого гребца в совокупное усилие [3, 4, 6]. При такой дилемме разработка методики обеспечения мастерства, ее оценки и прогнозирования по индивидуальным характеристикам представляется достаточно актуальной.
Данная работа выполнена в соответствии со «Сводным планом НИР Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта в сфере физической культуры и спорта» на 2011-2015 г.г. по теме 2.12 «Формирование системы многолетнего отбора и ориентации спортсменов» (№ гос. регистрации 01ПШ01725).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - обосновать подход к отбору спортсменов для формирования экипажей в гребле академической на основе опыта зарубежных стран (зарубежного опыта).
Методы исследования. Исследование проводилось на основе изучения литературных источников и документальных материалов, анализа и синтеза полученной информации.
Результаты исследования.
В ходе данного исследования нами были изучены и проанализированы критерии формирования экипажей в лидирующих странах в гребле академической (табл. 3.1). Критерии включают ряд показателей, кото-
І ПЕДАГОГІКА І
ПСИХОЛОГІЯ
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
рые, по мнению специалистов данных стран, являются наиболее информативными и эффективными при формировании гребного экипажа [5].
Как видно из таблицы 1 большинство стран в своей системе отбора используют несколько критериев для формирования экипажей. Практически все страны используют критерий соревновательной деятельности спортсменов. Но, не смотря на это, при комплектовании крупных экипажей нельзя делать акцент на выступлениях лишь в мелких классах судов, поскольку требования к подготовленности гребцов, сидящих в крупных лодках, значительно отличаются. Это связано с биомеханическими характеристиками. Поскольку в крупных классах судов скорость продвижения судна значительно выше, следовательно, выше и темп выполнения гребковых движений. С изменением данных параметров работы возникают дополнительные требования к проявлению силового компонента работы, а также увеличение нагрузки на
функциональные системы организма спортсменов. Именно поэтому, в своих системах отбора гребцов для комплектования экипажей, ведущие в гребле страны, кроме соревновательного критерия включают функциональные, а иногда физические и технические критерии.
Таким образом, на основе полученных данных, нами было выделено несколько подходов к формированию экипажей в гребле академической. По преимущественному использованию каких-либо показателей эти подходы можно подразделить на несколько групп (рис. 1).
Результаты исследований опыта зарубежных стран (табл. 1) показывают, что при отборе спортсменов в командную лодку используется два-три критерия, но при этом нет единого подхода. В основе системы отбора спортсменов для формирования экипажей лежит системно-комплексный подход, при котором отбор рассматривается как совокупность взаимосвязанных
Таблица 1
Критерии и показатели, которые используются при отборе спортсменов для формирования экипажей в зарубежных странах
Страна Критерий Показатели
Австралия Соревновательный Функциональный - результаты соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км, 5 км) - функциональные показатели
Великобритания Физический Функциональный Морфологический - показатели физической подготовленности (сила, выносливость) - показатели функциональной подготовлен- ности - морфологические показатели
Германия Соревновательный Технический - результаты соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км, 6 км) - технические показатели
Италия Соревновательный Технический - результаты соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км) - технические показатели
Канада Соревновательный Функциональный Технический Физический - результаты соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км) - функциональные показатели - технические показатели - показатели физической подготовленности
Новая Зеландия Соревновательный - результат соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км) - результат соревновательной деятельности на эргометре (2 км, 5 км)
Россия Соревновательный Морфологический - результат соревновательной деятельности на эргометре - морфологические показатели
США Соревновательный - результат соревновательной деятельности на эргометре (6 км) - результат соревновательной деятельности в 1х, 2- (2 км)
э
2013
Критерии отбора
Соревновательный Технический Функциональный
Результаты прохождения соревновательной дистанции в мелких классах судов
тг
Результаты тестирования на гребном эргометре
К
Показатели
технической
подготовленности
л
Морфологический
Морфологические показатели N
V У
-а
Функциональные
показатели
Физический
-а
Показатели
физической
подготовленности
Рис. 1. Подходы к отбору спортсменов в командные лодки и формирование экипажей
в зарубежных странах
элементов, имеющий цель, ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь. Его сущность состоит в том, что каждый объект, в процессе его исследования, должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Мы рассматриваем отбор спортсменов и формирование экипажей как: системно-комплексный аспект, где выявляются элементы, составляющие данную систему; и системно-структурный, заключающийся в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющий получить представление о внутренней организации исследуемой системы [8].
Анализ данных позволил в общем виде обозначить основные составляющие, присущие процессу комплектования командных лодок:
• социально-психологические закономерности, связанные с необходимостью создания высокоорганизованной малой группы, способной эффективно решать групповые и индивидуальные задачи;
• этапность процесса комплектования экипажей (к конкретному соревнованию, в годичном тренировочном цикле, в многолетнем тренировочном процессе);
• критерии комплектования командных лодок как на этапе подбора гребцов в экипаж, так и при работе с уже созданной командой;
• способы оценки скомплектованного экипажа, учитывающие все критерии в комплексе;
• четкая система управления процессом комплектования экипажей, заключающаяся в комплексе организационно-педагогических, воспитательных мер и воздействий, в подборе конкретных способов, условий и упражнений;
• обоснование гребного спорта как командного в преломлении с особенностями крупных гребных команд.
Они взаимосвязаны между собой и только в комплексе представляют многогранную систему комплектования экипажей в гребном спорте. Каждый компонент системы будет иметь свои подразделы и факторы его формирования, что определяет структуру системы [1].
Для создания нашего подхода к отбору спортсменов для формирования экипажей мы взяли за основу опыт зарубежных стран, которые являются лидерами в академической гребле по результатам выступлений на международных соревнованиях в 2012 году (табл. 2). Ведущими странами были выявлены такие страны как Германия, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия.
В системе отбора этих стран есть общие и в тоже время отличные черты. Все они используют соревновательные и функциональные критерии отбора, а некоторые технические и физические критерии. Можно предположить, что объединение всех этих критериев в одну систему даст возможность более точно и эффективно провести отбор гребцов для формирования успешной команды, которая могла бы продемонстрировать высокие результаты на международной арене. Предложенный нами подход к формированию экипажей в гребле академической также основан на комплексности использования показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов.
Таким образом, в предложенную нами систему отбора были включены показатели, которые могли бы
І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні
---- ---------------- проблеми фізичного
ПСИХОЛОГІЯ
виховання і спорту
Таблица 2
Результаты выступления зарубежных стран в гребле академической в 2012 году
Олимпийские Игры Чемпионат Мира до 23 лет Общее количество медалей Занятое место
Австралия 5 5 10 3
Великобритания 9 3 12 2
Германия 3 15 18 1
Италия 1 6 7 5
Канада 2 2 4 7
Новая Зеландия 5 5 10 3
Россия 0 1 1 9
США 3 3 6 6
ЮАР 1 1 2 8
охарактеризовать уровень подготовленности гребцов с различных сторон. Были использованы такие показатели как: результат соревновательной деятельности в мелких классах судов (1х, 2-), функциональные, технические, а также физические показатели.
Данные показатели являются научно-обоснованными для отбора спортсменов в академической гребле [4, 5, 6, 7] и наиболее информативными. Поскольку в этом виде спорта работа циклического характера выполняется в командных лодках с высокой интенсивностью и на протяжении 6-7 мин, то неотъемлемым условием высокой результативности выступлений гребного экипажа также является техническая согласованность действий всех членов команды. Соответствие уровня физической подготовленности гребцов одного экипажа и близкие по своим значениям некоторые их функциональные показатели (МПК -максимальное потребление кислорода, устойчивость
функциональных систем, уровень ПАНО - порог анаэробного обмена, показатель экономичности работы и т.д.) являются залогом достижения данной командой высоких спортивных результатов на международной спортивной арене.
Выводы.
В результате проведенного исследования было выявлено, что ключевым моментом в системе отбора спортсменов для формирования экипажа в гребле академической является комплексность использования показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов.
Также, на основе зарубежного опыта были определены наиболее информативные критерии отбора для формирования гребных экипажей. Полученные данные дают возможность усовершенствовать процесс комплектования экипажей и повысить результативность выступления команды на международной арене.
Литература
1. Баранова М.В., Егоренко Л.А. Формирование устойчивого интереса к занятиям гребным спортом на этапе начальной подготовки средствами комплектования командных лодок. - Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (58) 2009. - 6-10 с.
2. Видайко В.А. Разработка методики отбора спортсмена-гребца с позиций системного анализа //Отбор и многолетнее планирование в спорте. Тез. докл.науч-практ. Конф. 17-18 сентября 1986 г. Ивано-Франковск, 1986. - с. 14-15.
3. Давыдов В. Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийских водных видах спорта дистанционного характера: автореф. дис. на соиск. уч. ступени д-ра пед. наук / В. Ю. Давыдов. - М.: МГУ, 2002. - 40 с.
4. Кононов В.Н. Особенности комплектования командных лодок / В.Н. Кононов, К.П. Костенко // Гребной спорт: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 39
5. Нильсон Т. Подготовка спортсменов национальной сборной Италии по академической гребле // Доклад в г. Рига 6-8 февраля 1990 г. - М., 1990. - 38 с.
6. Самсонов Е. Б. Комплектование сборных экипажей в академической гребле: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. Культуры. 1980. - 46 с.
7. Сергеев Ю. П. Медико-биологические основы отборы в академической гребле: (Метод. рекомендации)/ВНИИ физ. к-ры, 1984; 19 с.
8. Шинкарук О. А. Обоснование отбора как комплексной проблемы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Оксана Шинкарук // VII Междунар. науч. сессия БГУФК и НИИ ФК и С РБ по итогам НИР за 2003 г. «Научное обоснование ФВ, спорта, тренировки и подготовки кадров по ФК и С» [сб. статей]. - 2004. - С. 151-152.
References:
1. Baranova M.V., Egorenko L.A. Uchenye zapiski universiteta imern P.F. Lesgafta [Proceedings of University named after P.F. Lesgaft], 2009, vol.12(58), pp. 6-10.
2. Vidajko V.A. Razrabotka metodiki otbora sportsmena-grebca s pozicij sistemnogo analiza [Development of methodology for selection athlete rower from the standpoint of system analysis]. Otbor i mnogoletnee planirovanie v sporte [Selection and long-term planning in sport], Ivano-Frankivsk,1986, pp. 14-15.
3. Davydov V. Iu. Teoreticheskie osnovy sportivnogo otbora i specializacii v olimpijskikh vodnykh vidakh sporta distancionnogo kharaktera [Theoretical foundations of sports selection and specialization in the Olympic water sports remote nature], Dokt. Diss., Moscow, 2002, 40 p.
4. Kononov V.N., Kostenko K.P. Osobennosti komplektovaniia komandnykh lodok [Features recruitment team boats]. Grebnoj sport [Rowing], Moscow, Physical Culture and Sport, 1976, p. 39.
5. Nil’son T. Podgotovka sportsmenov nacional’noj sbornoj Italii po akademicheskoj greble [Preparation of the Italian national team athletes in rowing], Moscow, 1990, 38 p.
6. Samsonov E. B. Komplektovanie sbornykh ekipazhej v akademicheskoj greble [Picking teams in rowing crews], 1980, 46 p.
7. Sergeev Iu. P. Mediko-biologicheskie osnovy otbory v akademicheskoj greble [Medical and biological basis of selection in rowing], VNIIFK, 1984, 19 p.
8. Shinkaruk O. A. Obosnovanie otbora kak kompleksnoj problemy podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [Rationale for selection as the complex problem of training athletes in Olympic sports]. Nauchnoe obosnovanie FV, sporta, trenirovki i podgotovki kadrov po FK i S [Scientific substantiation of PE, sports, workouts and training in PC and S], 2004, pp. 151-152.
9. Шинкарук О. А. Современный взгляд на систему отбора спортсменов в олимпийском спорте / Оксана Шинкарук // XII Меж-дунар. науч. конгр. «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» [сб. тезисов]. - 2008. - С. 171-172.
10. Caudwell J. “Easy, Oar!”: rowing reflections. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2011, vol.3(2), pp. 117-129. doi:10.1 080/2159676X.2011.572179.
11. Cieslicka Miroslawa. Slowinski Mariusz. Training loads of female canoeing youth national team in sprint competitions // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2012, vol.12, pp. 149 - 156. doi:10.6084/m9.figshare.105474
12. Ieremenko (Spychak) N.P Features of the features and functional training key factors of qualified rowers, canoeists // Physical Education of Students. 2012, vol.2, pp. 24 - 28.
13. Nevill A. Just why the Journal of Sports Sciences ’ reputation continues to grow. Journal of Sports Sciences. 2013, vol.31(14), pp. 1509-1509. doi:10.1080/02640414.2013.842300.
14. Samuylenko V.E., Modeling of competitive distances qualified rowing and canoeing (illustrated man rowing). Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.5, pp. 57-61. doi:10.6084/m9.figshare.707101
15. Stankevych L.G. Zemtsova I.I. Gatilova H.D. Monitoring of metabolism data in canoeists at the stage of preparatory training period. // Physical education of students. 2011, vol.2, pp. 89 - 92.
Информация об авторе:
Яковенко Елена Олеговна: ORCID: 0000-0003-2906-8669; Ьигип[email protected]; Национальный университет физического воспитания и спорта Украины; ул. Физкультуры 1, г.Киев, 03680, Украина
Цитируйте эту статью как: Яковенко Е.О. Обоснование подхода к формированию экипажей в гребле академической // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 12 - С. 105-109. doi:10.6084/ m9.figshare.840510
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 18.09.2013 г. Опубликовано: 30.12.2013 г.
32013
9. Shinkaruk O. A. Sovremennyj vzgliad na sistemu otbora sportsmenov v olimpijskom sporte [The modern view of the system of selection of athletes in Olympic sports]. Sovremennyj olimpijskij sport i sport dlia vsekh [Modern Olympic sport and sport for all], 2008, pp. 171-172.
10. Caudwell J. “Easy, Oar!”: rowing reflections. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2011, vol.3(2), pp. 117-129. doi:10.10 80/2159676X.2011.572179.
11. Cieslicka Miroslawa. Slowinski Mariusz. Training loads of female canoeing youth national team in sprint competitions. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2012, vol.12, pp. 149 - 156. doi:10.6084/m9.figshare.105474
12. Ieremenko (Spychak) N.P. Features of the features and functional training key factors of qualified rowers, canoeists. Physical education of students. 2012, vol.2, pp. 24 - 28.
13. Nevill A. Just why the Journal of Sports Sciences ’ reputation continues to grow. Journal of Sports Sciences. 2013, vol.31(14), pp. 1509-1509. doi:10.1080/02640414.2013.842300
14. Samuylenko V.E. Modeling of competitive distances qualified rowing and canoeing (illustrated man rowing). Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.5, pp. 57-61. doi:10.6084/m9.figshare.707101
15. Stankevych L.G. Zemtsova I.I. Gatilova H.D. Monitoring of metabolism data in canoeists at the stage of preparatory training period. Physical education of students. 2011, vol.2, pp. 89 - 92.
Information about the author:
Iakovenko O.O.: ORCID: 0000-0003-2906-8669; burundy4ek@bigmir. net; National University of Physical Education and Sport of Ukraine; Fizkultury str. 1, Kiev, 03680, Ukraine
Cite this article as: Iakovenko O.O. Substantiation of the approach to the formation ofthe crews in rowing. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.12, pp. 105-109. doi:10.6084/m9.figshare.840510
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 18.09.2013 Published: 30.12.2013