Таблица 2
Параметры броска керлингового камня___________________________
Параметр Описание Примеры
Точность броска Показатель степени соответствия результата броска заданию. 0%, 25%, 50%, 75%, 100%
Вид броска (Задание) Определяется по характеру расположения и взаимодействия камней на игровой площадке. Хит-ролл, Гард, Клиринг, Райз, Фриз и т.д.
Направление вращения Один из двух вариантов закручивания камня при выпуске. (In-turn, Out-turn) По направлению движения часовой стрелки или против.
Траектория броска(линия) Позиция установки ориентира (щетки скипа) для указания заданного направления броска. Центр, 4 фута, 8 футов и т.д.
Сила броска (вес) Отражает степень усилия при отталкивании от колодки (т.е. «вес броска»), обладает высокой вариативностью. Слабый тейк, Колодки, Ти-лайн, Средний гард и т.д.
Тип броска В зависимости от наличия или отсутствия препятствий на предполагаемой траектории движения камня пути камня. Открытый, обводящий
Ошибка Демонстрирует причину снижения точности броска. Узко по линии, слабый вес и т.д.
Не остались в стороне и отечественные специалисты: разработанная группой российских авторов (Бадилин А.О., Мельников Д.С., Шулико Ю.В.) - программа «Curling Expert», которую в соответствии с рассмотренными выше признаками классификации, можно отнести к профессиональной технической системе оценки игровой эффективности, является наиболее функциональной и доступной в использовании. Отличительной особенностью программы является широкий спектр получаемых результатов и заключений. Это позволило ей успешно пройти апробацию в рамках подготовки сборных команд России по керлингу.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.01.2014.
УДК 797.12
СИСТЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Мария Владимировна Баранова, соискатель,
Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафт, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Формирование, становление и развитие команды на этапе начальной подготовки должно приводить к возникновению определенных отношений внутри коллектива и повышать конкуренцию между спортсменами разных тренеров, между клубами, спортивными школами и регионами. При этом в гребной спорт дети приходят в подростковом сложном периоде (в 12-14 лет), когда отношения приятельства и дружбы между сверстниками выходят на первый план, и им еще сложно их отделить от отношений рабочих и партнерских. Поэтому, говоря о комплектовании команд именно среди новичков, необходимо делать акцент на развитии сплоченности, внутреннего климата, чтоб команда представляла собой полноценный коллектив, как и группа в целом, в которую она входит.
Ключевые слова: гребной спорт, комплектование экипажей, этап начальной подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p21-24
SYSTEM MECHANISM OF COMPLETING OF CREWS IN ROWING AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION
Maria Vladimirovna Baranova, the competitor,
Lyudmila Aleksandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Formation, establishment and team development at the stage of initial preparation has to lead to emergence of certain relations in collective and increase the competition between athletes of different trainers, between clubs, sports schools and regions. Thus, children come to rowing in the teenage difficult period (in 12-14 years) when the friendship relations between contemporaries come to the forefront and it is still difficult to them to separate them from the working and collaborate relations. Therefore, speaking about completing of teams among the beginners, it is necessary to place emphasis on development of unity, internal climate that the team represented the full-fledged collective, as well as group as a whole, which it enters.
Keywords: rowing, completing of crews, stage of initial preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Комплектование детских экипажей сегодня является педагогическим инструментом сохранения (удержания) юных спортсменов в гребном спорте, развития заинтересованности новичков греблей. Обоснование методики комплектования экипажей, учитывающей особенности данного этапа, - актуальная научная проблема.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале эмпирической части исследования мы определили общий алгоритм формирования гребных экипажей. Для этого обобщили, сравнили и сопоставили этапы комплектования гребных экипажей по временному признаку, предложенные ранее [5], этапы развития групп по межличностным отношениям [6] и выявленные нами в ходе педагогических наблюдений особенности работы с группами гребцов, находящимися на разных стадиях развития коллективных отношений.
Развивая идею об уникальной «командности» гребного спорта [3], мы исследовали связи биомеханических и социально-психологических параметров в структуре гребных экипажей. Установили, что гребцы экипажа, объединяясь инвентарем в биомеханическую систему, обладают, в то же время, особенной плотностью социальнопсихологического климата команды. Педагогический эксперимент показал, что сформировавшаяся структура экипажа способствует решению ряда непосредственно тренировочных задач на этапе начальной подготовки [1].
На следующем этапе исследования мы обосновали шесть критериев комплектования экипажей для новичков, связав их с видами подготовки. Изучили место социальнопсихологического аспекта среди критериев комплектования [4].
Для диагностики совместимости гребцов в экипаже по предложенным критериям комплектования, разработали метод оценки. Выявили достоверную корреляционную зависимость между оценкой скомплектованных вариантов экипажей предложенным нами методом и временем прохождения ими контрольной дистанции на воде.
Также в ходе исследований с использованием опросов, тестирований, педагогических наблюдений и социометрических методов были установлены конкретные способы управления группой гребцов при создании экипажа, группы упражнений, способствующих этому процессу и деятельность тренера по обеспечению его.
Обобщая результаты наших исследований, мы разработали методику комплектования экипажей на начальном этапе подготовки, включающую совокупность путей и
способов формирования организованных команд, способных эффективно решать, поставленные перед ними задачи:
- алгоритм формирования экипажей: 4 этапа, объединяющие в себе педагогическое, психологическое и организационное распределение во времени действий, которые направлены на выделение из учебно-тренировочной группы гребцов-одиночников и на формирование команд;
- критерии комплектования: совместимость по заданным качествам спортсменов, по уровню физической, технической, психологической и теоретической подготовленности;
- учет социально-психологических факторов: особенности малых групп и коллективов, социализация в спорте, жизнеспособность и устойчивость тренировочных групп, учет индивидуальных и коллективных особенностей, размещение спортсменов в командной лодке, выбор загребного, ролевое распределение;
- методы диагностики: предложена форма оценки отдельных критериев и комплексная оценка сформированного экипажа;
- процесс управления: комплекс организационно-педагогических, воспитательных мер и воздействий (формы организации уроков на суше и воде, размещение и перемещение занимающихся на уроке, связь с планированием учебно-тренировочного процесса, системой отбора и т.д.);
- методы формирования структуры экипажа: специальные и подводящие физические упражнения на суше и воде (в сцеплении, с объединением в биомеханическую систему), способы «скатывания» команды, психологические упражнения, коррекция установок и др.
Итогом работы явился формирующий годичный сравнительный эксперимент, направленный на проверку эффективности разработанной нами методики формирования экипажей на начальном этапе подготовки. В результате эксперимента были сформированы экипажи, успешно выполнившие стоящие перед ними тренировочные и соревновательные задачи. Установлено, что разработанная методика способствует улучшению психологического климата коллектива и экипажей, росту мотивации к успеху и повышению уровня притязаний. Предложенная методика обеспечивает экипажам устойчивый социальный статус. Выявлено, что применение методики способствует также жизнеспособности и устойчивости коллектива новичков, экипажи отличались своей перспективностью [2].
За время проведения исследования изучено 7 учебно-тренировочных групп, общей численностью 127 человек и 21 вариант экипажей из их числа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенных исследований позволили нам впервые представить системный механизм комплектования экипажей на начальном этапе подготовки в гребном спорте. Он представляет собой интеграцию представлений об особенной «командности» в гребном спорте, специфику современного набора в гребной спорт, особенности этапа начальной подготовки и разработанную методику комплектования экипажей. Установлено, что применение такого механизма позволяет получить главный педагогический результат в виде выступлений экипажей на соревнованиях, а также целый ряд значимых для этапа начальной подготовки частных педагогических результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова, М.В. Основы командообразования в гребном спорте / М.В. Баранова, Л.А. Егоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 6-9.
2. Баранова, М.В. Формирование устойчивого интереса к занятиям гребным спортом на этапе начальной подготовки средствами комплектования командных лодок / М.В. Баранова,
Л.А. Егоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. б-10.
3. Гиссен, Л. Д. Психологические основы спортивной подготовки / Л. Д. Гиссен // Гребной спорт : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.Ф. Емчука. - М. : Физкультура и спорт, 197б.
- С. 219-225.
4. Коваленко, М.В. Определение критериев комплектования командных лодок в гребном спорте дедуктивным методом / М.В. Коваленко // Материалы региональной межвузовской научной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта» : вестник аспирантуры и докторантуры / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - Вып. 1б. - С. 2З-27. - ISвN 5-91021-007-б.
5. Котырев, В. Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ / В.Д. Котырев // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - С. 49-52.
6. Николаев, А.Н. Социальная и спортивная психология : конспект лекций / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2002. - ЗЗ с.
REFERENCES
1. Baranova, M.V. and Egorenko, L.A. (2010), “The Bases of command formation in rowing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.59, No. 1, pp. б-9.
2. Baranova, M.B. (2009), “Formation of steady interest to occupations by rowing at a stage of initial preparation by means of completing of command boats”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 2, pp. б-10.
3. Hessen, L.D. (197б), “Psychological bases of sports preparation”, in book Rowing: studies, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, pp. 219-225.
4. Kovalenko, M.B. (2007), “Definition of criteria of completing of command boats in rowing by a deductive method”, Materials of regional interuniversity scientific conference of young scientists "The person in the sports world": The messenger of postgraduate study and doctoral studies, Issue 1б, pp. 2З-27, IBSN 5-91021-007-б
5. Kotyrev, V.D. (1972), “Completing of teams in rowing on kayaks and canoe”, Rowing: yearbook, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, pp. 49-52.
6. Nikolaev, A.N. (2002), Social and sports psychology: abstract of lectures, Lesgaft University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2014.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ
ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента.
В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.
Ключевые слова: педагогической технология управления; студенты; здоровый образ жизни; спорт; средства физической культуры.