ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ГРЕБНЫМ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОМАНДНЫХ ЛОДОК
Мария Владимировна Баранова, соискатель, старший преподаватель, Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, ученый секретарь ученого совета,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Создание и подготовка гребных экипажей - неотъемлемый элемент учебнотренировочного процесса гребцов. В статье показаны общие и частные результаты применения авторской методики создания гребных команд на этапе начальной подготовки, ведущей к становлению стабильности учебно-тренировочных групп.
Ключевые слова: комплектование экипажей, социально-психологическая совместимость, психолого-педагогический процесс.
FORMATION OF SUSTAINABLE INTEREST IN TRAINING OF ROWING AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION BY MEANS OF BOATS TEAM
DESIGNATION
Maria Vladimirovna Baranova, the competitor, senior teacher,
Lyudmila Aleksandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, Scientific secretary of an academic council,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
A process of designation and preparation of rowing crews is the integral element of training process of oarsmen. General and private results of application of author's methodology of manning the rowing teams at the stage of primary training leading to the stability of training groups are shown in the article.
Keywords: crews designation, socially-psychological compatibility, psychology-pedagogical
process.
ВВЕДЕНИЕ
Современный гребной спорт не пользуется былой популярностью среди школьников, сложно осуществлять процесс набора детей в ДЮСШ, еще сложнее удержать ребят в этом виде спорта, резко снизилась численность клубов, тренеров и занимающихся. С этой точки зрения, жизнеспособность гребного коллектива в виде учебнотренировочных групп и экипажей будет являться решением ряда этих практических задач, а поиск новых путей в достижении этой жизнеспособности - важная научная проблема.
Главная задача этапа начальной подготовки - привить интерес и любовь к гребному спорту. Одним из ведущих факторов в решении этой задачи является правильно организованная групповая деятельность на всех уровнях. С одной стороны, новички набираются в учебно-тренировочные группы, чтобы из их числа были сформированы экипажи для выступлений в их первых соревнованиях на воде. С другой стороны, только благодаря комплектуемым командам, предоставляется возможность осуществлять полноценный тренировочный процесс, так как свои первые шаги на воде спортсмены могут сделать только в командной лодке с тренером на руле. Таким образом, грамотный процесс комплектования экипажей у новичков может выступать инструментом развития и закрепления интереса к спорту. Формирование, становление и развитие команды внутри одной учебно-тренировочной группы, одного клуба, одной сек-
ции должно приводить к возникновению высокоорганизованных отношений внутри коллектива и повышать конкуренцию между клубами, спортивными школами, регионами.
Подтверждением этого положения является Постановление Президиума Федерации гребного спорта 2008 года, согласно которому, начиная с 2008 года, планируется проводить российские соревнования юношей и юниоров среди клубных или региональных команд, новая Федерация в качестве своей основной задачи видит возрождение и развитие именно клубной гребли.
В своей работе мы попытались разработать систему комплектования экипажей для этапа начальной подготовки, рассматривая социально-психологический компонент системы как основу при решении воспитательных и социализирующих групповых задач.
Прежде всего, наличие различий в командной и одиночной технике гребли и перечень определенных социально-психологических особенностей, присущих гребцам крупных экипажей, вплотную подводит нас к понятию «командный гребец», которое в литературе остается нераскрытым, хотя практически уже давно используется на житейском уровне.
Анализ теоретических данных позволяет в общем виде обозначить основные составляющие, присущие процессу комплектования командных лодок:
- социально-психологические закономерности, связанные с необходимостью создания высокоорганизованной малой группы, способной эффективно решать групповые и индивидуальные задачи;
- этапность процесса комплектования экипажей (к конкретному соревнованию, в годичном тренировочном цикле, в многолетнем тренировочном процессе);
- критерии комплектования командных лодок как на этапе подбора гребцов в экипаж, так и при работе с уже созданной командой;
- способы оценки скомплектованного экипажа, учитывающие все критерии в комплексе;
- четкая система управления процессом комплектования экипажей, заключающаяся в комплексе организационно-педагогических, воспитательных мер и воздействий, в подборе конкретных способов, условий и упражнений;
- обоснование гребного спорта как командного в преломлении с особенностями крупных гребных команд. многие авторы говорят об уникальной «командности» в гребном спорте, отсюда возникает необходимость определения места гребных экипажей среди других видов командной деятельности, в спорте в частности.
Все эти разделы в отдельности изучены в разной степени. Однако все они взаимосвязаны между собой и только в комплексе представляют многогранную систему комплектования экипажей в гребном спорте. Каждый компонент системы будет иметь свои подразделы и факторы его формирования, что определяет структуру системы.
На изучение состава этих компонентов системы для этапа начальной подготовки направлена эмпирическая часть нашей работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования было изучено 5 учебно-тренировочных групп, 3 из которых - группы начальной подготовки, общей численностью 59 человек. Было изучено 5 экипажей «новичков», постоянных по составу, в ходе эмпирического изучения сформировано 15 вариантов экипажей с различной социально-психологической структурой и 3 подгруппы, объединенные по составу случайным образом.
На первом этапе исследования мы разработали и обосновали методику комплектования экипажей на этапе начальной подготовки при работе со спортсменами разного уровня подготовленности, имеющих разные физические данные и различные статусы. Для этого пересмотрели имеющиеся в литературе этапы и критерии формирования командных лодок для этапа начальной подготовки, разработали «оценочную
карту» для контроля создаваемых экипажей из числа «новичков», особенности педагогического управления коллективом юных гребцов, показали средства развития специфической «командности» в гребном спорте. При этом в представление об образовании гребного экипажа вложили концепцию единства биосоциальной и биомеханической его основ.
Критерии комплектования экипажей на этапе начальной подготовки оказались в тесной взаимосвязи со всеми основными видами подготовки спортсменов. При этом особое внимание при работе с «новичками» должно уделяться социальнопсихологическому аспекту, так как он выходит за рамки отдельных критериев и включает в себя качества как приобретенные в процессе тренировок, так и некоторые заданные качества спортсменов в оптимальном их соотношении (рис. 1).
10%
психологическая 2,5% теоретическая подготовленность спортсменов
2,5% тактическая по дгото в л е н н о сть спортсменов „
25% техническая
подготовленность
спортсменов
Рис. 1. Соотношение критериев комплектования командных лодок для группы начальной подготовки
Далее в ходе исследования сформировали 4 варианта экспериментальных экипажей из группы начальной подготовки с различной степенью выраженности социально-психологической совместимости относительно всех критериев комплектования в совокупности (рис. 2). Изучили команды с использованием упражнений на суше, контрольного прохождения отрезков на воде, контрольного соревнования среди команд и опроса спортсменов об их командной деятельности. Установили, что при отсутствии возможности подобрать спортсменов на этапе начальной подготовки в экипаж, полностью отвечающих по всем критериям согласованности и социально-психологической совместимости (команда 1 на рис. 2), необходимо стремиться к усредненному варианту (команда 4).
Совместимомть спортсменов в команде по разработанной оценочной карте, баллы
250 -200 -150 -100 -50 -0 -
□ согласованность по основным критериям комплектования (из рис. 1)
Н социально-психологическая согласованность при комплектовании экипажа
194
152 143 124
|
■
ш ■ ■
I команда II команда IV команда III команда
Рис. 2. Графическое представление степени выраженности социальнопсихологической согласованности в подобранных для изучения экипажах
На втором этапе провели итоговый педагогический эксперимент, направленный на проверку предлагаемого комплекса мер и воздействий в группе «новичков» в течение годичного макроцикла. Экспериментальным фактором явилась разработанная методика комплектования экипажей на этапе начальной подготовки. При этом четко выделены различия педагогических воздействий в контрольной и экспериментальной группах.
Общий педагогический результат выражается в индивидуальном уровне подготовленности спортсменов обеих групп и уровне социализации в спорте (до и после эксперимента) как признаке успешности деятельности в данной группе (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах до и по-
сле эксперимента
Наименование тестирования в группах до и после эксперимента Экспериментальная группа(п=12) <Х>±8<х> с Контрольная группа (п=14) <Х>±8<х> с Достоверность различий
Контрольная тренировка (гребной эргометр, 1000 м), с до 235,08±4,23 14,65 232,0±2,6 9,9 Р>0,05
после 227,50±3,06 10,62 225,86±2,32 8,67 Р>0,05
р р<0,01 р<0,005
Психологический климат (методика Л. Д. Столяренко) до 9,17±2,14 7,42 18,0±1,55 5,80 р<0,01
после 26,83±1,07 3,71 17,21±1,47 5,49 р<0,05
р р<0,005 р>0,05
Мотивация к успеху (методика Т. Элерса) до 18,08±0,96 3,34 19,07±1,18 4,43 р>0,05
после 18,33±0,50 1,72 12,5±1,2 4,5 р<0,001
р р>0,05 р<0,005
Уровень притязаний (шкала К. Шварцла-дера) до 1,50±0,65 2,24 1,77±0,53 1,98 р>0,05
после 3,05±0,38 1,31 1,37±0,59 2,19 р<0,05
р р<0,001 р>0,05
В качестве частных педагогических результатов рассматривался уровень развития коллектива к концу годичного цикла, перспективы групп на следующий тренировочный сезон, спортивные результаты экипажей, скомплектованных из спортсменов данных групп, степень удовлетворения тренировочным процессом (табл. 2).
Таблица 2
Частные педагогические результаты в контрольной и экспериментальной груп-
пах после эксперимента
Параметры Экспериментальная группа (п=12) Контрольная группа (п=14)
Признаки коллектива Присутствуют все Слабо выражены
Устойчивость экипажей, сформированных из числа спортсменов изучаемых групп Экипажи в полном составе продолжили выступление в следующем сезоне Экипажи частично или полностью переформированы по составу
Характер отношений в командах Стабильные Нестабильные
Уровень подготовленности Средний Средний
Спортивные результаты Превзошли ожидания тренера Посредственные
Количество вариантов экипажей, сформированных из числа спортсменов групп 5 11
Степень удовлетворенности спортсменов своими результатами Высокая Низкая
Степень удовлетворенности спортсменов своим коллективом Высокая Средняя
Ожидания спортсменов от занятий гребным спортом Оптимистичные, разнообразные Случайные
Устойчивость состава группы начальной подготовки Переведена в полном составе из группы НП в УТГ -1 Сформирована новая группа НП
Общие и частные результаты в совокупности говорят о степени организации данных учебно-тренировочных групп, их групповом успехе, жизнеспособности и устойчивости коллектива, что, несомненно, говорит о степени заинтересованности «новичков» тренировочным процессом и гребным спортом.
Несмотря на то, что в уровне индивидуальной подготовленности спортсменов групп после эксперимента различий не выявлено (Р>0,05), уровень социализации в экспериментальной группе оказался достоверно выше (Р<0,01).
Экспериментальная группа в целом к концу сезона представляла собой полноценный устойчивый коллектив с благоприятным климатом и зримыми перспективами, чего нельзя сказать о контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введенные педагогические приемы и средства работы с группой начальной подготовки, направленные на создание высокоорганизованных экипажей, принципиально не отразились на уровне индивидуальной подготовленности гребцов, нельзя утверждать и о наличии прямой связи с результативностью, хоть она и имеет место. Но методика позволяет существенно снизить распад и переформирование учебнотренировочной группы, болезненные замены спортсменов в экипаже, способствует созданию крупных клубных экипажей, сформированные экипажи обладают огромным организационно-тренировочным потенциалом.
Рассмотренные результаты, касающиеся психологического климата, уровня мотивации к успеху в избранном виде спорта и уровня притязаний являются признаками жизнеспособности группы и отдельных ее членов в спорте, что совершенно необходимо на современном этапе развития гребного спорта в России. Деятельность тренера на этапе начальной подготовки в гребном спорте - это психолого-педагогический процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валентинова, Н.Г. Соотношение социально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой / Н.Г. Валентинова, Ю.Я. Рыжонкин // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 11. - С. 19-21.
2. Гончаров, В.Д. Параметры социально-психологического климата физкультурных групп и коллективов / В. Д. Гончаров // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 12. - С. 30-32.
3. Дольник, Ю.А. Исследование критериев комплектования командных лодок в гребле на байдарках и каноэ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дольник Ю.А. ; Гос. Ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -Л., 1978. - 16 с.
4. Комплектование сборных экипажей / Б.С. Бречко, Н.В. Моржевиков, Е.Б. Самсонов [и др.] // Академическая гребля : метод. пособие / под общ. ред. Е.С. Ульрих ; Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1970. - С. 123-128.
5. Луценко, Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Луценко Ю.В.
- СПб., 1997. - 21 с.
6. Мудрик, А.В. Воспитание в контексте микрофакторов социализации / А.В. Мудрик // Социальная педагогика : учеб. для вузов / под ред. А.В. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - С.100-124.
7. Щодро, М.В. Научное обоснование комплектования команд в академической гребле : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Щодро М.В. - Л., 1977. - 17 с.
8. Юдина, З. Коллектив как фактор формирования личности юных гребцов / З. Юдина // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 19-25.
Контактная информация: [email protected]