Научная статья на тему 'Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности'

Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1410
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АНТИЦИПАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТ-НОСТЬ / PROBABLE PREDICTION / ANTICIPATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солобутина Марина Михайловна

В статье приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие о необходимости развития антиципационной состоятельности будущих специалистов гуманитарного профиля как компонен-та профессиональной компетентности, рассматриваются результаты апробации программы разви-тия антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICIPATIVE ABILITIES AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article deals with psychological research of anticipative abilities as a component of social profes-sional competence. Experimental data prove the necessity of anticipation development of future specialist in the humanities. The author speculates on the results of the programme of approbation of anticipative abilities on the levels of speech and communication.

Текст научной работы на тему «Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 371.13

АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© М.М.Солобутина

В статье приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие о необходимости развития антиципационной состоятельности будущих специалистов гуманитарного профиля как компонента профессиональной компетентности, рассматриваются результаты апробации программы развития антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях.

Ключевые слова: вероятностное прогнозирование, антиципация, профессиональная компетентность

В настоящее время при обсуждении проблем подготовки гуманитарных и педагогических кадров особое внимание уделяется вопросам формирования профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью в узком смысле понимается система профессионально-педагогических и предметных знаний и умений. Однако компетентностный подход к психо-лого-педагогическому обучению специалистов, работающих в сфере межличностного взаимодействия, предполагает рассмотрение компетентности как интегрального качества. По мнению И.А.Зимней, компетентность должна носить социально-профессиональный характер, так как в современном обществе наличие предметных знаний не является достаточным условием успешной деятельности [1]. Возможность конструктивного решения социально-профессиональных задач основывается на системе междисциплинарных, структурированных знаний, множестве разноуровневых умений и общей культуре человека.

Организация психолого-педагогических условий образовательного процесса для развития социально-профессиональной компетентности

как сложной и многоуровневой системы должна осуществляться с учетом всех ее компонентов. В качестве таких составляющих можно выделить образовательную, коммуникативную, социальную (личностную), антиципационную (прогностическую) компетенции.

Достижение высокого уровня развития социально-профессиональной компетентности гуманитарных и педагогических кадров предполагает высокий уровень образованности, владение средствами познавательной и практической деятельности, ситуативную адаптивность в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, высокий уровень владения языком, а также способность к предвосхищению хода событий, обуславливающую адаптивное поведение.

В связи с актуальностью данной проблемы в научной литературе приводятся результаты исследований по разработке организационно-педагогических условий развития социально-профессиональной компетентности специалистов гуманитарного профиля. Но анализ научных работ в данной области показал, что, в основном, авторы предлагали различные модели развития образовательной и социально-коммуникативной компетенций, мало уделяя внимания развитию антици-пационных (прогностических) способностей. Соответственно, научный и практический интерес приобретает разработка и внедрение программы по формированию антиципационной состоятельности как одного из компонентов социально-профессиональной компетентности будущих специалистов.

Изучение антиципации в деятельности человека, т. е. способности использовать накопленный индивидуальный опыт для вероятностного прогнозирования предстоящей ситуации в целях подготовки эффективных действий и оптимальной переработки информации, является одной из актуальных проблем современной психологии. Это определяется тем, что характер вероятностного прогнозирования связан с деятельностью субъекта - с его потребностями, целями, с его возможностями воздействовать на среду и на свое положение в ней, влиять на ход событий.

Под антиципационной состоятельностью понимается способность с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них и реагировать с временно-пространственным упреждением. Так как антиципационная состоятельность человека во многом определяет адаптивность его поведения, то это может отражаться и на его профессиональной сфере.

В данной статье приводятся результаты экспериментального изучения антиципационных способностей будущих специалистов гуманитар-

ного и педагогического профиля. Методологической основой при разработке тренинговой программы послужили теории, в которых доказывается, что прогнозирование развития событий и планирование собственных действий для достижения желаемых результатов являются неотъемлемыми моментами любой деятельности человека (Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков [2], И.М.Фейгенберг [3], И.А.Зимняя [4], Р.М.Фрумкина [5, 6],

В.Д.Менделевич [7], Л.А.Регуш [8], Е.А.Сер-гиенко [9]). Базой тренинга явилась многоуровневая организация антиципации, предложенная Б.Ф.Ломовым и Е.Н.Сурковым. На основе типологии задач, определяющих те или иные конкретные действия, и критериев, которыми пользуется человек при их решении, выделяют несколько уровней антиципации по мере ее усложнения: сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений, речемыслительный (вербальнологический), коммуникативный.

Предлагаемая нами программа тренинга антиципационной состоятельности будущих специалистов гуманитарного профиля разработана таким образом, чтобы создавались условия для развития прогностических способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях антиципации.

Речемыслительный уровень антиципации -это уровень преимущественно интеллектуальных операций, когда становится возможным более глубокое и широкое обобщение, а также классификация ситуаций в связи с усилением влияния семантического фактора при использовании внешней и внутренней речи. На этой основе осуществляется внеситуационное, заблаговременно упреждающее планирование интеллектуальных действий для уменьшения неопределенности предстоящей ситуации, составляется метаплан наряду с планами, определяющими ситуативные действия человека.

Развитие коммуникативного уровня антиципации предполагает "ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения" [7], высокий уровень владения языком, динамичность речемыслительных процессов, а также способность прогнозировать речевое поведение для подбора адекватных лексических единиц. Невозможно представить компетентного в общении человека, но не способного понимать и оценивать поведение окружающих людей, предвосхищать высказывания участника общения и быть готовым к многовероятному реагированию, вы-

бирать наиболее продуктивный способ взаимодействия с ними.

Контингент испытуемых составили 60 студентов Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Апробирование программы по развитию антиципационной состоятельности проводилась в экспериментальной группе (30 испытуемых). Контрольную группу составили 30 студентов, не посещавших тренинговые занятия.

Для диагностики прогностических способностей испытуемых до и после антиципационного тренинга использовались тест антиципационной состоятельности (В.Д.Менделевич), методика заполнения фразового пробела, прямой ассоциативный тест, карта контроля состояния в речевых ситуациях, методика определения адекватности речевого прогноза.

Диагностика исходного уровня развития прогностических способностей показала, что в сформированных группах испытуемых наблюдалось преобладание лиц с антиципационной несостоятельностью на речемыслительном и коммуникативном (личностно-ситуативном) уровнях. После проведения тренинговой программы было произведено повторное тестирование.

Из таблицы 1 видно, что 64,5% испытуемых контрольной группы имели значения по шкале общей антиципационной состоятельности ниже показателя "нормы". В группе студентов, посещавших занятия по развитию антиципации, ситуация сложилась следующим образом. До эксперимента 56,6% проявляли некомпетентность при решении прогностических задач.

Таблица 1

Процентное соотношение испытуемых по показателям антиципационной состоятельности

Показатели Контрол. группа, % Экспер. группа до тренинга, % Экспер. группа после тренинга, %

в нор- ме откл. от нор- мы в нор- ме откл. от нор- мы в нор- ме откл. от нор- мы

Общая анти-ципационная состоятельность 35,5 б4,5 43,4 5б,б 8б,7 із,з

Личностноситуативная антиципаци-онная состоятельность Зб,З бЗ,7 4б,б 53,4 83,3 i б,7

Пространст- 5б,б 43,4 43,3 5б,7 б0 40

венная анти-ципационная состоятельность

Временная антиципаци-онная состоятельность 73,3 26,7 70 30 86,7 13,3

Адекватность речевого прогноза 60 40 63,4 36,6 80 20

Антиципация при смысловом восприятии речи и актуализации речевых связей 43,3 56,7 36,7 63,3 66,7 43,3

Логические ассоциации (централь- ные) 90 10 83,3 16,7 100 0

Грамматические ассоциации (пара-дигматиче-ские) 63,3 36,7 53,4 46,6 76,6 23,4

Состояние тревожности в речевых ситуациях 36,6 43,4 46,6 53,4 80 20

Сравнительный анализ уровня развития прогностических способностей до и после антиципа-ционного тренинга показал значительное улучшение результатов: лишь 13,3% испытуемых имели значения по общей антиципационной состоятельности ниже "нормы", а у 86,7% испытуемых экспериментальной группы данный показатель был в пределах нормативных значений. Результаты психологического тестирования продемонстрировали, что показатели антиципационных способностей студентов определялись значительным сдвигом в сторону улучшения. Рассмотрим подробнее характер выявленных изменений по личностноситуативной, пространственной и временной составляющим антиципации.

До психологического тренинга количество студентов, не обладавших антиципационной состоятельностью по шкале личностно-ситуативной составляющей, составило 53,4%, а имевших этот показатель в "норме" - 46,6%. Большинство студентов, по их мнению, часто сталкивались с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств, нередко с ними происходили "несчастные случаи", и они сами от себя не ожидали

какого-либо поступка или реакции на ситуацию. Высказывали полное или частичное согласие с тем, что для них типично появление чувства удивления по отношению к происходящим событиям в жизни, что обычно они склонны думать только о хорошем, а не о плохом исходе предстоящих событий для того, чтобы все в действительности сложилось удачно и благоприятно. Также испытуемые с антиципационной несостоятельностью считали, что прогнозировать будущее является абсолютно бесполезным занятием, т.к. многие события, по их мнению, предвидеть невозможно.

Соответственно, на коммуникативном уровне антиципации у студентов до тренинга наблюдалось снижение продуктивности прогнозирования житейских ситуаций, событий жизни, предугадывания поведения окружающих и собственных реакций при различных обстоятельствах. В результате коррекционной программы 83,3% продемонстрировали прогностическую компетентность на коммуникативном уровне. Занятия способствовали переходу испытуемых к многовероятному варианту осмысления действительности. Предвосхищая ход событий, студенты уже проявляли направленность на многовероятностный гибкий прогноз.

Такая же закономерность наблюдалась и при сопоставлении ответов испытуемых, отражавших пространственную и временную составляющую антиципации, до прохождения тренинговой программы. При первичной диагностике чаще встречались лица, для которых были типичны опоздания на учебу, деловые или личные встречи из-за непредвиденных случайностей в пути. Наблюдалось неэффективное распределение времени на текущие дела, вследствие чего, они часто не успевали выполнить всё необходимое или задуманное. Выполнение заданий, направленных на развитие антиципационных способностей, способствовало формированию навыка управления временем, стремлению к пунктуальности и планированию своего времени. Если до тренинга испытуемые экспериментальной группы отмечали, что испытывали трудности в видах деятельности, требующих ловкости движений, ориентировании на местности, часто бывали неуклюжими и неловкими, то в результате занятий пространственное упреждение стало более эффективным.

Далее рассмотрим особенности прогнозирования студентов на речемыслительном уровне. Оценивая результаты предварительного тестирования, мы смогли сделать вывод о снижении адекватности речевого прогноза у значительной части испытуемых (36,6%). Наблюдаемые неаде-

кватные проявления вероятностной организации идиолексикона в языковой практике студентов, выражавшиеся в несоответствии субъективных вероятностей речевых элементов их объективным вероятностям, объяснялись сбоями при построении субъективного прогноза в речевом поведении. После антиципационного тренинга у 70% результаты улучшились. Итоги исследования речевых антиципаций позволили заключить, что проведение занятий по развитию прогностических способностей является продуктивным мероприятием.

Анализ выдвигаемых гипотез испытуемыми при заполнении фразовых пробелов показал, что до тренинга при актуализации речевых связей студенты давали почти в полтора раза больше вариантов ответов, т.е. их ответы отличались большим разнообразием, чем после коррекционной программы. Возникшие трудности при речевых антиципациях на первом тестировании, заключавшиеся в моно - или поливариантном прогнозе, отразились на большом количестве неадекватных смысловых единиц, что, в свою очередь, привело к отсутствию семантических связей в целом по тексту. Повышение уровня развития антиципационных способностей в результате тренинга заключалось в том, что при смысловом восприятии речи испытуемые актуализировали речевые гипотезы путем установления наиболее вероятных семантических связей между лексическими единицами и, соответственно, предпочитали ответы, являющиеся высоковероятными.

Выявленная антиципационная несостоятельность на речемыслительном и коммуникативном уровнях отразилась на характере межличностного взаимодействия студентов. Констатирующий этап позволил определить наличие межличностной сензитивности и повышение тревожности студентов в условиях коммуникативного акта. Ошибки прогнозирования делали их некомпетентными в общении, неспособными понимать и оценивать поведение окружающих людей, и как следствие, способствовали формированию повышенной языковой тревожности и избеганию речевых ситуаций. Развитие прогностических способностей будущих специалистов в рамках антиципационного тренинга повлияло на продуктивность предвосхищения высказываний участников общения, готовность к многовероятному реагированию и выбор наиболее продуктивного способа взаимодействия с ними.

Таким образом, программа тренинга антици-пационной состоятельности будущих специалистов гуманитарного профиля доказала свою эффективность. Качественная оценка изменений в показателях антиципации на речемыслительном

и коммуникативном уровнях позволила констатировать продуктивность предлагаемой технологии. В результате тренинга студенты экспериментальной группы продемонстрировали заметное улучшение в установлении семантических связей, подборе адекватных лексических единиц при дифференциации индивидуального лексического словаря. Наблюдалось повышение критичности и гибкости мышления, продуктивность аналитических операций, динамичность речемыслительных процессов, что, в свою очередь, способствовало улучшению речевого прогнозирования. Занятия способствовали переходу испытуемых к многовероятному варианту осмысления действительности. Предвосхищая ход событий, студенты уже проявляли направленность на многовероятностный гибкий прогноз.

Результаты сопоставления особенностей речевых антиципаций до и после антиципационно-го тренинга демонстрируют, как развитие прогностических способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях способствует достижению высокого уровня ситуативной адаптивности в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях. Кроме того, принимая во внимание универсальность и интеграцию ключевых профессиональных компетенций, развитие антиципационных способностей осуществляется не изолировано, а во многом обуславливает высокий уровень образованности, владение средствами познавательной и практической деятельности.

Соответственно, очевидной становится необходимость рассмотрения и развития антиципа-ционной (прогностической) состоятельности при реализации психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности гуманитарных и педагогических кадров в рамках образовательного процесса высшей школы. Одним из аспектов совершенствования качества подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля является внедрение в содержание образования основ теории и практики прогностики.

1. Зимняя И. А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. - 2006. - №2. -

С.20-21.

2. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М., 1980. - 278 с.

3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001.

4. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М.Фейгенберга, Г.Е.Журав-лева. - М., 1977. - 392 с.

5. Вероятностное прогнозирование в речи / Под ред.

Р.М.Фрумкиной. - М., 1971. - 230 с.

6. Прогноз в речевой деятельности. / Под ред.

Р.М.Фрумкиной. - М., 1974. - 235 с.

7. Менделевич В.Д. Антиципационная концепция неврозогенеза // Неврозология и психосоматическая медицина. - 2002. - С.45-98.

ANTICIPATIVE ABILITIES AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

M.M.Solobutina

The article deals with psychological research of anticipative abilities as a component of social professional competence. Experimental data prove the necessity of anticipation development of future specialist in the humanities. The author speculates on the results of the programme of approbation of anticipative abilities on the levels of speech and communication.

Key words: probable prediction, anticipation, professional competence

Солобутина Марина Михайловна - старший преподаватель кафедры практической психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета

E-mail: [email protected]

8. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб., 2003. - 352 с.

9. Сергиенко Е.А Антиципация как принцип психического развития. - М., 1997 - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.