Научная статья на тему 'Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы)'

Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
786
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ANTICIPATION / PROBABILISTIC FORECASTING / DEVELOPMENTAL DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметзянова А. И.

В статье представлен анализ разработанности проблемы антиципации и вероятностного прогнозирования как у здоровых людей, так и при умственной отсталости, шизофрении, неврозах, патологии речи и др. Автор исходил из понимания того, что вся гностическая и моторная активность человека регулируется антиципационно-прогностическими процессами. Процессы прогнозирования основаны на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Предшествующий опыт и внешняя ситуация выступают в качестве основания выдвижения гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с прогнозированием осуществляется подготовка к соответствующим действиям. На основе теоретического анализа разработанности проблемы антиципации в норме и патологии делается вывод о том, что вероятностное прогнозирование имеет адаптивно-дезадаптивный характер, и при умственной или психической несостоятельности наблюдается несостоятельность антиципационная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anticipative incompetence in conditions of disease and abnormal development (scientific attitude of the Kazan school)

The article presents an analysis of a problem of anticipation and probabilistic forecasting in both healthy people and in case of mental retardation, schizophrenia, neurosis, speech pathology. The author proceeds from the understanding that all the gnostic and motor activity is regulated by human antitcipational-forecasting process. Forecasting processes are based on probabilistic structure of past experience and information on the present situation. Previous experience and external situation act as base hypotheses about the upcoming future. In accordance with the prediction the appropriate actions are being prepared. On the basis of theoretical analysis of a problem of anticipation in health and disease it is concluded that probabilistic forecasting is adaptive and maladaptive and in mental or psychic insolvency anticipative inconsistency is observed.

Текст научной работы на тему «Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы)»

УДК 616+616-007:616.89 А.И. АХМЕТЗЯНОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы)

Ахметзянова Анна Ивановна — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии и образования по научной деятельности, тел. +7-987-290-46-23, e-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

В статье представлен анализ разработанности проблемы антиципации и вероятностного прогнозирования как у здоровых людей, так и при умственной отсталости, шизофрении, неврозах, патологии речи и др. Автор исходил из понимания того, что вся гностическая и моторная активность человека регулируется антиципационно-прогностическими процессами. Процессы прогнозирования основаны на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Предшествующий опыт и внешняя ситуация выступают в качестве основания выдвижения гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с прогнозированием осуществляется подготовка к соответствующим действиям. На основе теоретического анализа разработанности проблемы антиципации в норме и патологии делается вывод о том, что вероятностное прогнозирование имеет адаптивно-дезадаптивный характер, и при умственной или психической несостоятельности наблюдается несостоятельность антиципационная.

Ключевые слова: антиципация, вероятностное прогнозирование, нарушения в развитии.

A.I. AKHMETZYANOVA

Kazan Federal (Volga region) University, 18 Kremlevskaya St., Kazan, Russian Federation, 42000

Anticipative incompetence in conditions of disease and abnormal development (scientific attitude of the Kazan school)

Akhmetzyanova A.I. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology and Education of scientific activity, tel. +7-987-290-46-23, e-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

The article presents an analysis of a problem of anticipation and probabilistic forecasting in both healthy people and in case of mental retardation, schizophrenia, neurosis, speech pathology. The author proceeds from the understanding that all the gnostic and motor activity is regulated by human antitcipational-forecasting process. Forecasting processes are based on probabilistic structure of past experience and information on the present situation. Previous experience and external situation act as base hypotheses about the upcoming future. In accordance with the prediction the appropriate actions are being prepared. On the basis of theoretical analysis of a problem of anticipation in health and disease it is concluded that probabilistic forecasting is adaptive and maladaptive and in mental or psychic insolvency anticipative inconsistency is observed.

Key words: anticipation, probabilistic forecasting, developmental delay.

История изучения проблемы антиципации и вероятностного прогнозирования в условиях болезни и аномального развития

В связи с тем, что вероятностное прогнозирование имеет адаптивно-дезадаптивный психологический характер, проблема прогнозирования, антиципации изучалась как в норме, так и при интеллектуальной недостаточности, шизофрении, невротических расстройствах [1-5]. Результаты исследований показывают, что при несостоятельности интеллектуальной либо психической наблюдается и антиципационная несостоятельность.

В психологических исследованиях деятельности человека и ее деформации при шизофрении Фей-

генберг И.М. разработал концепцию о предвидении как процессе вероятностного прогнозирования. Человек в любой деятельности предвосхищает максимально вероятные прогнозы дальнейшего развития событий. В прогноз включаются и наиболее вероятные результаты собственных действий. В результате деятельность человека без вероятностного прогнозирования была бы невозможна [1]. В качестве источника возникновения прогнозирования в деятельности автор выделяет анализ значимой информации, поступающей через анализаторы, и соотнесение ее с предшествующим опытом.

Доказано, что способность к вероятностному прогнозированию есть плод биологической эволю-

ПСИХИАТРИЯ. НЕВРРЛ

'5 (90) сентябрь 2015 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 43

ции в среде, которая вероятностно организована. Адекватные прогнозы человека помогают оптимизировать результаты собственных действий. В связи с этим прогнозы соответствуют тем изменяющимся характеристикам среды, от которых зависит результативность действия.

Автор применил собственную концепцию вероятностного прогнозирования, чтобы рассмотреть интеллектуальную и психическую несостоятельность. Специфической особенностью шизофрении, полагал Фейгенберг И.М., является деформация механизма вероятностного прогнозирования. Эта специфическая особенность выявляется в разнообразных типах шизофренических нарушений. Фейгенберг И.М. считал, что в памяти здорового человека предыдущий опыт фиксируется в вероятностно сформированном виде, следовательно, фиксируются следы событий, имевших место в опыте данного человека, временные связи, а также связи между событиями, но и информация о том, насколько вероятно событие наступало.

Применение упорядоченного в памяти предыдущего опыта дает возможность реализовывать вероятностное прогнозирование и в прогнозируемых обстоятельствах готовиться к действиям (предна-стройка). При шизофрении вероятностное прогнозирование деформируются, преднастройка не осуществляется и больные поступают так, как будто, несмотря на то, что в их памяти события из предыдущего опыта сохранены, информация о вероятности этих событий дезорганизована. Следствием этого является невозможность принятия решения на основе сопоставления текущей ситуации с предыдущим опытом. Это порождает аномальные формы вероятностного прогнозирования и, как результат, патологические формы деятельности [1].

Гульдан В.В. и Иванников В.А. предприняли клиническое изучение специфики поведения психопатических личностей. Авторы доказали, что у психопатических личностей и здоровых лиц наблюдаются значимые отличия в результатах деятельности с применением вероятностного прогноза, базирующегося на предыдущем опыте [2]. У здоровых людей адаптация к среде с изменяющейся статистической структурой реализуется с помощью перестройки индивидуального прогноза. Для психопатических личностей характерно прямое подчинение ситуации, когда предыдущий опыт не является основным в регуляции собственных поступков, неадекватность прогноза и неспособность к использованию предыдущего опыта для регуляции собственных поступков в существенных ситуациях.

Известно, что речевое поведение аналогично иным видам поведения, в существенной мере базируется на вероятностном прогнозе. Значительный интерес представляет выявление специфики вероятностного прогнозирования при многообразных речевых расстройствах. Ряд исследований демонстрирует, что в многообразных видах речевого поведения в норме (например, при восприятии и переработке речевой информации) человек опирается на речевой прогноз и что в речевых механизмах человека имеется определенная организация слов по частоте [3]. Обнаружено, что у лиц, страдающих шизофренией, отмечается значительное нарушение вероятностного прогнозирования в речи. Пациенты, страдающие афазией демонстрировали, что речевое расстройство, напротив, не приводит к разрушению вероятностной организации речево-

го опыта как на фонематическом, так и словесном уровне [3].

Значительный вклад в исследование специфики процесса вероятностного прогнозирования у детей, развивающихся в соответствии с возрастными нормами, и детей с интеллектуальной недостаточностью внесла Переслени Л.И. [4].

Изучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет важное значение в связи с тем, что в начале обучения в школе обнаруживаются довольно отчетливо отличия между нормой и различные варианты отклонений в развитии. Автором доказано, что дети с сохранным интеллектом, хорошо успевающие в общеобразовательной школе, обнаруживают ярко проявляющуюся способность к вероятностному прогнозированию. У детей с интеллектуальной недостаточностью процесс вероятностного прогнозирования сформирован недостаточно [4].

Результаты исследований вероятностного прогнозирования при неврозах, проведенных Соло-женкиным В.В. и Носковым Г.Г. (1985), подтвердили зависимость между характером и уровнем нарушений прогнозирования и формой невротического расстройства [5].

В ходе изучения специфики вероятностного прогнозирования при неврозах Меницкий Д.Н. обнаружил возникновение стратегии вероятностного безразличия, упрощенной стратегии прогностической деятельности [6].

Научная позиция Казанской школы

Менделевич В.Д. выдвинул, разработал и апробировал на взрослом контингенте антиципаци-онную концепцию механизмов неврозогенеза [7-11]. В рамках концепции неврозогенез рассматривается как следствие неспособности личности предвосхищать события и свое поведение во фрустрирующих и субъективно важных ситуациях. Это определено преморбидными особенностями личности так называемого «потенциального невротика», названными антиципационной несостоятельностью в противоположность анти-ципационной состоятельности (прогностической компетентности) так называемой неврозоустой-чивой личности. Личность, имеющая склонность к невротическим расстройствам, или ликвидирует из антиципационной деятельности нежелательные события и действия, ориентируясь только на желательные, или адекватное прогнозирование теряется в большом количестве прогнозов, имеющих малую вероятность.

В случае если человек попадает в неспланиро-ванную, неблагоприятную и вытесненную в связи с этим из «ситуационного сценария» жизненную ситуацию, у него не остается времени для использования копинг-поведения. Если психологическая компенсация у него действует правильно, то в обстоятельствах несовпадения прогноза с действительностью и при выраженных эмоциональных переживаниях (обиды, разочарования, недоумения), связанных с этой прогностической погрешностью, человек может не применять потенциальных возможностей к совладанию с обстоятельствами и даст невротическую реакцию. Выявлены два типа вероятностного прогнозирования, которые можно назвать неврозопродуцирующими: это моновариантный и поливариантный типы. Механизма нор-мовариантного прогнозирования можно выделить как саногенный.

СИХИАТРИЯ. НЕВРОЛОГИЯ |

В дальнейшем в рамках антиципационной концепции механизмов неврозогенеза Менеделевичем В.Д. и учениками были продолжены исследования специфики антиципации в условиях болезни и аномального развития [12-21].

Экспериментально-психологическое изучение взаимосвязи творческого мышления и специфики антиципационной деятельности здоровых лиц и больных шизофренией, организованное Рябовой Т.В. и Менделевичем В.Д., показало, что личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности здоровых лиц значительнее выражена, чем у больных шизофренией, а временная и пространственная равны. Авторами выявлена следующая тенденция: чем выше личностно-ситуативная составляющая антиципации, тем выше показатель гибкости в структуре творческого мышления пациентов, страдающих шизофренией. У психически здоровых присутствие беглости и гибкости мышления содействует прогностической компетентности, а оригинальность мышления не содействует эффективности антиципационной деятельности [12].

Мухаметзянова Д.А. организовала эмпирическое исследование антиципационных параметров и вероятностного прогнозирования у детей в норме и при невротических расстройствах, изучила влияние антиципации на этиопатогенез детских невротических расстройств, изучила факторы, оказывающие влияние на формирование и возможную ретардацию способностей к вероятностному прогнозированию по мере развития ребенка с целью ранней профилактики невротических расстройств [13].

Были исследованы клинические особенности развития невротических расстройств у детей в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте с различными формами. В круг исследования были включены дети, находящиеся на различных стадиях невротического расстройства (невротические реакции, неврозы, неврозы, отягощенные соматической и резидульно-органической патологией). Мухаметзяновой Д.А. удалось обосновать, что этих детей сближала ригидная стратегия прогнозирования, т.е. прогнозирование только одного, выработанного в процессе научения хода событий [13].

Ахметзянова А.И. осуществила комплексную и системную оценку функционирования таких психологических феноменов, как антиципация и вероятностное прогнозирование у детей шести лет с патологией речи и оценку взаимосвязи двух этих параметров. Обнаружено, что в основном у детей с патологией речи адекватный прогноз событий формируется существенно более медленными темпами. Формирование прогноза сопровождается значительным количеством «ошибок отвлечения». Дети с патологией речи используют нерациональные стратегии. Вышеуказанные феномены следует рассматривать в качестве дифференциально-диагностических критериев оценки степени речевого развития [14-16]. Личностно-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности у детей с патологией речи свидетельствует о выраженном отклонении этого параметров от нормы. Автором был выявлен ряд особенностей хроноритмологиче-ской составляющей антиципационной состоятельности при патологии речи. Антиципационная состоятельность детей с патологией речи сформирована недостаточно, это проявляется в повышенной конфликтности, демонстрирующей неспособность ребенка предвосхищать события и собственное пове-

| ПСИХИАТРИЯ. НЕВРОЛОГИЯ

дение во фрустрирующих и субъективно значимых обстоятельствах [14-16].

Недостаточность сведений о специфике преодоления стрессовых ситуаций в условиях нормы и различных видов психических расстройств явилась источником изучения проблемы взаимосвязей антиципационной состоятельности, разнообразных видов психологических защит и копинг-стратегий личности на примере здоровых лиц и лиц, страдающих психосоматическими и невротическими расстройствами [17]. Абитов И.Р. выявил особенности функционирования механизмов психологической защиты, копинга и антиципации у лиц, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами.

Солобутина М.М. предприняла попытку исследовать речевое прогнозирование как в норме, в условиях негативного воздействия стресса, так и при невротических расстройствах [18]. В ходе предпринятого исследования обнаружено, что в норме и при невротических расстройствах выраженность дистресса нарушает антиципацию в речевой деятельности, но это нарушение обратимо. Обратимый характер проявляется в том, что в случае уменьшения степени выраженности дистресса улучшает речевой прогноз. Выраженные интенсивность и время воздействия стрессоров, которые обуславливают переход первичного стресса в деструктивный, определяют специфику антиципации в речевой деятельности.

Выявлено, что невротическому расстройству сопутствует нарушение антиципации речи. Однако выраженность этого нарушения обусловлена не только интенсивностью дистресса, но и уровнем выраженности психопатологической симптоматики и глубиной расстройства. Антиципационные способности в речевой деятельности в стрессовой ситуации снижаются как у здоровых людей, так и у пациентов, страдающих невротическими расстройствами. Но это снижение неравноценно, при невротических расстройствах антиципационные способности снижаются существенно.

Представляют интерес результаты исследования антиципации, вероятностного прогнозирования и социального интеллекта у больных с умственной отсталостью [19]. Авторы подвергли анализу согласованность этих параметров между собой, а также их зависимости от показателей Щ и возраста пациентов. В круг исследования были включены пациенты с диагнозами легкой и умеренной умственной отсталости. У большинства обследованных больных обнаружилось понижение способностей к антиципации и вероятностному прогнозированию. Результаты исследования подтвердили достоверную связь между вероятностным прогнозированием и снижением интеллекта. Но связи антиципации с интеллектом выявлено не было. У большинства обследованных больных уровень развития социального интеллекта оказался ниже среднего. Была установлена значимая корреляция социального интеллекта с уровнем Щ и возрастом (у более старших пациентов социальный интеллект оказался лучше развитым). Авторы пришли к выводу о том, что у больных с умственной отсталостью понижение социального интеллекта сочетается с понижением способности к антиципации и вероятностному прогнозированию.

Особый интерес вызывают результаты исследования антиципации в условиях девиантного пове-

'5 (90) сентябрь 2015 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 45

дения, которые проводились в рамках антиципаци-онной концепции неврозогенеза Менделевича В.Д. [14-16, 20, 21].

Известно, что в ядре девиантного поведения лежит механизм, управляющий образом прогнозируемого результата будущего действия. Согласно онтогенетическим закономерностям, подростковый возраст считается сенситивным в отношении развития связей антиципационной и прогностической системы, которые определяет как возможность оценки причинно-следственных отношений, так и возможность оценивать результаты совершаемых действий. При девиантном поведении этот прогностический механизм совершаемых действий, очевидно, деформирован.

Менделевич В.Д. и Макаричева Э.В. (2002) провели анализ специфики антиципационной состоятельности и форм акцентуаций, которые находятся в основе деформации пищевого поведения, сверхценных увлечений, сексуальных деликтов и нарушений коммуникации. Авторы получили доказательства того, что подростки с девиантным поведением достоверно чаще по сравнению со здоровыми антиципационно несостоятельны. Подростки значительно хуже прогнозировали поведение окружающих, предугадывали их действия и высказывания, а также планировали собственное поведение. Выявлено, что для пациентов характерна неспособность планировать время, а также согласовывать собственные движения [20].

Минуллина А.Ф. провела эмпирическое исследование воздействия семьи и личностных особенностей родителей на развитие антиципационной несостоятельности лиц, страдающих наркотической зависимостью. Автор считает, что одним из ведущих факторов развития прогностической компетенции у детей является стратегия прогнозирования родителей. В ходе исследования были получены данные о наличии в семьях наркозависимых стабильного патогенного паттерна, который обуславливает дезадаптивные (в частности зависимые) формы поведения [21].

Ахметзяновой А.И. было организовано эмпирическое исследование антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Выявлено отсутствие взаимосвязей временной антиципации и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Показано, что у подростков с де-виантным поведением образ результата будущего антиципационно не простраивается и организуется спецификой нейропсихологической регуляции ан-тиципационно-прогностической системы [22].

На основе теоретического анализа разработанности проблемы антиципации в норме и патологии можно сделать вывод, что вероятностное прогнозирование имеет адаптивно-дезадаптивный характер, и при несостоятельности умственной или психической наблюдается несостоятельность анти-ципационная.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. — М.: Министерство здравоохранения СССР, 1973.

— С. 5-19.

2. Гульдан В.В., Иванников В.А. Особенности формирования и использования прошлого опыта у психопатических личностей // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1974. — №12. — С. 1830-1836.

3. Прогноз в речевой деятельности / Ответственный редактор Р.М. Фрумкина. — М.: Наука, 1974. — 239 с.

4. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. — 1976.

— №2. — С.113-123.

5. Солженкин В.В., Носков Г.Г. Экспериментально-психологическое исследование прогнозирования у больных неврозами // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1985. — №2. — С. 18331837.

6. Меницкий Д.Н. Высшая нервная деятельность человека и животных в вероятностно организованной внешней среде: автореф. дис. ... д-ра биол. наук: 03.00.13. — Л., 1981. — 444 с.

7. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. Казань: Медицина, 2011. — 288 с.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001. — 592 с.

9. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципацион-ных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. — 2006. — №5. — С. 50-59.

10. Менделевич В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. — №3. — С. 12-16.

11. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности): экспериментально-психологический метод оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — №3.

— С. 35-40.

12. Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых // Психологический журнал. — 2000. — №1. — С. 125-129.

13. Менделевич В.Д., Мухаметзянова Д.А. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия. — 1997. — №2. — С. 31-37.

14. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. - Казань: КГУ, КГМУ, 2004. - 20 с.

15. Akhmetzyanova A.I. Spatial and temporal elements of anticipation consistency of children with general speech retardation // American Journal of Applied Sciences. — 2014. — Vol. 11 (7). — Р.1031-1035.

16. Ахметзянова А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения. — Гуманитарные и социальные науки. — Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», 2015. — №3. — С. 233-249.

17. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. — Казань, 2007. — 158 с.

18. Солобутина М.М. Взаимосвязь антиципационных способностей в речевой деятельности с выраженностью дистресса в норме и при невротических расстройствах: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04. — Казань: КГУ, 2009. — 24 с.

19. Василевская Е.А., Менделевич В.Д. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью // Медицинская практика. — 2014. — №2 (14) / URL: http://mfvt.ru/vzaimosvyaz-anticipacii-veroyatnostnogo-prognozirovaniya-socialnogo-intellekta-i-iq-u-pacientov-s-umstvennoj-otstalostyu/ (дата обращения: 07.07.2015).

20. Менделевич В.Д., Макаричева Э.В. Антиципационная состоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. — М.: МЕДпресс, 2002. — С. 195-197.

21. Minullina A.F. Research of Anticipation Consistency in the Families of Drug Addicts// Middle-East Journal of Scientific Research. — 2014. — Vol. 19. — Р. 1099-1103. doi: 10.5829/idosi. mejsr. 2014.19.8.21042

22. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационно-прогности-ческой системы в подростковом возрасте // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — №12 (209). — С. 129-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.