ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)
УДК 159.9.072
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ
© А.Ф.Минуллина
Статья посвящена исследованию влияния семьи, личностных особенностей родителей на формирование антиципационной несостоятельности наркозависимых. Проведен теоретический анализ понятий "антиципационная состоятельность", "прогностическая компетентность", "прогностические способности", "вероятностное прогнозирование". Представлены результаты эмпирического исследования прогностических способностей (антиципационной состоятельности) наркозависи-мых и их родителей, проведенного в рамках антиципационной концепции неврозогенеза В.Д.Менделевича. Установлено, что стратегия прогнозирования родителей является одним из факторов формирования прогностической компетентности у детей. Выявлено существование в семьях наркозависимых устойчивого патогенного паттерна, детерминирующего дезадаптивные (зависимые в том числе) формы поведения.
Ключевые слова: наркозависимость, семья, личностные особенности, антиципационная состоятельность, прогностическая компетентность, прогностические способности, вероятностное прогнозирование.
На сегодняшний день проблема формирования наркотической зависимости, установление факторов, способствующих ее возникновению, закреплению аддиктивного поведения, остается остроактуальной. В последние десятилетия стала активно разрабатываться проблема влияния семейного фактора (родительско-детских отношений, структуры семьи) на развитие личности. Большое внимание уделяется формированию отклоняющихся (в частности аддиктивных) форм поведения [1]. При этом семья рассматривается как важнейший институт социализации личности, как модель и форма базового жизненного тренинга ее развития [2; 3; 4].
Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что любая деформация семьи, нарушение в ней системы межличностных отношений и ценностей оказывают мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям
- от социального инфантилизма до асоциального поведения [1; 5; 6; 7]. Существенным фактором, определяющим характер родительско-детских отношений, являются осложненные условия жизнедеятельности в семьях, имеющих тяжело больных детей или наркозависимых детей.
С позиции семейной психотерапии наркоманию у подростков можно рассматривать как крайнюю форму обострения кризиса (С.В.Березин, К.С.Лисецкий). Даже если, по мнению представителей данного направления, исходной ситуацией для начала наркотизации является обычное подростковое любопытство, чаще связанное с возрастными особенностями, факт наркомании будет по-разному переживаться и ис-
пользоваться разными членами семьи. Их отношение к наркомании будет во многом определяться неосознанными отношениями. Во многих случаях это приводит к тому, что семейные взаимодействия или поведение кого-то из членов семьи выступают как фактор, запускающий наркотическое поведение [1; 8; 9]. Многие исследователи усматривают психологические корни наркомании именно в семье, в нарушении нормального взаимодействия между родителями и детьми, обозначив наркоманию как семейную проблему [1].
Однако анализ литературных источников показывает, что тема, связанная с рассмотрением специфичных личностных особенностей родителей наркозависимых и их влияния на личностное развитие подростка, недостаточно исследована. Несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях, имеющих химически зависимых людей, особого типа внутрисемейных отношений, до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований механизмов взаимовлияния семьи и детей, употребляющих наркотики.
Психологическая практика психокоррекционной работы с больными наркоманией дает повод говорить об их семьях как об источнике психотравмирующих переживаний, а семейным отношениям можно отвести ведущую роль в возникновении патогенных ситуаций, которые создают "неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей" [10], формируют основу для переживаний таких эмоциональных феноменов, как семейная тревога, страх отвержения, чувство вины, неуверенность, депрессии, излишняя са-
мокритичность, беспокойство, эмоциональная напряженность (Б.Д.Карвасарский, В.Д.Менделе-вич, Э.Г.Эйдемиллер).
Учитывая значимую роль семейных отношений и личностных особенностей родителей в формировании и оформлении аддиктивного поведения, представляется актуальным исследование взаимосвязей между прогностическими (ан-тиципационными) способностями наркозависи-мых и аналогичными способностями их родителей.
Проблема антиципации и вероятностного прогнозирования успешно разрабатывалась рядом отечественных психологов (А.В.Брушлин-ский, 1979; Б.Ф.Ломов, 1972; Е.М.Сурков и И.М.Фейгенберг, 1978). Понятие "антиципация" впервые появилось в работах В.Вундта [11]. Активное изучение процессов антиципации началось в 50-60-е годы прошлого века. К настоящему времени наряду с термином "антиципация" используются понятия "нервная модель стимула" (Е.Н.Соколов), "экстраполяция будущего"
(Н.А.Бернштейн), "оперативная преднастройка" (О.К.Тихомиров), "вероятностное прогнозирование" (И.М.Фейгенберг).
В понятие "антиципация" входит два содержательных аспекта: 1) предвосхищение как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления [11];
2) возможность мышления представить способ решения проблемы до того, как она будет реально решена [12]. Кроме того, антиципация связывается со способностью организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления, обеспечиваемой механизмом "акцептора действия" [13], образом "потребного будущего" [14].
Антиципация как деятельность исследуется в работах И.П.Павлова, П.К.Анохина. У других исследователей антиципация рассматривается как способность, входящая в структуру той или иной деятельности (А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков, Л.А.Регуш). Именно антиципация, по мнению Б.Г.Ананьева, обеспечивает формирование и программирование поведения и деятельности, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и коммуникативные акты, так как любой акт общения человека с другими людьми (от самых элементарных до сложных форм организации совместной деятельности) всегда неизбежно включает антиципаци-онные процессы.
Таким образом, антиципация в психологическом смысле - это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в от-
ношении ожидаемых, будущих событий (Б.Ф. Ломов, 1975, 1980; Е.М.Сурков, 1980).
Одним из видов антиципации является вероятностное прогнозирование. Его изучение связано с именем исследователя И.М.Фейгенберга. Под вероятностным прогнозированием в отечественной психологии понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из них приписывается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется преднастройка - подготовка к действию в предстоящей ситуации, приводящая с наибольшей вероятностью к достижению цели (А.Ю.Акопов, Ф.И.Случаевский, 1981; Г.Е.Журавлев, 1977;
В.А.Иванников, 1978; Д.М.Менинцкий, 1981; И.М.Фейгенберг, 1986; Д.А.Ширяев 1986).
И.М.Фейгенбергом и его сотрудниками было осуществлено изучение вероятностного прогнозирования при психопатологии, в частности при шизофрении.
Считается, что при адекватном развитии механизмы антиципации формируются к 11-13 годам. Однако существуют факторы, обстоятельства (внутренние, внешние), отрицательно влияющие на формирование антиципационных способностей. К таким обстоятельствам, с точки зрения Г. К. Ушакова, относятся неправильное воспитание в семье (например, гиперопека, тревожномнительное и др.), мешающие процессам формирования необходимых навыков у ребенка - психологической стойкости, умению предвосхищать те или иные события.
В.Д.Менделевич способность человека к предвосхищению структуры будущего определяет как антиципационную состоятельность. Анти-ципационные способности и антиципационная состоятельность в концепции неврозогенеза В.Д.Менделевича имеют тождественные значения. Исследования, проведенные автором, указывают на наличие в психическом преморбиде человека, страдающего невротическими расстройствами, антиципационных паттернов (В.Д.Менделевич, 1988, 1990, 1994). Под анти-ципационными паттернами в рамках данной концепции понимается сформированные шаблоны построения вероятностного прогнозирования. По данным В.Д.Менделевича, лица, страдающие неврозами, отличаются тем, что игнорируют прогнозирование событий, впоследствии становящихся психотравмирующими, чаще исключают из прогноза нежелательные события, ограни-
чивая возможности подготовки к восприятию и переработке невротизирующего конфликта.
При анализе механизмов возникновения ан-тиципационных паттернов автор отмечает, что все они формируются в процессе семейного воспитания и передаются детям в виде стереотипов поведения, взаимоотношений с людьми, сохранения эмоциональной стабильности (В.Д.Менде-левич, 19SS, 1990, 1994). Исследователь выделяет две группы факторов, определяющие развитие антиципационной состоятельности. Первая группа исходит из народных традиций и стереотипов, которые выражаются в установке на положительный результат событий. В нашем обществе не принято говорить о возможности худшего исхода. Вторая группа причин связана с не-востребованностью обществом антиципацион-ных способностей личности. В советском обществе человека не ориентировали на выработку качеств психологической устойчивости, антици-пационной состоятельности, т.к. "о нем позаботится государство" [15].
Многочисленные исследования наркозависи-мых свидетельствуют о нарушении формирования у них антиципационных способностей. В самосознании больных отсутствуют прошлое, настоящее, будущее как единый временной континуум. Все это, по мнению В.Т.Кондрашенко и других авторов, свидетельствует о низкой способности наркозависимых структурировать свой жизненный путь и внутренний опыт, ограничивает возможность адекватного прогнозирования ими будущего, что, в свою очередь, снижает вероятность положительного исхода лечения и увеличивает риск рецидива [1б]. Данный факт подтверждается другими исследованиями, согласно которым больные наркоманией с трудом структурируют свое время, не обладают личностной временной активностью, слабо способны к разбору прошлого и планированию будущего
[17].
Аналогичные результаты получены В.Д.Менделевичем при исследовании антиципа-ционной состоятельности (прогностической компетентности) наркозависимых. У подростков с зависимыми формами поведения преобладающим является моновариантный тип вероятностного прогнозирования, характеризующийся нацеленностью лишь на один субъективно значимый прогноз развития событий (чаще всего положительный) при игнорировании всех иных [15: 100].
В.В.Гульдан, В.А.Иванников также в качестве важной характеристики зависимой личности называют неспособность в полной мере адекватно планировать и прогнозировать будущее. По
мнению данных исследователей, у наркозависи-мых может проявляться интеллектуальная недостаточность в виде некритичности, склонности к поступкам без понимания путей и средств, ведущих к их результативности; отсутствие, несмотря на печальный жизненный опыт, понимания своей недостаточности [1S; 19].
В контексте вышесказанного основой исследования антиципационных способностей нарко-зависимых и их родителей в данной статье послужило предположение о существовании взаимосвязей между прогностическими способностями наркозависимых и аналогичными способностями их родителей. Данное исследование обусловлено необходимостью раскрытия механизмов, лежащих в основе формирования зависимых форм поведения, а также установления закономерностей взаимосвязи между антиципа-ционными способностями наркозависимых и аналогичными способностями их родителей, что открывает возможности для дифференциальной диагностики, позволяет прогнозировать поведение в норме и патологии, выявляет те особенности, которые помогут построить адекватную модель психологической реабилитации больных наркоманией.
Исследование антиципационных способностей проводилось в рамках антиципационной концепции неврозогенеза В.Д.Менделевича при помощи методики "Тест антиципационной состоятельности" (В.Д.Менделевич). Способность человека к предвосхищению структуры будущего, в рамках данной теории, носит название ан-тиципационной состоятельности. В структуре антиципационных способностей В.Д.Менделе-вич выделяет три элемента, которые являются видами прогнозирования: личностно-
ситуативное прогнозирование, пространственное прогнозирование и прогнозирование времени [20].
Оценка степени представленности в личности трех видов прогнозирования осуществляется с помощью трех шкал:
1) личностно-ситуативное прогнозирование. Этот тип прогнозирования связан со способностью предвидеть различные варианты развития событий и подготовиться к ним. Результаты по этой шкале в зависимости от количества баллов, набранных испытуемым, можно оценивать как "моновариантное" или "поливариантное" личностно-ситуативное прогнозирование. При "моно-вариантном" прогнозировании человек готовится только к одному исходу событий. При "полива-риантном" прогнозировании предполагается, что есть несколько возможностей в развитии ситуации, тем самым человек оказывается более под-
готовленным к "неожиданным" поворотам судьбы.
2) Пространственное прогнозирование обеспечивает моторную преднастройку (возможность изменять телодвижения в предполагаемом направлении), ориентацию в пространстве. Понятие "пространственное прогнозирование" семантически близко термину "сенсомоторное прогнозирование". Результаты по данной шкале оцениваются как "моторная ловкость" или "моторная неловкость".
3) Прогнозирование времени отражает способность к распределению и адекватному планированию своего времени. Результаты по этой шкале в зависимости от количества баллов, набранных испытуемым, можно оценивать как "хроноритмологическую состоятельность" или "хроноритмологическую несостоятельность".
Исследование проводилось с наркозависи-мыми (60 человек в возрасте от 16 до 25 лет) и их родителями (60 человек в возрасте от 35 до 55
лет). Контрольную группу в исследовании составили ученики 11 классов средних школ г.Казани в возрасте 16-18 лет, студенты Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ) в возрасте 1725 лет (всего 60 человек) и их родители (60 человек).
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутое предположение. По приведенным на рисунках 1-4 результатам можно заметить наличие различий между прогностическими способностями наркозависимых и их родителей. У наркозависимых показатели личностно-ситуативной, пространственной, временной и общей антиципационной состоятельности оказались несколько выше по сравнению с результатами их родителей. Статистически достоверные отличия (по 1-критерию Стьюдента) выявлены только по показателям пространственного прогнозирования (1=4,79,при р < 0,001): у наркозави-симых показатели пространственного прогнозирования оказались выше, чем у их родителей.
наркозависимые родители наркозависимых
подростки контрольной группы ■ родители контрольной группы
Рис.1. Личностно-ситуативная прогностическая компетентность
■ наркозависимые ■ родители наркозависимых
■ подростки контрольной группы ■ родители контрольной группы
Рис.2. Пространственная прогностическая компетентность
я наркозависимые ■ родители наркозависимых
■ подростки контрольной группы ■ родители контрольной группы
Рис.3. Временная прогностическая компетентность
■ наркозависимые ■ родители наркоависимых
■ подростки контрольной группы ■ родители контрольной группы
Рис.4. Общая антиципационная состоятельность
В контрольной группе показатели прогностической компетентности детей по всем параметрам имели чуть более высокие значения, чем у родителей. Однако достоверных различий между показателями прогностической компетентности выявлено не было.
При сравнении результатов родителей в обеих исследуемых группах отмечается значимые различия по всем показателям антиципационной состоятельности. У родителей наркозависимых, по сравнению с родителями контрольной группы, статистически достоверно ниже уровень общей антиципационной состоятельности (1=5,34 при р<0,001), личностно-ситуативного (1=3,68, при р<0,001), пространственного (1=3,36, при р<0,01) и временного прогнозирования (1=4,36, при р<0,001). Это может быть объяснено тем, что родители наркозависимых находятся, по существу, в хронической психотравмирующей ситуации, возникшей достаточно неожиданно, характеризующейся неопределенным исходом и не-
контролируемостью течения. Как следствие, длительное состояние стресса может приводить к истощению адаптационного потенциала личности, что, в свою очередь, сопровождается ухудшением прогностических функций. С другой стороны, снижение антиципационных способностей может служить мощным преморбидным фактором невротизации родителей наркозависи-мых (В.В.Королев, В.Д.Менделевич, Е.Т.Соколо-ва, А.Т.Васк, Р.Я.Са8еу, Р.Тугег, Н.А^1кт).
В работах В.Д.Менделевича невроз представляет собой результат неспособности личности предвосхищать ход событий и собственного поведения, представлять в воображении структуру будущего на основе прошлого опыта. Способность человека к предвосхищению структуры будущего в данной концепции носит название антиципационной состоятельности.
Неврозоустойчивая личность отличается здравомыслием, реалистической оценкой себя и окружающих, способностью к антиципации,
прогнозированию будущего. Человек, склонный к неврозу, наоборот, ориентируется только на один исход событий, исключает нежелательные варианты исхода. "И даже если система психологической компенсации у него функционировала нормально, то в условиях расхождения прогноза и связанных с ним эмоциональных переживаний (обиды, разочарования, недоумения) человек не может использовать потенциальных возможностей для совладания с ситуацией и заболевает неврозом" [6].
К сожалению, в настоящей работе невозможно обоснованно утверждать, с чем мы имеем дело - с причиной или следствием в виде снижения антиципационных способностей родителей нар-козависимых. Вместе с тем можно предположить возможность рассмотрения данного явления как преморбидного фактора, влияющего на стрессо-устойчивость родителей и определенным образом влияющего на воспитание детей.
При сравнении результатов наркозависимых и испытуемых контрольной группы значимые различия наблюдаются по личностно-ситуативному прогнозированию (t=3,41 при р<0,001); по пространственному прогнозированию (t=4,85 при р<0,001); по общей антиципационной состоятельности (t=6,64 при р<0,001).
По шкалам антиципационной состоятельности можно разделить результаты испытуемых на те, которые были ниже нормативного показателя, и те, которые были равны или выше нормы. Был проведен сравнительный анализ процентного распределения результатов. Для выявления статистически значимых различий применялся критерий углового преобразования Фишера (ф*). У 69,5% наркозависимых личностно-ситуативное прогнозирование оказалось ниже нормативного показателя. В контрольной группе 28,3% подростков имели результат по этой шкале ниже нормы и 71,7% подростков - выше или равный норме. Аналогичная картина наблюдалась и у родителей: у 70,1% родителей наркозависимых результаты ниже нормы. Среди родителей контрольной группы таковых 25,4% (ф*=5,08 при р<0,001).
Большинство наркозависимых (80%) имели низкие баллы по шкале пространственного прогнозирования по ТАС; у 20% пространственное прогнозирование оказалось выше нормы. Эти данные у подростков контрольной группы были представлены следующими значениями: 39,4% испытуемых показали по тесту результаты ниже нормы (ф*=4,960 при р<0,001), 60,6% - выше нормы (ф*=4,962 при р<0,001 ). 96,7% родителей экспериментальной группы и 45,7% родителей
контрольной группы по этой шкале имели баллы ниже нормы (ф*=7,07 при р<0,001).
Временное прогнозирования у 73,3% нарко-зависимых и у 10,5% испытуемых контрольной группы оказалось ниже нормативного показателя (ф*=7,б5 при р<0,001). У родителей результаты по данной шкале оказались следующими: у S3,3% родителей наркозависимых прогнозирование времени было ниже нормы, у 1б,7% выше нормы. В контрольной группе в 12,3% случаях родители имели результаты ниже нормы ^*=S,36 при р<0,001) и S7,7% родителей - выше или равный нормативному показателю (ф*=9,20 при р<0,001).
Таким образом, в группе наркозависимых по шкалам антиципационной состоятельности в большем процентном соотношении представлены результаты ниже нормы. Данное утверждение относится к шкале пространственного прогнозирования и прогнозирования времени. Другими словами, среди наркозависимых больше испытуемых с моторной неловкостью и хроноритмо-логической антиципационной несостоятельно -стью.
В контрольной группе больше результатов выше нормы по шкалам личностно-ситуативного и временного прогнозирования, это говорит о том, что среди испытуемых значительно больше процент тех, чьи результаты оцениваются как поливероятностное прогнозирование и хроно-ритмологическая антиципационная состоятельность.
Аналогичные результаты были получены и в выборке родителей. Среди родителей наркозави-симых больше испытуемых с хроноритмологиче-ской несостоятельностью и с показателями, которые можно интерпретировать как моторная неловкость. В контрольной группе больше родителей, склонных поливероятностному прогнозированию и имеющих хроноритмологическую ан-тиципационную состоятельность.
Таким образом, самые низкие показатели прогностической компетентности обнаруживают испытуемые экспериментальной группы (нарко-зависимые и их родители), что подтверждает результаты ранее проведенных исследований (Е.А.Брагина, А.Э.Узелевкая, В.Д.Менделевич, И.В.Боев, 2000; И.А.Гаврикова, И.А.Новиков, 2003 и др.). Неспособность предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, прогнозировать и точно распределять время, неспособность в полной мере предвосхищать события и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях, неадекватность прогноза и снижение способности к использованию прошлого опыта для регуляции собственных действий в значимых
ситуациях указываются авторами в качестве признаков прогностической некомпетентности нар-козависимых.
Однако полученные результаты свидетельствуют о том, что родители обеих исследуемых групп имеют более низкий уровень антиципаци-онной состоятельности, чем их дети. Данное явление можно объяснить как возрастным фактором, так и особенностями социальной ситуации, в которой происходило формирование и развитие личности родителей.
Корреляционный анализ показателей анти-ципационной состоятельности наркозависимых и их родителей с другими их личностными особенностями и стилями межличностных отношений (по результатам проведенных методик: опросника личности Р.Б.Кэттелла; Висбаденского опросника личности к методу позитивной и семейной психотерапии Н.Пезешкиана; методики диагностики межличностных отношений Т.Ли-ри) позволил сделать выводы о существовании взаимосвязи между этими параметрами. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке 5.
В экспериментальной группе низкие показатели пространственного прогнозирования (мо-
торная неловкость) родителей коррелируют с беспечностью наркозависимых (г=-0,36 при р<0,001). Хроноритмологическая (временная) несостоятельность родителей связана с неискренностью, скрытностью (г=0,34 при р<0,001), недостаточностью ответственно-великодушного типа межличностных отношений (г=0,41 при р<0,001) и непунктуальностью наркозависимых (г=0,39 при р<0,001).
Личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность, моновероятностное прогнозирование наркозависимых связано с наличием у их родителей педантичности, аккуратности (г=-0,36 при р<0,001), старания и рвения (г=-0,38 при р<0,001). Видимо, эти родительские черты так или иначе способствуют недоразвитию способности предвидеть наступление и развитие ситуации, поведение других людей. Хроноритмологическая несостоятельность наркозависимых связана с конформностью их родителей (г=0,35 при р<0,001). Низкие показатели пространственного прогнозирования наркозависимых коррелируют с показателями родителей по фактору Ь "подозрительность-доверчивость" (г=-0,39 при р<0,001), по фактору 04 "фрустрированность - нефрустриро-ванность" (г=-0,34 при р<0,001).
Рис.5. Корреляционные связи между антиципационной состоятельностью и другими свойствами
(экспериментальная группа)
Примечание: Пр Ас - пространственная антиципационная состоятельность; Лс Ас - личностноситуативная пространственная антиципационная состоятельность; Вр АС - временная антиципационная состоятельность (по ТАС); О-В МО - ответственно-великодушный тип межличностных отношений (по опроснику Кеттелла); Ч- шкала "Честность"; П - шкала "Пунктуальность"; Б - шкала "Бережливость"; Ус -шкала "Усердие"; Акк - шкала "Аккуратность"; Ф "Е" - фактор "Доминантность - конформность"; Ф "Ь" -фактор "Подозрительность - доверчивость"; Ф 4" - фактор "Фрустрированнось - нефрустрированность"
(по опроснику Кеттелла). Кругом обозначены показатели испытуемых - детей, квадратом - показатели их родителей; сплошная линия - положительная корреляция; пунктирная линия - отрицательная корреляция.
Таким образом, антиципационная несостоятельность, педантичность, повышенная аккуратность, конформность, подозрительность и фру-стрированность родителей наркозависимых препятствуют развитию прогностической компетентности их детей. Аналогичные результаты получены в работе Ч.Р.Громовой на выборке детей с невротическими расстройствами.
В контрольной группе высокие показатели личностно-ситуативной антиципационной состоятельности испытуемых коррелируют с показателями родителей по шкале "Контакты/коммуникабельность" (r=0,41 при р<0,001). Показатели пространственного прогнозирования испытуемых коррелируют с показателями временного прогнозирования их родителей (r=-0,37 при р<0,001), показатели временной антиципацион-ной состоятельности испытуемых -с показателями временного прогнозирования их родителей (r=0,36 при р<0,001). В целом можно говорить о том, что антиципационная несостоятельность, педантичность, повышенная аккуратность, конформность, подозрительность и фрустрирован-ность родителей наркозависимых препятствуют развитию прогностической компетентности их детей. В то время как высокая контактность, коммуникабельность, антиципационная состоятельность родителей (в контрольной группе) способствует развитию аналогичных способностей у детей. Данная закономерность совпадает с выводами, сделанными в диссертационном исследовании Ч.Р.Громовой.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование дает основание утверждать, что стратегия прогнозирования родителей является одним из факторов формирования прогностической компетентности у детей. Это, в свою очередь, указывает на существование в семьях нар-козависимых устойчивого патогенного паттерна, транслируемого родителями в процессе воспитания и детерминирующего дезадаптивные (зависимые в том числе) формы поведения.
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. - Самара: Самарский ун-т, 1997. -б4 с.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. -Самара, 1996. - 16S с.
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1989. - 192 с.
4. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Проксемическое поведение при злоупотреблении гашишем и гашишной наркомании у подростков // Саморазру-шающее поведение у подростков. - Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологич. ин-та. - 1991. - С.75-77.
5. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969. - 535 с.
6. Шихирев П.Н. От терапии личности к терапии социальной среды: эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США // Психол. журнал.
- 1987. - Т.8. - №5. - С.28-38.
7. Кing S., ВеаЬ S., Маnson S. А structural aquation model of factors related to substanse use among american indian adolescents // Drugs and Soc. -
1992. - V.6. - №3-4. - Р.253-268.
8. СарШо К. V^ati^ substanсе misusе сЫИгеп а^ уоШЪ: А ^^idem^n of theories // Irt. J. Аddiсt. -
1993. - V.28. - №10. - Р.1015-1032.
9. Constantini M.F., Wermuth L., Sorensen J.L., Lyons J.S. Abuse. - 1992. - Vol.9. - №4. - P.331-335.
10. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Медицина, 1960. - 426 с.
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
12. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). - М., 1979. -230 с.
13. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. - М., 1978.
14. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991. - 288 с.
15. Менделевич В.Д. Антиципационная теория неврозов // Клиника, лечение и профилактика заболеваний нервной системы. - Казань, 1992. - С.302-307.
16. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков. - Минск, 1988.
17. Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков больных токсикоманией с родителями // Вопр. наркол. - 1992. - №1. - С.39-43.
18. Гульдан В.В., Шведова М.В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: Изд-во Ленингр. психоневроло-гич. ин-та, 1991. - С.64-71.
19. Иванец Н.Н., Винникова М.А. Героиновая наркомания (постабстинентное состояние: клиника и лечение). - М.: Медпрактика, 2000. - 122 с.
20. Менделевич В.Д. Клиническая психология. - М.: МЕДпресс, 2000. - 592 с.
THE ROLE OF THE FAMILY IN FORMING ANTICIPATIONAL CONSISTENCY OF THE DRUG ADDICTS
A.F.Minullina
The article is devoted to the problem of influence of the family and personal qualities of the parents on forming anticipational inconsistency of the drug addicts. We made the theoretical analysis of the concepts "anticipational consistency", "prognostic competence", "prognostic abilities", "probabilistic prediction".
We present the results of the empirical research of the prognostic abilities (or anticipational consistency) of the drug addicts and their parents, that was held by V.D.Mendelevich within the anticipational conception of neurogenesis. We establish that the parents’ prediction strategies are the factors that form the children’s prognostic competence. We reveal that the steady pathogenic pattern exists in the families of the drug addicts, and it determines the dependant forms of behaviour.
Key words: drug addiction, family, personal peculiarities, anticipational consistency, prognostic competence, probabilistic prediction.
Минуллина Аида Фаридовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: aidamin@rambler.ru