УДК 159.922.8 ББК Ю937.4
Светлана Анатольевна Калашникова
кандидат психологических наук, Забайкальсий государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты1
В статье представлен структурный анализ личностных ресурсов в период юношества, рассмотрены ценностно-смысловые ресурсы, механизмы психологической защиты, социальный интеллект и их взаимосвязи. Личностные ресурсы в период юношества проанализированы с учетом возрастных психологических новообразований юношеского периода: развитием самосознания, становлением идентичности, личностным самоопределением. Показана особая значимость социального интеллекта как личностной характеристики, взаимосвязанной с ценностно-смысловыми и инструментальными ресурсами личности. Установлено наличие прямой взаимосвязи уровня социального интеллекта и смысложизненных ориентаций. Показаны разнонаправленные тенденции взаимосвязей социального интеллекта, значимых ценностей и механизмов психологической защиты в зависимости от уровня социального интеллекта. Развитие социального интеллекта в юношеском возрасте представлено как важное условие повышения «ресурсности» личности, необходимой для преодоления жизненных трудностей.
Ключевые слова: личностные ресурсы, юношеский возраст, ценностносмысловые ресурсы, механизмы психологической защиты, социальный интеллект.
Svetlana Anatolievna Kalashnikova, Candidate of Psychology, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected] Analysis of the Personality Resources Structure in the Period of Youth: Age-psychological Aspects
Ibe article presents a structural analysis of personal resources in the period of youth and considers value-semantic resources, mechanisms of psychological protection, social intelligence and their relationships. Personal resources in the period of youth are examined in the light of age psychological new features of this period: the development of self-consciousness, the formation of identity and personal selfdetermination. The paper shows the special significance of social intelligence as a personal characteristic that is interconnected with the value-semantic and instrumental resources of the person and establishes a direct link of the social intelligence level with life meaning orientations. It presents different tendencies of correlating social intelligence, significant values and psychological protection mechanisms depending on the level of social intelligence. The development of social intelligence in the period of youth is presented as an important condition for enhancing personality resources to overcome life obstacles.
Keywords: personality resource, youth age, value-semantic resources, mechanisms of psychological protection, social intelligence.
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
© С. А. Калашникова, 2012
Каждый возрастной период ставит человека перед необходимостью решения целого ряда возрастно-психологических задач, разрешения специфических противоречий, складывающихся при взаимодействии с жизненной средой и реализующихся в конкретных жизненных ситуациях. Для этого необходима актуализация психологических ресурсов личности, которые обусловливаются как индивидуально-психологическими особенностями личности, так и спецификой возраста.
Ресурсы, по мнению Н. Е. Водопьяновой, - это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/ стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [1, с. 290].
Д. А. Леонтьев определяет понятие «ресурсы» следующим образом: это «...те индивидуальные особенности, в зависимости от которых задачи мобилизации, адаптации к стрессовой ситуации, её преодоления и предотвращения неблагоприятных последствий решаются легче или, напротив, труднее» [5, с. 41].
Д. А. Леонтьев на основании данных исследований выделяет четыре разновидности психологических ресурсов: психологические ресурсы устойчивости (ценностносмысловые ресурсы, наличие которых даёт субъекту чувство уверенности в себе, устойчивую самооценку и внутреннее право на активность и принятие решений); психологические ресурсы саморегуляции (отражают устойчивые стратегии саморегуляции как способа построения динамического взаимодействия с обстоятельствами жизни: субъективного контроля над ними или зависимости от них, устойчивые ожидания положительных или отрицательных исходов событий, стратегии взаимодействия со сложностью и неопределённостью, гибкость или ригидность целеполагания, характеристики связи усилий с результатами деятельности и др.); мотивационные ресурсы (отражают энерге-
тическое обеспечение действий индивида по преодолению стрессовой ситуации); инструментальные ресурсы (включающие выученные инструментальные навыки и компетенции) [5].
Каждый возрастной этап имеет свои специфические задачи и поэтому требует актуализации специфических ресурсов личности. Юношеский период не имеет жёстких границ, большинство авторов определяет его начало 14-15 годами. По мнению,
Э. Эриксона, для периода юности характерно появление чувства идентичности, индивидуальности, связанное с формированием самосознания. Э. Шпрангер отмечает основные новообразования юношеского возраста: развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [3]. Л. С. Выготский согласился с тем, что формирование самосознания представляет собой главный итог переходного периода. Также исследователи обозначают личностное самоопределение как одно из основных новообразований юношеского периода.
В юношеском возрасте человек становится особо чувствительным к психологическим (внутренним) проблемам. Психологи отмечают в данном возрасте рост гибкости и определённости в восприятии и описании другого человека, использование более тонких оценок и связей, рост способности анализировать и объяснять поведение человека [3]. В связи с этим развиваются и становятся чрезвычайно важными социальнокоммуникативные умения.
Как отмечает А. Н. Фоминова, на недостаточность социальных умений и ошибок научения как на причины неэффективного поведения в той или иной ситуации указывал один из теоретиков когнитивного направления в психологии А. Бек. В юношеском возрасте данная проблема является актуальной, поскольку межличностное общение имеет особую значимость. На данном возрастном этапе все ещё актуальными являются тактики поведения, связанные с обращением к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего, эмоциональной. В связи с этим в раннем юношеском периоде практические психологи
особое внимание обращают на развитие социальных умений [8]. Проблемы в коммуникативной сфере не только могут быть источником стресса на данном этапе возрастнопсихологического развития, но и оказывать негативное влияние на дальнейшее развитие личности.
Как уже отмечалось, одним из новообразований юношеского периода является формирование идентичности личности. В психологических исследованиях в качестве одной из причин личностного неблагополучия указывается недостаточная идентификация со средой деятельности, одним из механизмов которой является чувство когерентности. Согласно концепции психического здоровья А. Антоновского, чувство когерентности связано с положительной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий её преодоления, положительной жизненной установкой. По мнению автора, чувство когерентности складывается из трёх основных компонентов: понимания ситуации как меры предсказуемости её развития; способности к преодолению стрессовых ситуаций, осознания возможности управления ходом событий как проявление личностной и социальной компетентности индивида; переживание значимости и смысла ситуации, т. е. восприятие собственной жизни как полной смысла и значения, приводящее к активному поиску решения трудных ситуаций [7]. На наш взгляд, указанные автором характеристики являются особо актуальными в юношеском возрасте для становления возрастных новообразований, а соответственно, и для преодоления трудных жизненных ситуаций, определяемых возрастно-психологическими особенностями развития. Рассматриваемые характеристики отражают, по нашему мнению, важные психологические ресурсы, необходимые для разрешения жизненных проблем в юношеском возрасте: это, прежде всего, ценностносмысловые ресурсы, инструментальные ресурсы (в том числе, механизмы психологической защиты) и социальный интеллект.
Целью данной работы определён анализ структуры основных ресурсов личности (ценностно-смысловых ресурсов, механизмов психологической защиты, социального интеллекта) в период юношества, которые
определяют возможности преодоления жизненных трудностей, в том числе обусловленных возрастно-психологическими особенностями развития личности.
Актуальность реализации данной цели определяется тем, что в каждом возрасте представлены как позитивные, так и негативные варианты преодоления трудных жизненных ситуаций. Анализ структуры ресурсов личности в юношеском возрасте связан с возможностью использования полученных данных для профилактики и преодоления социально-психологической дезадаптации личности, расширения диапазона эффективных стратегий поведения молодых людей в трудных жизненных обстоятельствах.
Ранее мы обозначали ресурсы личности как систему способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления трудных жизненных ситуаций посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, определяющего её направленность и создающего основу для самореализации [2]. В преобладающем числе теоретических и прикладных исследований ресурсов личности ценностно-смысловые основания бытия человека определяются как базовые психологические ресурсы.
Следует отметить высокий уровень стрессонаполненности юношеского периода, поскольку влияние повседневных стрессоров дополняется напряжением, связанным с решением возрастно-психологических задач. В связи с этим использование в юношестве психологических механизмов защиты, как способов адаптации личности за счёт подсознательной переработки травмирующей информации, представляет интерес. Защитные механизмы Д. А. Леонтьев относит к группе инструментальных ресурсов.
Способность адекватно оценивать ситуацию, прогнозировать её развитие необходима для эффективного решения жизненных трудностей и, очевидно, связана с развитием социального интеллекта. В современных исследованиях социальный интеллект рассматривается в контексте проблем адаптации к нестандартным условиям жизни. Дж. Гилфорд определял социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта
и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации [6]. В. Н. Куницына понимает под социальным интеллектом способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений [4]. Иначе. социальный интеллект способствует адекватной оценке обстоятельств, прогнозированию поведения других людей, а следовательно, адаптации к социальной ситуации. Такое понимание позволяет относить социальный интеллект одновременно и к ресурсам саморегуляции, и к инструментальным ресурсам личности (по Д. А. Леонтьеву).
Таким образом, ценностно-смысловые ресурсы, механизмы психологической защиты, социальный интеллект представляются значимыми личностными ресурсами в преодолении жизненных трудностей. Мы предположили, что в силу специфики возрастнопсихологического развития ресурсы личности, связанные с реализацией эффективного социального взаимодействия (социальный интеллект), являются определяющими в юно-
Проведённая факторизация показала, что фактор «Целенаправленность и результативность жизни» является ведущим по уровню
шеском возрасте, что отражается в структуре и взаимосвязях личностных ресурсов.
С целью исследования структуры ресурсов личности были использованы следующие психодиагностические методики: тест-опросник Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», опросник ценностей Ш. Шварца, тест-опросник по изучению механизмов психологической защиты (Р. Плут-чик, Г. Кёллерман), методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Анализ эмпирических данных осуществлялся с вычислением основных статистических показателей, использованием корреляционного и факторного анализа. Математикостатистические процедуры проводились посредством программы Statistica 6.0. К интерпретации факторов были привлечены только признаки, маркирующие факторы с нагрузкой более 0,6.
В исследовании приняли участие 50 испытуемых раннего юношеского возраста (15-17 лет).
Для определения структуры исследуемых параметров, обнаружения внутренних закономерностей их взаимосвязи был использован факторный анализ - метод главных компонент с последующим варимакс-вращением (см. табл. 1).
дисперсии. Данный фактор по своим содержательным характеристикам отвечает за удовлетворённость самореализацией, наличие
Таблица 1
Факторная структура данных диагностического комплекса
Факторы Объяснимая дисперсия, в % Переменные (факторные нагрузки)
1. Фактор «Целенаправленность и результативность» жизни 22,38 Достижения (0,615). Социальный интеллект (0,643). Цели в жизни (0,732). Результативность жизни (0,901). Локус контроля - жизнь (0,683). Компенсация (0,613)
2. Фактор «Ценности» 15,09 Универсализм (0,781). Самостоятельность (0,613)
3. Фактор «Механизмы психологической защиты» 10,73 Доброта (0,691). Замещение (0,720)
4. Фактор «Самоконтроль и безопасность» 8,07 Безопасность (0,724). Процесс жизни (0,665). Локус контроля - Я (0,791). Интеллектуализация (0,687)
целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать и реализовывать решения. Результативность жизни является доминирующей в данном факторе, что позволяет обозначать удовлетворённость жизнью и самореализацией в качестве наиболее значимого психологического ресурса в исследуемой выборке.
Второй фактор «Ценности» отвечает за значимость понимания, терпимости, всеобщего благополучия, самостоятельности мышления и выбора, автономности и независимости. Универсализм является доминирующей переменной в этом факторе, что позволяет обозначить ценности благополучия всех людей и природы в качестве базового ценностного ориентира испытуемых исследуемой выборки.
Третий фактор «Механизмы психологической защиты» представлен переменными «замещение», «доброта». Вероятно, замещение, как механизм психологической защиты, во взаимосвязи с ценностью благополучия в повседневном взаимодействии с близкими людьми представляет собой значимый ресурс.
Четвертый фактор «Самоконтроль и безопасность» отвечает за представление личности о себе как обладающей свободой выбора, сильной, способной строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями; восприятие процесса жизни как наполненного смыслом в условиях гармонии и стабильности взаимоотношений; стремление контролировать эмоции на основе рациональ-нойинтерпретацииситуации.Локусконтроля-Я является ведущим в четвёртом факторе.
Также был проведён иерархический анализ факторов. В результате был получен один вторичный фактор и 4 первичных фактора (см. табл. 2).
Таблица 2
Иерархическая структура факторов
Факторы Переменные (факторные нагрузки)
Вторичный фактор «Социальный интеллект» «Социальный интеллект» (0,632)
1. Первичный фактор «Целенаправленность и результативность» жизни «Цели в жизни» (-0,609). «Результативность жизни» (-0,739)
2. Первичный фактор «Ценности» «Традиции» (0,605). «Универсализм» (0,782). «Самостоятельность» (0,626)
3. Первичный фактор «Механизмы психологической защиты» «Доброта» (0,633). «Подавление» (-0,601). «Замещение» (0,644)
4. Первичный фактор «Самоконтроль и безопасность» «Безопасность» (0,605). «Локус Я» (0,634)
Единственный вторичный фактор, представленный переменной «Социальный интеллект», является общим и влияет на другие показатели диагностического комплекса. Структура первичных факторов практически не отличается от структуры, полученной путём факторизации данных методом главных компонент. Таким образом, иерархический анализ факторов показывает, что личностные ресурсы в период юношества могут быть описаны первичными факторами «Целенаправленность и результативность жизни», «Ценности», «Механизмы психологической
защиты», «Самоконтроль и безопасность», которые подвержены влиянию фактора «Социальный интеллект».
С целью более детального анализа взаимосвязей социального интеллекта с другими переменными диагностического комплекса исследуемая выборка была разделена на три группы по показателю уровня социального интеллекта. В указанных группах проведён анализ основных статистических показателей (см. табл. 3), который обнаружил наличие ряда тенденций.
Таблица 3
Основные статистические показатели по шакалам диагностического комплекса в группах испытуемых с различным уровнем социального интеллекта
Переменная Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
социального социального социального
интеллекта интеллекта интеллекта
X а X а X а
Конформность 5,75 3,44 5,73 2,41 7,33 3,44
Традиции 7,00 4,43 4,73 3,69 4,00 4,43
Доброта 8,75 3,83 8,9 3,45 6,5 3,83
Универсализм 12,25 9,47 11,18 5,99 14,17 9,47
Само стоятельно сть 7,75 6,85 7,73 5,35 6,83 6,85
Стимуляция 7 3,71 6,73 2,76 7,83 3,71
Гедонизм 5,75 3,25 7,09 2,47 9,17 3,25
Достижения 6,75 4,83 6,55 1,69 10,17 4,83
Власть 1,75 3,67 2,18 2,36 7,33 6,97
Безопасность 13,75 6,67 10,55 4,57 10,17 3,39
Отрицание 6,5 3,39 7,00 2,24 7,67 1,05
Подавление 6,5 1,05 5,73 1,10 5,5 1,72
Регресс 6,0 1,72 5,9 1,45 7,17 1,03
Компенсация 7,25 1,03 5,63 1,63 6,33 1,50
Проекция 11,25 1,50 10 1,00 9,33 3,34
Замещение 7,00 3,32 8,27 3,29 6,67 2,56
Интеллектуализация 9,5 2,56 8,36 1,96 8,17 1,76
Реактивные образования 8,75 1,76 6,18 1,54 5,5 4,32
Социальный интеллект 42,00 4,32 29,09 3,62 13,67 1,21
Цели в жизни 31,25 5,04 29,36 4,34 22,67 5,05
Процесс жизни 5 © 3 4,66 6 0© 2 2,69 24,17 4,66
Результативность жизни 27,25 3,14 26,00 3,9 18,67 3,14
Локус контроля - Я 23,25 4,37 21,90 3,62 18,5 4,37
Локус контроля - жизнь 28,75 1,21 28,18 3,43 21,67 1,21
Осмысленность жизни 98,00 13,00 92,64 10,2 8 5 13,0
Так, в группе с высокими показателями социального интеллекта отмечаются наиболее высокие результаты по шкалам опросника смысложизненных ориентаций (СЖО). И наоборот, в группах со средними и низкими значениями социального интеллекта отмечается снижение показателей по шкалам СЖО. Корреляционный анализ подтвердил наличие значимой взаимосвязи переменной «социальный интеллект» с переменными «цели в жизни» (0,52), «процесс жизни» (0,62), «результат жизни» (0,54), «локус контроля - Я» (0,42), «локус контроля - жизнь» (0,56).
Следует также отметить выраженную тенденцию увеличения показателей напряжённости психологических защит «подавление», «проекция», «интеллектуализация», «реактивные образования» с увеличением уровня социального интеллекта. Наибольшую напряжённость указанных типов защит демонстрируют испытуемые с высоким уровнем социального интеллекта. Относительно защитного механизма «отрицание» отмечается обратная тенденция.
Соотношение показателей индивидуальных ценностей и показателей социального интеллекта имеет следующие тенденции: ценность «конформность», связанная со сдерживанием действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным оказывается менее значимой в группе с высокими показателями и более значимой - в группе с низкими показателями социального интеллекта. Подобную тенденцию можно наблюдать в отношении следующих индивидуальных ценностей: «гедонизм» -значимость наслаждения или чувственного удовольствия; «достижения» - приоритет личного успеха в соответствии с социальными стандартами, «власть» - значимость социального статуса, доминирования над людьми и ресурсами.
В отношении ценностей «традиции» (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи) и «безопасность» (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя) отмечается тенденция повышения значимости у испыту-
емых с высокими показателями социального интеллекта.
Таким образом, в качестве определяющих личностных ресурсов в юношеской выборке могут быть выделены следующие переменные: «результативность жизни» как удовлетворённость жизнью и самореализацией; «универсализм» как понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы; «замещение» как стратегия психологической защиты, проявляющаяся в разрядке подавленных эмоций на объектах, более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции; «локус контроля - Я» как убеждение в наличии свободы выбора и способности строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями.
Также анализ данных показывает особую значимость социального интеллекта как личностной характеристики, взаимосвязанной с ценностно-смысловыми и инструментальными ресурсами личности. Взаимосвязь уровня социального интеллекта и смысложизненных ориентаций является прямой. Взаимосвязи социального интеллекта, значимых ценно-
стей и механизмов психологической защиты имеют разнонаправленные тенденции в зависимости от уровня социального интеллекта. Таким образом, развитие социального интеллекта в юношеском возрасте может быть представлено как важное условие повышения «ресурсности» личности, необходимой для преодоления жизненных трудностей, в том числе связанных с решением возрастнопсихологических задач (идентификацией личности, личностным самоопределением и др.).
Данное исследование позволило выделить лишь некоторые значимые психологические характеристики в структуре личностных ресурсов в период юности. Перспективы изучения ресурсов личности в возрастнопсихологическом контексте видятся в необходимости анализа психологических характеристик жизненной среды и их влияния на становление личностных ресурсов, формирование направленности и сохранение психологического здоровья человека на разных возрастных этапах.
Список литературы
1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
2. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой учёный. 2011. Т. II. № 8 (31). С. 84-87.
3. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
5. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладаю-щего поведения в современном российском обществе: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2010. Т. 2. С. 40-42.
6. Михайлова (Алёшина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. 50 с.
7. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
8. Фоминова А. Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2006. № 1. С. 95-105.
Статья поступила в редакцию 15.01.12 г.