УДК 316.61: 159.923.2
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета [email protected]
Костенко Анаид Арсеновна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета [email protected]
Терсакова Анжела Арсеновна
кандидат педагогических наук [email protected]
Alevtina V. Kachalova
candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of social, special pedagogics and psychology of Armavir state pedagogical university [email protected]
Anaid A. Kostenko
candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of social, special pedagogics and psychology of Armavir state pedagogical university [email protected]
Angela A. Terskova
candidate of pedagogical sciences [email protected]
Программа социально -
психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте
The program of
socially - psychological support of development of the vital resource of the person at youthful age
Аннотация. В статье предлагается программа социально-психологического содержания развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте как сложного психологического образования, включающего комплекс внешних и внутренних феноменов, позволяющих личности в юношеском возрасте достигать высокого уровня жизненной успешности и эффективно преодолевать трудные и экстремальные жизненные ситуации. Рассматривается программа организации системы психологического сопровождения развития личности как комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей личности.
Ключевые слова: ресурс, жизненный ресурс личности, личность в юношеском возрасте, развитие личности, социально-психологическое сопровождение.
Annotation. In article the program of the socially-psychological maintenance of development of a vital resource of the person at youthful age as the difficult psychological formation including a complex of external and internal phenomena is offered, allowing persons at youthful age to reach high level of vital success and effectively to overcome difficult and extreme reality situations. Discusses the program organization of system psychological support of personality development as a complex of measures aimed at sustaining the processes of life activity and development of the natural abilities of the individual.
Keywords: resource, vital resource of the person, the person at youthful age, development of the person, socially-psychological support.
Ресурсная проблематика современной психологии свои истоки берет в рассмотрении адаптационных возможностей человека, востребованных в некоторых особых (напряженных, трудных, стрессовых) типах ситуаций. Представляя собой процесс приспособления к определенным жизненным обстоятельствам, адаптация может протекать с привлечением человеком определенных жизненных ресурсов - внешних
или внутренних. Внешние ресурсы человека, имея форму социальной или социально-психологической поддержки, предполагают наличие у него способности воспользоваться этой поддержкой, т.е. внутренних ресурсов. Внутренние ресурсы представляют собой присущий личности психический потенциал, актуализирующийся с помощью некоторого психологического инструментария [1, с. 12].
Жизненный ресурс личности, привлекаемый ею для достижения успешности в разных сферах жизнедеятельности и преодоления возникающих при этом трудностей и стрессов, представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя феномены, относящиеся к разным сферам индивидуальной и социальной активности [5, с. 42].
Жизненные ресурсы личности связаны со следующими психологическими показателями: самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензи-тивность к себе, спонтанность, самоуважение,
представления о природе человека, развитие
, ,
, , , -
хологических защит, наличие целей в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь, уровень эм-патии [2, с. 123; 5, с. 21]
Организация системы психологического сопровождения развития личности невозможна без определения основных понятий проблемы личностного развития. И, прежде всего, необходимо ответить на вопросы: что развивается (объект развития)? как осуществляется развитие (движущие силы, механизмы и условия)? То есть определить параметры развития.
Термин «сопровождение» означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Используется он по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в
преодолении возникающих (возникших) трудно-( ) , -
стижения жизненно важных целей.
Под психологическим сопровождением понимается помощь личности в ее личностном росте, эмпатийное понимание воспитанника, открытое ( . . , . . ), -бая сфера деятельности по приобщению личности к социальным и нравственным ценностям (А.В. Мудрик), направление деятельности педагога в самоопределении молодежи и создании условий для продуктивного развития личности
(С.Н. Чистякова), и, наконец, «целостный ком», ,
, -
( . . ).
В других источниках психологическое сопровождение определяется как система профессиональной деятельности, направленная на раскрытие внутреннего потенциала развивающейся личности и преодоление личностных и социально - психоло-( . . ); -ние социально - психологических условий, способствующих обучению и личностному развитию (С. В. Недбаева); создание условий для позитивного развития взаимоотношений личности в образовательном пространстве с ориентацией на зону ( . . ), принятия человеком адекватных и оптимальных
решений относительно собственного развития в ситуациях жизненно важного выбора (С.Н. Чистя, . . ). , -
лено на оказание системы воздействий, стимулирующих позитивные изменения и рост самостоятельности субъекта [6, с. 42-46.].
Принципиально важной особенностью психологического сопровождения является опора на внутренние ресурсы сопровождаемого, на его способность самостоятельно принимать решения.
По этой причине целью психологического сопровождения является не сформировать, а найти, -
него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, самоорганизации, а также адаптации, необходимых для становления самобытного личностного образа, динамичного и безопасного взаимодействия с людьми.
Психологическое сопровождение ориентировано: на достижение целей по гармонизации взаимодействия человека с окружающей средой, конкретным
;
, - -
тация, становление и самоопределение; на предупреждение проблемных ситуаций посредством их диагностики и создания условий для принятия со.
Характеристики психологического сопровождения: пролонгированность, то есть длительность
,
создание благоприятных условий; латентность
(скрытность) процесса сопровождения - форми-« »,
происходит переход от помощи к самопомощи, когда педагогом передаётся информация, служащая опорой в разрешении проблем; недирек--
.
Психологическое сопровождение предполагает: организацию и проведение занятий; нерегламен-тированные виды деятельности; организацию свободного времени в течение дня; всеобуч (консультации родственников ближайшего окружения, индивидуальные и групповые беседы, , ).
Анализ психологических исследований Д.Н. Недбаева и др. в области организации психологического сопровождения позволил выделить основные направления его осуществления [4, с. 14-20]:
1) , -полагает выявление затруднений, определение ресурсов и помощь в использовании знаний о себе для саморазвития;
2) ,
повысить эффективность взаимодействия субъ-
: « - », « -
», « - », «Я - мир»;
3) психологическое консультирование, направленное на выработку стратегий и тактик решения проблемы, расширение представлений о возможных способах самоподдержки;
4) психологический тренинг, накапливающий опыт использования поддерживающего взаимодействия в оптимизации собственного развития, а также отрабатывать способы и приемы адаптивного поведения, осуществлять обучение конструктивным способам адаптации;
5) психологическая коррекция, предполагающая возникновение позитивных трансформаций
субъекта в интеллектуальном, эмоциональном, - , -
денческом плане с целью оптимизации развития профессионала и повышения эффективности его деятельности.
В психолого - педагогической литературе подчеркивается необходимость использования не только развивающих, но и фасилицирующих техник, помогающих становлению индивидуальности и развитию субъектности личности (В. П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, Г.А. Берулава, В.Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита). В качестве таковых обозначаются, в частности, здоровьесбережение, копинги, развитие психического ресурса, фасилитации. В силу того, что психологическое сопровождение предполагает преобразующее, фасилицирующее влияние, возникает проблема оценки степени конструктивности психологического воздействия.
Основная ценность психологического сопровождения заключается в создании условий, оптимизирующих переход от внешних стимулов, опор и изучаемых моделей профессионального и личностного роста к повышению аутопсихологиче-.
профессиональной деятельности перейти к построению действенных моделей саморазвития, а также к саморегуляциии и самоконтролю его хода и результативности, к самостоятельной диагностике и решению жизненных и профессиональных проблем.
,
можно охарактеризовать как определенную систему научно - обоснованных способов и методов, содействующих развитию личности, ее ценностных ориентаций, самосознания, конкурентоспособности и адаптированности к условиям профессиональной деятельности. Осуществление психологического сопровождения направлено на оптимизацию психических состояний человека, снижение неконструктивного действия раз,
самореализации на жизненном и профессиональном пути.
Программа психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей личности.
Целью программы является:
• адекватная социализация и развитие индивидуальности личности в юношеском возрасте;
• оказание комплексной психолого - педагогической помощи развития личности;
• оказание комплексной коррекционно - разви-
;
• осуществление работы по адаптации, социализации и профессионализации личности в
;
• психологическая поддержка личности и его семьи в трудных жизненных ситуациях и т.д.
Основные направления программы:
• информационно - координационное (выявле-
, -
турами и учреждениями, оценка и мониторинг
, );
• психолого - педагогическое (предоставление
, -
альной программы, анализ эффективности, вне).
:
• Принцип личностного центрирования сопро-
- -
ность каждого как уникальную в своем социаль-
,
сделать свой социальный и экзистенциальный
,
качестве средства осмысления своей жизненной
;
• Принцип персонификации - предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого;
• Принцип оптимистической стратегии - предполагает, что субъекты сопровождения рассмат-
,
с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии.
Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического вуза вы-4- .
В разработанной программе мы предлагаем формы подготовки студента к профессиональной деятельности путем психологического сопровождения развития его жизненного ресурса на разных этапах вузовского обучения в рамках факультативных часов (всего 288 часов или 8 зачетных единиц) (см. таблицу № 1). Мы исходили из того, что, наряду с дисциплинами, которые напрямую направлены на развитие профессиональных знаний, умений и навыков, подготовка
будущих педагогов должна включать в себя кур,
.
способна дать студентам большую уверенность
себе, толерантность, расширить их общительность и прочие качества, лежащие в основе
.
В результате отбора по тематической направленности факультативов был сформирован следующий блок дисциплин: «^зненные ресурсы личности: внутренние ресурсы, методы диагностики и », « -
ности: внешние ресурсы, методы диагностики и », « -
фессиональных компетентностей будущего педа-», « ».
Подбор содержания дисциплин проводился с
:
- адаптивности материала; автономности со-
;
- ; - ;
- ;
- .
Общей целью проведения учебных курсов выступило расширение эрудиции студентов по вопросам развития личности, специфики профессиональной деятельности педагога. В качестве основных задач нами рассматривались:
- -
стях их личности, ресурсных возможностях, технологиях построения профессиональной дея-
;
-
и формах построения процесса педагогического
;
-
по построению эффективной коммуникации к
;
-
собственных личностных особенностях; -
совершенствовании своей профессиональной
;
- -
стей своего поведения [3, с. 17].
,
( 16 ) , с целью формирования практического аспекта профессиональной компетентности студентов -будущих педагогов: 1 курс - «Гармония тела и »; 2 - « -»; 3 - « »; 4 -
«Технологии развития профессионального само».
Таблица 1
Этапы программы психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте
Курс Название этапа Цель Мероприятия этапа Технологии психологического сопровождения
1. «Я и мой внутренний мир» формирование представления личности о , ресурсах, профессиональной мотивации, спе-« - », личностно - профессиональной рефлексии Разработка тематического планирования « - ности: внутренние ресурсы, методы диагностики и технологии развития» (табл. 2) Разработка программы тренинга «Гармония тела и души» технологии развития самопознания, саморазвития; освоения коммуникативных навыков, организационной культуры; коррекции лич- , профилей личности
2. «Я и социальное окружение» - ного потенциала личности Разработка тематического планирования « - ности: внешние ресурсы, методы диагностики и технологии развития » (табл. 3) Создание Сй видеороликов «Гармония тела и души» технологии коррекции личностного и коммуникативного профилей
3. «Я и профессия» осознание специфики будущей профессиональной деятельности Разработка тематического планирования « - фессиональных компетентностей будущего педагога» (табл. 4) Разработка программы тренинга «Технологии успеха» технологии развития профессионально-личностного самоопределения
4. «Я и профессионализм» развитие представлений - ролевых особенностях - - ности; о карьерных преимуществах профессии ; - , о жизненных и профессиональных ценностях Разработка тематического планирования « » ( . 5) Подбор и создание на Сй пакетов музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния личности в юношеском возрасте технологии проектирования - , формальных этапов карьерного продвижения и их рефлексии, осознание этапов подготовки, осознание значимости инвестирования (, ) профессиональный рост
На первом курсе у студентов формируются представления о личности, о своих психических ресурсах, профессиональной мотивации, специфике «Я-концепции», личностно - профессио-
,
намерениями.
На первом этапе «Я и мой внутренний мир» мы
предлагаем использовать технологии психологиче-
,
самопознания, саморазвития, освоение коммуникативных навыков, организационной культуры, на коррекцию личностного и интеллектуального профилей личности.
Таблица 2
Структура и содержание факультатива «Жизненные ресурсы личности: внутренние ресурсы, методы диагностики и технологии развития» Всего часов - 36 часов или 2 зачетных единицы
Раздел дисциплины (темы) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего Л. з. Пр. з. СРС
Тема 1 Внутренние ресурсы, методы диагностики и технологии развития 8 4 4
Тема 2. Психическое здоровье личности 8 2 2 4
Тема 3. Самооценка личности и ее виды. Уровень притязания личности 6 2 2 2
Тема 4. Потребностно - мотивационная сфера личности 8 2 2 4
Итоговый контроль 6
ИТОГО: 36 8 6 14
На втором курсе студенты осваивают социальный этап «Я и социальное окружение», целью которого является развитие стремления к осознанию и переосмыслению личностного и профессионального ориентиров своего жизненного
.
самопознании, саморазвитии, отрабатывались принципы и навыки самопрезентации, корректируется личностный и коммуникативный профили.
3
Структура и содержание факультатива «Жизненные ресурсы личности: внешние ресурсы, методы диагностики и технологии развития» Всего часов - 36 часов или 2 зачетных единицы
Раздел дисциплины (темы) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего Л. з. Пр. з. СРС
Тема 1. Внешние ресурсы личности: семья, проф. деятельность, друзья, хобби 16 6 2 8
Тема 2. Социальная природа общения: понятие, функции, структура 14 4 6 4
Итоговый контроль 6
ИТОГО: 36 10 8 12
На третьем курсе студенты проходят проективный этап «Я и профессия», целью которого является
осознание студентами специфики будущей про.
целью данного этапа идет и освоение технологий
психологического сопровождения профессионально-личностного самоопределения. В процессе этой работы уточняются карьерные и жизненные планы студентов, формируются задачи персонального менеджмента будущего педагога.
Таблица 4
Структура и содержание факультатива «Технологии развития профессиональных компетентностей будущего педагога» Всего часов - 36 часов или 2 зачетных единицы
Раздел дисциплины (темы) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего Л. з. Пр. з. СРС
Тема 1. Профессиональная компетентность педагога: понятие, структура и технологии развития 18 4 4 10
Тема 2. Индивидуальный стиль деятельности педагога 12 2 4 6
Итоговый контроль 6
ИТОГО: 36 6 8 16
С четвертого курса начинается активный деятель-
« »,
ходе которого делается акцент на развитие его социально-предметной идентичности. Этим определяется и выбор технологий психологического
сопровождения профессионально - предметной компетентности, направленной на самореализацию, самопознание и рефлексию профессиональ-- ,
личностной и карьерной успешности и др.
Таблица 5
Структура и содержание факультатива «Технологии карьеры» Всего часов - 36 часов или 2 зачетных единицы
Раздел дисциплины (темы) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего Л. з. Пр. з. СРС
Тема 1. Понятие карьеры в психологии. Виды, функции 12 2 4 6
Тема 2. Технологии карьерного роста 18 2 8 8
Итоговый контроль 6
ИТОГО: 36 4 12 14
,
сопровождения является важнейшим компонентом образовательной деятельности, суть кото-
Литература:
1. . .
деятельности: системный подход // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. Тематический выпуск «Пси». 2006. 1.
2. . . -ние профессионализации потенциального субъекта труда: ресурсный подход / ОТ. Власова, . . // -ственного радиотехнического университета. Те-« ».
2006. № 13.
3. . . -ненной стратегии личности : автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь : СевКавГТУ, 2000. 25 .
4. . . -ние развития профессиональной компетентности будущего менеджера образования : автореф. дисс. ... к. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 25 .
5. . . -тор социальной мобильности личности : авто. .. . . . , 2007. 25 .
6. . . -
зования и проблемы интернационализации об// : ,
психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42-46.
рой в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности личности в юношеском возрасте.
Literature:
1. Vlasova O.G. the Mental resource of a subject of activity: a systematic approach // proceedings of Taganrog state radio engineering University. Thematic issue of «Psychology and pedagogy». 2006.
1.
2. Vlasova O.G. Psychological support of professionalisation of the potential subject of work: resource-based approach / O.G. Vlasova, N.A. White // proceedings of Taganrog state radio engineering University. Thematic issue of «Psychology and pedagogy». 2006. № 13.
3. Eremina E.K. Diagnosis and correction of life strategies of the personality : avtoref. diss. ... candidate. psychol. Sciences. Stavropol : Sevkavgtu, 2000. 25 p.
4. Nedbaev D.N. psychological support of development of professional competence of the future manager of formation : the Author's abstract of the dissertation the candidate of psychological sciences. Rostov-on-Don: SFU, 2008. 25 p.
5. Pshenichnova E.V. Vital resource as a factor of social mobility of personality : avtoref. diss. ... doc. psychol. Sciences. Sochi, 2007. 25 p.
6. Ponarina N.N. Globalization of higher education and challenges of internationalization of educational systems // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2012. № 1. P. 42-46.