Научная статья на тему 'Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости'

Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1030
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНИ / ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА ЖИЗНИ / САМООТНОШЕНИЕ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / PERSONALITY ACTIVITY / POTENTIAL OF DEVELOPMENT / LIFE SATISFACTION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SUBJECTIVE IMAGE OF LIFE / TIME TRANSSPECTIVE / SELF-ATTITUDE / SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ORIENTATION / MEANING OF LIFE ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Людмила Николаевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению активности личности как потенциала развития в период поздней взрослости. Рассмотрена микровозрастная динамика личностных характеристик различных уровней. Установлена возрастная специфика взаимосвязей уровня общей удовлетворенности жизнью с психологическими характеристиками. Рассмотрены особенности взаимосвязей между показателями социально-психологической адаптации, рядом личностных характеристик, уровнем удовлетворенности жизнью. Выявлены противоречивые тенденции в возрастном развитии в рассматриваемый период. Показана роль инициативности личности как потенциала развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Activity as a Potential of Development in Late Adulthood Period

The article is devoted to personality activity as a potential of development in late adulthood period. Age dynamics of different personality characteristics of different levels was revealed. The authors established age specifics of correlations between level of life satisfaction and psychological characteristics and considered age specifics of correlations between characteristics of social and psychological adaptation and personality traits. Contradictory tendencies were revealed. Role of personality initiative in self-development as a psychological potential was pointed put.

Текст научной работы на тему «Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости»

Л. Н. Кулешова, О. Ю. Стрижицкая

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Современный взгляд на развитие взрослого человека позволяет говорить о развитии как многоуровневом, противоречивом, разнонаправленном, фазном процессе. Целостное индивидуальное развитие взрослого человека как индивида, личности и субъекта различных видов деятельности протекает в единстве онтогенеза и жизненного пути1. Несмотря на то что в последнее время увеличилось число исследований по периоду поздней взрослости, данных о нем все еще меньше, чем о периоде детства, юношества, пожилом и старческом возрастах. Долгое время этот период находился вне поля зрения исследователей в силу предположений о том, что в данном возрасте практически не происходят изменения, что испытуемые «среднего возраста» заняты работой и семьей, в связи с чем их трудно привлечь к исследованиям2.

Существенное место в понимании развития взрослого человека занимает системногенетический подход, который, по мнению Е. Ф. Рыбалко, предполагает выделение главных компонентов психического потенциала развития.

Известно, что в научной трактовке процесса развития в период старения положительную роль сыграла новая позиция по отношению к позднему возрасту. Этому способствовали лонгитюдные исследования развития интеллекта, благодаря которым была обнаружена пластичность интеллекта в позднем возрасте и возможность его прогрессивного развития в старости. Открывшаяся перспектива целенаправленного развития интеллекта в позднем возрасте позволила изменить взгляд на ресурсы развития человека третьего возраста. В этой связи особый интерес представляет изучение активности человека как личности и субъекта жизнедеятельности, нивелирующей те «потери», которые могут сопровождать период старения.

На тесную связь личности и субъекта деятельности указывал Б. Г. Ананьев, имея в виду молярный уровень человеческой активности. «...Молярный уровень активности человека и социальный уровень его существования в общем совпадают...», хотя между ними имеются и различия в принадлежности к более общим структурам3. Л. И. Анцыферова, подчеркивая функциональный характер этих взаимосвязей, отмечает, что все высшие ценности личности утверждаются и реализуются субъектом. «Эти функции, включающие реальное преобразование мира, адаптацию к нему, совладание с трудностями, самосозидание, рефлексивные «операции», и выполняет субъект.»4.

Согласно концепции Б. Г.Ананьева, в процессе развития личность может выступать как субъект познания, общения, труда и других производных видов деятельности. Существенной особенностью зрелой личности как субъекта жизни является ее способность переходить к самодетерминации развития, а главное, к созданию собственной среды развития. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в своем развитии человек «не является пассивным носителем обстоятельств». Благодаря социальной активности, человек создает и изменяет обстоятельства

© Л. Н. Кулешова, О. Ю. Стрижицкая, 2008

собственной жизни, образует «собственную среду развития», поэтому нельзя считать, «что все потенциалы личности и субъекта исчерпываются» в процессе старения индивида5, т. е. активность личности может принимать преобразующий характер, выступая как фактор развития и усиления потенциалов человека — жизнеспособности, трудоспособности, специальных способностей. Во всех случаях личностный фактор играет организующую роль. «.Личность выступает как субъект поведения, посредством которого реализуется потребность в определенных объектах и в определенных ситуациях.»6. Активность личности в этом случае может рассматриваться как действенная, функциональная сущность ее целостной системы.

По мнению К. А. Абульхановой, «.активность — это присущий личности способ организации, регуляции жизни и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни.»7. Автором выделяются три уровня активности. Первый из них включает конкретные формы проявления активности — инициативу и ответственность. Второй уровень выявляется через интеграл составляющих: притязаний, саморегуляции и удовлетворенности («семантический интеграл»). Наконец, третий уровень определения активности личности заключается в способах проектирования, которые присущи типам личности с разным семантическим интегралом.

«Задачей субъекта пожилого человека является согласование активности, всех возможностей и ограничений личности с требованиями и условиями жизнедеятельности.»8. При этом роль самосознания и саморегуляции в период старения существенно возрастает, поскольку для разработки жизненных планов и стратегий требуются достаточно зрелые уровни личности и ее самооценки, определенно развитая система личностных отношений к социальной среде, а также к своим потенциальным возможностям.

В. И. Слободчиков говорит о личности как о субъекте (инициаторе) социального поведения, и в этом качестве личность включает в себя основные субъектные структуры. Выделяя пять ступеней развития субъектности, автор подчеркивает, что прохождение этих ступеней не должно обязательно иметь четкую возрастную зависимость. Например, на возраст 39-62 года, по данным автора, приходится ступень «универсализации», которая заканчивается «добровольным (инициативным) отказом, освобождением от инициативности как нетерпеливого побуждения событий несвоевременных.»9. К. А. Абульханова относит активность «к высшим, поэтому достаточно устойчивым, сложившимся жизненным качествам личности» 10. Благодаря организующей роли личностного фактора возможны новообразования прогрессивного характера, которые направлены на преодоление деструктивных изменений в геронтогенезе11.

Мера активности личности как субъекта поведения и степень его влияния на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы12. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования Н. X. Александровой. Автор рассматривает такие характеристики субъектности пожилых и старых людей, как самосознание, самоидентичность, динамику и характер субъективного контроля, устойчивость Я-образа, уровень самопринятия. На основе полученных результатов Н. X. Александрова делает вывод о том, что «.активная адаптация в пожилом и старческом возрасте связана с уровнем развития субъектности человека.»13.

Анализируя способы, поддерживающие самооценку на приемлемом для субъекта уровне, О. Н. Молчанова вводит понятие «психологического витуакта». Это система защитных механизмов, которые позволяют удерживать старому человеку собственную самооценку на приемлемом для субъекта уровне, компенсирующем негативное воздействие

обстоятельств14. Ранее автором было установлено, что общая направленность самооценки взаимосвязана с характером адаптации к старости. У лиц, не адаптированных к старению, интолерантных к нему, регистрируется низкая самооценка с актуальной ее направленностью. Отрицательное отношение личности к собственным возрастным изменениям в данном случае может рассматриваться как направленность рефлексии на внутренний мир личности, что связанно с процессами разрешения внутренних конфликтов в смысловой сфере, с критической переоценкой ценностей.

Д. А. Леонтьев, описывая рефлексию как одну из подсистем сознания, отмечает, что рефлексивные процессы, направленные на внутренний мир, могут и не осознаваться в полном объеме15. Но благодаря рефлексии, вслед за С. Л. Рубинштейном подчеркивает автор, человек занимает позицию вне процесса жизни, мысленно выходит за ее пределы.

Рассматривая человека как субъект жизнедеятельности в контексте взаимодействия с жизненными ситуациями, Е. Ю. Коржова в качестве одного из параметров потенциала субъектности личности рассматривает субъектно-объектные ориентации в жизненных ситуациях. Для объектно-ориентированной личности, по данным автора, характерны более пассивные стратегии дезадаптивного плана. В трудных и в приносящих удовлетворение ситуациях субъектно-ориентированные чаще, чем объектно-ориентированные, избирают более эффективные стратегии16. В контексте саморегуляции и самодетерминации личностный потенциал «представляет собой интегральную системную характеристику индивидуальнопсихологических особенностей личности, систему диспозиций, установок, стратегий, ценностей, смыслов и др.» 17

Современные исследователи сходятся во мнении, что к числу активно развивающихся в русле позитивной психологии подходов к личностному потенциалу относится подход К. Рифф в терминах психологического благополучия. Данные зарубежных исследователей свидетельствуют о том, что середина жизни является временем усиливающегося благополучия, хотя источники счастья и благополучия различаются в зависимости от социального класса и жизненного пути. Н. Пезешкиан отмечает, что лицам в возрасте 65 лет не свойственны отчаяние и разочарование — доверие и надежда чаще оцениваются достаточно высоко18.

Наличие нескольких векторов развития, индивидуальное своеобразие жизненного пути делают личность не только объектом, но и субъектом жизни. При этом подчеркивается влияние жизненного пути человека на степень его активности в старости. Осваивая жизненный путь, человек одновременно овладевает двумя стратегиями: стратегией структурирования собственного времени жизни, с одной стороны, и освоением ее событий, с другой. В совокупности две эти стратегии можно назвать «высшей способностью сознания, способностью интегрировать прошлое, настоящее и будущее»19. В процессе онтогенеза эта способность усиливается и достигает своего оптимума к периоду поздней взрослости. Формирование субъектом «транс-спективы жизни», «преемственной картины жизненного пути» могут рассматриваться как ресурс эффективного развития на поздних этапах онтогенеза и условие формирования таких новообразований старости, как «мудрость» и «геротрансцендентность»20.

В этой связи период поздней взрослости представляет особый интерес, поскольку большинство исследователей предполагают, что заметные возрастные инволюционные преобразования наблюдаются после прохождения этой стадии возрастного развития. Углубленное рассмотрение данного периода позволило бы полнее исследовать его скрытые резервы.

Общая удовлетворенность, по мнению А. К. Абульхановой, есть результирующая наиболее перспективных для личности направлений активности. Удовлетворенность или неудовлетворенность личности повышают или понижают жизненную активность личности.

При рассмотрении нами общего уровня удовлетворенности жизнью работающих женщин на протяжении возрастного периода 46-59 лет статистически значимых различий между уровнями общей удовлетворенности женщин младшей (46-49 лет) и старшей (55-59 лет) возрастных групп обнаружено не было. Уровень удовлетворенности был средним и выше среднего уровня. Возрастные различия обнаружены при рассмотрении субъективных причин эмоционального дискомфорта. Наибольшая проблемная нагруженность обнаружена у женщин младшей из рассматриваемых возрастных групп. Здесь отмечается наибольшее количество переменных, которые могут быть отнесены к переживаниям дискомфорта. При этом ведущими для этой группы оказываются переменные, связанные с работой («неудовлетворенность своей работой», «беспокойство о надежности места работы», «финансовая ненадежность»). С возрастом субъективная оценка проблемной нагруженности, обусловливающая эмоциональный дискомфорт, снижается.

Общий уровень удовлетворенности жизнью взаимосвязан с разными аспектами эмоционального дискомфорта. «Осуждение и дискриминация со стороны других», «финансовая ненадежность», «неудовлетворенность внешним видом» являются ведущими компонентами, отрицательно взаимосвязанными с уровнем общей удовлетворенности жизнью в младшей из исследуемых возрастных групп. «Перегруженность делами» — ведущий компонент эмоционального дискомфорта, отрицательно взаимосвязанный с уровнем удовлетворенности в возрастной группе женщин 50-55 лет. Наконец, для старшей возрастной группы такими ведущими компонентами эмоционального дискомфорта, отрицательно взаимосвязанными с уровнем удовлетворенности жизнью, являются «осуждение и дискриминация со стороны других» и «нехватка времени для семьи».

С возрастом меняется как количество психологических факторов, взаимосвязанных с удовлетворенностью, так и их содержательная характеристика. Наиболее разнообразный спектр обнаружен в младшей из исследуемых возрастных групп (46-50 лет). Однако это разнообразие строится в основном на параметрах отношения к модусам прошлого и настоящего в субъективной картине жизни, к наличию цели в жизни, к своему внешнему облику, к хронологическому возрасту, т. е. на тех характеристиках, которые имеют выраженную внутреннюю направленность. Постепенно спектр сужается. Существенными для женщин в возрасте 55-59 лет являются взаимосвязи показателей уровня удовлетворенности с выраженностью шкал общей осмысленности жизни, с локус-жизнью, с уровнем эмоциональной стабильности, с одной стороны, и уровнем образования, степенью поглощенности семьей и отношением общества к стареющему человеку, с другой стороны. Обращает на себя внимание широкая включенность факторов социального плана, что не наблюдается в других возрастных группах. Следует отметить, что у пенсионеров мужчин того же возраста, но не работающих, индекс жизненной удовлетворенности связан только с личностной характеристикой «открытость опыту».

Сужение спектра взаимосвязей может быть объяснено двояко: проявлением закона геронтогенеза — «индивидуального разнообразия» — и изменением ведущих факторов удовлетворенности в связи с возрастной динамикой активности личности, сменой значимости субъективных и объективных факторов жизни.

В этой связи обращает на себя внимание обнаруженный факт взаимосвязи коэффициента социально-психологической адаптированности с показателем удовлетворенности жизнью только в средней по возрасту группе женщин (50-55 лет). При рассмотрении взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации с другими характеристиками личности установлено, что только в этой возрастной группе наблюдается широкая

включенность различных стратегий совладающего поведения во взаимосвязи с характеристиками адаптированности личности. Существенное место занимают также смысло-жизненные ориентации личности и эмоциональное переживание времени жизни. Рассмотренные эмпирические факты дают основание делать предположения о неравномерной динамике активности личности на протяжении рассматриваемого периода и об активизации личностного потенциала у женщин в период 50-55 лет.

Для выявления источников активизации в контексте микровозрастного развития была рассмотрена система самоотношений личности. Выявлено, что период средней взрослости (45-50 лет) характеризуется выраженным внутренним конфликтом «Я» между реализован-ностью и переживанием проблем настоящего. При этом ведущим компонентом поддержания позитивного самоотношения выступает идеальная самооценка. В предпенсионный период поддержание позитивного самоотношения основывается на актуальной самооценке значимых для личности качеств. В то же время меняется содержание и направленность конфликтных переживаний, уменьшается количество проблем в настоящем, что сопровождается высокой степенью неудовлетворенности реализованностью. Для периода поздней взрослости характерна самодостаточность и минимизация конфликтных переживаний.

Женщины 45-49 лет по отношению к женщинам более старшего возраста обнаруживают меньшую выраженность интернальности в области достижений и преобладание в копинг-стратегиях планирования решения проблем. Как было отмечено выше, при высоких самооценках, личность ориентируется на высокий уровень притязаний и возможность удовлетворения притязаний. Такого рода стратегия может быть обозначена как стратегия «пассивного самовозвышения» (максимизация притязаний при сниженной активности личности).

При низких самооценках (но в пределах средних), характерных для женщин возрастного периода 50-55 лет, механизм поддержания позитивного уровня самоотношения основывается на компенсации низких оценок по одним параметрам высокими оценками по другим параметрам, ориентацией на реальную самооценку, сохранением по отношению к предыдущему микропериоду стабильного уровня притязаний. Для лиц этого возраста неудовлетворенность собой основывается на углубленном самоанализе, что может свидетельствовать о выраженном стремлении к самопознанию. В сочетании с интернальностью в области достижений такая стратегия может рассматриваться как стратегия «внутреннего самосовершенствования».

Для женщин 55-60 лет при высоких самооценках механизм поддержания позитивного самоотношения отличен от первой микрогруппы. В самооценках преобладает ориентация на очень высокий уровень притязаний, в эмоционально-ценностных аспектах самооценки личность исходит из установки управления не только собственным поведением, но и отношением других людей, уверенности, что ее позитивные внутренние качества способны привлечь внимание окружающих. В сочетании с предпочитаемыми копинг-стратегиями «самоконтроля» и «поиска социальной поддержки», снижением общей интернальности, увеличением экстернальности в области неудач и семейных отношений, а также увеличением неадекватности смысложизненных ориентаций данная стратегия поддержания позитивного самоотношения может рассматриваться как стратегия «поиска социального одобрения».

Выделенные возрастные стратегии поддержания позитивного самоотношения взаимосвязаны с субъективным восприятиям временной трансспективы жизни на разных уровнях его рассмотрения. Большее сходство семантических полей времени настоящего и будущего установлено при сравнении показателей младшей и средней групп. Семантические поля

прошлого имеют большее сходство у женщин средней и старшей возрастных групп. Эмоциональные отношения к временной трансспективе личности также сходны у женщин младшей и средней возрастных групп. Однако это сходство обеспечивается разными механизмами. Для женщин младшей и старшей возрастных групп отмечается большая взаимосвязь между субъективными образами настоящего и будущего в отличие от женщин средней группы. Для женщин средней и старшей групп характерно включение в эмоциональную оценку временной трансспективы образов прошлого, что подтверждается наличием корреляционных связей между оценками прошлого и настоящего, прошлого и будущего. Различия наблюдаются и во временной идентичности личности. Женщины младшей и средней возрастных групп в большей степени адекватны в оценках своего психологического возраста, чем женщины старшей возрастной группы.

Таким образом, с возрастом наблюдается увеличение сходства в семантических оценках прошлого и включенность эмоциональных его оценок в субъективную оценку временной трансспективы. Субъективная ориентация со временем трансформируется. Нарушение временной идентичной личности в большей степени обусловлено типологическими, а не возрастными особенностями структуры системы самоотношения.

Анализ возрастной динамики субъектных характеристик показал, что с возрастом увеличивается количество конструктивных копингов и уменьшается количество неконструктивных. Вместе с тем, только в средней возрастной группе женщин увеличивается количество типов «адаптивных интернальных» и «адаптирующих интернальных», т. е. конструктивно преобразующих, активных типов, сходных между собой по внутреннему миру. Увеличение смешанных типов в этой группе может рассматриваться как некоторый потенциал субъектной активности личности.

У мужчин с возрастом преобладающий тип субъектно-объектной ориентации в жизненных ситуациях изменяется в направлении от «адаптирующего интернального» к «адаптирующему экстернальному». Согласно данным Е. Ю. Коржовой21, отличительной особенностью этих типов являются разные субъектная направленность активности личности и степень участия в формировании собственных жизненных ситуаций. Если первый тип выступает как «преобразователь жизненной ситуации», то второй — скорее как«гармонизатор жизненной ситуации», т. е. менее активный тип. Особенности масштабности субъективного будущего мужчин взаимосвязаны с различными факторами субъектно-объектной ориентации. При сжатом масштабе картины будущего активность субъекта играет более существенную роль. Для лиц с сжатым масштабом субъективного будущего характерно интенсивное стремление субъекта к взаимодействию с новыми жизненными ситуациями, к развитию, к жизненным переменам, что находит отражение в большей субъективной событийной насыщенности сжатого по времени будущего. Для мужчин с пролонгированным будущим характерна меньшая интенсивность субъективной событийной насыщенности на каждый временной отрезок22. Результаты наших совместных исследований с Е. И. Ивановой свидетельствуют о том, что для мужчин характерна взаимосвязь высокой событийной насыщенности будущего с жизненной ориентацией на трансситуационное освоение внешнего мира. Напротив, при жизненной ориентации на трансситуационное освоении внутреннего мира, выражено представление о высокой субъективной насыщенности реализованного отрезка жизни.

С возрастом увеличиваются чувство компетентности и уверенности в управлении повседневными делами, способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умение самостоятельно выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям. Вместе с тем, снижается наличие целей в жизни

и чувство осмысленности жизни. Существенное значение в реализации личностного потенциала имеет характер направленности личности на саморазвитие. В совместных исследованиях с Н. И. Макаровой был проведен сравнительный анализ показателей субъектно-объектных жизненных ориентаций в группах женщин с разной направленностью на саморазвитие (инициативность). Выявлены преимущественно субъектная ориентация у женщин с выраженной направленностью на саморазвитие и объектная ориентация у женщин противоположной группы. При сравнительном анализе временной направленности обнаружено, что результаты женщин старшей возрастной группы, ориентированных на развитие саморегуляции, в достаточной степени близки результатам женщин младшей возрастной группы. Они имеют более целостную субъективную картину жизни, прошлое их позитивно окрашено, настоящее насыщено разнообразными событиями, будущее более спланировано. В целом, есть основания говорить о сглаживании возрастных тенденций. У женщин с невыраженной направленностью на саморазвитие наблюдается ориентация на прошлое, что может свидетельствовать о недостаточной реализованности жизненных замыслов и о нарушении целостного эмоционального восприятия времени жизни. Кроме того, женщины первой группы отличаются по показателям шкал «личностный рост», «цели в жизни» и «самопринятие», т. е. они в большей степени обладают ощущением личностного роста и реализации своего потенциала. Обнаружена разная степень взаимовлияния между параметрами психологического благополучия и исследуемыми субъектными характеристиками. Обращает на себя внимание взаимосвязь компонентов психологического благополучия с характеристиками субъектно-объектной направленности.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что на протяжении периода поздней взрослости происходят заметные возрастные изменения, которые проявляются в изменении субъектно-объектных жизненных ориентаций, смысло-жизненных ориентаций, изменении значимости различных аспектов жизни, субъективной картины жизни, структуры самоотношения и личностных свойств. Эти изменения взаимосвязаны с половозрастными особенностями.

Общая удовлетворенность жизнью как «результирующая наиболее перспективных для личности направлений активности» в разные возрастные периоды достигается путем включения личностных структур разного уровня. С возрастом важнейшими из них становятся такие, как эмоциональная стабильность, общая осмысленность жизни, направленность на настоящее, локус-жизнь. Существенное место приобретает также решение проблемы выбора.

Вместе с тем, наблюдается ряд противоречивых тенденций. Так, с возрастом снижается выраженность такой характеристики, как «открытость опыту», данная характеристика не включена в структуру взаимосвязей общей удовлетворенности. Тем не менее, уровень общей удовлетворенности жизнью взаимосвязан с уровнем образования. С возрастом увеличивается такой параметр, как «управление средой», но снижаются «самопринятие» и общая осмысленность жизни, включенные в структуру удовлетворенности жизни. В этой же возрастной группе отсутствует связь общей удовлетворенности жизни с критериями социальнопсихологической адаптации. В свою очередь, в структуру социально-психологической адаптации не включены копинг-стратегии и слабо включены смысло-жизненные ориентации личности. Обнаруженные противоречия в возрастном развитии могут выступать факторами риска в успешном прохождении геронтогенеза. Практическая реализация направленности на саморазвитие (инициативность) способствует личностному росту, самопринятию и активизации целеполагания.

1 Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2 Lachman M. Development in Midlife // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 305-331.

3 Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2. С. 247.

4Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М., 2006. С. 227.

5 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 161, 111, 324.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 315.

7 Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М.; Воронеж, 1999. С. 17.

Александрова Н. Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, 2000. С. 30.

9 Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 43-44.

10 Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М.; Воронеж, 1999. С. 19.

11 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

12 Рыбалко Е. Ф. Онтопсихология. СПб., 2003.

13 Александрова Н. Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, 2000. С. 104.

14Молчанова О. Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 2. С. 23-51.

15Леонтьев Д. А. Психология смысла. М. 2007. С. 145.

16 Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.

17 Опыт структурной диагностики личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова и др. // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 10-11.

18 Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 2006.

19 Абульханова К. А., Березина П. Н. Время личности и время жизни. М., 2001.

20 Tornstam L. Transcendence in Later Life // Generations. Winter 1999-2000. Vol. 23. Issue 4. P. 10-14.

21 Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций. СПб., 2006.

22 Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.