УДК 793.3
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ РАЗНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова
Проведен анализ проблемы включения физической подготовки в тренировочный процесс танцоров. Представлена информация о проведенном исследовании, отображающая существующую на сегодняшний день систему физической подготовки в разных танцевальных направлениях.
Ключевые слова: физическая подготовка, танцоры-спортсмены, модерн, хип-хоп, черлидинг, система подготовки спортсменов.
За последнее время популярность и массовое занятие различными танцевальными направлениями резко возросли. Существенное влияние на столь резкий скачок массовости в танцах оказали различные телевизионные проекты. Важно отметить, что в процесс включены, как дети дошкольного возраста, так и взрослая категория населения.
На сегодняшний день разнообразие танцевальных стилей достаточно велико. Классический танец, джаз-модерн, контемпорари, спортивные танцы, хип-хоп - это лишь малая часть всего многообразия танцевальной культуры. У этих направлений также есть свои отдельно существующие виды, например хип-хоп включает в себя локинг, брейкданс, хаус, дэнсхол, папинг и т. д.
Самых маленьких, зачастую родители отдают на занятия базовой хореографией, подростки предпочитают хип-хоп, контемпорари, джаз-модерн, средняя возрастная категория населения выбирает социальные танцы (сальса, бачата, кизомба и т. д). Важно сказать, что это деление достаточно условно, так как, к примеру, взрослые также не прочь потанцевать «чувственный контемпорари».
Как следствие популяризации, стали стремительно развиваться и сами танцевальные направления, их система обучения и подготовки. Многие танцевальные стили перешли из разряда искусства хореографии в самостоятельные виды спорта, такие как: спортивные танцы, хип-хоп, джаз, появился синтезированный вид - черлидинг. Следствием такого перехода у данных направлений стало появление признаков, присущих спортивной деятельности, а именно: соревновательная деятельность и система подготовки спортсменов [2]. В этих условиях, в силу высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, уровень предъявляемых требований к физической подготовке спортсменов-танцоров значительно возрос [1].
Такой стремительный переход на «новые рельсы» вызвал много трудностей в системе подготовке, а также в поиске новых средств и методов в тренировочном процессе. При этом анализ показал, что учета данной нагрузки, а также разработки системы развития и воспитания физических качеств в литературе нет. На сегодняшний день тренеры опираются только на опыт смежных видов спорта при выборе средств и методов для построения тренировочного процесса, таких как: фитнес-аэробика, акробатика, художественная гимнастика и т. д. [3]. Однако танцевальные виды спорта имеют свои специфические присущие только этой деятельности черты. К примеру, такой танцевальный стиль, перешедший в ряды полноправных видов спорта, хип-хоп рассматривается как полиструктурный технически сложный эмоциональный вид спорта, основу которого составляет выполнение спортсменами под музыку многостилевой композиции с использованием сложно координационных элементов. С точки зрения параметров нагрузки и режима энергообеспечения -спортсмен выполняет композицию высокой интенсивности в аэробно-анаэробном режиме. Соревновательная композиция включает большое разнообразие разноритмичных движений, выполняемых на трех уровнях (низком, среднем, высоком) тренировочных нагрузок [5].
Рассмотрим другой танцевальный вид спорта - черлидинг. Как было сказано ранее, он является синтезированным направлением, в связи с этим возникает трудность в определении его к одной строго выделенной стилевой принадлежности. Однако, в связи с тем, что двигательную основу этого вида составляют разные танцевальные направления, он также стал объектом нашего анализа. Черлидинг относится к сложно-координационным видам спорта. Он включает в себя элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики, спортивных танцев. Как и все сложно-координационные виды спорта, тренировочные и соревновательные нагрузки в черлидинге предъявляют повышенные требования к функциям и системам организма. Одним из главных качеств черлидера является умение сохранять в соревновательных условиях напряженной мышечной деятельности высокий уровень исполнительского мастерства. Повышенные требования предъявляются в этом виде спорта к силовым возможностям в разных их проявлениях: статическая и динамическая, взрывная сила, скоростно-силовая выносливость [6].
Джаз с недавнего времени также вошел в реестр видов спорта. Существует несколько разновидностей этого танцевального направления: джаз, модерн, модерн-джаз. Техника модерн-джаза строится на базовых принципах, которые сформировались в результате эволюционных процессов различных танцевальных систем и были заимствованы в основном из джазового танца, танца-модерн и классического балета. В
результате этого, у модерн-джаза появились свои технические особенности: использование в танце позы коллапса; активное передвижение исполнителя в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали; изолированные движения различных частей тела; использование ритмически сложных и синкопированных движений; полиритмия танца; комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца; индивидуальные импровизации в общем танце; функционализм танца. Важно отметить, что перечисленные ранее технические принципы, составляющие основу данного танцевального направления, предъявляют высокие требования к физическим качествам танцора, что в свою очередь говорит нам о необходимости включения в процессе тренировочной деятельности отдельных блоков, направленных на развитие и совершенствование физической подготовленности [4].
В ходе исследования нами были проанализированы 52 источника литературы, связанных с историей возникновения, развития и становления разных танцевальных направлений, ставших одним из видов спорта: хип-хопа, модерн-джаза, спортивных танцев, а также литература о формировании их стилистических и технических особенностей, связанная с общей теорией и методикой спортивной тренировки, как танцевальных, так и смежных сложно-координационных видов спорта. Анализ показал отсутствие в научно-методической литературе информации по проблеме включения в процесс тренировочной деятельности системы физической подготовки спортсменов-танцоров.
Исходя из вышесказанного, актуальность глубокого изучения проблемы физической подготовки в танцевальных направлениях не вызывает ни малейших сомнений.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование
3. Методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании приняли участие педагоги по разным танцевальным направлениям г. Москвы: модерн, хип-хоп, брейкинг, черлидинг, общее количество 60 чел. Исследование проводилось в течение трех месяцев.
Результаты исследования. Для проведения исследования нами была разработана анкета для педагогов по танцевальным направлениям. Анкета состояла из 2-х частей: ознакомительная - 7 вопросов; информационная -12 вопросов. Информационная часть анкеты позволила нам собрать максимальное количество информации от педагогов о существующей системе физической подготовки в разных танцевальных направлениях. В таблице представлены результаты исследования.
Анализ физической подготовки в разных танцевальных направлениях по результатам проведенного анкетирования
Вид танца Количество вре- Количество тре- Количество тре- Наличие разрабо-
мени, уделяемо- нировочных за- нировочных за- танной общепри-
го в одном тре- нятий в неделю нятий, на кото- нятой системы
нировочном за- рых уделяется физической под-
нятии на воспи- время воспита- готовки для вида
тание физичес- нию физических спорта (вида тан-
ких качеств (%) качеств ца)
Модерн 30 4 1 нет
Хип-хоп 10 5 0 нет
(хореография)
Брейкинг 30 5 0 нет
Черлидинг 30 6 2 нет
Из табл. следует, что разработанной системы воспитания физических качеств, в представленных видах нет. Однако, плотность тренировочных занятий в неделю очень насыщенная от 4 до 6, то есть с минимальным временем для восстановления, что также заставляет задуматься о построении тренировочного процесса. Что касается времени уделяемом воспитанию физических качеств, то оно есть, но необходимо отметить, что тренеры под этим зачастую имею ввиду выполнение технических действий: силовых элементов, поддержек, прыжковых дорожек и т. д. Подтверждением этому является ответ специалистов на вопрос о количестве тренировочных занятий, отводимых на воспитание физических качеств. Из таблицы следует, что в брейке, хип-хопе - специальных занятий вообще нет, а вот что касается черлидинга, есть некоторые подходы, которые направлены на воспитание физических качеств спортсменов.
Выводы.
1. В ходе исследования было выявлено, что, несмотря на высокие требования, предъявляемые к выполнению танцевальных программ, в представленных направлениях, специалисты, тренеры, не уделяют должного внимания общефизической подготовке танцоров, а также не используют уже имеющиеся в теории спортивной подготовки методики развития и воспитания физических качеств.
2. В результате проведенного анкетирования было установлено, что специально разработанная система общей физической подготовки, адаптированная непосредственно к тренировочному процессу различных танцевальных видов спорта на сегодняшний день отсутствует.
Список литературы
1. Александрова В.А. Разработка шкалы оценки координационных способностей танцоров тестовым упражнением, построенным на основе шагов классической (базовой) аэробики // Фитнес-аэробика-2012: матер. науч. конф. ППС кафедры теории и методики гимнастики РГУФКСМиТ. М., 2012. С. 77-80.
2. Александрова В.А. Оценка координационных способностей спортсменов спортивных бальных танцев с помощью тренажерных технологий // Детский тренер. 2012. № 1. С. 33-38.
3. Александрова В.А., Шиян В.В. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 6. С. 12-17.
4. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. М.: Изд-во ГИТИС, 2000. 440 с.
5. Семенова Ю.В. Фитнес-аэробика - одно из средств реформирования физического воспитания студентов ССУЗа // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сб. трудов Всерос науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. С. 62-65.
6. Янович Ю.А., Корнелюк Т.В., Дюмин И.М. Организация учебно-тренировочного процесса по черлидингу. Особенности техники выполнения основных акробатических упражнений ЧЕР-программы команд поддержки и методики их обучения. Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2008. 60 с.
Серикова Юлия Николаевна, аспирант, преподаватель, miss17.91@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Московский технологический университет,
Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ
ANALYSIS OF PHYSICAL TRAINING OF DIFFERENT DANCERS DANCE STYLES
Y.N. Serikova, V.A. Alexandrova
His article deals with the analysis of problems of inclusion of physical training in training process of dancers. In the framework of the studies presents information on the existing system of physical training in different dance styles.
Key words: physical training, dancers are athletes, modern, hip hop, cheerleading, the system of training athletes.
Serikova Yulia Nikolaevna, post-graduate training, lecturer, miss17.91@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture Youth Sport and Tourism, Moscow Technological University,
Aleksandrova Veronica Anatolievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, nikiri@,mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the government of the Russian Federation