создается атмосфера бережного, но требовательного отношения к спортсмену. Необходимо ограждать спортсменов, выполняющих большой план тренировочной работы, от лишних стрессовых ситуаций.
На наш взгляд, спортсменам сборной команды страны в этом году очень мешали постоянные интервью после каждой гонки. Журналисты очень хорошо делают свою работу, имеют высочайший рейтинг передач о биатлоне, а вот спортсменов, которые еще выступили неудачно, это очень сильно травмирует.
Руководителям СБР и тренерам сборных команд необходимо уходить от такой практики, а средствам информации искать взаимовыгодные методы работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высочин, Ю.В. Факторы и механизмы, лимитирующие физическую работоспособность в циклических видах спорта : монография. / Ю.В Высочин., Л.Г. Яценко ; Санкт-Петерб. гос. технол. ун-т раст. полимеров. - СПб. : [б.и.], 2013. - 197 с.
2. Самсонова, А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека : монография / А.В. Самсонова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. 2-е изд. испр. - СПб. : [б.и.], 2012. - 203 с.
3. Фрил, Д. Библия велосипедиста / Д.Фрил. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 431 с.
REFERENCES
1. Vysochin, Yu. V. and Yatsenko L. G. (2013), Factors and mechanisms that limit physical performance in cyclic sports: monograph, Saint Petersburg State Technological University of plant polymers, St. Petersburg.
2. Samsonovа, A. V. (2012), Hypertrophy of skeletal muscle of man: monograph, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
3. Friel, J. (20111), The cyclist's Bible, "Mann, Ivanov and Ferber", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.012.2
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ
Юлия Николаевна Серикова, аспирантка, Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и туризма, Москва, старший преподаватель,
Московский технологический университет, Москва; Вероника Анатольевна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при правительстве РФ, Москва; Анжела Юрьевна Нечаева, преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва
Аннотация
В данной статье представлен комплексный анализ исследований, касающихся координационных способностей. Рассматривается проблема развития и совершенствования данного двигательного качества как в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации, так и в системе физического воспитания студенческой молодежи. Статья включает анализ традиционных средств и методов, а также, современных подходов воздействия на координационные способности. Представлены результаты исследований специалистов сферы физической культуры и спорта по проблеме поиска новых нетрадиционных методов совершенствования координации. Также рассматриваются современные двигательные системы, такие как аэробика и танцы с позиции эффективности воздействия на координационные способности в спорте высших достижений и общеобразовательном процессе студентов. Подробно рассматривается танцевальное спортивное направление - хип-хоп, его особенности, а также преимущества в совершенствовании
координационных способностей.
Ключевые слова: координационные способности, физическое воспитание, спорт, студенты, аэробика, хип-хоп.
COORDINATION ABILITIES: DEFINITION, BASIC STUDY APPROACHES, MODERN MEANS AND EVOLVING METHODS Yuliya Nikolaevna Serikova, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture Youth Sport and Tourism, Moscow, senior Lecturer, Moscow Technological University, Moscow; Veronika Anatolyevna Aleksandrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Financial University under the government of the Russian Federation, Moscow; An-zhela Yurievna Nechaeva, the lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Annotation
This article presents complex analysis of researches connected to coordination abilities. The problematic of developing and increasing of moving qualities at high level athlete training and youth students' physical education process is reviewed. Article includes analysis of traditional methods together with modern approaches to effect on coordination abilities. Physical culture specialists research results presented on: finding new non - traditional methods to increase coordination abilities. Such modern motion systems as aerobics and dance is also reviewed as effective tools to effect on coordination abilities at sports of high level and students educational process. Dancing area of hip hop is reviewed at details - its particularities and advantages at coordination abilities improvement.
Keywords: coordination abilities, physical education, sports, students, aerobics, hip hop.
ВВЕДЕНИЕ
Комплексный сбор, обработка и анализ научно-методической литературы показал, что на сегодняшний день специалисты сферы физической культуры и спорта не пришли к единому определению понятия, а также выделению общей структуры в иерархии основных факторов, определяющих и составляющих совокупность такого двигательного качества как координационные способности.
Цель работы - изучить состояние вопроса, касающегося определения понятия координационных способностей, структуры, основных факторов их определяющих, а также методов и средств их развития.
ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Л.П. Матвеев в вопросах, касающихся координации движений, подразумевал под координационными способностями способность целесообразно координировать движения, так и умение быстро перестраивать уже имеющиеся освоенные двигательные действия, изменяя параметры или переключаясь согласно меняющимся условиям. Согласно представлениям автора, качество координации, а именно обусловленность координационных способностей, определяется, во-первых, способностью точно соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, во-вторых, способностью без лишней мышечной напряженности поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия, в-третьих, способностью обеспечивать устойчивость позы в статических положениях, а также обеспечивать баланс во время перемещений. Основными методическими линями и подходами, по мнению автора, являются: постоянное систематическое обновление и пополнение двигательного фонда новыми двигательными координационными формами, а также постоянное преодоление возникающих или искусственно созданных координационных трудностей, которые создаются в результате необходимости гибко и быстро варьировать уже имеющиеся привычные и стандартные для конкретного занимающегося формы координации движений во внезапно измененной ситуации [9, С. 279].
В.Н. Платонов качество проявления координационных способностей связывает в первую очередь со способностью воспринимать и анализировать собственные движения,
возникновением образов, а также наличием динамических пространственных и временных характеристик движений при сложном взаимодействии различных частей тела, четким пониманием поставленной двигательной задачи, формированием плана и способа реализации движения. Автор связывает успешность решения двигательной задачи, а именно высокое качество проявления координационных способностей с возможностями и эффективной работой зрительного и вестибулярного анализаторов, быстротой прохождения импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок и суставных хрящей. Основными предпосылками эффективной афферентной импульсации, и как следствие, хорошей координированности и проявление координационных способностей, рассматривается: мышечно-суставная чувствительность; моторная (двигательная память) - как свойство центральной нервной системы фиксировать или запоминать двигательную форму с дальнейшим по необходимости ее воспроизведением; эффективная внутримышечная и межмышечная координация; совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов [13, С. 408].
В.И. Лях при изучении координационных способностей определял их, в самом общем виде, как возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулирование им. Автор выделил основополагающие критерии оценки этих способностей: правильность, быстрота, рациональность и находчивость. В свою очередь данные критерии имеют свои качественные и количественные характеристики. К качественным автор относит адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность. Количественными характеристиками считаются точность, скорость, экономичность и стабильность. Также В.И. Лях выделяет виды и показатели координационных способностей: специальные, специфические и общие [7, С. 8].
А.М. Максименко рассматривает координационные способности как некую совокупность морфофункциональных свойств организма человека, которые являются определяющим фактором в его умение эффективно решать и реализовывать двигательные задачи в различных условиях. По мнению автора, основу координационных способностей составляет целый ряд факторов, которые выходят за пределы двигательных качеств, ими являются: пластичность нервной системы, уровень развития смежных физических качеств -быстроты, динамической силы и гибкости, богатый двигательный фонд- большой запас разнообразных форм движений, способность к быстрому расслаблению, антиципация -умение предугадывать и предвосхищать последствия и результат двигательного акта, психологический фактор настройки на достижения поставленной двигательной задачи. А. М. Максименко выделил ряд критериев наиболее важных для оценки уровня развития координационных способностей: время, затраченное на освоение какой- либо комбинации- чем оно короче тем выше уровень развития координационных способностей; время, затраченное на перестройку и изменение двигательного действия в измененной ситуации или условий исполнения- в данной случае оценивается выбор наиболее оптимального решения двигательной задачи и скорость принятия решения; параметры биомеханической сложности движения; точность выполнения двигательного действия в соответствии с основными характеристиками движений (пространственными, временными и динамическими); умение сохранять устойчивость положения при нарушении равновесия; экономичность выполнения двигательного действия как способность к рациональному мышечному напряжению и умению расслабляться по ходу решения двигательной задачи [8, С. 227].
Вопрос, связанный с изучением средств и методов развития и совершенствования координационных способностей актуален как в сфере физического воспитания различных возрастных групп, так и в области спорта высших достижений. Существует необходимость в выделении и обобщении в теории основных базовых методических приемов реализации поставленных задач, а также поиска новых современных средств воздействия на данное двигательное качество [1, С. 78], [2, С. 15].
Структура координационных способностей включает: способность к овладению новыми движениями, умение дифференцировать характеристики движений и управлять ими, а также способность к импровизации в процессе двигательной деятельности. В результате исследования координационных способностей и факторов, обеспечивающих их развитие и совершенствование, рядом авторов были выделены методические приемы, которые, по их мнению, создают условия для эффективного развития данного двигательного качества^, С. 71]:
- усложнение ранее усвоенных упражнений новыми исходными положениями, увеличением темпа движений;
- введение новых упражнений;
- зеркальное выполнение упражнений;
- ограничение пространства выполнения упражнения;
- использование инвентаря и площадок различного качества.
Вопросы, связанные с развитием координационных способностей, как в спорте, так и в системе физического воспитания в целом, являются объектом многих научных исследований [6, С. 5].
В теории и методики физической культуры выделяют гимнастику, а также спортивные и подвижные игры как основные средства развития двигательно-координационных способностей, объясняя это тем, что они обладают двигательной базой, имеющей возможность к постоянному обновлению и позволяющей наиболее планомерно и постепенно предъявлять постоянно обновляемый ряд заданий на согласование движений и комбинирование их в различные связки. В свою очередь игры выступают также эффективным средством развития координационных способностей, отличаясь своей высокодинамичной наполненностью двигательными действиями, имеющими свойство постоянного изменения исходя из непрерывно меняющихся вероятностных ситуаций, которые способствуют целесообразной вариации ранее усвоенных форм движений, а также предъявляют высокие требования к способности изменять их и перестраиваться с одних на другие [9, С. 285].
Процесс развития координационных способностей спортсменов должен содержать упражнения, включающие элемент новизны. По мере автоматизации данного двигательного навыка его значения как средства развития координации снижается. Для развития способности к быстрому и целесообразному перестраиванию двигательной деятельности, автор предлагает использовать упражнения, направленные на мгновенное реагирование в постоянно изменяющихся условиях, а именно спортивные игры, единоборства, слалом [5, С.154].
Романова Т.В. при рассмотрении и изучении координационного фактора в спорте, а именно его влияние на оптимизацию спортивной тренировки борцов высокой квалификации, а также повышения уровня их мастерства, предлагает концепцию использования в тренировочном процессе средств аэробики. По мнению автора, преимуществом данной системы является использование различных компонентов нагрузки: координационную сложность, интенсивность работы и д. р.; применение дополнительных средств, а именно: зеркальное отражение, степ платформы, скакалки, гантели, фитбол мячи, а также при обеспечении симметричности и травмобезопасности возможность избежать недостатков «специальной координационной» подготовки. Также в работе говорится о внедрении данных специально разработанных комплексов в тренировочную практику футболистов, гимнастов, легкоатлетов и фигуристов [14, С. 8].
На сегодняшний день достаточно тщательно и небезуспешно изучается вопрос, связанный с развитием и совершенствованием координационных способностей в системе физического воспитания студентов. Ряд авторов при изучении данной проблематики рассматривают процесс развития координации в проекции профессионально-прикладной деятельности, разрабатывая и адаптируя методики исходя из особенностей определенных специальностей не физкультурных вузов. И.Ю. Горская, И.В. Афанасьева, Е.М. Ревенко предлагают методику, основу которой составляют упражнения, сгруппированные по
направленности воздействия, с целью совершенствования профессионально значимых координационных способностей. Упражнения на развитие кинестетических способностей, способности к ориентации в пространстве, сохранению равновесия, реагирующей способности и др. Основу методики составляют прыжки в различных направлениях, с поворотами, со сменой рук и ног, броски, ведения, передачи мяча, бег с изменением темпа, направления, исходного стартового положения, со сменой движения по команде, разнонаправленные вращения, равновесия на одной ноге, баланс на одной ноге, эстафеты [4, С. 62].
Кусякова Р.Ф. в своем исследовании предлагает методику развития координационных способностей студентов на занятиях физической культуры на основе применения средств классического танца. Преимущественно упражнения направлены на совершенствование пространственной точности, силовой точности движений, управление мышечными усилиями, временной точности движений, статического и динамического равновесия. Основу данной методики составляют упражнения классического экзерсиса, прыжки, вращения и элементы акробатики [6, С. 5].
Рассматривая вопрос совершенствования координационных способностей в процессе физического воспитания, Старкова Е. В. предлагает использование оздоровительной танцевальной аэробики с целью развития двигательных координаций студентов. По мнению автора, преимущество данной методики заключается в том, что занятие включает в себя комбинации из вариации базовых шагов, соответствующих танцевальным стилям оздоровительной аэробики. Классическая аэробика достаточно прочно вошла в систему физического воспитания детей, подростков, студенческой молодежи. Исследования показали, что данный вид деятельности оказывает положительный эффект на умение занимающимся осваивать новые двигательные действия, тем самым расширяя его двигательный фонд, быстро реагировать и перестраиваться на усложнение уже изученных движений [15, С. 19].
В зарубежной литературе также отражается вопрос, связанный с развитием координационных способностей студенток на занятиях физической культурой. Яако Кайи Багко Кайу1 предлагают использование в рамках учебного процесса танцевальную аэробику. Блочное использование отдельных элементов ритмической гимнастики, джаза, народного и социального танцев, четко структурированный урок, с танцевальными элементами, но адаптированный под аэробику. При этом данная разработка соответствует всем требованиям программы физического воспитания [18, С.340].
Такие авторы как Цегка 8гИо], ЯМко Кай и АМге]а КаШегла рассматривают влияние народного фольклорного танца асШола и современных социальных танцев ча-ча-ча и рок-н-ролла на двигательные способности студенток. Объясняется направление данного исследования тем, что танец, по их мнению, является формой исторически сложившейся, имеющий не только двигательное преимущество, но и как мощный фактор межличностных отношений, межнационального объединение людей; как важный элемент в преодоление чувства неполноценности, ресоциализации и социальной адаптации человека. Помимо этого, отмечается роль танца в вопросах кинезеологиикак средства лечения, восстановления и поддержания высокого функционального уровня здоровья [18, С. 335].
В настоящее время все большую популярность среди молодежи приобретают занятия различными танцевальными направлениями: социальными танцами, хип-хопом, кон-темпорари, джаз-модерном и д.р. Рассматривая данные танцевальные стили с точки зрения двигательных систем, важно отметить, что все вышеперечисленные направления имеют свою двигательную базу, которая включает в себя сложнокоординационные движения, выполняемые под музыку в различной темповой скорости. Каждый стиль имеет свои технические и структурные особенности. Например, джаз-модерн. Основу данного танцевального направления составляют технические принципы, включающие в себя: активное передвижение исполнителя в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали; изолированные движения различных частей тела; использование ритмически сложных и синкопированных движений; полиритмия танца; индивидуальные импровизации в общем танце;
функционализм танца[10, С. 50, 11, С.4 2].
Рассмотрим не менее популярное танцевальное направление, являющееся на сегодняшний день признанным видом спорта - хип-хоп. Особенность данного направления заключается в наличии широкого спектра используемых средств, а именно синтеза танцевальных стилей, которые имеют отличную друг от друга как темпоритмовую, так и двигательную структуру [16, С. 118, 17, С. 73]. Также каждый стиль включает в себя большое разнообразие движений со сложными пространственными и временными параметрами, работой спортсмена на нескольких уровнях, в том числе и в партере. Необходимо отметить, что хип-хоп как танец имеет важное пластическое отличие - движение различными частями тела должно сопровождаться так называемым качем, баунсом, что придает стилю особый грув (groove) - форму и специфику. Данное танцевальное направление синтезировано из таких стилей как:
- базовая школы хип-хопа (OldSchool), представляющей собой совокупность движений различными частями тела с использованием четких фиксаций, пластической изоляцией и волнообразными техниками под музыкальное сопровождение различного темпа;
- локинг (Locking) - основным базовым элементом является положение тела в состояние "^ск'Хзамок) - контраст расслабленного и фиксированного положения, также характерны очень точные и четкие движения со сложной координацией рук и ног;
- хаусденс (HouseDance) - отличительной особенностью данного стиля является именно музыкальное сопровождение, так как оно отражает характер и скорость движений танцора в достаточно высоком темпе, основу составляют быстрые движения ногами в сочетании с работой туловища в различных плоскостях, а также постоянной работой туловища в такт музыке;
- денсхолл (Dancehall) - этот стиль представляет собой комбинацию движений из хип-хопа, африканских танцев и латины, с её чувственностью и экспрессией. Исполнение движений в этом стиле требует хорошей физической подготовки, т.к. задействованы почти все мышцы, и наиболее активно - мышцы туловища и нижней части тела;
- вог (vogueing) - построен на активной работе рук в высоком темпе, с постоянной сменой исполнения, в том числе в партере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на теоретические и практические исследования зарубежных и российских ученых, можно сделать вывод, о том, что в настоящее время проблемой развития и совершенствования координационных способностей небезуспешно занимаются многие специалисты сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день предлагаются разнообразные методики направленного воздействия на данное двигательное качество, из них наиболее популярными является использование в качестве средства спортивных игр, гимнастики и различных видов аэробики. Однако анализ и обработка научно- методической литературы, показали, что существуют двигательные системы и виды спорта, относящиеся к категории танцевальных, которые имеют преимущество перед другими направлениями в эффективном и разнонаправленном воздействии на координационные способности. Одним из видов, по нашему мнению, является танцевальный стиль хип-хоп, имеющий в своем двигательном арсенале средства, позволяющие наиболее обширно воздействовать, с точки зрения основных параметров, определяющих координационные способностей. Данное направление предполагается включать в процесс, как физического воспитания различных возрастных групп, так и в систему подготовки спортсменов сложнокоординацион-ных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, В. А. Разработка шкалы оценки координационных способностей танцоров тестовым упражнением, построенным на основе шагов классической (базовой) аэробики / В.А.
Александрова // Фитнес-аэробика - 2012 : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методики гимнастики 17-31декабря 2012 г., Москва. - М., 2012. - С. 77-80.
2. Александрова, В.А. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров / В.А. Александрова, В.В. Шиян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012.
- № 6. - С. 12-17.
3. Афанасьева, И.В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Афанасьева Инга Владимировна. - М., 2008. - 197 с.
4. Горская, И.Ю. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Афанасьева, Е.М. Ревенко. - Омск : СибАДИ, 2014. - 213 с.
5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.
6. Кусякова, Р.Ф. Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кусякова Рафиля Файзрахма-новна. - Набережные Челны, 2014. - 140 с.
7. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
8. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры : учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Максименко. - М. : 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544с.
10. Назаренко, Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество / Л.Д. Наза-ренко // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С. 48-52.
11. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М. : Изд-во "ГИТИС", 2000. - 440 с.
12. Пармузина, Ю.В. Основы фитнес-аэробики : учеб. пособие / Ю.В. Пармузина, Е.П. Гор-банева ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2011. - 149 с.
13. Платонов, В.Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования : учеб.-ме-тод. пособие / В.Н. Платонов, М.М. Булатова : ГИФК. - Киев, 2001. - 52 с.
14. Романова, Т.В. Совершенствование координационных способностей высококвалифицированных спортсменок в видах борьбы средствами аэробики : дис. ... канд. пед. наук / Романова Т.В.
- М, 2006. - 119 с.
15. Старкова, Е.В. Модульная технология развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Старкова Елена Викторовна.
- Малаховка, 2006. - 189 с.
16. Шипилина, И. А. Хореография в спорте / И. А. Шипилина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 224с..
17. Штода, М. Л. Программа дисциплины «Теория и методика фитнес-аэробики» для вузов / М. Л. Штода, Е.Ю. Платонова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фит-неса : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 октября 2010 г. / Волгоградская государственная академия физической культуры. - Волгоград, 2010. - С. 73-75.
18. Srhoj, Ljerka. Motor Abilities in Dance Structure Performance in Female Students / Ljerka Srhoj, Ratko Kati, Andreja Kaliterna // Original scientific paper. - 2006. - № 2. - P. 335-341.
REFERENCES
1. Aleksandrova, V.A. (2012), "Development of a scale for assessing the coordination abilities of dancers by a test exercise, based on the steps of classical (basic) aerobics",Materials of the scientific conference of the faculty of the Department of Theory and Methods of Gymnastics 17-31 December 2012, pp.77-80.
2. Aleksandrova, V.A., and Shiyan, V.V. (2012), "Some types of coordination abilities of athletes-dancers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6, pp. 12-17.
3. Afanasyeva, I.V. (2008), Technique of improving professionally significant coordination abilities among future designers, dissertation, Malakhovka.
4. Gorskaya, I,Yu. (2014), Assessment and improvement of coordination abilities among students. monograph, SibADI,. Omsk,
5. Zatsiorskiy, V.M. (2009), Physical qualities of athletes. The fundamentals of the theory and methodology of education, Soviet sport, Moscow.
6. Kusyakova, R.F. (2014), Development of coordination abilities of students on the basis of classical dance, dissertation, Naberezhnye Chelny.
7. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities, TVT Divizion, Moscow.
8. Maksimenko, A.M. (2001), Bases of the theory and methods of physical culture. textbook for university students, 4 branch of Voenizdat, Moscow.
9. Matveev, L.P. (2008), The theory and methods of physical culture, SportAkademPress, Moscow.
10. Nazarenko, L.D. (2010), "Plasticity as an engine-coordination quality", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 48-52.
11. Nikitin, V.Yu. (2000), Modern jazz dance, GITIS Moscow.
12. Parmuzina, Ju.V. and Gorbaneva, E.P. (2011), The basics of fitness aerobics, Volgograd.
13. Platonov, V.N. (2001), Coordination of the athlete and methods for improving it, GIFK, Kiev.
14. Romanova, T.V. (2006), Perfection of coordination abilities of highly skilled sportswomen in kinds of struggle by means of aerobics, dissertation, Moscow.
15. Starkova, E.V. (2006), Modular technology for the development of motor coordination in female students in the process of physical education, dissertation, Malakhovka.
16. Shipilina, I.A. (2004), Choreography in sport, Fenix, Rostov-on-Don.
17. Shtoda, M.L. and Platonova E.Yu. (2010), "Program of the discipline "Theory and methods of fitness aerobics" for universities", Actual problems of development of sports dances, aerobics and fitness : the collection of works All-Russian scientifically - practical conference 28 - on October 29, 2010, The Volgograd state academy of physical culture, Volgograd, pp. 73-75.
18. Ljerka Srhoj, Ratko Kati and Andreja Kaliterna (2006), "Motor Abilities in Dance Structure Performance in Female Students", Original scientific paper, No.2, pp.335-341.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.422.1
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАРЬЕРИСТОВ В
ПОЛУГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Олег Александрович Сидоренко, подполковник полиции, старший преподаватель, Александр Сергеевич Дьяков, майор полиции, преподаватель, Волгоградская академия МВД России; Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, Москва; Виталий Сергеевич Попков, директор, Спортивная школа олимпийского резерва № 3, Волгоград
Аннотация
В статье представлена методика скоростно-силовой подготовки квалифицированных барьеристов с использованием дополнительных средств силового воздействия в виде поясов и манжет утяжелителей разного веса. Результаты исследования показали, что такая тренировка дает более высокий прирост скоростно-силовых качеств спортсменов и улучшает их спортивный результат в основном соревновательном упражнении.
Ключевые слова: барьерный бег, скоростно-силовая подготовка, пояса и манжеты-утяжелители.
FEATURES OF HIGH-SPEED AND POWER TRAINING OF HURDLERS IN THE
SEMI-ANNUAL CYCLE Oleg Alexandrovich Sidorenko, the police lieutenant colonel, senior teacher, Alexander Ser-geevich Dyakov, the police major, teacher, Volgograd academy Ministry of Internal Affairs of Russia; Elena Yurevna Barabankina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, RUDN University, Moscow; Vitaliy Sergeevich Popkov, the director, Sport School of the Olympic Reserve No 3, Volgograd
Annotation
The article presents a technique for speed-strength training of skilled hurdlers using additional means of force action in the form of belts and cuffs weighting agents of different weights. The results of the