С.И. Берлин
д.э.н., профессор кафедры экономики, Кубанский социально-экономический институт
S.I. Berlin
Doctor of Economics, Professor of Economics, Kuban Social and Economic Institute
С.Х. Берлина
ст. преподаватель кафедры экономической теории, экономики и управления,
Институт экономики и предпринимательства
S.H. Berlina
Art.Lecturer, Department of Economic Theory, Economics and Management
Institute of Economics and Business
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация. Статья анализирует современное состояние результатов деятельности коммерческих организаций медицинских услуг в городе Краснодаре и крае.
Annotation. The article analyzes the current state of performance of commercial organizations of medical services in the city of Krasnodar and the province.
Ключевые слова: коммерческие организации, медицинские услуги.
Key words: commercial organizations, medical services.
Краснодарский край обладает крупнейшим в России ультрасовременным медицинским комплексом, развитие которого основывается на исключительных медицинских, природных и других видах ресурсов. Заметим, что для более полного описания медицинского потенциала Краснодарского края важно установить, что относится к понятию «медицинские ресурсы». Поэтому мы формулируем понятие следующим образом: медицинские ресурсы - лечебные процессы и явления, прилегающая инфраструктура, фармацевтика и обучающие программы, являющиеся фундаментом для развития любого из известных видов лечения, а также иные элементы, приводящие к увеличению эффективности изучения и использования человеческих ресурсов.
Медицинские ресурсы с точки зрения формирования медицинского комплекса региона могут быть разделены на три группы:
1)ресурсы, функционально необходимые для конкретных видов лечения или их групп;
2) ресурсы, оказывающие влияние на сам процесс лечения и его эффективность (медико-географические, санитарно-гигиенические, фармацевтические, природные и т.п.);
3) ресурсы, влияющие на возможность строительства медицинских и лечебных учреждений и иных организаций медицинских услуг и функционирования всего комплекса инфраструктуры (наличие источников водоснабжения, теплоснабжения, и т.п.) [2].
Исследование привлекательности территориальных медицинских ресурсов дает возможность оценить индивидуальность экономического развития медицинского комплекса в регионе, выявить лечебные тенденции региона, учиты-
вая социальные и экономические параметры (рис. 1).
Оценка и анализ реального состояния ресурсного потенциала медицинского комплекса Краснодарского края и возможности его увеличения имеют большое влияние на повышение стабильности развития данного комплекса на рынке.
Потребность в экономическом развитии медицинского комплекса региона, требует от регионов наиболее полного использования того совокупного потенциала, которым они владеют. Таким образом, выявить устойчивость развития можно, благодаря определению имеющегося уровня развития потенциалов на данной территории. Неповторимый медицинский потенциал Краснодарского края гарантирует развитие по сути всего комплекса индустрии курортов, оздоровления и отдыха - приморский, горный, бальнеологический. Проведенный перспективный анализ позволяет утверждать, что главным центром оздоровительного и лечебного сервиса населения является прибрежная полоса от Ейска до Большого Сочи и предгорья (Горячий Ключ, Апшеронск, Хадыженск).
Анализ медицинских ресурсов региона
Исследование рынка медицинских услуг
Исследование привле-
кательности террито-
рий
Определение перспективных условий развития медицинских услуг
Факторы роста
Приоритетные направления развития
Совершенствование менеджмента
Рисунок 1 - Алгоритм анализа медицинских ресурсов региона
Мы считаем, что, характеризуя взаимосвязи между ресурсами и итогами медицинской деятельности, нетактично применять понятие «медицинская индустрия», потому что индустрия не предлагает индивидуальный заказ, слияние
производства с потреблением и иные признаки оказания услуг; наиболее корректным, учитывая российские особенности, будет использование категории «лечебно-медицинский комплекс», суть которого мы определяем следующим образом: смоделированный на основе межотраслевых связей комплекс, показанный совокупностью фирм по предоставлению медицинских услуг, обслуживающих и инфраструктурных предприятий, взаимосвязанных технологически и экономически и сообща пользующимися природными, лечебными, экономическими запасами территории для образования и реализации комплекса медицинских услуг региона.
Состав региональных медицинских услуг включает в себя следующие элементы:
1. Первичные функционально-целевые элементы (природно-географи-ческая специфика региона; специально сооруженные объекты, структуры).
2. Сервисные элементы (система транспортного обслуживания; система общественного питания; организация фармацевтического обслуживания; сеть розничной торговли).
3. Организационные элементы (организация планирования и управления в области организаций медицинских услуг; реклама, СМИ и PR; реализация маркетинга; мониторинг) [2].
4. Уникальные элементы (трудовые ресурсы) (рис. 2)
Рисунок 2 - Элементный состав региональных медицинских услуг
Медицинский комплекс Краснодарского края неизменно является лидером по количеству больничных и санаторных мест в Южном федеральном округе, а также по числу принятых потребителей медицинских услуг, так в 2013 году в крае различные виды лечения были оказаны приблизительно 549 тыс. человек.
Комплекс медицинских услуг Краснодарского края включает в себя более чем 1200 клиник на 225 тысяч мест, более 500 снабжающих предприятий, около тысячи аптек и аптечных пунктов.
Так по данным органов государственной статистики, в 2013 году в крае работало 1150 организаций медицинских услуг (включая 262 коммерческие организации), в том числе 381 больница, 769 поликлиник, 832 фельдшерско-акушерских пункта, 43 амбулатории, 1 хоспис [1].
Данные таблицы 1 говорят о значительном (более чем в 2 раза) увеличении организаций медицинских услуг за период с 2009 по 2013 годы, количество государственных и муниципальных организаций медицинских услуг выросло на 2,1 %, частных организаций медицинских услуг на 3,9%, тогда как количество организаций медицинских услуг узкой специализации сократилось на 7,2% что связано, на наш взгляд, с недостаточным спросом конкретных специализированных медицинских услуг (таблица 1)
Таблица 1 - Структура организаций медицинских услуг вКраснодарском края_
Организации медицинских услуг 2009 2010 2011 2012 2013
Государственные и муниципальные ор- 850 842 869 823 769
ганизации медицинских услуг, ед.
Коммерческие организации медицин- 191 160 144 159 181
ских услуг, ед.
Специализированные организации меди- 170 114 114 114 152
цинских услуг, ед.
Фельдшерско-акушерские пункты, ед. 145 145 145 149 151
Соотношение организаций медицинских услуг Краснодарского края в 2013 году в процентах имеет следующий вид: государственные и муниципальные организации медицинских услуг составляют 59%, коммерческие организации медицинских услуг - 21%, специализированные организации медицинских услуг 10%, фельдшерско-акушерские пункты - 10%. Основные нормативы коммерческих организаций медицинских услуг в 2013 году характеризуются наращиванием объёмов предоставленных медицинских услуг на 30,4%. Тогда как, рост количества медицинских услуг специализированных коммерческих организаций медицинских услуг составил 1,4%. Прибыль от медицинских услуг коммерческих организаций в 2013 году составила 247,0 млн. рублей, что на 26% выше, чем в 2010 году (таблица 2). Прирост налоговых поступлений от коммерческих организаций медицинских услуг Краснодарского края с каждым годом увеличивается на 10-20 процентов.
Сегодня, в пределах регионального медицинского комплекса Краснодарского края образовалось множество небольших коммерческих фирм медицинских услуг, организованных индивидуальными предпринимателями. Это количество медицинских услуг оказано 250,0 тыс. человек, что сопоставимо с объемами некоторых городских организаций медицинских услуг. За последнее время, число посетителей в Краснодарском крае значительно увеличилось: в 20102013 гг. среднегодовой рост составил более 15%. Количество пациентов, пользующихся коммерческими организациями медицинских услуг составило в 2013 году 264,7 тысяч человек, что на 9,2% больше, чем в 2010 году (таблица 2) [1]. Вместе с тем в коммерческие организации медицинских услуг, как правило, обращаются российские граждане (98%) (рисунок 3).
Таблица 2 - Основные показатели организаций медицинских услуг в крае
2010 2011 2012 2013
Ёмкость организаций медицинских услуг - все- 55,8 63,9 79,2 84,0
го, тыс. чел.
в том числе:
частные организации медицинских услуг 7,6 8,8 8,7 12,5
государственные и частные организации меди- 48,2 55,1 70,5 71,5
цинских услуг
Единовременная вместимость-всего, тыс. чел. 221,7 220,8 220,2 206,8
В том числе:
частные организации медицинских услуг 20,8 20,2 20,1 26,9
государственные и муниципальные организа- 200,9 200,6 200,1 179,9
ции медицинских услуг
Предоставлено медицинских услуг за год-всего, 25074,5 25721,0 24884,3 27558,8
тыс. наименований
В том числе:
частные организации медицинских услуг 1541,0 1860,8 1968,8 2918,1
государственные и муниципальные организа-
ции медицинских услуг 23533,5 23860,2 22915,5 24640,7
Коэффициент использования медицинского и
диагностического оборудования всего 0,3 0,3 0,3 0,4
В том числе:
В частных организациях медицинских услуг 0,2 0,2 0,3 0,3
Доходы частных организаций медицинских ус-
луг в частных организациях медицинских услуг 119,82 138,73 163,49 199,11
- всего, млн. рублей
Доходы от эксплуатации, млн. рублей 121,8 129,6 183,5 247,2
Расстановка численности клиентов, обслуженных коммерческими организациями медицинских услуг, по целям лечения в 2011 году является следующим: 42% пациентов приезжают в Краснодарский край для восстановления сил и физического состояния, оздоровления.
Подчеркнем, что значимой основой для оказания жизненно важной медицинской помощи является человеческий фактор, в большей степени определяющий условия экономического развития. Для ее преодоления необходим объективный анализ трудовых ресурсов, которыми обладает данный регион, потребностей в опытных медицинских работниках и способах наиболее эффективного и рационального использования трудового потенциала, учитывая интересы общества в целом.
Таблица 3 - Численность пациентов, обслуженных коммерческими организациями медицинских услуг_
2010 2011 2012 2013
Всего, тыс. чел.
Численность пациентов - всего 223,2 240,8 240,1 264,4
В том числе граждан:
России 2149,1 2353,4 2336,2 2586,4
Из них детей в возрасте до 14 лет включительно 51,6 53,5 47,4 50,7
Стран вне СНГ 3,6 1,8 2,6 2,1
Стран СНГ 4,6 3,6 3,8 3,6
1% 1%
■ граждане России ■ иностраннве граждане из стран вне СНГ
иностранные граждане из стран СНГ ■
Рисунок 3 - Контингент пациентов Краснодарского края
Характерным для трудовых ресурсов, предоставляющих медицинские услуги, является, в первую очередь, разнообразие видов трудовой деятельности и, подобно этому - профессий и специальностей. Всем категориям занятых в сфере медицинских услуг предъявляются конкретные и более углубленные требования, как к навыкам, так и к умениям, ведь услуги в сфере медицины развиваются быстрыми темпами и требуют соответствующего данному процессу уровня качества знаний трудовых ресурсов.
Среднесписочная численность работников, трудящихся в организациях медицинских услуг составила в 2013 году 107430 человек, что на 28,3% больше, чем в 2010 году. Тогда как, средняя численность работников, занятых в сфере медицинских услуг в 2010 году составила 60083 человек, средняя численность внешних совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера - 264 человека, численность работников, привлекаемых в сезонный период - 242 человека [1].
Количество работников в сфере предоставления медицинских услуг в 2011 году составила 58962 человека, при этом наибольшее число работающих- 44062 занято в государственных и муниципальных организациях медицинских услуг.
Официальные статистические данные свидетельствуют о ежегодном увеличении количества пациентов, обслуженных в коммерческих организациях медицинских услуг нашего региона. Число пациентов, вылеченных малыми и средними частными организациями медицинских услуг в 2013 году составило 261,7 тысяч человек, это на 18% превышает показатели 2011 года (таблица 4).
Таблица 4 - Деятельность малых и средних коммерческих организаций медицинских услуг_
Показатели 2011 2012 2013
Число действовавших малых и средних 45 49 51
коммерческих организаций медицинских
услуг
Обслужено пациентов, тыс. чел. 212,2 214,2 261,7
Средняя продолжительность пребывания 11,7 2,2 2,8
одного пациента в организации медицин-
ских услуг, дней
Доходы от эксплуатации диагностическо- 11,6 15,3 21,1
го и медицинского оборудования, млн.
рублей
Следует обратить внимание на то, что на современном этапе администрация края усиленно осуществляет стратегическую политику по привлечению инвестиций в медицинский комплекс обслуживания граждан. Краснодарский край располагает огромным инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата находится в десятку существенно развивающихся регионов России. В Краснодарском крае сосредоточено 11% всех инвестиций России (третье место после Москвы и Санкт- Петербурга). Каждый год увеличение иностранного капитала с 2009 года составляет 28%. По размерам привлекаемых денежных средств Кубань является лидером среди регионов Южного федерального округа, по объемам жилищного строительства - наш край находится на пятом месте. В Краснодарском крае функционирует режим «одного окна», с помощью которого можно сэкономить время и усилия на решение вопросов, связанных с инвестиционными проектами. К ним относятся, предложенные администрацией Краснодарского края масштабные инвестиционные проекты в области регионального медицинского комплексного обслуживания населения.
Список источников:
1. О бухгалтерском учете: федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации 29 ноября 2011 г.].
2. Адаменко А.А., Рыбянцева М.С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 11. С. 54-62.
3. Адаменко А.А., Рыбянцева М.С. Ретроспективный взгляд на развитие зарубежной учетной мысли // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 70. С. 395-405.
4. Адаменко А.А., Ткаченко А.С. Сравнительный анализ систем учета ТМЗ в международном учете // Вестник Академии знаний. 2013. № 1 (4). С. 8-10.
5. Башкатов В.В., Малых Е.Е. Порядок расчета показателя совокупного финансового результата в бухгалтерской отчетности организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = PolythematiconlinescientificjournalofKubanStateAgrarianUniversity. 2014. Т. 95. № 95 (05). С. 875885.
6. Боброва, Е.А. Формирование учетной политики согласно РСБУ и МСФО: методологические основы / Е.А.Боброва // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 1
7. Сборник «Социально-экономическое положение Краснодарского края». - Краснодар: изд-во Крайстата, 2014. - 871 с.
8. Берлин С.И., Берлина С.Х. Концептуальные основы повышения эффективности коммерческих организаций медицинских услуг // Социально-экономический ежегодник ЮИМ. -Краснодар: изд-во ЮИМ, 2014. С. 13 - 21.
9. Берлин С.И.Тенденции и перспективы рекреационной политики в России // Экономи-
ка устойчивого развития. 2010. № 1. С. 5-17.
10. Берлин С.И., Беспалько В.А. Применение системы мониторинга и оценки устойчивости развития предприятий региона // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 41-44.
11. Берлин С.И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 4. С. 25.
12. Берлин С.И.Формирование экономического потенциала рекреационной зоны (на прим. Краснодар. края) диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук // Санкт-Петербург, 1998
13. Контроллинг в системе управленческого учета: монография/ Сигидов Ю.И., Баталов Д.А., Рыбянцева М.С. - Краснодар: КГАУ, 2011. - 458 с.
14. Лукин В.К., Шишкина Н.А. Уровень экономики России достаточен для старта новых проектов в XXI веке // Вестник Академии знаний. 2013. № 1 (4). С. 46-50.
15. Петров Д.В. Анализ структуры комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве России // В сборнике: Материалы II Международной научно-практической конференции «В мире научных исследований» Петрова Т.А. Краснодар, 2013. С. 115-123.
16. Петров Д.В. Влияние кредитных операций на изменение баланса спроса и предложения // Вестник Академии знаний. 2013. № 2 (5). С. 60-63.
17. Петров Д.В. Методические подходы к оценке рыночной стоимости объектов ипотечного кредитования Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 126-129.;
18. Петров Д.В. Современные проблемы развития факторинга в России // Вестник Академии знаний. 2012. № 2. С. 5-9.;
19. Петров Д.В. Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов по сравнению с классическими кредитными продуктами банков // Вестник Академии знаний. 2013. № 3 (6). С. 45-47.;
20. Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков Банковские операции, учебное пособие для студентов специальности 08.01.05 "Финансы и кредит", 08.01.07 "Налоги и налогообложение" / Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. социально-экономический ин-т. Москва, 2011.;
21. Петров Д.В. Международный и российский опыт внедрения и использования электронных денег (электронные деньги в России: основные итоги 2011 года) // Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 28-32.;
22. Ищенко О.В. Информационная база обеспечения внутреннего контроля // Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 18-25.
23. Ищенко О.В. Аудиторские доказательства в ходе проверки готовой продукции и ее продажи // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2010. № 1-3 (41-43). С. 91-97.
24. Сигидов Ю.И., Адаменко А.А., Рыбянцева М.С. Системный подход к классификации методов учета затрат // Управленческий учет. 2009. № 2. С. 27-34.
25. Сигидов Ю. И., Рыбянцева М. С., Адаменко А. А. Механизм внедрения управленческого учета в учетную практику сельскохозяйственных организаций (теоретическое обоснование). - Краснодар: КубГАУ, 2008.- 581 с.
26. Хуако Х.Ш., Индрисов А.С., Петров Д.В. Формирование системы потребительской кооперации в регионе // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3. С. 386-389.
27. Яхутль Ю.А. Роль торговли в рамках новой экономической политики в 1920-х гг. (на примере кубаночерноморской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 65-69.