Научная статья на тему 'Формирование стратегии роста финансовой устойчивости'

Формирование стратегии роста финансовой устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / FINANCE / ECONOMIC GROWTH / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко О. В., Петров Д. В.

Анализ финансово устойчивости организаций свидетельствует о необходимости выбора и формирования стратегии, позволяющей преодолеть негативные влияния внутренних и внешних факторов и разработать финансовую политику, обеспечивающую укрепление платежеспособности и финансовой инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the financial stability of the organization demonstrates the need for choice and forma strategy too ver come the negative eimpact of internal and external factors, and develop financial policies that streng then solvency and financial attractiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии роста финансовой устойчивости»

О.В. Ищенко

к.э.н., профессор кафедры экономики, Кубанский социально-экономический институт

O.V. Ishenko

phd of Economics, Professor of Economics, Kuban Social and Economic Institute

Д.В. Петров

доцент кафедры экономики, начальник научного отдела, Кубанский социально-экономический институт

D.V. Petrov

Associate Professor of Economics, Head of the research department,

Kuban Social and Economic Institute

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РОСТА ФИНАНСОВОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация. Анализ финансово устойчивости организаций свидетельствует о необходимости выбора и формирования стратегии, позволяющей преодолеть негативные влияния внутренних и внешних факторов и разработать финансовую политику, обеспечивающую укрепление платежеспособности и финансовой инвестиционной привлекательности.

Annotation. Analysis of the financial stability of the organization demonstrates the need for choice and forma strategy too ver come the negative eimpact of internal and external factors, and develop financial policies that streng then solvency and financial attractiveness.

Ключевые слова: финансы, экономический рост, рыночная экономика.

Key words: finance, economic growth, the market economy.

Эффективное функционирование организаций в условиях рыночной экономики требует, определения не только целей и способов их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Руководство организации программирует текущие, оперативные и перспективные задачи, разрабатывает целостную концепцию развития предприятия и его будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию фирмы.

Формирование стратегии предприятий носит долговременный характер и направлено на достижение положительных финансовых результатов, на основе эффективного управления имуществом, обязательствами, повышая конкурентоспособность не только в регионе, но и в стране

Стратегия предприятий - определяет приоритеты решения задач, методы привлечения и распределения ресурсов, последовательность шагов по достижению стратегических целей запланированных с учетом влияния внутренних и внешних факторов на бизнес пространство.

Основная цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятий связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка.

Финансовая стратегия предприятия разработана на основе стратегии и охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов,

их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия организации решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования (таблица 1).

Таблица 1 Стратегические и финансовые цели предприятия

ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Рост доходов Увеличение рыночной доли

Рост дивидендов Повышение качества товаров

Увеличение доходов на инвестированный капитал Более низкие издержки по сравнению с конкурентами

Повышение кредитного и облигационного рейтингов Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности

Рост потоков наличности Укрепление репутации перед потребителями

Повышение курсов акций Повышение уровня (качества) обслуживания

Улучшение и оптимизация структуры источников доходов Расширение применения инноваций

Укрепление конкурентных позиций на международном уровне

Выработка стратегии развития предприятия обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде.

Финансовая стратегия - как вид функционального управления предприятием, обеспечивает все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем выбора наиболее эффективных направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.

Используя модель "Дерево целей" определяем основные направления разработки финансовой стратегии развития предприятия (рисунок 1).

Определив основные направления разработки стратегии развития предприятия на основе модели "Дерево целей" формулируем наибольшую приоритетность ее целей. Для этого расставим коэффициенты по степени их приоритетности.

Рисунок 1 Дерево целей для предприятия

В таблице 2 отражено определение приоритета целей.

Таблица 2 - Определение приоритета целей

Номер Коэффициент Коэффициент

цели Наименование цели важности относит. важности

1 Рассмотрение привлечения новых клиентов 0,3 0,3

1.1 Разработка рекламной политики 0,6 0,18

1.2 Проведение рекламных акций 0,4 0,12

2 Предложение более выгодных условий, чем у конкурентов, для существующих заказчиков 0,2 0,2

2.1 Предоставление скидок заказчикам 0,7 0,14

2.2 Рассмотрение возможностей взаимовыгодной работы 0,3 0,06

3 Рассмотрение возможностей долгосрочной работы с поставщиками 0,3 0,3

3.1 Поиск поставщиков постоянно требующихся материалов 0,6 0,18

3.2 Рассмотрение возможностей предоставления услуг в счет оплаты 0,4 0,12

4 Обеспечение требуемого уровня квалифицированных работников 0,2 0,2

4.1 Создание системы стимулирования 0,6 0,12

труда

4.2 Привлечение новых кадров 0,4 0,08

Данные таблицы 2 проранжируем в порядке убывания коэффициента относительной важности, при этом необходимо уделить внимание планирования и прогнозирования ситуаций, как на предприятие, так и во внешней среде, заинтересовать крупных клиентов для долгосрочных договоров, обеспечить систему стимулирования работников, организовать контроль над предлагаемыми услугами.

Таблица 3 - Ранжирование приоритета целей

При ори тет Наименование цели Коэффициент от-носитель-ной важности Комментарии

1 Рассмотрение возможностей привлечения новых клиентов 0,3 Относительно других целей рассмотрение возможностей привлечения новых клиентов является одной из наиболее важных. Без клиентов не будет прибыли.

Разработка рекламной политики 0,18 В достижении цели данная подцель является основной для привлечения новых клиентов.

Проведение рекламных акций 0,12 Относительно цели не столь важна как первая, т.к. является одним из возможных результатов разработки и реализации рекламной политики.

2 Рассмотрение возможностей долгосрочной работы с поставщиками 0,3 Относительно других целей рассмотрение возможностей долгосрочной работы с поставщиками является одной из наиболее важных. Всегда лучше работать с проверенными компаниями, чтобы не отвлекаться от основных целей развития организации.

Поиск поставщиков постоянно требующихся материалов 0,18 Для рассмотрения возможностей долгосрочной работы с поставщиками основным является поиск поставщиков постоянно требующихся материалов, а уж потом заключение с ними долгосрочного договора на выгодных условиях.

Рассмотрение возможностей предоставления услуг в счет оплаты 0,12 Вторым шагом достижения цели рассмотрения возможностей долгосрочной работы с поставщиками является рассмотрение возможностей предоставления услуг в счет оплаты.

3 Предложение более выгодных условий, чем у конку- 0,2 Данная цель является не особенно важной, но, тем не менее, ее необходимо учитывать при достижении более приоритетных целей.

рентов, для

существую-

щих заказчи-

ков

Предоставле- Предоставление скидок заказчикам - это

ние скидок 0,14 всегда первый шаг в предложении более

заказчикам выгодных условий, чем у конкурентов, для существующих заказчиков.

Рассмотрение Рассмотрение возможностей взаимовы-

возможностей годной работы более длительных и слож-

взаимовыгод- 0,06 ный процесс, и не всегда подходящий для

ной работы тех или иных отношений между заказчиками и поставщиками.

Обеспечение От этого зависит качество работы пред-

требуемого приятия, поэтому необходимо обратить

4 уровня ква- 0,2 внимание на достижение данной цели, хо-

лифициро-ванных работников тя она и не приоритетная.

Создание сис- Более выгодно создавать благоприятные

темы стимулирования 0,12 условия для работы уже существующим сотрудникам, т.к. они знакомы со специ-

труда фикой работы организации.

Привлечение Привлечение новых кадров процесс дли-

новых кадров 0,08 тельный и требующий больше затрат, не-

жели создание системы стимулирования труда для уже существующих работников.

Про В сумме

вер- цели дают

ка 1

Рассмотрим данный план мероприятий более подробно, раскрывая каждый пункт пошагово.

1. Для проведения опроса сотрудников и ближнего окружения компании, т.е. исследования и оценки их мнения о предприятии, нами была разработана форма анкеты

Принимая во внимание и осознавая все вышеназванные особенности этого инструмента, можно приступать к планированию основных этапов опроса путем анкетирования.

Итак, рассмотрим отдельно каждый из этапов проведения опроса.

Этап 1. Постановка целей и определение предмета опроса

Вначале необходимо создать рабочую группу, в которую войдут финансовый директор и руководитель коммерческого отдела, отвечающий за проведение опроса и проводящий опрос. Цель опроса: исследование и оценка мнения сотрудников, клиентов и партнеров о работе компании. Все дальнейшие этапы опроса должны быть направлены на достижение поставленных целей и исследование определенного предмета опроса.

Этап 2. Определение целевых групп

Целевые группы:

- сотрудники

- клиенты

- партнеры

Этап 3. Разработка и тестирование анкеты

Итак, было разработано 3 вида анкеты для каждой целевой группы отдельно. Обработка подобного вида анкет не составит большого труда, так как компания молодая, и респондентов немного (20 сотрудников,20 клиентов, 10 партнеров).

Этап 4. Распространение и сбор анкет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует заблаговременно, за 1-2 дня, проинформировать сотрудников о целях опроса, разъяснить им важность участия и рассказать о возможностях, предоставляемых этим опросом. Кроме того, посредством коммуникаций необходимо создать атмосферу открытости, в которой сотрудники не будут опасаться откровенно отвечать на поставленные вопросы. Необходимо также связаться с представителями компаний клиентов и партнеров и проинформировать их о проведении опроса, узнать их мнение по этому поводу, разъяснить важность участия в этом опросе. Нужно обязательно всех предупредить, что на всех этапах опроса будет обеспечена и гарантирована конфиденциальность индивидуальной информации. Распространяться анкета будет среди сотрудников в бумажном варианте, клиентам и партнерам будет отправлена по электронной почте.

Этап 5. Обработка данных

Обработка данных также не доставит особых трудностей из-за малочисленности целевых групп и участия в проведении опроса самого руководителя компании. В то же время на этом этапе очень важно рассчитать все необходимые количественные показатели (например, индекс общей удовлетворенности, уровень лояльности и т.п.), которые позволят сделать определенные выводы и произвести дальнейший анализ.

Этап 6. Анализ полученных результатов

В принципе, вариантов анализа результатов опроса существует достаточно много, но в рамках этой статьи хотелось бы уделить особое внимание сравнительному анализу результатов, как наиболее часто используемому и, на наш взгляд, наиболее эффективному.

Сравнение предпрития с другими компаниями по региональному или отраслевому признаку. Здесь следует помнить, что, используя только этот метод анализа, вы рискуете прийти к ошибочным выводам. Так, компания, обнаружившая, что она находится на адекватном уровне по сравнению с другими компаниями, может решить, будто поводов для беспокойства нет. Тем не менее, в любой компании найдется область, которую следует поддерживать и развивать, и то, что является благом для одной компании, не обязательно будет таковым для другой. Кроме того, при сравнении результатов своей компании с результатами других компаний часто не анализируется взаимосвязь факторов, и поэтому причины выявленной проблемы могут быть определены неправильно.

Этап 7. Обратная связь по результатам опроса и составление плана действий

Необходимо провести с сотрудниками встречу, на которой будут представлены результаты опроса, чтобы подробно обсудить их. Встречу будет проводить руководитель компании совместно с финансовым директором, чтобы у

сотрудников создалось ощущение значимости собственного мнения и личной причастности к дальнейшему развитию компании. В ходе такой встречи будут анализироваться полученные результаты, обсуждаться с сотрудниками возможные пути решения существующих проблем, сотрудники должны будут высказывать свои предложения для дальнейшего составления плана действий и путей к его реализации.

Формирование миссии предприятия. После проведения опроса сотрудников и ближнего окружения компании с целью исследования и оценки их мнения о предприятии будет оправдано формирование миссии для предприятия, используя данные проведенного исследования. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1-2 коротких предложения - брэндовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй - расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них: цель функционирования организации, область деятельности организации, философия организации, методы достижения поставленных целей, методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Наряду с вышеперечисленными характеристиками предприятия при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Таким образом, необходимо обеспечить поэтапный процесс вовлечения сотрудников компании к формулированию миссии организации - от лидера к его окружению и топ-менеджерам, затем к расширенной команде руководителей среднего звена и ключевых специалистов.

Также одним из основных мероприятий по формированию стратегии развития предприятия является ежедневное или не реже раза в неделю совещание. Для данного предприятия - это особенно актуально, так как компания небольшая, постоянно в офисе находятся 14-15 человек, следовательно, для руководства не составит большого труда время от времени узнавать мнения сотрудников о работе компании, обсуждать их предложения по поводу формирования стратегии развития и разъяснять концепцию формирования развития фирмы, таким образом, привлекая сотрудников к участию в управлении предприятием, тем самым повышая их мотивацию и энтузиазм.

В процессе формирования стратегии развития молодого предприятия может возникать огромное количество трудностей, поэтому необходимо, чтобы руководство могло положиться на своих сотрудников, доверить им ответственную работу, необходимо, чтобы работники были заинтересованы в развитии и процветании компании.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо рассчитать основные затраты, которые понадобятся для осуществления данного плана мероприятий в течение месяца, так как результат будет уже виден через месяц - есть ли эффект от того или иного мероприятия или нет, чтобы сделать выводы о его окупаемости и эффективности.

Таким образом, разработанная стратегия развития предприятия позволит сохранить позиции на рынке и укрепить их, а предлагаемые мероприятия составят стратегию развития предприятия и позволят увеличить объем реализации продукции.

Список источников:

1. Берлин С.И. Тенденции и перспективы рекреационной политики в России // Экономика устойчивого развития. 2010. № 1. С. 5-17.

2. Берлин С.И., Беспалько В.А. Применение системы мониторинга и оценки устойчивости развития предприятий региона // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 41-44.

3. Берлин С.И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 4. С. 25.

4. Берлин С.И. Формирование экономического потенциала рекреационной зоны (на прим. Краснодар. края) диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук // Санкт-Петербург, 1998

5. Петров Д.В. Методические подходы к оценке рыночной стоимости объектов ипотечного кредитования // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 126-129.;

6. Петров Д.В. Современные проблемы развития факторинга в России // Вестник Академии знаний. 2012. № 2. С. 5-9.;

7. Петров Д.В. Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов по сравнению с классическими кредитными продуктами банков // Вестник Академии знаний. 2013. № 3 (6). С. 45-47.;

8. Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков Банковские операции, учебное пособие для студентов специальности 08.01.05 "Финансы и кредит", 08.01.07 "Налоги и налогообложение" / Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. социально-экономический ин-т. Москва, 2011.;

9. Петров Д.В. Международный и российский опыт внедрения и использования электронных денег (электронные деньги в России: основные итоги 2011 года) // Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 28-32.;

10. Ищенко О.В. Информационная база обеспечения внутреннего контроля // Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 18-25.

11. Ищенко О.В. Аудиторские доказательства в ходе проверки готовой продукции и ее продажи // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2010. № 1-3 (41-43). С. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.