РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 7 • июль 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг (на примере краснодарского края)
Карамова А.С.1
1 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье представлен анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг Краснодарского края. Рассмотрены основные факторы, влияющие на состояние конкурентной среды на данном рынке услуг. На основе анализа статистических данных, результатов опросов потребителей медицинских услуг и субъектов предпринимательской деятельности выявлены проблемы развития конкуренции на рынке медицинских услуг региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок медицинских услуг, предпринимательство, развитие конкурентной среды, Краснодарский край, услуги, конкуренция, качество медицинских услуг, потребитель-пациент.
Analysis of the development of the competitive environment
in the market of medical services
(on the example of the Krasnodar region)
Karamova AS.1
1 Sochi State University, Russia
введение
Реальная конкуренция, свободное предпринимательство - это определяющие факторы развития не только экономики Краснодарского края, но и всей страны.
Краснодарский край находится на лидирующих позициях среди регионов РФ по уровню развития предпринимательства и состояния конкуренции на рынках товаров и услуг, в том числе на рынке медицинских услуг. В этой связи становится актуальным проведение анализа развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг для выявления существующих проблем.
Целью исследования является анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг Краснодарского края и определение факторов, ограничивающих конкуренцию на данном рынке.
В процессе исследования использовались экономико-математический, технико-экономический, комплексный и логический методы анализа.
Объект исследования: состояние конкурентной среды на рынке медицинских услуг Краснодарского края. Предмет исследования: рынок медицинских услуг.
медицинские услуги: понятие и классификация
Медицинские услуги в соответствии с ФЗ от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [1].
К медицинским услугам относится достаточно широкий спектр услуг, который может быть классифицирован по различным признакам и видам.
На основе контент-анализа отечественных публикаций, посвященных исследованию понятия «медицинская услуги», ее элементов, номенклатуры медицинских услуг была сформирована система классификационных признаков и определен их состав (табл. 1).
Базируясь на представленной выше классификации можно дать другое определение: «медицинская услуга - это постоянно развивающийся комплекс элементов и процессов, зависимых друг от друга, протекающих в организациях здравоохранения, имеющий определенную последовательность и охватывающий все виды медицинских услуг, оказываемых на возмездной и безвозмездной основе.
Анализ факторов, влияющих на развитие конкурентной среды
Возвращаясь к анализу развития конкурентной среды в Краснодарском крае, отметим что к числу основных характеристик развития конкурентной среды относится показатель, характеризующий количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные виды деятельности на данной территории.
ABSTRACT:_
The article presents an analysis of the development of a competitive environment in the market of medical services of the Krasnodar region. The factors limiting competition in this market of services are considered. The results of monitoring the state of the competitive environment in the market of medical services of the Krasnodar region, both based on the analysis of statistical data and the results of surveys of business entities and consumers of medical services.
KEYWORDS: the market of medical services, business, development of a competitive environment, Krasnodar region, services, competition, quality of medical services, the consumer-the patient
JEL classification: i11, i18, M21 Received: 12.07.2018 / published: 31.07.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karamova A.S. (davyanna0yandex.ru)
CITATION:_
Karamova A.S. (2018) Analiz razvitiya konkurentnoy sredy na rynke meditsinskikh uslug (na primere Krasnodarskogo kraya) [Analysis of the development of the competitive environment in the market of medical services (on the example of the Krasnodar region)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (7). - 2083-2090. doi: 10.18334/rp.19.7.39257
Таблица 1
Классификация понятия «медицинская услуга»
классификационный признак состав
Вид медицинской услуги - простая услуга, оказываемая врачом пациенту; - сложная услуга (две и более простых, дополняющих друг друга) - комплексная медицинская услуга
Тип медицинской услуги - скорая; амбулаторная; стационарная; профилактическая; реабилитационная и т.д.
Функциональное назначение - лечебно-диагностические, профилактические; восстановительно-реабилитационные; транспортные и т. д.
Условия оказания медицинских услуг - амбулаторно-поликлинические; на дому; в процессе транспортировки; в условиях стационара; интенсивной терапии и реанимации и т. д.
Уровни оказания услуг - первичная;стационарная, специализированная медицинская помощь
Источник: составлено автором на основе [2]
По данным выборочного обследования Службы государственной статистики, по состоянию на январь-март 2018 г. в Краснодарском крае наибольшую долю на рынке занимают следующие виды экономической деятельности: оптовая и розничная торговля (30,5%), строительство (13,0%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (12,6%) [3].
Анализ развития малого и среднего предпринимательства в сфере медицинских услуг в регионе показал, что данный вид экономической деятельности развивается динамично, количество субъектов предпринимательской деятельности, несмотря на сложную экономическую ситуацию, увеличивается, а оборот их деятельности растет. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае по состоянию на январь март 2018г. представлен в таблице 2.
Несмотря на старания предпринимателей, состояние конкуренции на рынке медицинских услуг остается сложным, поскольку многие вопросы конкурентного взаимодействия организаций здравоохранения остаются нерешенными, в том числе недостаточное финансирование медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования; отсутствие льгот при уплате налогов и оформлении
ОБ АВТОРЕ:_
Карамова Аида Саркисовна, преподаватель кафедры административного управления, бухгалтерского учета и аудита, заместитель декана факультета экономики и процессов управления (davyanna0yandex.ru)
цитировать СТАТЬЮ:_
Карамова А.С. Анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг (на примере Краснодарского края) // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 7. - С. 2083-2090. doi: 10.18334/гр.19.7.39257
Таблица 2
Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае (по состоянию на январь-март 2018 г.]
№ п./п. Наименование критерия Ед. изм. в% к итогу
1. Количество предприятий и их распределение по видам экономической деятельности, шт., в том числе 6888 100
1.1 здравоохранение и предоставление социальных услуг 219 3,2
2. Количество замещенных рабочих мест на предприятиях по видам экономической деятельности, тыс. чел., в том числе 219,4 100
2.1 здравоохранение и предоставление социальных услуг, тыс. чел. 5,2 2,4
3. Оборот предприятий по видам экономической деятельности, млн. руб., в том числе 146637,1 100
3.1 здравоохранение и предоставление социальных услуг 4446,3 3,3
4. Инвестиции в основной капитал предприятий по видам экономической деятельности, млн. руб., в том числе 2576,4 100
4.1 здравоохранение и предоставление социальных услуг, млн, руб. 4,3 0,2
Источник: составлено автором на основе [3]
■ муниципальные медицинские организации
■ медицинские организации федерального уровня
■ государственные медицинские организации
медицинские организации негосударственной формы собственности
Рисунок 1. Структура форм собственности медицинских организаций, участвующих в Территориальной программе госгар антий в 2018 г., в% Источник: составлено автором на основе [4]
11%
- низкии уровень
■ средний уровень
■ достаточно высокий уровень
высокииуровень
Рисунок 2. Оценка качества медицинских услуг потребилелями в Краснодарском крае, 2018 г., в% Источник: составлено автором на основе собственных исследований
лицензий; нехватка средств на продвижение услуг и наконец высокая стоимость кредитов для малого бизнеса.
Вместе с тем в последние годы наблюдается устойчивая тенденция вторжения негосударственных медицинских организаций на рынок медицинских услуг различных сегментов, втлюченных в прогромму государственных гароноуМ.
В 2018 году в реализации Террилориальной программы госгарантий будут учоот-вовать 310 медицинских организаций, в том числе в Территориальной программе ОМС - 256 [4].
Таким образом, рисунок 1 наглядно иллюстрирует дискриминацию медицмоских организаций негосударственной формы собственности при распределении ресурсов из Территориальной программы госгарантий.
Медицинская услуга - лто услуга «оа доверии», которая имеет свод специфические особенности: потребитель-пациент не предполагает,какие мероприятия, направленные на профилактику, диагностику или лечение заболеваний, будут применены и как они впоследотвии посоияют ва его здоровье. При этом некачественно оказанныв медицинские услуги мугут оривести к ндпоправимым последствиям.
Как отмечено в Докладе Федеральной антимонопольной службы: «В Российской Федерации нет механизма, гарантирующего качество оказаниягражданам медицинской помощи что лоздает условия доя« недобросовестной конкуренции в эонй сфере»» [5]. Таким образом, качество медицинских услуг является неотъемлемым элементом анализа развития конкурентной среды в регионе.
По результатам проведенного исследования качества медицинских услуг потребители (пациенты медицинских организаций Краснодарского края) оценили качество медицинских услуг следующим образом (рис. 2).
■ умеренный уровень конкуренции
■ высокийуроень конкуренции
и достаточно высокий уровень
низкий уровень конкуренции
■ конкуренции не существует
Рисунок 3. Оценка уровня конкуренции рынка медицинских услуг Краснодарского края, 2018 г.,
в%
Источник: составлено автором на основе собственных исследований
■ 10 и более постащиков медицинских товаров (услуг)
■ от5до Юпоставщиков медицинских товаров (услуг)
- от 3 до 5 поставщиков медицинских товаров (услуг)
менее 3 постащиков медицинских товаров (услуг)
Рисунок 4. Количественный анализ поставщиков медицинских товаров (работ, услуг) для органиааций здравоохранения, в% Источник: составлена автором на основе собстванных исследований
В Краснодаре, Сочи, Новороссийске и Туапсе 35% респондентов оценивают качество медицинских услуг как «среднее»; 27% - оценивают качество медицинских услуг на «достаточно высоком уровне». Все они проживают в районах края: Абинском районе - 72%, Апшеронском - 93%, Белореченском - 67% и Темрюкском - 68%. Вместе с тем установлена и противоположная тенденция, например, в Крыловском районе 75%
опрашиваемых дали отрицательную оценку качеству медицинских услуг, почти также считают и в Курганинском районе - 74%.
В оценке состояния конкурентной среды приняли участие 114 субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Краснодарского края, из них 68 субъектов предпринимательства работают в городах - 54%. Оценка уровня конкуренции рынка медицинских услуг Краснодарского края представлена на рисунке 3.
Итак, результаты опроса продемонстрировали, что 41% предпринимателей относят данный рынок к категории «рынок умеренной конкуренции», при этом 37% респондентов отметили, что за последние три года количество конкурентов не изменилось; 4% отметили сокращение конкурентов, а остальные отметили появление незначительного количества новых субъектов предпринимательской деятельности.
Состояние конкурентной среды на рынке медицинских услуг и формирование конкурентных преимуществ медицинской организации напрямую зависит от поставщиков, снабжающих организацию различными товарами (работами, услугами). По тому, насколько разнообразен количественный состав контрагентов медицинской организации, можно судить о реальном положении организации на рынке.
Количественный анализ поставщиков медицинских товаров (работ, услуг) для организаций здравоохранения представлен на рисунке 4.
Анализ результатов опроса предпринимателей показал, что существует зависимость между состоянием конкурентной среды и количеством поставщиков медицинских товаров (работ, услуг): уровень удовлетворенности респондентов состоянием конкуренции возрастает с увеличением количества контрагентов и наоборот, те предприниматели, кто имеет менее трех поставщиков, не удовлетворены состоянием конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
заключение
Анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг Краснодарского края показал следующие результаты. Состояние конкурентной среды на рынке медицинских услуг имеет положительную динамику, хотя многие вопросы конкурентного взаимодействия организаций здравоохранения остаются нерешенными. Среди наиболее острых -дискриминация медицинских организаций негосударственной формы собственности при распределении ресурсов из Территориальной программы госгарантий. В свою очередь, последние имеют преимущества перед государственными учреждениями здравоохранения при установлении объемов и видов медицинских услуг и определении их стоимости.
Несмотря на все усилия органов государственной власти и управления, низкое качество медицинских услуг также является сдерживающим фактором развития конкуренции в регионе.
Рассмотрев условия функционирования рынка медицинских услуг и реальные условия работы медицинских организаций, количественный состав контрагентов, можно отметить, что большинство условий, необходимых для развития рыночных отношений, не реализовываются.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Росминздрав. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025 (дата обращения: 16.06.2018).
2. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 № 48808). Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_282466/ (дата обращения: 21.06.2018).
3. Деятельность малых и средних предприятий в январе-марте 2018 г. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ ru/statistics/krsndStat/enterprises/ (дата обращения: 29.06.2018).
4. Закон Краснодарского края «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 06.12. 2017 г. Министерство здравоохранения Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dkkb-krasnodar.ru/Normat%20Doc/3709%20%D0%A2%D0%9F%D0%93%D0%93%20 %D0%BD%D0%B0%202018.pdf(дата обращения: 21.06.2018).
5. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439 (дата обращения: 23.06.2018).