Научная статья на тему 'Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг'

Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЬШОК / КОНКУРЕНЦИЯ / УСЛУГИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MARKET / COMPETITIVENESS / SERVICES / MANAGEMENT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виницкий Денис Владимирович

В статье рассмотрены вопросы формирования конкурентных отношений в сфере здравоохранения. Даны определения понятиям «конкурентная среда» и «рьшок негосударственных медицинских услуг». Представлены специфические особенности, определяющие специфику формирования конкурентной среды на рынке негосударственных медицинских услуг. Выявлены проблемы, существующие в системах медицинского страхования. Предложены методы управления рынком негосударственных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive environment as the characteristics of the non-state medical services market

The article considers the problems of competitive relations formation in the sphere of public health services. Definitions are given to the concepts «competitive environment» and «non-state medical services market». The specific features defining the specificity of formation of the competitive environment in the market of non-state medical services are presented. The problems existing in the systems of medical insurance are revealed. Methods of non-state medical services market management are offered.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг»

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Д.В. Виницкий

В статье рассмотрены вопросы формирования конкурентных отношений в сфере здравоохранения. Даны определения понятиям «конкурентная среда» и «рынок негосударственных медицинских услуг». Представлены специфические особенности, определяющие специфику формирования конкурентной среды на рынке негосударственных медицинских услуг. Выявлены проблемы, существующие в системах медицинского страхования. Предложены методы управления рынком негосударственных медицинских услуг.

Ключевые слова: рынок, конкуренция, услуги, методы управления.

Современное развитие здравоохранения в Российской Федерации, в основу которого положены страховые принципы и введение рыночных отношений, неразрывно связывается с созданием конкурентной среды как фактора повышения эффективности. Как в связи, так и вне связи с действующим законодательством, конкуренция в сфере оказания медицинских услуг проявляется в широких масштабах, при этом многие ее проявления основаны не на экономических механизмах, а некоторые приводят к неприемлемым социальным эффектам. Рынок негосударственных медицинских услуг является одной из самых перспективных и быстроразвиваю-щихся отраслей современной экономики России, что делает разработку данной темы своевременной и актуальной.

С учетом различных подходов в толковании понятия «конкурентная среда» можно дать следующее определение данному феномену, включающее с себя специфику конкурентных отношений на рынке негосударственных медицинских услуг. Конкурентная среда представляет собой совокупность условий состязательности, соперничества между производителями (продавцами, поставщиками), покупателями негосударственных медицинских услуг, осуществляющими хозяйственную деятельность на рынке негосударственных медицинских услуг. В предложенном определении необходимо выделить его основной принцип, заключающийся в независимости поставщиков и покупателей друг от друга [1].

Конкурентную среду можно разделить на два вида: благоприятную и неблагоприятную. Благоприятная конкурентная среда характеризуется равными условиями и воз-

можностями состязательности для хозяйствующих субъектов, в которых проигравшая сторона уступает место более сильной, а сильная не применяет недозволенных способов конкуренции. Благоприятная конкурентная среда стимулирует интерес, инициативу, предприимчивость хозяйствующих субъектов. Соответственно неблагоприятная конкурентная среда оказывает обратный эффект.

На современном этапе проявления конкуренции в здравоохранении России в комплексе мало изучены и освещены в литературе, хотя теоретически доказано, что ни одно положение рыночных отношений в этой специфической отрасли не может быть использовано безоговорочно.

В свете намечаемых дальнейших реформ в этой сфере представляется, что анализ структуры складывающихся отношений, в которых проявляются элементы конкуренции, и возникающие при этом эффекты достаточно важны для выработки рациональной политики развития здравоохранения, ориентированной на реализацию конституционных гарантий населению в части охраны здоровья [2].

В сложившейся системе оказания негосударственных медицинских услуг в России можно выделить три уровня отношений, в которых проявляется конкуренция за ресурсы здравоохранения:

1) отношения между субъектами системы негосударственных медицинских услуг;

2) отношения в сфере развития негосударственных медицинских услуг;

3) отношения в сфере развития услуг, предоставляемых негосударственными учреждениями и организациями на платной основе.

Рынок негосударственных медицинских услуг можно определить как институт или механизм, сводящий вместе покупателей (потребителей) и продавцов (производителей, поставщиков) медицинских услуг, между которыми возникают экономические отношения, связанные со сделками купли-продажи медицинских услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На рынке негосударственных медицинских услуг также возникают экономические отношения между продавцами (производителями, поставщиками) медицинских услуг, что, в свою очередь, порождает конкурентные отношения - соперничество за увеличение доли на рынке, расширение производства и увеличения объема оказания медицинских услуг.

Рынок негосударственных медицинских услуг имеет целый ряд специфических особенностей, определяющих специфику формирования конкурентной среды на рынке негосударственных медицинских услуг.

1. Риск заболевания и его неопределенность связаны с тем, что потребность в медицинских услугах возникает обычно внезапно, и никто не может быть уверен, что с ним не случится какая-либо неприятность. Поэтому человек либо должен иметь деньги, для того, чтобы рассчитаться с врачом за оказанные услуги, либо рассчитывать, что за оказание медицинской помощи за него кто-нибудь заплатит (государство или какой-либо спонсор).

Одним из способов оплаты медицинских услуг является страхование. Для определенного периода времени можно статистически достоверно оценить количество лиц, которым потребуется медицинская помощь, и сумму, необходимую для оплаты медицинских услуг, иначе говоря - оценить риск. Тогда эти лица могут объединиться, сложить вместе относительно небольшие суммы, и из этого страхового резерва оплачивать помощь тем, кому она потребуется.

Однако в системах медицинского страхования, как государственного, так и частного, существует проблема перепотребления медицинских услуг - неизбежная черта медицинского страхового рынка, известная как «эгоизм». Эгоизм бывает двух типов - эгоизм пациента (потребителя) и эгоизм доктора (производителя).

Эгоизм потребителя связан, в основном, с двумя факторами. Во-первых, человек, застраховавшись на случай болезни, перестает ее опасаться, меньше заботится о здоровом образе жизни, в результате чего у него могут развиться заболевания, и вырасти потребление медицинских услуг. Во-вторых, застраховавшись, пациент получает медицинские услуги бесплатно в момент потребления или с небольшими условными доплатами. Таким образом, исчезают ценовые сигналы, действующие на рынке между производителем и потребителем, и происходит перепотребле-ние «бесплатных» медицинских услуг (пациент обращается за медицинской помощью и тогда, когда мог бы без нее обойтись, затягивает лечение и т. д.).

Эгоизм производителей возникает часто там, где производители получают вознаграждение по гонорарному принципу, и у докторов возникают стимулы рекомендовать пациенту необязательные или даже ненужные обследования и процедуры, тем самым стимулируя излишний спрос на медицинские услуги и вызывая их перепотребление.

2. Следующей специфической особенностью рынка медицинских услуг является то, что некоторые виды услуг здравоохранения приносят большую пользу обществу, нежели индивидуальному пациенту. Например, вакцинация приводит к тому, что риск человека тяжело заболеть существенно снижается. Однако при вакцинации значительного числа населения, подверженного данному заболеванию, можно предотвратить эпидемию, либо ликвидировать заболевание вообще, что было достигнуто, например, в случае оспы.

3. Асимметрия информации между доктором и пациентом проявляется в уникальной возможности врачей оказывать влияние на спрос медицинских услуг. В связи с этим возникает вопрос, действуют ли доктора всегда исключительно в интересах пациентов? Теоретически доктор должен дать пациенту всю информацию, чтобы пациент мог сам принять решение, а затем выполнить решение пациента. Фактически доктора зачастую руководствуются собственными экономическими мотивами, особенно при гонорарной системе оплаты, и часто назначают не всегда нужное обследование и лечение. Это явление

носит название «спрос, стимулируемый производителями».

Система здравоохранения носит такой характер, что потребитель медицинских услуг очень плохо осведомлен о медицинских услугах, которые он покупает, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах. В большинстве случаев решение о выборе конкретной медицинской помощи принимается врачами: диагностика, лечение, прием лекарств, госпитализация, периодичность повторных посещений врача - все это в значительной мере происходит под контролем врача. Хотя потребитель может принимать участие в регулировании рынка, но его участие гораздо более ограничено, чем в практически любой другой области финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому в большинстве случаев медицинские услуги в интересах пациентов приобретают квалифицированные посредники - страховщики (в некоторых системах здравоохранения - государство).

4. Внешние эффекты являются существенной характеристикой рынка негосударственных медицинских услуг. Так, своевременная вакцинация одних контингентов населения (например, от гриппа) может привести к тому, что привитые лица не заболеют и не заразят других людей, при этом последние также не захворают и не явятся новым источником распространения инфекции.

5. Другой существенной особенностью. спецификой рынка негосударственных медицинских услуг, является то, что нарушение принципов равенства доступа к минимальному набору наиболее важных услуг системы здравоохранения, особенно в случае угрозы жизни, неприемлемо, недопустимо для большинства граждан развитых стран. Иными словами, при жизненно важных показаниях минимальная медицинская помощь должна быть оказана всем без исключения гражданам данной страны.

Безусловно, это было бы возможно если бы затраты на такое лечение шли непосредственно из кармана граждан, а не завуалировано через налоговую систему и через общий бюджет, и это привело бы к более эффективному и продуманному использованию этих средств.

6. Следующей особенностью, перекосом рынка негосударственных медицинских

услуг является отсутствие свободного входа (неограниченное присутствие) на этот рынок продавцов (врачей) и покупателей (пациентов). Неограниченный вход (отсутствие лицензирования) продавцов (врачей) медицинских услуг привел бы к еще большему распространению нарушений и не основанных на доказательствах медицинских методов, что (несмотря на наличие контролирующих органов) мы имеем в России сегодня. Это, вне всякого сомнения, принесло бы вред здоровью и благосостоянию нации.

7. Этические соображения и проблема справедливости. Общество считает, что если человек не может купить себе автомобиль или дачный участок - это его личное дело, однако если люди не имеют доступа к базовой медицинской помощи - это несправедливо и рассматривает охрану здоровья, как «привилегию» или «право» и не хочет распределять ее только по ценам или доходам.

8. На рынке негосударственных медицинских услуг одновременно обращаются два различных товара: страховые услуги и медицинские услуги. С одной стороны, рыночная логика с необходимостью диктует методы свободной конкуренции среди страховщиков, установление цен равновесия на страховые услуги. С другой стороны, цены на медицинские услуги не могут складываться только под влиянием рыночных сил, они должны быть защищены действиями государства. Поэтому и страховые медицинские организации могут развиваться по рыночным законам только в системе добровольного медицинского страхования, т. е. за рамками государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь граждан страны.

9. На рынке негосударственных медицинских услуг присутствует фактор непредсказуемости. Пациент, идущий к врачу, не может заранее предвидеть результатов посещения. Качество этой услуги во многом определяется только по окончании лечения.

10. Медицинская помощь в момент ее получения неотделима от источника ее оказания. То есть не происходит отчуждение услуги от ее производителя (кроме лекарственных средств). Мы имеем на лицо определяющее значение субъективного фактора производства и продажи данной услуги.

11. Медицинская услуга как товар в большей степени, чем все другие услуги, об-

ладает непостоянством качества, зависящим от квалификации медицинского работника. Одну и ту же медицинскую манипуляцию осуществляют по-разному медики с различным стажем. Наконец, один и тот же врач может помочь больному не в одинаковой степе -ни эффективно в зависимости от своего физического или психологического состояния.

12. Государственное вмешательство вызвано тем, что функционирование рынка негосударственных медицинских услуг вызывает ряд проблем для населения. Опыт России показал, что государство, решая задачу глобально, не способно гарантировать объем и качество помощи конкретному пациенту и защищать его интересы. С этой задачей лучше справляются конкурирующие страховщики и негосударственные медицинские организации. При этом государство может регулировать их деятельность, обеспечивать ее некоммерческий характер и обеспечивать экономичность деятельности страховщиков.

Вмешательство государства должно проявляться в установлении особых «правил игры», направленных на защиту пациентов и проявляющихся в обязательном лицензировании и аккредитации лиц, оказывающих медицинские услуги, у которых знания и материально-техническое оснащение соответствуют профессиональным стандартам.

К методам воздействия государства на хозяйственные процессы в здравоохранении относятся: правовые, экономические, социально-психологические. К правовым методам регулирования относятся разработка, принятие и реализация законов, постановлений, указов и других нормативных документов, принимаемых государством регламентирующих деятельность организаций здравоохранения всех форм собственности. К группе экономических методов относятся регулирование здравоохранения путем использования налоговых ставок, льгот и субсидий. К социально-психологическим методам регулирования относится создание особого отношения к врачу, как к последней надежде страждущего человека и его особой, гуманной роли в обществе. Необходимо отметить, что пока еще не одно общество не выработало действенный механизм реализации права человека на здоровье. Этому мешает противоречие между потребностями пациентов,

желаниями врачей и ограниченными ресурсами.

Успешному функционированию рынка негосударственных медицинских услуг, формированию его конкурентной среды должно способствовать внедрение методов управления, основанных на принципах менеджмента и маркетинга, экономических и социальнопсихологических методах в управлении негосударственными медицинскими организациями. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца [3].

Качество управления процессом оказания негосударственных медицинских услуг ориентировано на управление материальнотехническими ресурсами для производства медицинских услуг с учетом их жизненного цикла с включением соответствующих инструментов управления для обеспечения анализа качества услуги и выбора путей совершенствования качества услуги, управление персоналом в целях повышения его качественного профессионального состава и роста профессионального мастерства, а также умения работать единой командой, ориентированной на конечный результат.

1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000.

2. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопр. статистики. 2004. № 7.

3. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России // Бизнес и банки. 2003. № 43.

Поступила в редакцию 22.02.2008 г.

Vinitsky D.V. Competitive environment as the characteristics of the non-state medical services market. The article considers the problems of competitive relations formation in the sphere of public health services. Definitions are given to the concepts «competitive environment» and «non-state medical services market». The specific features defining the specificity of formation of the competitive environment in the market of non-state medical services are presented. The problems existing in the systems of medical insurance are revealed. Methods of non-state medical services market management are offered.

Key words: market, competitiveness, services, management methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.