УДК 303.101
РЫНОК ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ: ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ Козлова Елена Ивановна к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Новак Максим Андреевич, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия
Настоящая статья посвящена исследованию структуры и динамики рынка платных медицинских услуг в России в 2014-2017 гг., перспектив его развития в 2018 году. Проанализировано соотношение основных субъектов данного рынка. Обращено внимание на устойчивую тенденцию увеличения стоимости основных фондов некоммерческих организаций здравоохранения, что позволяет рассматривать наличие нового оборудования и медицинской техники как важный элемент конкурентных преимуществ участников рынка медицинских услуг.
Ключевые слова: платные услуги населению, рынок медицинских услуг, натуральный объем рынка медицинских услуг, типы медицинских учреждений, стратегия поведения участников на рынке медицинских услуг.
Введение
Услуги медицины представляют собой социально значимые услуги. В России переход к рыночной экономике сопровождался коммерциализацией многих социально значимых услуг, что привело к возникновению соответствующих рынков.
Коллектив авторов под руководством В.К. Юрьева дает следующее определение рынка медицинских товаров и услуг - «это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения» [21, с. 4]. Рынок медицинских товаров и услуг дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества. Он включает, с одной стороны, совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики, с другой - совокупность существующих и потенциальных производителей и потребителей медицинских услуг [12].
Цель исследования. Проанализировать динамику рынка платных медицинских услуг в России; рассмотреть взаимосвязь между наличием нового оборудования и медицинской техники как фактора, существенным образом влияющего на лечебный процесс, и конкурентными позициями медицинских организаций на рынке медицинских услуг.
Материалы исследования. Нормативно-правовые документы по им-портозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской
Федерации; монографическая и учебная литература; статьи в периодических изданиях; данные Росстата, аналитического центра при Правительстве Российской Федерации; аналитические обзоры из сети Интернет.
Объектом исследования является рынок медицинских услуг и его субъекты (организации государственной и негосударственной формы собственности).
Результаты и их обсуждение.
В России доля услуг в расходах традиционно ниже, чем в развитых странах, в основном из-за высокой доли затрат на продовольствие. Как видно из таблицы 1, ключевыми видами платных услуг населению являются жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи: в 2015 году они составили, соответственно, 27,5%, 19,0%, 16,1%. Но текущее стагни-рующее состояние экономики обусловило снижение их совокупной доли по сравнению с 2013 годом на 2,7%. Одновременно увеличилась доля услуг в сфере медицины и в сфере образования. Исследователи аналитического центра при Правительстве Российской Федерации оценивают рост этих видов платных услуг с 6,9% до 8% и с 6,2% до 6,8% соответственно. По данным Росстата доля рынка медицинских услуг также является растущей, в 2016 году она составила 6,6% против 6,4% в 2014 г. [4, с. 166].
Таблица 1 - Структура платных услуг населению, квартальные данные, %, __2013-2016 годы [5, с. 6] _
2013 2014 2015 2016
Услуги I II III IV I II III IV I II III IV I II
Жилищно-
коммунальные ус- 00 о о о с^ сч о
луги о мэ 2, 00 1 3, 00 1 3, 00 2,
т 2 2 2 со 2 2 2 3 2 2 2 3 2
Транспорт сч о сч сч ю с^ с^ о о о
1 3, 00 2, мэ 2, 00 0,
1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2
Связь 00 сч V") с^ сч го ю го го сч
00 00 00 ю мэ ю мэ 5, 5, 5,
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Бытовые услуги о го о го ^ ^ с^ ю
,3 0, 0, 0, 0, 1 1 1 0, 0, 1 0, 0,
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицина V") о V") ю 00 ^ с^ с^
мэ мэ г^ ю г^ г^ г^ 00 00 00 г^ 00
Туризм, спорт,
00 с^ ^ о о го V") ел о
культура мэ ю мэ ю мэ ю 5, ю г^ ю 6, 6,
Образование ^ с^ 00 00 о ^ с^ ^ V") с^ ю
мэ ио мэ ю мэ г^ ю мэ г^ 6,
Другое ^ го сч сч ел с^ го с^ го о
ио
Анализируя субъектный состав рынка медицинских услуг, можно условно выделить основные типы медицинских учреждений, соответствующие секторам современной экономики, каждый из которых имеет свою специ-
фику управления: а) государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения; б) коммерческие лечебно-профилактические учреждения. К государственным медицинских организациям относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения и т.д. К муниципальным медицинским учреждениям относятся находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В таблице 2 отражена динамика количества амбулаторно-поликлинических организаций страны за последнее десятилетие. В период с 2005 г. по 2010 г. имело место резкое сокращение общего количества ам-булаторно-поликлинических организаций - на 6051 ед. или на 27,8%. При этом, если сокращение медучреждений такого типа в городских поселениях составило 1535 ед. или 10,7%, то в сельской местности - 4516 ед. или 60,3%.
Таблица 2 - Амбулаторно-поликлинические организации, _2005-2016 гг. [4, с. 96]_
Отчетный период
2005 2010 2013 2014 2015 2016
Всего
Число амбулаторно-
поликлиниче ских
организаций (самостоятельных и входящих в состав других 21783 15732 16461 17106 18564 19126
организаций)
в городских поселениях
Число амбулаторно-
поликлинических
организаций (самостоятельных и
входящих в состав других 14288 12753 13730 14042 13815 14236
организаций)
в сельской местности
Число амбулаторно-
поликлинических
организаций (самостоятельных и
входящих в состав других 7495 2979 2731 3064 4749 4890
организаций)
Начиная с 2013 года отмечен прирост количества амбулаторно-поликлинических организаций. В городских поселениях их количество в
2016 г. почти достигло уровня 2005 г. и составило 14236 ед. (99,6% от уровня 2005 г.). В сельской местности за 2013-2016 гг. было открыто 1911 амбулаторно-поликлинических организаций, а их общее количество составило 65,2% от уровня 2005 года.
В таблице 3 отражена структура амбулаторно-поликлинических организаций по формам собственности. В 2005 г. доля организаций государственной формы собственности составляла 78,8%. В 2010 г. при общем сокращении количества амбулаторно-поликлинических организаций на 27,8%, доля организаций государственной формы собственности снизилась на 1,5%. В 2016 г. доля организаций государственной формы собственности составила 73,8%. Таким образом, в настоящее время каждая четвертая ам-булаторно-поликлиническая организация является не государственной. Из организаций негосударственной формы собственности доля организаций частной формы собственности составляет 92,7%.
Таблица 3 - Амбулаторно-поликлинические организации по формам _собственности, 2005-2016 гг. [4, с. 97]_
Отчетный период
2005 2010 2013 2014 2015 2016
Государственной формы собственности
Число амбулаторно-
поликлиниче ских
организаций (самостоятельных и входящих в состав других 17172 12173 11841 12328 13985 14117
организаций)
Негосударственной фо рмы собственности
Число амбулаторно-
поликлинических
организаций (самостоятельных и входящих в состав других 4043 3175 3858 4261 4098 4494
организаций)
из них организации частной формы собственности
Число амбулаторно-
поликлинических
организаций (самостоятельных и входящих в состав других 2753 3477 3855 3749 4168
организаций)
Российский рынок платной медицины предлагает услуги потребителю как минимум по 34 основным медицинским специальностям. Крупнейшим сегментом рынка платной медицины в России является стоматология, на втором месте находится диагностика, на третьем - гинекология и урология
[9].
Особенностью динамики рынка медицинских услуг в 2015-2016 гг. является его развитие по инфляционной модели - происходил рост цен на услуги, но не количественный рост или в сопоставимых ценах (рис. 3.1).
740
732,4
620
720
700
680
660
600
640
644,4
2014
2015 г.
2016 г.
Рисунок 1 - Динамика объема рынка платных медицинских услуг в России,
2014-2016 гг., млрд руб. [19]
За 2013-2017 гг. средние цены на базовые медицинские услуги выросли, более, чем на треть (+37,6%) и достигли 1511,1 руб. за прием. Наиболее сильно росли цены на услуги протезирования, меньше всего - на ультразвуковое исследование брюшной полости.
В 2018 г. ожидается рост численности медицинских приемов на 0,5% относительно 2017 г. за счет роста во всех секторах рынка медицинских услуг, кроме бюджетного сектора и сектора добровольного медицинского страхования. Число медицинских приемов в бюджетном секторе будет сокращаться в связи с невысоким темпом роста объемов финансирования го -сударственных медучреждений [1].
Главным звеном рыночного механизма является конкуренция. Изучение конкурентов, выделение их сильных и слабых сторон крайне важно для завоевания определенной доли рынка медицинских услуг. Сравнив свои услуги с услугами конкурентов, можно определить свои конкурентные преимущества, позиции на рынке, то есть, уникальные, особенные черты медицинских организаций, которые отличают их от других. Именно они помогают получить прибыль выше, чем другие, производящие и оказывающие одинаковые медицинские товары и услуги. Определяя конкурентные преимущества, важно ориентироваться на пациентов, на их потребности и быть уверенным, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Конкурентные преимущества следует рассматривать как основу стратегии поведения участников на рынке медицинских товаров и услуг [21, с. 8-9].
Специалисты сферы здравоохранения к конкурентным преимуществам относят:
- высокую репутацию организации здравоохранения;
- высокое качество оказываемых медицинских товаров и услуг результативность лечения заболеваний (структура законченных случаев по цели визита);
- уровень квалификации медицинского персонала (% врачей, имеющих высшую категорию);
- достаточную материально-техническую базу, обеспеченность современным диагностическим медицинским оборудованием (% оборудования не старше 5 лет);
- уникальность предлагаемых медицинских товаров и услуг;
- приемлемые для пациентов цены, не превышающие или ниже цен на аналогичные медицинские товары и услуги других участников рынка.
Фактор наличия нового оборудования и медицинской техники существенным образом влияет на лечебный процесс. Потребность в постоянном росте вложений коммерческих медицинских учреждений в машины и оборудование предопределяют особенности спроса на медицинские услуги. Например, как показало исследование рынка коммерческой медицины и системы здравоохранения в России Компанией БУ, представители медицинских организаций к особенностям спроса на платные медицинские услуги в 2016-2017 годах отнесли с наряду предпочтениями пациентов лично посещать клиники, а не вызывать врача на дом и обращаться к специалистам узкого профиля, так же ожидание применения высоко-технологичных методов диагностики и лечения [6, с. 5-6].
В исследуемом периоде новое дорогостоящее оборудование, прежде всего, аппараты компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ), приобрели 15% компаний-респондентов. Среди основных причин покупки оборудования было отмечено участие в обязательном медицинском страховании (ОМС) в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), а также предоставление новых услуг с целью удовлетворения запросов клиентов [5, с. 28].
Согласно многочисленным зарубежным исследованиям, медицинские учреждения при внедрении новых медицинских технологий ориентируются на три критерия, которые по отношению к друг другу не являются совместимыми:
- финансовый эффект;
- престиж медицинского учреждения и косвенные выгоды;
- медицинская эффективность [3, с. 15].
В первом случае технологии внедряются, если ведут к росту рентабельности организации. Во втором случае возможно вложение средств даже в убыточные технологии, если они позволяют стать технологическим лидером в определенной сфере и на этой основе привлечь пациентов и лучших врачей. В третьем случае имеют значение терапевтические последствия внедрения новой техники и технологий вне зависимости от стоимости и прибыльности. В то же время, для определенных специальностей (хирург, стоматолог) хорошее оборудование часто важнее многих других факторов, так как облегчает условия труда, экономит время, снижает риски неблагоприятных последствий.
Результаты публичных интервью, проведенных с 5 собственниками и руководителями ведущих частных клиник г. Санкт-Петербург показали, что в сфере медицинских услуг, исходя из приоритета интересов пациента, при
принятии решения о приобретении оборудования экономический мотив как таковой не может быть доминирующим. На первом месте находится клиническая эффективность. Решение, основанное на медицинской целесообразности, позволяет завоевать доверие пациентов и обеспечивает в конечном счете прибыльность. Но при этом, безусловно, рассматриваются и комплексные экономические параметры - стоимость оборудования; расходы, связанные с установкой; расходы на обучение персонала и др. А при выборе конкретного поставщика оборудования учитываются не только физические и ценовые характеристики оборудования, но также дополнительные условия (гарантийное, постгарантийное обслуживание, условия поставки и оплаты и др.).
Выводы. В настоящее время в российской системе здравоохранения преобладают организации государственной формы собственности. Однако в 2005-2016 гг. произошло существенное сокращение их количества, в частности, число амбулаторно-поликлинических организаций снизилось на 17,8%. Число амбулаторно-поликлинических организаций не государственной формы собственности за этот период выросло на 11,1%. В настоящее время каждая четвертая амбулаторно-поликлиническая организация является не государственной. В сфере платной медицины в России крупнейшими сегментами являются стоматология, диагностика, гинекология и урология. Особенности спроса на медицинские услуги обусловливают соответствующий постоянный рост вложений коммерческих медицинских учреждений в машины и оборудование. Внедрение нового оборудования сопровождается как прямыми, так и косвенными финансовыми эффектами, и является важным конкурентным преимуществом медицинских организаций.
Список литературы
1. Анализ рынка медицинских услуг в России в 2013-2017 гг., прогноз на 2018-2022 гг. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL: https://marketing.rbc.ru/research/27532/
2. Бюллетень социально-экономического кризиса в России. Рынок платных услуг населению [текст]: Выпуск №15, июль 2016. - Москва: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 15 с.
3. Засимова Л. С. Особенности внедрения новых медицинских технологий в частных медицинских учреждениях Санкт-Петербурга [текст] / Л.С. Засимова // Менеджер здравоохранения, 2011, №12. - С. 15-23.
4. Здравоохранение в России. 2017 [текст]: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2017. - 170 с.
5. Исследование рынка коммерческой медицины за 2016 год - первую половину 2017 года [текст]: - Москва: ООО «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги», 2017. - 48 с.
6. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс] - режим доступа:и^: http://federalbook.ru/ files/FSZ/ soderghanie/ Tom%2012/1-9.pdf.
7. Лисицин Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение [текст]: учебник. - 3-е изд. перед.и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 544 с.
8. Маркетинговое исследование рынка медицинской техники и изделий [текст]: -Екатеринбург, 2014. - 42 с.
9. Маркетинговое исследование рынка медицинских услуг в России 2017 г.: РБК исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://marketing.rbc.ru
10. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [текст]: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 288 с.
11. Медицина бессильна [Электронный ресурс] // Эксперт Урал, 2014. №26 (606) -Режим доступа: URL: http://expert.ru/ural/2014/26/meditsina-bessilna/media/240939.
12. Медпортал [Электронный ресурс] : Медицинский портал о здоровье человека -Режим доступа: URL: http://www.medportal.ru].
13. Нормативно-правовой глоссарий. Медицина и здравоохранение. Классификация медицинских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://pl-e.ru/w.
14. Платное обслуживание населения в России. 2017 [текст]: Стат. сб. / Росстат. -Москва, 2017. - 110 с.
15. Росстат. Современные проблемы медицинского обеспечения больных с кардиоза-болеваниями. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/.
16. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации [текст]: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во «Дашков и Ко» 2008 - 303 с.
17. Техническое оснащение медицинских учреждений России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL:http://www.chitamed.ru/.
18. Уварина Ю.А., Шушкин М.А. Инновационные бизнес-модели медицинских центров: маркетинговый инструментарий анализа реализации бизнес-процессов [текст] // Инновации, 2016, № 1 (207). - С. 99-109.
19. Хитров С. Люди едут лечиться в регионы, потому что там дешевле - исследование рынка платной медицины [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rb.ru/opinion/vse-hotyat-vylechitsya/.
20. Щербакова А.А. Организация материально-технического обеспечения учреждения здравоохранения [текст] / А.А. Щербакова // Проблемы развития территории, 2011. Вып. 4 (56) , 2011. - С. 104-109.
21. Экономика здравоохранения [текст]: Учебно-методическое пособие для студентов / Под редакцией проф. В.К. Юрьева. - Санкт-Петербург, 2009. - 77 с.
Kozlova Elena Ivanovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia Novak M.A.., Cand.Econ.Sci., associate professor Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia
THE MARKET OF PAID MEDICAL SERVICES IN RUSSIA: DYNAMICS, FACTORS OF DEVELOPMENT
Abstract. This article is devoted to the study of the structure and dynamics of the market of paid medical services in Russia in 2014-2017, the prospects of its development in 2018. The ratio of the main subjects of this market is analyzed. Attention is drawn to the steady trend of increasing the cost of fixed assets of non-profit health care organizations, which allows us to consider the availability of new equipment and medical equipment as an important element of the competitive advantages of participants in the market of medical services.
Keywords: paid services to the population, the market of medical services, natural volume of the market of medical services, types of medical institutions, strategy of behavior of participants in the market of medical services.