Характеристика системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России The essence and characteristics of competition in the market of medical services
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 339.13 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16024
Н.В.Кузнецов,
кандидат экономических наук, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: [email protected]
А.В.Рулева,
магистр 2 года обучения, факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: [email protected] М.В.Рулев,
магистр 2 года обучения, факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт- Петербург, Россия, E-mail: [email protected] N.V. Kuznetsov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia, E-mail: [email protected] M.V. Rulev,
Master 2 years of study at the Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia, E-mail: [email protected] A.V. Ruleva,
Master 2 years of study at the Faculty of Technology Management and Innovation, ITMO University, St. Petersburg, Russia, E-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье дается характеристика системе здравоохранения и рынку медицинских услуг в России. В статье раскрывается значимость медицинского обслуживания населения, как одного из важнейших элементов социально -экономического развития общества. Дается краткое объяснение структуру современной системы здравоохранения в России. Так же в статье представлена правовая структура систем здравоохранения и связанные с ней понятие, в соответствие с существующим
законодательством. Раскрывается сущность понятий: медицинская услуга, рынок медицинских услуг. Описывается ситуация, связанная с конкуренцией на рынке медицинских услуг, основные проблемы в формировании конкурентной среды на рынке медицинских услуг. Так же в статье приведены основные факторы, затрудняющие конкурентоспособность медицинских услуг.
Summary: The article presents a description of the health care system and the medical services market in Russia. The article reveals the importance of medical services to the population as one of the most important elements of the social and economic development of society. A brief explanation is given of the structure of the modern health care system in Russia. The article also presents the legal structure of health care systems and the concept related to it, in accordance with existing legislation. The essence of the concepts is revealed: medical service, medical services market. The situation associated with competition in the market of medical services, the main problems in the formation of a competitive environment in the market of medical services are described. Also in the article are the main factors hindering the competitiveness of medical services.
Ключевые слова: система здравоохранения, медицинское обслуживание населения, медицинская услуга, рынок медицинских услуг, конкуренция на рынке медицинских услуг, конкурентоспособность.
Keywords: health care system, medical services for the population, medical services, medical services market, competition in the medical services market, competitiveness.
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», - это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека -главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
В настоящее время в нашей стране существует система здравоохранения, представляющая собой разветвленную сеть медицинских учреждений, деятельность
которой направлена на предупреждение заболеваний и их лечение, а также совокупность органов управления данными учреждениями.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является главным органом управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.
В ведении данного Министерства находится Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которое возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови и другие функции, а также иные подведомственные органы и учреждения здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая представлена на рис.1.
Рис. 1 показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.
В соответствии с п. 1 ст. 3 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» , законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Рисунок 1. — Схема здравоохранения Российской Федерации
Основным федеральным законом в области здравоохранения, обязательным на всей территории Российской Федерации, является Конституция РФ, закрепляющая следующие принципы в сфере охраны здоровья (ст. 41):
- каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
- в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарноэпидемиологическому благополучию.
К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения в Российской Федерации, относится также Закон РФ «О медицинском страховании граждан
в РФ», в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования(ОМС ).
В ст. 10 Закона перечислены источники финансирования системы здравоохранения. Это - финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:
- финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;
- обеспечение профессиональной подготовки кадров;
- финансирование научных исследований;
- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
В отличие от товара, медицинская услуга имеет следующие особенности:
- Выделяются неосязаемость услуг, неотделимость от источника их предоставления, совпадение стадии производства и потребления, невозможность транспортировки и хранения, а также изменчивость в уровне качества;
- Конкурентоспособность услуги включает три основные составляющие. Одна из них сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания, сбыта и сервиса услуги, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья отражает субъективное восприятие услуги покупателем.
- Покупатель - главный оценщик услуги. Все элементы конкурентоспособности услуги должны быть очевидны потенциальному покупателю. Важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, другие факторы личного характера.
Исследователи, выделяя особенности медицинских услуг, отмечают, что им присущи следующие свойства общественных благ, такие как неисключаемость и неконкурентность. М.Н. Голоднюк добавляет такие признаки, как эксклюзивность услуги, синхронность ее
предоставления и получения. Последнее свойство подтверждает обоснованность авторского выбора базовой конструкции.
Исходя из сущности и особенностей понятия «медицинская услуга», как действия, приносящего пользу, удовлетворение потребителю, были выявлены ее ключевые характеристики, такие как «качество» и «доступность» данного вида услуг, определяющие конечный результат их оказания (табл. 1).
Таблица I
Сущность понятия «медицинская услуг»»"
Сущность понятая «мелппиягкая услуга»
«качество» «достуиность»
Сервисные характеристики предоставления медицинской услуга (комфорт. дизайн, условия ожидания) Возможность в кратчайшие сроки получить доступ к медицинской услуге (прием специалиста. назначенное исследование процедура)_
Профессионализм мелшшнского персонала (уровень квалификации. ооразование. наличие опыта работы, корректность при обшенни. возможность контактировать с врачом на протяжении всего периода наблюдения) Возможность с минимальными затратами ресурсов потреоитсля получить медицинскую услугу
Скорость н точность постановки диагноза (быстрота осуществления назначенных процедур анализов и получения результатов, что достигается посредством четкой координации действий пациентов и коммуникации медицинского персонала с необходимыми подразделениями организации здравоохранения) Территориальная близость медицинской организации к потребителю услуг, транспортная доступность. наличие парковки
Возможность самостоятельной записи потребителя медицинских услуг на прием к специалисту через терминал интернет Отсутствие очереди в медицинской организации (у кабинетов к специалистам, при обращении в регистратуру. при проведении лечебно-диагностических операций и т.д.)
Наличие оперативного доступа лля потребителя медниинскнх услуг к персональным медицинским сведениям через интернет (при использовании в медицинской организации информационно-аналитической системы. электронных медицииских карт пациентов, наличии у пациента электронного полнел ОМС) Наличие в достаточном объеме квалифицированных кадров как широкого профиля, так и узких специалистов; а также медицинского ооорузования в соответствии с современным уровнем предоставления медицинских услут.
Рынок медицинских услуг включает в себя совокупность медицинских учреждений различных организационно-правовых форм, предоставляющих лечебно-профилактические услуги населению, активно взаимодействующих с производителями медикаментов, оборудования и товаров медицинского назначения, страховыми организациями и контролирующими органами государственной и муниципальной власти. Отличие медицинской услуги от иных немедицинских товаров и услуг выражается в приоритете сохранения жизни и здоровья над возможными расходами.
Представителями рынка медицинских услуг выступают государственные и ведомственные учреждения здравоохранения, частные клиники и индивидуальные предприниматели.
Рынок медицинских услуг следует относить к рынкам несовершенной конкуренции , при котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Для преодоления входных барьеров участники рынка должны обладать соответствующей материально-ресурсной базой, пройти все этапы административного согласования. В противном случае, они не могут рассчитывать на высокие прибыли и доминирующие позиции на рынке. Эти выводы подтверждаются и при анализе модели формирующегося рынка медицинских услуг в России.
Некоторые исследователи отмечают определенные сложности в формировании конкурентной среды на рынке медицинских услуг. В частности, к отдельным из них, можно отнести:
- противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);
- противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
- противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);
- противоречие, в котором заключена сущность того, что действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без соответствующего снижения стоимости медицинской услуги;
- отсутствие возможности и недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных специалистов. Появляются дефицит и перекосы рынка в результате информационной асимметрии.
Сегодня рынок медицинских услуг характеризуется, с точки зрения исследователей, достаточно низкой конкурентоспособностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами (рис.1.2):
Охарактеризуем более подробно факторы, затрудняющие конкурентоспособность медицинских услуг.
1. Революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг.
2. Консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности.
3. Отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства.
4. Отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов "Управление конкуренцией в здравоохранении".
5. Неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг.
6. Отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.
Московский экономический журнал №6 2019 Список литературы
1. Дячук, Е. А. Управление развитием инновационной системы учреждений здравоохранения: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05.-СанктПетербург, 2018. - 175 с.
2. Колпаков В. М., Дмитренко Г. А. Стратегический кадровый менеджмент: Учеб. пособие. —2_е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2005. — 752 с.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собр. законодательства РФ. - 2014
4. Кружкова, Ю.И. Проблемы конкурентоспособности медицинских услуг в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2017. - №10. - С. 154-159.
5. Назарова, В.В. Рынок медицинских услуг: особенности конкурентной ситуации // Вестник СПб ГУ. - 2008. - Вып. 4.
6. Никитина, Е.И. Основные направления повышения эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №3 (294). 18]
7. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 21.04.2018) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950)
9. Терехова, Е.Ю. Формирование конкурентоспособности медицинской организации : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Сочи, 2004. - 26 с.
10. Федеральный закон N 1499-1 от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ).
11. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ ст 3 (ред. от 03.08.2018)
12. Швец, Ю.Ю. Факторы и условия развития конкурентоспособности медицинской услуги в РФ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №3.