2(305) - 2013
Анализ видов экономической деятельности
УДК 379.85:338.48
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
В. Г. КЕЩЯН,
доктор экономических наук, профессор кафедры биржевого дела и ценных бумаг E-mail: Vazgen. K@bk. ru Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова А. Н. КУГУШЕВА, соискатель, преподаватель кафедры инновационного управления и предпринимательства E-mail: Kugusheva. AN@bk. ru Российский государственный университет туризма и сервиса
Исследование посвящено анализу проблем, препятствующих развитию активного туризма в России, а также описанию предложений по их решению.
Ключевые слова: туризм, активный туризм, проблемы.
Во многих европейских странах туризм исторически стал одним из приоритетных видов экономической деятельности. В России индустрия туризма как перспективное направление в экономике страны может стать своеобразным катализатором ее социально-экономического развития. Туризм способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, положительно влияет на рост занятости населения, стимулирует развитие таких ключевых секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потреб-
ления и др., оказывает положительное воздействие на изменение структуры территории.
Туризм получает в России все большее развитие. Предприниматели, несколько лет работающие в этой сфере, постепенно расширяют свой бизнес, что свидетельствует об увеличении спроса на туристские услуги со стороны как российских граждан, так и иностранных путешественников. Одной из перспективных форм этого вида экономической деятельности является активный туризм. Интерес к нему растет, особенно среди людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Это связано с тем, что благодаря активному туризму путешественник получает возможность изменения эмоциональной и психологической обстановки, физического состояния.
Активный туризм в нашей стране не носит массового характера. По мнению экспертов, активный туризм очень сложен в организации, требует особой
подготовки кадров, дорогой техники, продуманной логистики, но прибыль от него, как показывает опыт европейских компаний, гораздо выше, чем от любого другого операторского бизнеса. Операторы, организующие массовый отдых в традиционных курортных зонах, не могут получить такой прибыли от одного клиента, как операторы активного туризма, но, конечно, этой сфере необходимы должные внимание и поддержка со стороны государства.
Целью проведенного исследования является анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в России, для чего необходимо было решить ряд задач: выявить эти проблемы, предложить пути их решения и обозначить перспективы развития.
Прежде чем перейти к анализу, необходимо дать определение активного туризма. Нормативно-правовая база не содержит такого понятия, что создает неопределенность как для предпринимателей, занятых в этой сфере бизнеса, так и для потребителей (путешественников), так как позволяет трактовать его по-своему. В исследовании используется следующее определение: активный туризм — это форма туризма, связанная с активными способами передвижения по маршруту в целях рекреации, физического отдыха, психологической разгрузки, а также интеллектуального и культурного развития.
В России традиционно высокой популярностью пользуются такие виды активного туризма, как горнолыжный, пешеходный, водный, велотуризм и др. Все более популярными становятся парусный, конный, экстремальный, рыболовно-охотничий туризм и спелеотуризм. Вместе с тем на долю активного туризма приходится не более 1 % рынка турпродук-тов. Из 19 тыс. туристических фирм, зарегистрированных в РФ, только около 50 являются туроператорами по активному и приключенческому туризму.
В настоящее время этот рынок постоянно развивается, свыше 150 тыс. чел. в 2011 г. воспользовались услугами организованного активного туризма. Объем рынка в 2011 г. составил около 1,5 млрд долл. США.
Интерес к активным турам в последнее время растет на 20—25 % в год. При этом около 70 % российских активных туров рассчитаны в основном на наших соотечественников. Около 5 % россиян предпочитают активный туризм. Но аналитики уверены, что в ближайшем будущем именно за счет этого сектора будет прирастать и въездной поток. В перечень объектов, включенных в список Всемирного
наследия ЮНЕСКО, входят Соловецкие острова, девственные леса Коми, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Куршская коса, Уб-сунурская котловина и озеро Байкал. Именно такие объекты вместе с заповедниками и национальными парками, по данным Всемирной туристской организации, в первую очередь привлекают состоятельных иностранных путешественников.
Можно даже утверждать, что потенциалом для развития активного туризма обладает вся территория РФ. В исследовании проведен анализ на примере Республики Карелия, Камчатского, Краснодарского, Алтайского и Ставропольского краев, которые наиболее популярны среди «активных» туристов. Так, по оценкам независимых российских информационных агентств, Карелия занимает 3-е место в рейтинге предпочтений российских туристов после Байкала и Камчатки, а по активным видам — 1-е. Краснодарский край, славящийся красивыми пейзажами и разнообразием ландшафтов, по данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА», вошел в тройку лидеров главной номинации — «Высший уровень инвестиционной привлекательности». В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. отмечено, что Алтайский край — это всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха.
Все перечисленные выше субъекты РФ имеют ряд сходных черт. Они обладают благоприятными для развития активного туризма природно-климатическими ресурсами, обилием достопримечательностей, во многих из них уже имеются разработанные для активных путешествий маршруты, рассчитанные на различные способы передвижения. На их территориях начинают формироваться актуальные проекты по развитию туризма, российские предприниматели и органы государственной власти этих субъектов РФ выступают с инициативой их финансирования.
Инвестиционный интерес к активному туризму растет. Сегодня в эту сферу не только вкладывают средства отечественные предприниматели (в основном московские и санкт-петербургские), но появились и государственные целевые программы соответствующего развития регионов. Заинтересованность в развитии российского рынка активного туризма проявляют также европейские компании, которых привлекает возможность предложить своим искушенным клиентам что-то новое.
Расширение сферы активного туризма влечет за собой развитие не только инфраструктуры регионов, сетей туристических баз и комплексов, но и индустрии, производящей для нужд путешественников технические устройства, туристическое снаряжение, экипировку, посуду, средства личной гигиены и моющие средства, устройства навигации, осветительные и оптические приборы, фототехнику и т. д. К примеру, производителю велосипедов выгодно вкладывать инвестиции не только в развитие своего производства, но и в развитие маршрута, на котором будут совершаться велотуры.
Несмотря на то, что активный туризм в России имеет инвестиционную привлекательность, развивается он низкими темпами. Анализ проблем, препятствующих этому развитию, показал следующее.
В рамках концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)» выделены следующие проблемы развития туризма в России:
- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристс-ко-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- невысокое качество подготовки необходимых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.
По мнению К. В. Старостенко1, основными факторами, оказывающими отрицательное влияние на развитие российской индустрии туризма, являются следующие:
— резкое сокращение платежеспособного спроса населения;
— рост числа туристов, самостоятельно бронирующих туристские услуги, в первую очередь услуги средств размещения;
— сокращение путешествующих в страны с высоким риском вирусных заболеваний, нестабильной социально-политической ситуацией и техногенными рисками;
1 Старостенко К. В. Развитие активного туризма в России:
проблемы и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 2.
— ограничение доступа туристских компаний к кредитным ресурсам и высокие ставки за пользование ими;
— изменение структуры потребительского спроса на туристские услуги (более востребованными стали поездки экономического класса и отдых на отечественных курортах с улучшенным сервисом, популярнее стали маршруты выходного дня).
В результате воздействия указанных выше факторов снизились доходы туроператоров, усилилась ценовая конкуренция, возрос дефицит ликвидности, значительно сократилось количество мелких турфирм. Выездной туристский поток, к примеру в 2010 г., снизился на 15,5 % и составил 9,6 млн туристов. Одновременно уменьшился объем въездного туризма на 8,5 %, что в натуральном выражении составило 2,1 млн туристов. При общем увеличении внутреннего потока путешествующих количество организованных туристов сократилось до 28,2 млн человек и составило 10,5 %. В своем исследовании К. В. Старостенко выделяет только проблемы, связанные с развитием всей индустрии туризма, и не останавливается на проблемах развития активного туризма в России.
Главными проблемами в развитии активного туризма являются недофинансирование этой сферы бизнеса, которое выражается в отсутствии программ доступного кредитования, инвестиционных проектов развития активного туризма и т. д., а также слабое развитие сетей транспортного сообщения, без которых массового притока туристов не следует ожидать. Удаленность регионов друг от друга и низкое качество дорог часто создают непреодолимые препятствия для путешественников. Многие из них отказываются от активного туризма по России, зная о трудностях, с которыми они могут столкнуться по вине слаборазвитой инфраструктуры.
Путешествия носят разовый характер, большинство туристов, изучив все достопримеча -тельности тура, не стремятся совершить его вновь. Следует отметить также низкий уровень информированности населения о существующем предложении активных туров и слаборазвитую систему продаж внутренних направлений активного туризма, дальнейшее развитие которого невозможно без энергичного продвижения турпродукта на рынке, без формирования имиджа регионов как благоприятных территорий для активных путешествий. Проблемы создают необъективность средств массовой информации и появление недостоверных
сведений о ряде туристских компаний, что связано с их информационной войной. Необходима активная реклама, и начать ее следует с популяризации местных достопримечательностей, о наличии которых коренные жители даже не подозревают.
Существует и такая проблема, как ограниченное количество фирм в регионах, которые располагают необходимыми ресурсами для организации маршрутов в рамках активного туризма. Обычно существуют одна—две фирмы, занимающиеся организацией активных туров, остальные лишь перепродают продукт. Скудость предложений и отсутствие гибкости при формировании активных туров создают препятствия в их реализации. В России около 50 компаний специализируются на активном туризме. Большинство из них создано на базе советских туристских клубов либо бывшими «активными» путешественниками. География этих операторов такова: по две компании существуют на Урале, на Кольском полуострове и в Архангельске, по три — на Байкале и на Камчатке, десять — на Алтае (при этом каждая из этих фирм узкоспециализированная), семь — в Карелии, по одной во Владимирской и Ярославской областях и на Чукотке, пять — на Кавказе. Практически ни у одного регионального оператора нет представительства в Москве2.
Многие регионы воспринимают свои туристические объекты как рассчитанные в большей степени на местное население, а не на население соседних регионов, что также приводит к тому, что туризм развивается как некое разовое посещение.
Большинство путешественников, отправляющихся в активные туры, являются представителями самодеятельного туризма, т. е. они совершают путешествия вне туристской индустрии. В европейских странах такой вид туризма вообще отсутствует, так как обычно человек не может сам сплавиться по реке, подняться в горы и т. п. — всегда есть риск нарушить медицинскую страховку и попасть в частные владения.
Необходимо сказать и о сложностях, возникающих у путешественников, желающих совершить активный тур в одиночку или вдвоем, так как порой требуется наличие уже сформировавшейся группы путешественников, или при наличии сборной группы возникают проблемы недобора участников группы, что последовательно приводит к отказу от реализации активного тура турфирмой.
2 Официальный сайт электронной газеты RATA News. URL: http://www. ratanews. ru.
Также к проблемам, препятствующим развитию активного туризма в России, относятся сезонность большинства видов активного туризма (сплавы по рекам, велотуризм, лыжный туризм и т. д.), низкий уровень безопасности при реализации отдельных туров, особенно преодоление многокилометровых маршрутов, сильно удаленных от населенных пунктов.
В нормативно-правовой базе отсутствует понятие активного туризма и его видов, что дает повод для споров и разногласий в решении конфликтов по данному вопросу.
По вопросам, связанным с активным туризмом и его видами, нередко отсутствует статистическая информация, исследователи постоянно испытывают трудности в сборе данных. Многим исследователям приходится пользоваться либо устаревшей информацией, либо недостоверными или неполными сведениями, либо данными, полученными на основании проведения собственного, подчас не совсем объективного, анализа. Сегодня какие-либо данные или цифры, адекватно характеризующие сферу активного туризма, можно получить только на страницах официальных сайтов крупных операторов, работающих в этом направлении и поэтому вынужденных проводить собственные исследования. Однако они не спешат обнародовать результаты. Из-за нехватки информации у многих складывается ошибочное мнение о сфере активного туризма, что также не способствует его развитию.
Большинство из перечисленных выше проблем напрямую связаны с нехваткой квалифицированных кадров. Значительная часть сотрудников туристских компаний не имеют базового туристского образования. Бурное развитие туриндустрии привлекло в эту сферу много специалистов с высшим непрофильным образованием, которые были вынуждены получать профессиональные знания и навыки в процессе работы. Это обусловлено объективными причинами: практически отсутствовала система подготовки кадров с высшим образованием для туризма. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Только в Москве более ста вузов готовят специалистов для туристской индустрии, разработаны соответствующие государственные стандарты профессионального высшего образования. Вопрос о том, необходимо ли специальное образование для работников туриндустрии, во всем мире уже решен положительно3.
3 См.: ФедулинА. А. Дискуссия // Турбизнес. 2003. № 16.
Однако туризм в России развивается так стремительно, что национальная система профессионального образования не успевает адаптироваться к новым туристским реалиям и разрабатывать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как в нашей стране, так и за рубежом. Цивилизованное развитие индустрии туризма требует системной подготовки кадров. Представители крупнейших образовательных учреждений в публичных высказываниях сходятся во мнении, что основная специализация «Социально-культурный сервис и туризм», созданная 12 лет назад, сегодня уже не отвечает требованиям времени.
Большинство российских вузов готовят специалистов для туриндустрии, предлагающей выездной туризм. А вопрос подготовки в России достаточного количества квалифицированных специалистов для работы в сфере активного туризма не ставится. Лишь некоторые авторы диссертационных исследований уделяли внимание указанной проблеме. При этом все отмечали специфику работы в сфере активного туризма, которая предполагает особую подготовку, наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, учебно-методического комплекса. На подготовку специалистов требуется несколько лет, в нее должна быть включена практика, база для которой также недостаточна. Все это приводит к дефициту кадров и сложностям в развитии рассматриваемой сферы.
Конечно, проблем, препятствующих развитию активного туризма в РФ, гораздо больше. Прове -денный анализ показал, что из-за перечисленных
выше трудностей за последние три года количество мелких турфирм, предлагающих активные туры, сократилось на 17 %, количество российских путешественников, предпочитающих активные туры, — на 15 %. Ощутима острая нехватка квалифицированных специалистов, количество разработанных маршрутов увеличилось всего на 3 % при существующей потребности такого увеличения на 15 % в год. При этом спрос на активные туры в 2010 г. увеличился на 10 %, а в 2011 г. — на 30 %.
Особенно ощутима нехватка объектов инфраструктуры. Так, из-за отсутствия необходимого количества гостевых домов, коттеджей и турбаз на пути следования по маршруту рост спроса на активные туры в 2011 г. на 30 % превысил предложение. Это говорит о том, что условия для дальнейшего развития активного туризма в России есть, однако потенциал не используется в полной мере.
В результате проведенного исследования можно выделить основные проблемы развития активного туризма в России и предложить пути их решения на уровне исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (см. таблицу).
В настоящее время происходят формирование восприятия туризма как вида экономической деятельности, а также переход на клиентоориен-тированные технологии в развитии туристской индустрии. Однако эта трансформация в большей степени носит декларативный характер и пока мало проявляется в реформировании системы развития туризма в регионах.
Для смены концепции туристского развития страны и реальных изменений в этой сфере
Основные проблемы, препятствующие развитию активного туризма в РФ и пути их решения на уровне органов государственной власти субъектов РФ
Основные проблемы, препятствующие развитию активного туризма в РФ Пути решения указанных проблем
Отсутствие нормативно-правовой базы развития активного туризма Для формирования нормативно-правовой базы развития активного туризма с учетом особенностей регионов необходимы разработка и внедрение программ развития объектов активного туризма, а также положений о проведении конкурса проектов в области активного туризма, о налоговых льготах для туристских организаций и др.
Отсутствие системы управления развитием активного туризма В рамках работы министерств туризма субъектов РФ необходимы лицензирование турагентской деятельности, оказание содействия в стандартизации сферы активного туризма и сертификации туристского продукта. Система программных мероприятий предусматривает координацию туристской деятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов, имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных с развитием сферы активного туризма и строительством объектов активного туризма, перевозкой грузов для этих целей
Продолжение таблицы
Основные проблемы, препятствующие развитию активного туризма в РФ Пути решения указанных проблем
Неразвитая система транспортного сообщения, низкое качество дорожного покрытия, недостаточный уровень безопасности при передвижении, что особенно отрицательно сказывается на развитии зимних видов активного туризма, а также на привлечении иностранных туристов Разработка программ транспортного развития региона с учетом климатических особенностей, особенностей рельефа региона и уровня качества имеющегося дорожного покрытия. Финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в приоритетных туристских районах региона
Отсутствие или недостаток соответствующей инфраструктуры (особенно для развития зимних видов активного туризма) Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в региональный бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью регионов). Действие указанных льгот должно распространяться на те организации туриндуст-рии, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части активного туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 %. Разработка и утверждение генеральных планов городов и районов с целевой ориентацией на формирование инфраструктуры туризма. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиниц, кемпингов, стоянок) позволит привлечь дополнительно более 4 млн туристов, в том числе из-за рубежа
Отсутствие или нехватка финансовой поддержки развития предпринимательства в сфере активного туризма Разработка инвестиционных проектов по развитию материальной базы, развитие материальной базы в рамках реконструкции и начало нового строительства объектов туристской индустрии; установление деловых контактов с партнерами по межрегиональному и международному сотрудничеству, решение первоочередных малоресурсных задач. Содействие продвижению инвестиционных проектов в соответствии с законодательством о предоставлении государственной поддержки разработке и реализации инвестиционных проектов, а также законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства на территориях регионов. Бюджетное финансирование проектов на условиях конкурсного размещения заказов, а также в рамках текущих расходов бюджета. Финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии активного туризма, из бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры. Проработка вопроса применения концессионных соглашений в отношении предоставления юридическим и физическим лицам права пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по действующим кредитам, полученным в российских кредитных организациях туристскими организациями (субсидии предоставляются туристским организациям на конкурсной основе при условии использования туристскими организациями таких кредитов на развитие туризма). Предоставление субсидий на выделение грантов для поддержки проектов (на конкурсной основе), направленных на развитие предпринимательской деятельности туристских организаций в сфере активного туризма
Отсутствие или нехватка квалифицированных кадров для работы в сфере активного туризма Для создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы активного туризма необходимы: — определение потребности регионов в кадрах; — определение перечня туристских профессий и соответствующих специальностей, необходимых для обслуживания в сфере туризма; — содействие учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для сферы активного туризма и подготовку кадров преподавателей (участие в финансировании, введение специальных стипендий)
Продолжение таблицы
Основные проблемы, препятствующие развитию активного туризма в РФ Пути решения указанных проблем
Отсутствие развитой сети информационных ресурсов для ознакомления как российских, так и иностранных путешественников с имеющимися туристическими предложениями, маршрутами, объектами туристического показа Создание региональных информационно-аналитических туристских центров с сетью представительств на территориях. Создание и наполнение разделов по активному туризму на региональных интернет-сайтах. Содействие формированию и популяризации образа регионов как территорий, благоприятных для активного туризма. Разработка и реализация рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему активному туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, проведение рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации). Организация участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках (организация единых региональных туристских стендов с привлечением органов местного самоуправления). Создание специализированных региональных учреждений (например, центральных туристско-информационных агентств), обеспечивающих продвижение туристского продукта на международный и российский туристские рынки посредством: — проведения информационных туров, туристских выставок, научно-практических конференций; — налаживания связей с международными туристскими организациями; — создания информационных банков, данных фирм, туров, маршрутов; — подготовки и издания информационных материалов о возможностях рынка активного туризма в регионе
Отсутствие образа, имиджа регионов как территорий безопасного и комфортного активного туризма Для решения данной проблемы необходимы: 1) разработка нормативных правовых актов по формированию имиджа и брендинго-вому позиционированию регионов; 2) разработка организационной схемы управления деятельностью по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов; 3) разработка схемы финансового обеспечения деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов; 4) организация деятельности субъектов имиджевой политики по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов, в том числе: а) систематическое, планомерное информирование общественных аудиторий о взаимодействии субъектов имиджевой политики с федеральными органами государственной власти, общественными и иными организациями; б) систематическое, планомерное информирование общественности на региональном и федеральном уровнях о деятельности субъектов имиджевой политики и систематическое информирование руководства регионов о существующей реакции общественности на проводимую политику; в) информационно-разъяснительная работа общественности (политических партий, общественных объединений, представителей национальных групп (диаспор), представителей религиозных конфессий) с населением с целью усиления внимания к проблемам нравственного, культурного и патриотического воспитания; 5) соответствующая организационная работа со средствами массовой информации; 6) формирование имиджа регионов на основе сохранения и развития культурного и духовного потенциала общества. Финансовая поддержка деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов может осуществляться за счет консолидированных бюджетов регионов, а также за счет других источников, в частности вовлечения основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории регионов, в процесс формирования их имиджа, что позволит консолидировать основные производительные силы в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, эффективного использования потенциала регионов, повышения благосостояния населения
Окончание таблицы
Основные проблемы, препятствующие развитию активного туризма в РФ Пути решения указанных проблем
Отсутствие развитой системы коммуникаций между региональными участниками сферы активного туризма: представителями государственной власти, турфирмами, гидами, гостиничным сервисом Координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия путем создания в регионах межведомственных комиссий по совершенствованию туристской инфраструктуры и смежных областей. Содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на их территориях. Организация ведения статистического учета относительно регионального активного туризма, создание реестров туристских ресурсов и субъектов туристской деятельности, а также проведение мониторинга туристских потоков
Отсутствие или недостаток туристических маршрутов, включающих реализацию нескольких видов активного туризма, а не монопродукт Стимулирование субъектов туристского рынка регионов к разработке комплексных туристских продуктов по направлению «активный туризм» за счет предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в региональный бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью регионов)
необходим иной подход к развитию активного туризма. Нельзя рассматривать активный туризм как «экономический проект». Многое зависит от усилий государственных органов по улучшению инфраструктуры регионов (прежде всего транспортной — дороги, аэропорты).
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: потенциал для развития активного туризма в РФ огромен, это обусловлено географическими особенностями и разнообразием рельефа страны, обилием достопримечательностей, памятников архитектуры, искусства и т. д.
Однако существует и большое количество проблем, главными из которых являются отсутствие развитой инфраструктуры, низкий уровень информированности населения об имеющихся ресурсах для предложения активных туров, отсутствие квалифицированных кадров для данной сферы, недостаточность правовой базы.
Решение указанных проблем невозможно без помощи государственных органов, органов местного самоуправления. Требуются создание развитых сетей инфраструктуры, коммуникаций, образовательных учреждений высшего и среднего образования, разработка учебно-методического комплекса и программ подготовки специалистов по активному туризму. Все это не только приведет к развитию активного туризма в России, но и повлечет за собой развитие регионов и промышленности, приток иностранных инвестиций и др.
Список литературы
1. Итоговый аналитический отчет по результатам комплексного исследования по теме: «Динамика предпочтений населения страны относительно развития внутреннего туризма». Екатеринбург, 2011.
2. Кугушева А. Н. Исследование потребительских предпочтений в сфере активного туризма. Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы всероссийской научно-практ. конференции. Вып. 12. М.: Ваш полиграфический партнер, 2011.
3. Лабзина О. Туристское образование в России: необходимость или обязанность? // Турбизнес. 2004. № 3.
4. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. Http://www. gov. karelia. ru.
5. Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: http://www. admkrai. krasnodar. ru.
6. Официальный сайт органов власти Алтайского края. URL: http://www. altairegion22.ru.
7. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт Ра». URL: http://www. raexpert. ru.
8. Официальный сайт электронной газеты RATA News. URL: http://www. ratanews. ru.
9. Пучкова Л. Высшая школа и турбизнес // Турбизнес. 2004. № 2.
10. Ставропольский край: портал органов государственной власти. URL: http://www. stavregion. ru.
11. Федулин А. А. Дискуссия // Турбизнес. 2003. № 16.