Научная статья на тему 'Обслуживание зарубежных экскурсионных групп в Москве как составляющая имиджа туристического региона (по итогам 2015-2016 гг. )'

Обслуживание зарубежных экскурсионных групп в Москве как составляющая имиджа туристического региона (по итогам 2015-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ / ТУРИЗМ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ЭКСКУРСИОННЫЕ ГРУППЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ТУРИСТ / TOURIST IMAGE / TOURISM / TOURIST REGION / ECONOMICS / INFRASTRUCTURE / TOURIST INDUSTRY / EXCURSION GROUPS / FOREIGN TOURISTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Замятина Наталья Александровна, Збарская Анна Владимировна

В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием и формированием туристского имиджа региона. Также рассматриваются актуальные проблемы обслуживания зарубежного туриста в Московском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers issues of the notion and formation of a tourist region image and considers problems of the service for inbound tourists in Moscow Region.

Текст научной работы на тему «Обслуживание зарубежных экскурсионных групп в Москве как составляющая имиджа туристического региона (по итогам 2015-2016 гг. )»

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ ГРУПП В МОСКВЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА ТУРИСТИЧЕСКОГО РЕГИОНА (ПО ИТОГАМ 2015-2016 ГГ.)

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием и формированием туристского имиджа региона. Также рассматриваются актуальные проблемы обслуживания зарубежного туриста в Московском регионе.

Ключевые слова: туристский имидж, туризм, регион, экономика, инфраструктура, индустрия туризма, экскурсионные группы, зарубежный турист.

SERVICE FOR FOREIGN TOUR GROUPS IN MOSCOW AS A COMPONENT OF THE TOURIST REGION IMAGE (BASED ON 2015-2016)

Annotation. The article covers issues of the notion and formation of a tourist region image and considers problems of the service for inbound tourists in Moscow Region.

Keywords: tourist image, tourism, tourist region, economics, infrastructure, tourist industry, excursion groups, foreign tourists.

В наше время вопросы имиджа территории привлекают внимание не только ученых-исследователей, но и многих представителей государственной власти. Публикации, касающиеся имиджа региона в печатных СМИ и новых медиа, пиар-акцент краеведческой литературы, активное обращение к культурным традициям в популяризации региона - многое из этого ориентировано именно на определение, поддержание, уточнение и продвижение туристского имиджа России.

По одному из определений, имидж территории - это совокупность эмоциональных иррациональных представлений, складывающихся на основе сопоставления воспринимаемых характеристик территории, собственного опыта людей и транслируемых слухов [7]. При обсуждении проблем формирования имиджа территории (района, города, региона) у многих возникают ассоциации с развитием туризма. Другое дело, что при формировании имиджа необходимо учитывать региональную специфику - имидж должен привлекать внимание к территории за счет акцента на ее уникальности, индивидуальности. Имидж территории создается, в первую очередь, конкретными достижениями и делами местных чиновников, управленцев, известных личностей мира искусства и культуры, выдающихся ученых. Профессиональное формирование имиджа дает территории значительные преимущества, повышает ее конкурентоспособность. На сегодняшний день это широко применяемый инструмент, стимулирующий территориальное развитие, способствующий повышению узнаваемости, привлекательности территории, а также ее популяризации, как среди местных жителей, так и среди гостей, туристов, инвесторов. Для путешественников значимы наличие и состояние гостиничных комплексов, транспортной инфраструктуры, культурно-развлекательных, зрелищных учреждений, культурно-исторических объектов, ресторанного обслуживания, оборудованных мест и рекреационных зон для отдыха на природе, вблизи водоемов и т. д. При этом степень разработанности туристических предложений на данной территории и способы продвижения их через туристические компа-

УДК 338.486-2-054.6(1-2) Н.А. Замятина А.В. Збарская

Natalya Zamyatina Anna Zbarskaya

© Замятина Н.А., Збарская А.В., 2017

нии являются предварительной платформой для формирования привлекательного для туристов имиджа территории, а не наоборот [7].

Сегодня туризм становится все более популярной отраслью экономики, и развитие в этом направлении привлекательно для многих российских регионов, в том числе и для тех, которые никогда ранее себя не позиционировали подобным образом, но потенциально способны выйти на рынок со своим турпродуктом. Не последнюю роль в туризме, наряду с развитием инфраструктуры и популяризацией направления, играет организация обслуживания зарубежных туристических групп. В конечном итоге именно это серьезно сказывается на формировании имиджа целого туристического региона. В данной статье рассмотрим некоторые проблемы обслуживания зарубежного туриста в Московском регионе.

Главным проблемным вопросом для Москвы остаются парковки для туристического транспорта. Несмотря на обещания Правительства Москвы организовать 63 специальные бесплатные парковки на 400 мест, фактически приходилось обходиться восемью. В декабре 2016 г., в ходе реализации планов по реорганизации транспортного хозяйства Москвы, 3 из 8 парковок: Васильевский спуск, набережные напротив Храма Христа Спасителя и у Новодевичьего монастыря - стали платными с удручающими тарифами (первые 30 минут - 50 руб., с 31 минуты - 1000 руб./час). Неизбежное ожидание транспорта сокращает экскурсионное время на 20-30 минут во время каждой остановки. При перегруженном московском метро, альтернативы перевозки туристов по Москве нет. При новых тарифах ожидать того, что парковка транспорта будет закладываться в смету турагентствами, тоже не приходится. Статья с анализом сложившейся транспортной обстановки уже появилась в средствах массовой информации [1].

Второй главной проблемой для Москвы стало обслуживание многочисленных и больших по составу туристических групп из Китая. Связано это с тем, что вслед за некоторыми другими странами, Россия стала одним из популярных туристических направлений для Китая. Для максимального использования потенциала этого сегмента туристического рынка еще в 2000 г. было организовано безвизовое обслуживание организованных китайских туристических групп, основной же поток туристов хлынул в Россию после девальвации российской валюты в 2014 г. [4; 8]. Для освоения такого масштабного клиента, который, например, в Калифорнии, вышел на первое место по объему расходов на человека [11], правительством был пересмотрен закон об участии иностранцев в обслуживании туристических групп на территории РФ (приказ Министерства труда и социальной защиты России за номером 117н от 18 марта 2015 г.). Теперь, спустя год, подводятся итоги этого эксперимента [2; 6]. Официальная цифра в 670 тыс. туристов при объеме турбизнеса в 2,5 млрд руб. за 2015 г. (на 63 % выше 2014 г.), в 2016 г. была пройдена уже летом, а расходы одного китайского туриста на поездку в Россию составили в среднем 3700 долл. [4; 9]. Из положительного: увеличился поток туристов по российским городам в рамках маршрутов традиционного «Золотого кольца» и нового разработанного маршрута в рамках проекта «Красный Китай» (с посещением Ульяновска, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга). Была задействована и территория Новой Москвы: после научной реставрации в усадьбе Старо-Никольское в пос. Первомайское открылся музей компартии КНР [10]. Подстроившись под китайского потребителя, увеличили свои продажи некоторые российские заводы [6; 8]. В 2016 г. для восполнения нехватки сопровождающих туристических групп с китайским языком в Москве, на базе Ростуризма и Института управления персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями ГУУ (Государственного университета управления), вслед за Петербургом, были подготовлены порядка 50 чел., в основном, китайские студенты российских вузов и гиды-китайцы, давно работающие в России.

Однако, несмотря на восторг от количества приезжих, готовых потратить свои деньги в России, постепенно накопились проблемы, требующие разрешения. Прежде всего, изменения в законо-

дательстве и разрешение иностранцам заниматься экскурсионным обслуживанием групп, уже сказалось на российском рынке труда среди гидов-переводчиков с китайским языком. До сих пор владение редким для российской действительности китайским языком, давало возможность хорошего заработка. Однако подавляющее большинство китайских групп научились обходиться без российских гидов. И даже в строгом на проверки Московском Кремле, начиная с лета 2015 г., а особенно в 2016 г., фиксируются многочисленные нарушения работы сопровождающих группы, не имеющих музейной аккредитации. В Петербурге число китайских гидов без лицензии, по подсчетам, составляет 40 %, и правительство города уже принимает меры по борьбе с нелегалами [3; 5]. Все это уже повлекло за собой негативные последствия - за китайскими группами на подобный режим работы перешли группы, прибывающие из Ирана и Индии. Складывается обстановка незащищенности российского туристического рынка труда, что постепенно приведет к вымыванию квалифицированных кадров из состава гидов-переводчиков.

Другой не менее важной проблемой обслуживания туристических групп иностранцами стало качество информации, предоставляемой туристам о нашей стране. По сравнению с гидами-переводчиками, получившими аккредитацию от Правительства Москвы после прохождения 2-3 летнего обучения и сдачи сложнейших экзаменов на знание истории, искусства, музееведения и экскур-соведения, иностранные сопровождающие групп в редком случае имеют высшее гуманитарное образование. В результате, вместо создания позитивного имиджа посещаемой страны, туристы получают не только нагромождение исторических нелепостей, но и откровенно негативную информацию о стране, ее жителях и культуре. Эти случаи фиксировались добровольцами из числа изучающих китайский язык студентов и профессиональными переводчиками как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, и представлены в средствах массовой информации в изобилии [3; 4; 6].

И, наконец, немаловажно оценить само качество обслуживания китайского туриста во время прохождения туристической программы. Уже бросается в глаза на улицах Москвы большое количество устаревших автобусов, развозящих китайские группы. Для организации питания выбираются дешевые забегаловки или временные сезонные столовые с китайским персоналом, антисанитарией и отсутствием понятия комфорта во время принятия пищи. Для получения комиссионных от продажи сувениров и золотых изделий российских ювелирных заводов, экскурсионные программы часто сильно сокращаются. Если к этому добавить отсутствие не только парковки, но и места высадки пассажиров для туристических автобусов на Комсомольской площади, то картина пребывания китайского туриста в Москве завершается 15-минутным пешим переходом от здания Внешторгбанка на пр. Андропова через несколько пешеходных переходов к Ленинградскому вокзалу.

Немаловажно также оценить изменение имиджа Москвы как туристического региона в связи с концентрацией иностранного китайского туриста в местах основных достопримечательностей и туристической инфраструктуры. Петербург, являясь популярным туристическим направлением внутреннего российского туризма, уже испытывает нехватку трехзвездочных гостиниц для россиян, все они переключились на более выгодного китайского клиента. То же самое наблюдается и в отношении транспортных компаний: китайский клиент платит меньше, но наличными. В связи с этим турагентства сталкиваются с проблемой нехватки качественного туристического транспорта, когда осуществляют безналичные расчеты по более низким тарифам при обслуживании бюджетных групп из Бангладеш, Пакистана, Индии. И, наконец, отклики самих путешественников о Москве за последние 2 года резко меняются на негативные при столкновении с очередями из бесконечных китайских групп при проходе в музеи и т.д.

Очевидно, что без комплексного подхода к решению имеющихся в Московском регионе проблем по указанным направлениям не может быть создана материально-техническая база, обеспечивающая возможность предоставления необходимого объема услуг, соответствующего требованиям

успешного продвижения на конкурентном рынке Московского региона и реализации его туристского потенциала. В то же время необходимо помнить, что процесс формирования имиджа региона на туристском рынке целесообразно осуществлять поэтапно по мере укрепления и расширения как материально-технической базы, так и его туристского потенциала в целом.

Библиографический список

1. Апрельская, Е. Повышение платы за парковку парализовало работу турфирм в столице: Дальше парковки туристы не уедут [Электронный ресурс] / Е. Апрельская // Московский комсомолец. - 2016. - № 27275. -Режим доступа : http://www.mk.ru/moscow/2016/12/08/dalshe-parkovki-turisty-ne-uedut.html (дата обращения : 09.12.2016).

2. Бесполезные гости: Почему китайские туристы не помогут российской экономике [Электронный ресурс] // LENTA.RU. - 2016. - Режим доступа : https://lenta.ru/articles/2016/11/29/china_down/ (дата обращения :

09.12.2016).

3. В Петербурге задержали нелегальных гидов из Китая [Электронный ресурс] // LENTA.RU. - 2016. - Режим доступа : www.lenta.ru/news/2016/09/08/chineseguide (дата обращения : 09.09.2016).

4. Иутенков, А. Эмиссары китайской мафии [Электронный ресурс] / А. Иутенков // Совершенно секретно. -2016. - № 9/386. - Режим доступа : www.sovsekretno.ru/articles/id/5529 (дата обращения : 07.10.2016).

5. Крылова, А. Россия глазами китайских туристов : как Ленин из Эрмитажа Петра Первого прогонял [Электронный ресурс] / А. Крылова // Комсомольская правда. - 2016. - Режим доступа : http://m.spb.kp.ru/daily/26550.7/3566264/ (дата обращения : 06.12.2016).

6. Кузнецова, Е. Туризм в красном тереме [Электронный ресурс] / Е. Кузнецова // Ведомости. - 2016. -№ 4110. - Режим доступа : www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/07/06/648112-turizm-krasnom-tereme (дата обращения : 16.07.2016).

7. Понукалина, О. В. Социологические методы исследования имиджа организации / О. В. Понукалина // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - № 4(73). - С. 273-277.

8. РАСПП : туристический союз РФ, Монголии и КНР [Электронный ресурс] / РАСПП - (возможность развития внешнего и внутреннего туризма). - Режим доступа : http://raspp.ru/business_news/raspp-turisticheskiy-soyuz-rf-mongolii-i-knr-vozmozhnost-razvitiya-vneshnego-i-vnutrennego-turizma (дата обращения :

20.01.2017).

9. Соснина, М. Восточный маршрут: Как туристы из Китая путешествуют по России (цифры и факты) [Электронный ресурс] / М. Соснина // Секрет фирмы». - 2016. - Режим доступа : http://secretmag.ru/longread/2016/02/12/kitajskie-turisty-v-rossii/ (дата обращения : 04.04.2016).

10. Усадьба Старо-Никольское - отныне музей Компартии Китая [Электронный ресурс] // Хранители наследия. - 2016. - Режим доступа : http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/usadba-staro-nikolskoe-otnyne-muzey-kompartii-kitaya (дата обращения : 04.07.2016).

11. Sauer, A. Mobile Savagery : China Meets An Unprepared World [Electronic resource] / A. Sauer // The Awl. -2013. - Mode of access : https://theawl.com/mobile-savagery-china-meets-an-unprepared-world-65c923def411#.tmso8u5jw (accessed date : 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.