УДК 338.48
I СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Кугушева Алина Николаевна, аспирант, преподаватель кафедры инновационного управления и предпринимательства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена проблеме развития активного туризма в Краснодарском крае. В ней раскрыто состояние активного туризма на Кубани, выделены преимущества его развития, проблемы, препятствующие этому развитию, а также предложены пути их решения. Актуальность статьи обусловлена повышенным вниманием к сфере туризма на всех уровнях. Это связано с тем, что развитие туризма является приоритетным направлением развития экономики России. В заключении представлены выводы по теме исследования.
Ключевые слова: активный туризм, развитие, перспективы, Краснодарский край
Во многих западных странах туризм исторически стал одним из приоритетных видов экономической деятельности. В Российской Федерации индустрия туризма как перспективное направление в экономике страны может стать своеобразным катализатором ее социально-экономического развития. Туризм способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, положительно влияет на рост занятости населения, стимулирует развитие таких ключевых секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления и другие, оказывает положительное воздействие на изменение структуры территории.
Сегодня туризм в России получает все большее развитие. Предприниматели, которые уже несколько лет работают в этой сфере, постепенно расширяют свой бизнес, что свидетельствует об увеличении спроса на туристские услуги как со стороны российских граждан, так и иностранных путешественников. Одной из перспективных форм туризма является активный туризм. Интерес к нему растет, особенно среди людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Это связано с тем, что благодаря активному туризму путешественник получает возможность изменения эмоциональной и психологической обстановки, физического состояния.
Активный туризм в нашей стране не носит массовый характер. По мнению экспертов, ак-
тивный туризм очень сложен в организации, требует особой подготовки кадров, дорогой техники, продуманной логистики, но прибыль у него, как показывает опыт европейских компаний, гораздо выше, чем у любого другого операторского бизнеса и, конечно, если бы данной сфере оказывалось должное внимание и поддержка со стороны государства, рынок активного туризма уже бы существовал.
Далее необходимо дать определение активного туризма. Нормативно-правовая база не содержит этого понятия, что может создавать неудобства и недопонимание: у предпринимателей, занятых в данной сфере бизнеса и путешественников нет общего определения, и каждый из них трактует его по-своему. В рамках данного исследования под активным туризмом следует понимать вид путешествия, связанный с активными способами передвижения по маршруту, физическими нагрузками, тратой интеллектуальных сил и достижением цели, требующий активной физической работы организма и совершаемый человеком в целях рекреации, физического, интеллектуального и морального отдыха и развития.
В России традиционно высокой популярностью пользуются такие виды активного туризма, как пешеходный, водный, вело-, мото-, автотуризм, лыжный, воздушный и др. Все более популярными становятся парусный, конный и экстремальный туризм, рыболовно-охотничий и спелеотуризм.
В России на долю активного туризма приходится не более 1% рынка. Из 19 тыс. туристических фирм, зарегистрированных в России, только около 50 являются туроператорами по активному и приключенческому туризму.
В настоящее время этот рынок постоянно развивается: свыше 150 тыс. чел. в 2011 году воспользовались услугами организованного активного туризма. Объем рынка в 2011 году составил около $ 1,5 млрд.
Интерес к активному туризму в последнее время растет на 20—25% в год. Пока около 70% российских туров в рамках активного туризма рассчитано в основном на наших соотечественников. Около 5% россиян предпочитает активный туризм. Но аналитики уверены, что в ближайшем будущем именно за счет этого сектора будет прирастать и въездной поток [3].
На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных субъектов РФ по развитию активного туризма является Краснодарский край.
Краснодарский край, называемый также Кубанью, — один из богатейших и крупнейших регионов Российской Федерации. Он считается самым южным регионом России, который входит в состав Южного федерального округа и был выделен из состава Азово-Черноморско-го края 13 сентября 1937 года.
Край расположен в западной части Большого Кавказа на Кубано-Приазовской низменности и занимает территорию в 76 тыс. км2. Омывается двумя морями: Черным морем — на юго-западе, Азовским морем и Керченским проливом — на северо-западе. Из общей протяженности границы региона (1540 км) 740 км проходит вдоль моря.
Краснодарский край имеет высокий потенциал для развития туризма вообще, и активного туризма в особенности, благодаря уникальным природно-климатическим условиям. На территории края получили свое развитие внушительное количество видов активного туризма (табл. 1).
Главная особенность территории Краснодарского края заключается в неоднородности ее ландшафта. Он представлен высокими горами с многокилометровыми лесными массивами, пещерами и ледниками. По территории Краснодарского края протекает около 13 рек, самой крупной из которых является река Кубань, ее протяженность — 870 км, площадь бассейна — 58 тыс. кв. км. Северную часть края занимают
Таблица 1 Виды активного туризма, характерные для различных природных ресурсов Краснодарского края
Наименование природного ресурса Краснодарского края Наименование видов активного туризма
1 Горы Кавказа — спелеотуризм — горнолыжный туризм и сноуборд — альпинизм — скалолазание — парапланеризм — дельтапланиризм — конный
2 Плоскогорье — пеший — вело- и мототуризм — джипинг — конный — парапланеризм — дельтапланиризм — комбинированные туры
3 Равнины
4 Смешанное
5 Моря Кубани — водный туризм (рыболовный, дайвинг, яхтинг и т. д.)
6 Реки Кубани — водный туризм (сплав по горным рекам, рафтинг, путешествия на байдарках, рыболовный и т. д.)
степи, а южную — высокогорья. Высшей точкой Кубани является гора Цахвоа — 3346 м, расположенная в Мостовском районе на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Этот научный природный комплекс является одной из частей международной сети заповедников биосферы и занимает 263 тыс. гектаров. На территории заповедника — северо-западная часть горной системы Большого Кавказа, десятки вершин которой покрыты вечными снегами и поднимаются выше лесного пояса [3].
Именно ландшафтная особенность дает такую туристскую привлекательность краю. Любой путешественник, отдающий предпочтение активному туризму, здесь сможет найти необходимые ему горы, реки, степные просторы и морские глади.
Долгое время на территорию Краснодарского края активных туристов из разных уголков страны и зарубежья привлекала знаменитая «Тридцатка» — это пешеходный маршрут через горы к морю, который сегодня представ-
лен еще и в качестве конного путешествия. Он проходит через Фишт-Оштеновский горный узел. Фишт — это один из самых грандиозных и известных памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Однако это не единственная достопримечательность для любителей активных туров, существует огромное множество «активных» маршрутов через заповедные леса, красивые водопады, живописные каньоны, древние мегалитические сооружения — дольмены и курганы, пещеры и гроты, реликтовые рощи, дикие пляжи, подводные рифы, горные реки и многое другое. Все эти красоты обуславливают рост спроса на услуги активного туризма и высокий потенциал развития края.
О развитии активного туризма в Краснодарском крае свидетельствует тот факт, что Министерство регионального развития РФ в очередном докладе об экономической ситуации в стране в январе 2013 года отметило, что из девяти показателей Краснодарский край имеет восемь показателей выше среднероссийких.
Согласно оценкам указанного министерства, Краснодарский край входит в первую десятку регионов с уровнем развития, превышающим среднероссийские показатели. Остальные регионы Северо-Кавказского и Южного федерального округов остаются на уровне ниже среднего по России.
Что касается реального сектора экономики, то Краснодарский край относится к числу 37 регионов Федерации, показатели развития которых ниже среднероссийских. Однако несмотря на это отмечается резкий рост финансовой и инвестиционной привлекательности региона, Краснодарский край в январе 2013 года занял третье место по стране. Лидерами являются Ленинградская и Тюменская области. Краснодарский край входит в первую десятку российских регионов по росту уровня доходов населения края, обгоняя в данном рейтинге все ту же Ленинградскую область и Якутию. Доходно-расходная часть бюджета Краснодарского края оценена Министерством регионального развития РФ значительно выше среднего уровня по стране. По этому показателю край входит в первую двадцатку регионов России [3].
Следует отметить динамику роста инвестиционной привлекательности края еще с 2008 года.
Так, в соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности регионов России
за 2008—2009 годы, опубликованным Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА», Кубань вошла в тройку лидеров главной номинации — «Высший уровень инвестиционной привлекательности». Краснодарскому краю была присвоена самая высокая категория инвестиционной привлекательности — 1А. Эта оценка выше, чем у Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, а также Ростовской области.
Уже в течение 14 лет в журнале «Эксперт» публикуется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, результаты которого являются на сегодняшний момент одними из наиболее авторитетных и независимых оценок деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвестирования. Этот рейтинг получил признание и известность в федеральных органах власти. На результаты рейтинга ориентируются российские и иностранные предприниматели при выборе объектов и площадок инвестирования. Исследования рейтингового агентства «Эксперта РА» показывают результативность антикризисной стратегии в региональном аспекте, помогают выявить потенциальные региональные «точки роста» посткризисной экономики, обобщают опыт применения антикризисных программ. Отметим, что Кубань ежегодно находится в лидерах рейтинговой таблицы «Эксперта РА».
Аналитики Министерства регионального развития РФ в «Докладе о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе—октябре 2011 года» отметили, что Кубань возглавила ТОП-20 привлекательных для вложения средств регионов. Рейтинг составлялся по итогам 10 месяцев 2011 года. Первенство по этой позиции край удерживал с апреля, обогнав лидера 2010 года Тюменскую область, сообщала пресс-служба департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края [4].
Как было отмечено в газете «Живая Кубань», в октябре 2011 года Кубань также признали самым привлекательным регионом для вложения средств. В августе, после очередного доклада Минрегиона России, губернатор Александр Ткачев в своем микроблоге написал: «Особенно радует, что удерживаем эту позицию уже с апреля. Позади остались даже нефтяные и газовые регионы. Кубань умеет привлекать деньги».
По итогам января и февраля 2011 года Краснодарский край занимал в рейтинге лишь вторую позицию. На первой была Тюменская область.
В рейтинге самых привлекательных для бизнеса российских городов по итогам 2010 года победителем стал Краснодар, а город Сочи покинул список.
На основании проведенных исследований были выделены следующие преимущества развития активного туризма для Краснодарского края:
1) увеличение уровня занятости населения, например, благодаря развитию активного туризма в России появляется около 5 тыс. новых рабочих мест в год;
2) развитие путей транспортного сообщения. Благодаря развитию активного туризма прокладываются новые пути, особенно в труднодоступные, нетронутые цивилизацией уголки нашей родины, куда охотней всего совершают путешествия активные туристы;
3) развитие инфраструктуры (строительство новых турбаз, коттеджных поселков и гостевых домов на пути следования по маршрутам и т. д.);
4) развитие промышленности, направленной на обеспечение нужд путешественников (транспорт, снаряжение, одежда, походные принадлежности и т. д.). В России ежегодный рост количества участников активных туров оценивается в и 20 тыс. человек, большинству из которых требуется необходимая экипировка;
5) приток инвестиций (как российских, так и иностранных) в регион. Финансовый объем рынка активных туров в России увеличивается приблизительно на 300 млн рублей в год;
6) развитие сферы услуг (общественного питания, гостиниц, турбаз, лизинговых услуг и т. д.);
7) развитие сферы образования, направленной на подготовку и переподготовку специалистов для сферы активного туризма;
8) развитие законодательной базы, направленной на регулирование сферы активного туризма;
9) развитие и появление новых туристских маршрутов;
10) активные туры способствуют рекреации, улучшению физического и эмоционального состояния путешественников, что бла-
гоприятно сказывается на их дальнейшей работе;
11) развитие коммуникационных систем;
12) повышение культуры и грамотности местного населения;
13) развитие имиджа региона, благоприятно сказывающегося на туристском потоке. Развитию активного туризма на Кубани
способствует принятая Законодательным Собранием Краснодарского края «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». В соответствии с этим документом основу производительных сил Краснодарского края составляют строительный, промышленный, топливноэнергети-ческий комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы.
Последние три направления деятельности (транспортный, агропромышленный, сана-торнокурортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социальноэко-номического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
В Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края также отмечено, что уникальные для России природно-климатические условия края, наличие исторических достопримечательностей, передовой медицины и технологий создают высокий потенциал для развития конкурентоспособного, высокоэффективного туристскорекреаци-онного комплекса международного уровня, формирующего благоприятный имидж страны на международном уровне и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, рекреацией, лечением и туризмом: климат на Кубани — один из самых благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год; благодаря сочетанию благоприятного климатического расположения и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортнотуристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортнорекреаци-
онным центром. В период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тыс. мест; высокий потенциал санаторнокурортного и туристского комплекса Кубани реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристскорекреационного типа.
Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края выступил государственным заказчиком Долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011—2015 годы. Общий объем финансирования Программы за счет бюджета края составляет 526 000,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год — 66 100,0 тыс. рублей, 2012 год — 66 100,0 тыс. рублей, 2013 год — 66 100,0 тыс. рублей, 2014 год — 158 300,0 тыс. рублей, 2015 год — 169 400,0 тыс. рублей. Планируется привлечение средств из местного бюджета в размере 300,0 тыс. рублей [2].
Такое финансирование создает условия для развития активного туризма на территории Краснодарского края.
В рамках Краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003— 2010 годы» одним из самых перспективных направлений отрасли стал туризм, который способен играть важную роль в экономике Краснодарского края, потому что функционирует в комплексе с целым рядом других отраслей (транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, индустрия развлечений). Туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на доходную часть краевого бюджета, формирование валового и регионального продуктов, сокращение безработицы [1].
В целях продвижения позитивной информации о курортно-туристских возможностях Краснодарского края в крупных городах Российской Федерации (Самара, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Кисловодск, Новосибирск, Екатеринбург, Москва), а также в городе Краснодаре и курортных городах и районах края осуществляется рекламная и организационная поддержка [1].
По мнению властей Кубани, активный туризм является привлекательным направлением для вложения инвестиций, поэтому планируется его развитие, основываясь на туристских возможностях региона. В частности, наиболее перспективными видами активного
туризма края считаются спелеотуризм велосипедный, водный, автомобильный, конный туризм, а также зимние виды спорта.
Однако несмотря на то, что власти края оказывают помощь и содействие в развитии туризма на своей территории, для развития активного туризма необходимо решить следующие основные проблемы:
1) отсутствие нормативно-правовой базы развития активного туризма;
2) отсутствие системы управления развития активного туризма;
3) неразвитая система транспортного сообщения, низкое качество дорожного покрытия и уровень безопасности при передвижении особенно отрицательно сказываются на развитии зимних видов активного туризма, а также на привлечении иностранных туристов;
4) отсутствие или недостаток сети соответствующей инфраструктуры (особенно для развития зимних видов активного туризма);
5) отсутствие или нехватка финансовой поддержки развития предпринимательства в сфере активного туризма;
6) отсутствие или нехватка квалифицированных кадров для работы в сфере активного туризма;
7) отсутствие развитой сети информационных ресурсов для знакомства путешественников — как российских, так и иностранных, с имеющимися туристическими предложениями, маршрутами, объектами туристического показа;
8) отсутствие образа, имиджа регионов как территорий безопасного и комфортного активного туризма;
9) отсутствие развитой системы коммуникаций между региональными участниками сферы активного туризма: представителями государственной власти, туристическими фирмами, гидами, гостиничным сервисом;
10) отсутствие или недостаток туристических маршрутов, включающих в себя реализацию нескольких видов активного туризма, а не монопродукт.
В рамках развития активного туризма властями Кубани планируется провести необходимые экспедиционные обследования районов новых маршрутов и разработать регламенты безопасности, чтобы обеспечить туристам приятный отдых. Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского
края разработано несколько плановых многодневных туристических маршрутов, а также планируется организовать для путешественников сплавы по горным рекам, конный, вело-, мото- и пеший виды туризма. Для развития пешего туризма в предгорных и горных районах Кубани планируется найти инвесторов, с помощью которых удастся активизировать развитие нового туристического направления. В рамках этого направления туризма большое внимание уделяется подготовке инструкторов и проводников, которые будут непосредственно участвовать в пеших туристических маршрутах с группами путешественников.
В 2012 году туристский поток в Краснодарский край составил около 11 млн туристов. В 2010 году регион принял 10,5 млн отдыхающих. Лучшим курортом края в 2011 году признан Геленджик, где на увеличение туристского потока повлияло открытие нового аэропорта и развитие дорожной инфраструктуры. В 2013 году специалисты туристской отрасли также ожидают увеличение количества путешественников на курорты Краснодарского края [3].
Однако для решения вышеуказанных проблем этого недостаточно. Следует предложить следующие пути их решения со стороны органов государственной власти на уровне Правительства Краснодарского края.
1. Необходима реализация мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития активного туризма с учетом особенностей региона. Это предполагает разработку и внедрение программ развития объектов активного туризма, а также положения о проведении конкурса проектов в области активного туризма, налоговых льгот для туристских организаций, и ряд других положений, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития активного туризма в регионах.
2. В рамках работы Министерства курортов и туризма Краснодарского края необходимо осуществление лицензирования турагентской деятельности, оказание содействия в стандартизации сферы активного туризма и сертификации туристского продукта. Система программных мероприятий предусматривает координацию турдеятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов, имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных
с развитием сферы активного туризма и строительства объектов активного туризма, перевозкой грузов для этих целей.
3. Разработка программ транспортного развития края с учетом климатических особенностей, особенностей рельефа региона и уровня качества имеющегося дорожного покрытия. Финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в приоритетных туристских районах региона.
4. Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в региональный бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью регионов). Действие данных льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части активного туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75%. Разработка и утверждение Генеральных планов городов и районов с целевой ориентацией на формирование инфраструктуры туризма. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн туристов, в том числе из-за рубежа.
5. Разработка инвестиционных проектов по развитию материальной базы, развитие материальной базы в рамках реконструкции и начала нового строительства объектов туристской индустрии; установление деловых контактов с партнерами по межрегиональному и международному сотрудничеству, решение первоочередных, малоресурсных задач. Содействие продвижению инвестиционных проектов в соответствии с законодательством о предоставлении государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, а также законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства на территориях регионов. Бюджетное финансирование проектов на условиях конкурсного размещения заказов, а также в рамках текущих расходов бюджета. Финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии активного туризма, из бюджета строительства объектов
социальной инфраструктуры. Проработка вопроса применения концессионных соглашений в отношении предоставления юридическим и физическим лицам права пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по действующим кредитам, полученным в российских кредитных организациях туристскими организациями. Субсидии предоставляются туристским организациям на конкурсной основе при условии использования туристскими организациями таких кредитов на развитие туризма. Предоставление субсидий на грантовую поддержку проектов (на конкурсной основе), направленных на развитие предпринимательской деятельности туристских организаций в сфере активного туризма.
6. Для решения проблем, связанных с нехваткой квалифицированных кадров, необходимо:
• определить потребность регионов в кадрах;
• определить перечень туристских профессий и соответствующих специальностей, необходимых для обслуживания в сфере туризма;
• оказать содействие учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для сферы активного туризма и подготовку кадров преподавателей, (участие в финансировании, введение специальных стипендий). Эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы активного туризма.
7. Создание региональных информационно-аналитических туристских центров с сетью представительств в территориях. Создание и наполнение разделов по активному туризму на региональных интернет-сайтах. Содействие формированию и популяризации образа регионов как территорий, благоприятных для активного туризма. Разработка и реализация рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему активному туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, организация проведения рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации). Организация участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках едиными
региональными туристскими стендами с привлечением органов местного самоуправления. Создание специализированных региональных учреждений (например, центральных турист-ско-информационных агентств), обеспечивающих продвижение туристского продукта на международный и российский туристские рынки по средствам:
• проведения информационных туров, туристских выставок, научно-практических конференций;
• налаживания связей с международными туристскими организациями;
• создания информационных банков, данных фирм, туров, маршрутов;
• подготовка и издание информационных материалов о возможностях рынка активного туризма в регионе.
8. Для решения проблем, связанных с отсутствием образа, имиджа региона необходимы следующие действия:
1) разработка нормативных правовых актов по формированию имиджа и брендингово-му позиционированию регионов;
2) разработка организационной схемы управления деятельностью по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов;
3) разработка схемы финансового обеспечения деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов;
4) организация деятельности субъектов имиджевой политики по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов, в том числе:
• систематическое, планомерное информирование общественных аудиторий о взаимодействии субъектов имиджевой политики с федеральными органами государственной власти, общественными и иными организациями;
• систематическое, планомерное информирование общественности на региональном и федеральном уровнях о деятельности субъектов имиджевой политики и систематическое информирование руководства регионов о существующей реакции общественности на проводимую политику;
• информационно-разъяснительная работа общественности (политических партий, общественных объединений,
представителей национальных групп (диаспор), представителей религиозных конфессий) с населением с целью усиления внимания к проблемам нравственного, культурного и патриотического воспитания;.
5) организация деятельности средств массовой информации;
6) формирование имиджа регионов на основе сохранения и развития культурного и духовного потенциала общества, формирование современной культуры регионов в рамках ее объединения с мировой культурой. Финансовая поддержка деятельности
по формированию имиджа и брендинговому позиционированию регионов может осуществляться за счет консолидированных бюджетов регионов, а также за счет других источников: предполагается вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории регионов, в процесс формирования их имиджа, что позволит консолидировать основные производительные силы в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, эффективного использования потенциала регионов, повышения благосостояния его населения в целом.
9. Координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия путем создания при администрациях регионов межведомственных комиссий по совершенствованию туристской инфраструктуры и смежных отраслей. Содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на своих территориях. Организация ведения статистического учета в региональном активном туризме по направлениям: создание реестров туристских ресурсов, субъектов туристской деятельности, а также проведения мониторинга туристских потоков.
10. Стимулирование субъектов туристического рынка регионов к разработке комплексных туристских продуктов по направлению «активный туризм» за счет предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в региональный бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью регионов).
Одним из перспективных районов с великолепными видами, пейзажами и возможностями туристских маршрутов края является
Мостовский район. В 2010 году эту территорию посетило около 20 тыс. туристов, однако до конца туристские возможности этого района еще не известны большой аудитории. Поэтому необходимо развивать туристическую и гостиничную инфраструктуру Мостовского района и продвигать возможности региона для широкой аудитории, реализуя рекламные кампании курортов Краснодарского края.
О развитии активного туризма в Красно -дарском крае можно сказать на основании мнений экспертов в активном туризме, в роли которых выступают директора турфирм, специализирующихся на оказании услуг активного туризма на территории Краснодарского края. По их мнению, сегодня наблюдается небольшой, но стабильный рост спроса на активный туризм на Кубани, который, по их прогнозам, будет только увеличиваться. Как отмечают эксперты, из всех видов активного туризма, первое место сегодня занимают пеший туризм и сплавы по горным рекам — они пользуются большей популярностью, затем по уровню спроса идут конные, далее — комбинированные туры (конно-водные), на последнем месте велосипедные. По популярности мест для активного туризма Краснодарский край уступает первое место Карелии, маршруты на территории которой уже длительный период времени считаются лучшими для активных путешествий. Сейчас также развиваются новые регионы, активный туризм на территории которых становится более доступным, такие как — Алтай, Урал, Байкал и Камчатка [1].
В целом, сделаны следующие выводы — благоприятная природно-климатическая зона Краснодарского края, обилие достопримечательностей и разнообразие ландшафта создают высокую привлекательность для развития активного туризма. Наличие спроса, широкого выбора видов активного туризма и проработанных маршрутов также способствуют развитию активного туризма на Кубани.
Активный туризм в Краснодарском крае получает свое развитие, поскольку существует интерес к этому направлению как на Федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, который проявляется в создании и разработке целевых программ по развитию туризма на территории региона. На осуществление этих программ выделяется весьма значительное количество средств из федерального и регионального бюджетов, что как нельзя лучше
характеризует растущий интерес к этой сфере экономики. Краснодарский край сегодня является лидером по инвестиционной привлекательности среди субъектов РФ.
Таким образом, для развития активного туризма в Краснодарском крае складываются благоприятные условия, о чем свидетельствует изложенный выше материал, однако несмотря на имеющийся потенциал, следует отметить, что он использован не в полной мере. На основании проведенного анализа были выделены преимущества развития активного
туризма для Краснодарского края, а так же негативные последствия, и предложены пути их решения, посредством вмешательства как региональных властей, так и принятия необходимых решений на федеральном уровне.
Туристская привлекательность этого региона и финансовая поддержка как со стороны государства, так и заинтересованных инвесторов дадут сильный толчок развития такому направлению сферы туристских услуг, как активный туризм, который в свою очередь будет способствовать развитию края в целом.
Литература
1. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2003—2010 годы. Утв. постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 года № 400.
2. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011—2015 годы. Утв. постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 года № 400.
3. Итоговый аналитический отчет по результатам комплексного исследования по теме: «Динамика предпочтений населения страны относительно развития внутреннего туризма». Екатеринбург, 2011. 115 с.
4. Официальный сайт Краснодарского края. URL: www.krasnodar.ru (дата обращения 27.09.2012).
5. Официальный сайт Национального рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: www.raexpert.ru (дата обращения 03.09.2012).
6. Официальный сайт журнала «В2В». URL: www.marketprom.ru (дата обращения 10.10.2012).
7. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 апреля 2008 года.
8. Федулин А.А. Дискуссия // Турбизнес. 2003. № 16.
УДК 336.01
I РОЛЬ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ I ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Кузенкова Виолетта Олеговна, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», [email protected],
ФБГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье предпринята попытка рассмотреть и классифицировать домашние хозяйства в роли потребителей туристских услуг по выделенным признакам. Домашние хозяйства на рынке туристских услуг выступают в роли как производителей, так и потребителей туристского продукта. Исключительность представленной статьи состоит в выделении основных признаков, позволяющих классифицировать домашние хозяйства как потребителей на рынке туристских услуг, что определяет актуальность исследуемой темы.
Ключевые слова: домашние хозяйства, роль домашних хозяйств, туристский продукт
В условиях нормально развивающейся рыночной экономики, при достижении определенного уровня доходов по общему объему
на душу населения, в домашних хозяйствах образуется некоторый запас финансовых ресурсов в виде сбережений. Этот запас пред-