4 (43) - 2007
Туристическо-рекреационные зоны
ТУРИЗМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
РЕГИОНА
И.С. РУКОСУЕВА, кандидат экономических наук, доцент Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
В настоящее время туризм считается одним из перспективных направлений в экономике, которое на сегодняшний день получает все большее развитие. Очевидно, что для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса, и в частности малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.
И здесь без государственной поддержки не обойтись. Отрадно, что первый шаг уже сделан. Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон «О туристско-рекреационных особых экономических зонах в Российской Федерации», принятый Госдумой 19 мая 2006 г. и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 г. Законом вводится новый вид особых экономических зон (ОЭЗ) — туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России. Организациям, которые будут заниматься там созданием, реконструкцией, развитием объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказанием различных услуг, обещаны налоговые льготы. На территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешена также разработка месторождений минеральных вод и других ресурсов, используемых в лечебных целях. Интерес инвесторов и региональных губернаторов велик. Одним из претендентов на ОЭЗ является Хабаровский край.
Приоритетным направлением туристской отрасли Хабаровского края является активизация и
развитие въездного и внутреннего туризма. Хабаровский край — один из крупнейших и уникальных регионов России по природным ресурсам, разнообразию флоры и фауны, для его природы характерно смешение северных и южных видов животного и растительного мира. На территории края можно увидеть северных оленей, бурых медведей, снежных баранов, а также амурских тигров и гималайских медведей. В реках и озерах края водятся уникальные виды рыб, в том числе калуга и таймень. Река Амур — главная достопримечательность края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических, туристских объектов. Круиз по Амуру представляет собой один из ярких и увлекательных маршрутов, знакомящих не только с природой, но и с историей, культурой и традициями малочисленных народов, населяющих берега Амура.
Хабаровский край — место пересечения европейской и азиатской культур. Удобное географическое положение создает благоприятные условия для развития въездного туризма, ориентированного на рынки стран Северо-Восточной Азии (Китай, Японию, Республику Корея), а также обслуживание транзитного туристского потока, следующего через Хабаровск в европейскую часть Российской Федерации, на Камчатку, Байкал, Сахалин, а также в Якутию. Туристскими компаниями края предлагается более 45 маршрутов, на которых отработаны вопросы туристского обслуживания.
В Хабаровском крае туристская отрасль определена как одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей в экономике края. Уже с середины 1990-х гг., после упомянутой депрессии, начинается постепенный подъем
туристскои активности в крае. В 1996 г. в крае было оказано туристско-экскурсионных услуг на общую сумму 131 млрд руб. (неденоминированных), или в 1,6 раза больше, чем в 1995 г., за рубеж выехало более 60 тыс. туристов — жителей края. Однако число посещений края иностранными туристами сократилось до 20 тыс. чел., в то время как до депрессии, в 1992 г., их было 36 тыс. чел.
Для прогнозирования выездного потока жителей края за границу был применен метод регрессионного анализа: построены степенной, линейный и логарифмический тренды. Наилучшие значения дал линейный тренд. Линии трендов и их статистические характеристики представлены на рис. 1. Снижение потока в 1999 г. связано с августовским кризисом 1998 г. Кризис ударил по самому главному — по потребителю, о чем свидетельствуют приведенные на графике статистические данные.
В последующие годы падало как число иностранных туристов, въезжающих в пределы края (до 14,9 тыс. чел. в 1999 г.), так и жителей края, выезжающих за рубеж (до 37,3 тыс. чел. в 1999 г.). В этом же 1999 г. до 7,4 тыс. чел. сократилось число занимающихся в крае внутренним туризмом. Но уже с 2000 г. идет подъем активности по всем позициям туристской деятельности.
Для прогноза потока внутреннего туризма наилучшим образом подходит степенной тренд и это подтверждает максимальный коэффициент аппроксимации 0,9 (рис. 2).
Туристская отрасль в состоянии обеспечить значительную часть трудоспособного населения края рабочими местами (на сегодняшний день на предприятиях туротрасли работают более 2 000 специалистов), пополнить доходную часть бюджета, решить многочисленные проблемы окружающей среды, став хорошей альтернативой некоторым типам природопользования.
Хабаровский край обладает множеством предпосылок для развития туристической
У = 6650х + 38750
1996 1999 2000 2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010
.1 жителем фая за границу - Линеиный тренд (выезд жителей края за границу) —— Степенной тренд_(выезд жителей края за границу) — — Логарифмическим тренд (выезд жителей края за границу)
Рис. 1. Прогноз выездного потока жителей Хабаровского края за границу
деятельности: это и богатый ресурсный потенциал, и выгодное географическое положение, и этнокультурная уникальность территории, и наличие развивающейся образовательной базы. Край привлекателен своими разнообразными природными богатствами, уникальной флорой и фауной, многочисленными ландшафтами, историческими объектами. Кроме того, Хабаровский край является одним из крупнейших центров пересечения международных транспортных маршрутов на Дальнем Востоке. Благодаря всем этим условиям край имеет возможность стать одним из центров туризма и отдыха в Дальневосточном регионе. Наиболее перспективными направлениями в крае являются развитие экологического и приключенческого, этнографического туризма, организация транзитных туристических групп из зарубежных стран и восточных регионов России в западные туристические районы и города, а также проведение в дальневосточных городах международных
60000
50000
40000
30000
20000
10000
У = 8525,2#7784
1999 2000 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Внутренний туризм —
Степенной тренд (внутренний туризм)
- Линейный тренд (внутренний туризм)
Рис. 2. Прогноз внутреннего туризма
научно-практических конференций, симпозиумов, выставок, семинаров и рабочих встреч в самых различных отраслях деятельности.
В 2003 г. Правительством края утверждены основные направления развития туризма в Хабаровском крае до 2007 г., основной целью которых является развитие въездного туризма на основании использования передового международного опыта, направленного на совершенствование материально-технической базы и менеджмента туротрасли края, содействие реализации и доведение до международного уровня имеющихся проектов и программ по развитию инфраструктуры туризма в крае.
Результатом мер, предпринимаемых Правительством края и направленных на развитие туристической отрасли, стало ежегодное увеличение общего туристского потока.
По итогам 2003 г., край посетили 33,7 тыс. иностранных туристов, количество туристов на внутренних маршрутах возросло до 25 тыс. чел., превысив показатели предыдущего года на 14,2 и 13,6 % соответственно. Дополнительные расходы иностранных туристов в Хабаровском крае составили в прошедшем году около 20 млн долл., что явилось существенным источником инвестирования в экономику края.
За последние пять лет поток иностранных туристов, въезжающих на территорию края, увеличился более чем в два раза. Устойчивый интерес к краю проявляют туристы из Китая — 63,2 % от общего числа иностранных туристов, из Японии — 26 %, из Республика Корея — 7,1 %.
За весь 2004 г. на территорию Хабаровского края въехало 25 100 иностранных туристов. Нали-
1992 1995 1999 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
- Въезд иностранных граждан по турвизам
- Линейный тренд (въезд иностранных гра>кдан по турвизам)
' Степенной тренд (въезд иностранных граждан по турвизам)
Рис. 3. Прогноз въездного потока иностранных граждан по турвизам на территорию Хабаровского края
цо снижение турпотока, которое произошло из-за недозаезда китайских туристов. В 2005 г. турпоток почти вернулся на уровень 2003 г. — 30 000 чел.
Линии трендов и их статистические характеристики, полученные для прогноза въезда иностранцев на территорию края, представлены на рис. 3. Наилучшие значения получены для линейного тренда. Прогнозное значение показателя 2010 г. — 32 000 поездок. Прогнозирование с помощью степенного тренда дает значительно более пессимистический прогноз — 27 000 поездок.
В настоящее время в Хабаровском крае общественные организации представлены тремя ассоциациями:
1. Региональная ассоциация содействия развитию туризма (РеАСТ).
2. Азиатско-Тихоокеанское представительство Российского союза предприятий туристской индустрии (РСТ).
3. Межрегиональная ассоциация независимых туроператоров Дальнего Востока (МАНТ-ДВ).
С 1998 г. в крае функционирует Дальневосточный центр развития туризма (ДВЦРТ). Все данные организации объединяют и представляют интересы большинства турпредприятий и организаций края, включая научные и образовательные структуры, заинтересованные в успешном развитии туристской отрасли края в целом. Ассоциации способствуют выработке единых взглядов, позиций и приоритетов в турбизнесе, координируют деятельность турфирм в области лоббирования своих интересов, ведут диалог с государственными управленческими структурами, продвигая интересы туристских фирм, и выступают посредниками между ними. В то же время туристские ассоциации края оказывают содействие государственным управленческим структурам в реализации совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности турбизнеса. Сотрудничество бизнеса и власти дает положительные результаты.
Ежегодно делегация края принимает участие в ведущих международных туристических выставках. Организованы и проведены презентации туристских возможностей Хабаровского края в городах: Осака (Япония), Шанхай (КНР), Париж (Франция), Сеул (Республика
533,33х +24175
Корея), г. Токио (Япония), г. Гуаньчжоу (КНР). При организационной поддержке управления по туризму турпредприятия края участвовали в международной туристской ярмарке «JATA world travel fair 2003» в г. Йокогама, международной туристической выставке «Путешествия и туризм» (МИТТ). Проведены презентации туристских возможностей края в китайских городах Пекине и Даляне, а также делегация края участвовала в международной туристической выставке в г. Шанхае «SITM» 2004 (КНР) и туристических ярмарках «JATA — 2004», «JATA - 2005».
Данные проекты позволяют осуществлять целенаправленную работу по освещению и рекламированию потенциала края, находить новых партнеров и привлекать их в край.
По состоянию на 1 июня 2006 г. в Хабаровском крае зарегистрировано 162 предприятия, осуществляющих турагентскую деятельность, 38 компаний края являются туроператорами.
В 2005 г. в г. Хабаровске были зарегистрированы 122 туристские компании, из которых лишь 2 муниципальные и некоммерческие предприятия, а остальные имеют частную или смешанную формы собственности. Основные услуги, представляемые этими фирмами, связаны с размещением и проживанием (43 %), питанием (32 %), транспортным обслуживанием (15 %), экскурсионным обслуживанием (7 %) и оплатой гидов-переводчиков (5 %). Помимо этого в затратах фирм существенное место занимают медицинское и визовое обслуживание, страхование туристов.
Из 122 туристических фирм 20 компаний ставят своей основной целью въездной туризм и около 50 фирм рассматривают его как перспективное направление в будущем.
Анализ туристических фирм показал, что 71 % компаний занимаются формированием, продвижением и продажей туров, 17 % - продвижением и продажей туров. Остальная часть туристических компаний занимается только формированием туров — 12 %.
Наибольшее развитие в крае получил выездной туризм. Около 67 % туристских фирм Хабаровского края работают на выездном направлении, которое остается основным видом туризма в деятельности турфирм Хабаровского края. 22 % турфирм занимаются въездным туризмом и 11 % — внутренним.
Совместно с управлением по туризму на заседаниях правления РСТ регулярно обсуждаются вопросы маркетинговой политики по продвижению турпродукта края на международном и рос-
сийских рынках, а также вопросы государственной поддержки развития туризма на Востоке России.
В деятельности турфирм встречаются проблемы, характерные для всего российского туризма, а именно: несовершенство законодательства, отсутствие федеральной целевой программы развития туризма, ориентированной на регионы Востока России, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие четкого плана действий по защите национального рынка туристских услуг в преддверии и после вступления Российской Федерации в ВТО, недостаточность инвестиций в туристскую индустрию, наличие дефицита квалифицированных кадров, отсутствие достоверной статистики туризма. Вместе с тем существуют, по мнению автора, и региональные особенности, а именно:
• удаленность от центральных регионов и, как следствие, высокая стоимость туристских перевозок;
• ярко выраженная сырьевая направленность экономики регионов и дотационность большинства регионов Востока России;
• значительная протяженность туристских маршрутов;
• удаленность уникальных объектов туристского показа от основных транспортных узлов;
• отсутствие эффективного регионального законодательства о туризме;
• недостаточный уровень взаимодействия дальневосточных регионов по вопросам развития туризма, в том числе по созданию и продвижению единого дальневосточного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Очевидно, что сдерживающее влияние на развитие туризма на Востоке России оказывают:
1) отсутствие финансовой и информационной поддержки туризма со стороны государства;
2) неразвитость туристической инфраструктуры;
3) изношенность транспортных средств, осуществляющих туристские перевозки (автобусы, самолеты, подвижной железнодорожный состав);
4) усложненная процедура получения туристских виз гражданами государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
5) отсутствие надлежащей системы безопасности туристов, их имущества и др.
Одной из мер стимулирования въездного туризма могло бы стать льготное налогообложение туристских компаний, занимающихся приемом туристов на территории Дальнего Востока. Однако существующая налоговая система, увы, не
направлена на увеличение объемов оказываемых туристических услуг.
Важным вопросом, сдерживающим развитие въездного туризма и не требующим для решения финансовых вложений, является правильная политика ценообразования. Цены на туристские услуги не должны быть выше мировых цен на те же услуги в других странах. Цены необходимо привести в соответствие с уровнем предоставляемых услуг. Политика ценообразования на транспорте и в гостиницах не способствует сервисному приему гостей в дальневосточных регионах.
С целью расширения возможностей путешествий необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Для упрощения передвижения иностранных туристов требуется создание эффективно работающей сети международных и внутренних перевозок. Проблемы въездного и внутреннего туризма прямо или косвенно влияют на объемы воздушных перевозок, поскольку практически 95 туристов из 100 являются авиапассажирами.
Для туристических компаний важнейшими условиями приема туристов являются повышение уровня обслуживания и комфорта и, главное — снижение тарифов на авиаперевозки.
Связующим звеном перспективных маршрутов являются дороги, поэтому обеспечение доступа, особенно к географически удаленным турресурсам, возможно путем строительства автомобильных дорог, что расширит возможности для путешествия туристов на автобусах и прочим наземным транспортом.
Учитывая суровые климатические условия Дальнего Востока России, туризм в Хабаровском крае носит ярко выраженный сезонный характер. Одной из основных причин, препятствующих увеличению въездного турпотока в последние годы, стало отсутствие в крае современных гостиниц туристического класса, соответствующих двух-трехзвездному уровню, с доступными ценами на размещение.
Снижение количества посещений Хабаровского края иностранными туристами обусловлено также отсутствием классных гостиниц на уровне мировых стандартов, небольших благоустроенных мест проживания (типа мотелей, кемпингов), ограниченным набором сервисных услуг, высокими ценами.
По данным Хабаровского краевого Комитета государственной статистики, на 1 января 2006 г. в крае насчитывалось 97 коллективных средств размещения (КСР), среди которых 76 % занимают
КСР общего пользования и 24 % — специального (туристские базы и базы отдыха).
Номерной фонд гостиниц края составил 1,83 тыс. номеров, в коллективных средствах размещения края насчитывалось 3,3 тыс. мест. В 2006 г. гостиницами края было получено доходов от предоставления услуг на сумму 340 млн руб., 80 % которых составили доходы от размещения. Численность персонала предприятий гостиничного комплекса края составила 1,5 тыс. чел.
Средства размещения края делятся на три основных группы: гостиницы, общежития, комнаты гостиничного типа, туристские базы и базы отдыха.
В настоящее время в Хабаровском крае насчитывается 69 гостиниц. Из них по уровню, удобству и качеству сервиса в Хабаровске к приему иностранных туристов готовы четырнадцать и еще одна — в городе Комсомольске-на-Амуре. В остальных же населенных пунктах туристов, в основном, селят в специальных гостевых домиках или на базах отдыха.
В Хабаровске — 29 гостиниц. На сегодняшний день номерной фонд 29 гостиниц города Хабаровска составляет 1 285 номеров (в среднем — 44 номера в одной гостинице).
По категориям гостиницы г. Хабаровска подразделяются следующим образом: 4* — 1 гостиница (3 %); 3* — 11 гостиниц (38 %); 2* — 7 гостиниц (24 %); 1* — 8 предприятий (28 %); апартаменты — 2 (7 %).
Размещение иностранных граждан осуществляется 26 гостиницами (56,5 %). Размещением российских граждан занимается 22 % гостиниц г. Хабаровска. В ходе проведенного анализа выявлено, что наименьшую долю, около 13 %, составляют крупные гостиницы со штатом более 40 чел., остальные 87 % приходятся на средние и малые гостиницы со штатом от 10 до 30 чел.
По вместимости гостиницы края можно разделить на следующие группы: малые (10 — 100 мест) составляют 80 %; средние (100 — 500 мест) составляют 17 %; крупные (более 500 мест) составляют 3 %.
За последние годы значительно повысился спрос на услуги гостиничных предприятий. Среднегодовая загруженность гостиниц составляет 60 %. Существующее состояние гостиничной базы, отсутствие достаточного объема качественного гостиничного сервиса значительно снижают возможность привлечения в край состоятельных туристов из Японии, Республики Корея и южных провинций Китайской Народной Республики. Для развития направлений научного, делового ту-
ризма существует необходимость строительства в г. Хабаровске гостиничных комплексов с наличием сервисных услуг на уровне мировых стандартов. Необходимость строительства гостиниц в краевом центре является очевидной.
На территории края имеются комфортабельные базы отдыха пригородной зоны г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре.
Важнейшей составляющей инфраструктуры туризма является сфера общественного питания. Сфера общественного питания края представлена 679 общедоступными предприятиями, относящимися к категории ресторанов, баров, кафе, а также столовых и закусочных. В их число входят 53 ресторана, 182 кафе, 71 бар, в которых представлены кухни разных стран, включая русскую, китайскую, японскую, корейскую и др.
На территории г. Хабаровска работает 123 предприятия общественного питания, относящихся к категории ресторанов, баров, кафе и закусочных. На долю ресторанов с количеством посадочных мест до 50 приходится 19 % предприятий общественного питания; 43 % составляют предприятия, имеющие от 50 до 100 посадочных мест, 38 % — это самые крупные в крае рестораны с количеством посадочных мест свыше 100. На малые предприятия, до 25 посадочных мест, приходится 30 % баров и 13 % кафе и закусочных; на предприятия с количеством посадочных мест от 26 до 50 — 30 % и 47 % соответственно; свыше 40 % приходится на предприятия, имеющие более 40 мест.
Инфраструктура туризма является одним из важнейших факторов, оказывающих определяющее влияние на состояние индустрии туризма в регионе, а если говорить о роли инфраструктуры в развитии въездного туризма, то она является решающей.
Для более комфортного пребывания иностранных, да и наших туристов, на территории края, крайне актуальной является работа по строительству городских туалетов, придорожных центров и кафе, особенно по пути основных туристических маршрутов.
Также необходимо обеспечить наличие указателей на английском языке в центральной части городов края и местах посещения объектов туристами, осуществить перевод надписей в музеях, ресторанных меню.
В районе международного аэропорта можно организовать различные сервисные и досуговые центры, необходима реконструкция объектов аэропорта и убыстрение пограничных формальностей,
чтобы иностранные туристы получали приятные впечатления с первых минут пребывания в Хабаровском крае.
В развитии въездного туризма особое внимание уделяется организации культурной программы. Край обладает значительным культурным потенциалом. Существует достаточное количество культурных проектов для предоставления туристам широкого набора дополнительных платных услуг — прогулки на теплоходе по Амуру, организация «Русских посиделок», встречи с национальными и фольклорными коллективами и посещение этнокультурного центра в с. Гвасюги, петроглифов села Сикачи-Алян, реабилитационного центра диких животных «Утес», организация и проведение календарных народных праздников, обрядовых шоу. Особую популярность у туристов получило посещение творческих мастерских, изб ремесел. В крае работает около 400 клубных учреждений, 19 кинотеатров, 382 массовые библиотеки.
Национальные села (Иня, Аим, Удское, Оре-миф, Булава, Дада и другие) с очагами национальной культуры представляют собой исключительную ценность и уникальную базу для развития этнического и этно-экологического туризма в крае.
При выборе туристами места своего путешествия одним из привлекательных факторов является шопинг и приобретение сувенирной продукции. К тому же это дает прямой экономический эффект для региона. Поэтому, хотя у нас и имеются сувениры, обладающие достаточной известностью, необходимо вести работу по созданию большого разнообразия изделий декоративно-прикладного творчества. Для лучшей сохранности и транспортабельности сувенирной продукции необходимо решить вопросы современной упаковки.
В перспективе идеальным было бы создание сети специализированных магазинов по реализации сувенирной продукции. Необходимо решить вопрос о принятии нормативных актов по льготному налогообложению предприятий, занимающихся вопросами возрождения и производства изделий народных промыслов.
Для решения существующих проблем и скоординированного взаимодействия бизнеса и власти необходимо проработать вопросы создания региональной программы развития туризма на период до 2015 г., разработать пакет туристических маршрутов, характеризующих уникальные особенности и в полной мере отражающих туристический потенциал региона, для их дальнейшего включения в единый дальневосточный туристический маршрут
«Восточное кольцо России», проработать, совместно с органами местного самоуправления, вопрос о подготовке пакета инвестиционных строительных площадок под строительство гостиниц или гостиничных комплексов.
При создании программы перспективных действий по развитию туристической отрасли в крае важную роль играет объединение усилий государственных органов, предприятий индустрии туризма, коммерческих предприятий, некоммерческих и общественных организаций, заинтересованных в выработке единых позиций и приоритетных направлений.
Очень важным является информационное обеспечение туристского бизнеса. В этой связи очень полезными для всего турбизнеса явились разработка и создание раздела «Туризм и отдых» сервера Правительства края.
Развитие туризма в крае принесет не только экономический эффект, но и поможет решить многие социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, решение проблемы занятости, развитие международных связей, повышение имиджа страны и т. д.
В результате анализа туристской отрасли в Хабаровском крае мы выделили направления, в которых необходимо объединить совместные действия туристского бизнеса и власти: гостиничная база и объекты размещения; объекты культурно-развлекательного назначения; развитие этнокультурных центров и природных парков; решение вопросов транспорта, особенно авиационного, дороговизны перевозок; информационное обеспечение тур-бизнеса и рекламная деятельность; выставочная деятельность.
Сегодня, когда Президентом РФ В. В. Путиным задача развития Дальнего Востока обозначена как дело государственной важности, туристская отрасль в Хабаровском крае, ее совершенствование и развитие, может стать одним из «локомотивов» подъема экономики региона, ее реструктуризации. Скоординированные действия местных властей и представителей туристического бизнеса в этом вопросе способны расширить возможности России и ее Дальнего Востока по взаимовыгодному сотрудничеству и взаимодействию с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Международный туризм — это не только экономически выгодное направление развития Хабаровского края, но также налаживание и упрочение внешнеэкономических связей и международных отношений в дальневосточном регионе Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 26 мая 2006 г. «О турист-ско-рекреационных особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Дальний Восток и Забайкалье — 2010. Программа экономического и социального развития / Под. ред. П. А. Минакира. Рос. акад. наук. Дальневост. отд-ние. Ин-т экон. исследований. - М.: ЗАО Экономика, 2002.
3. Постановление Губернатора Хабаровского края «Об основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год» № 105 от 1 апреля 2003.
4. Хабаровский край: путеводитель. - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006.