Анкетирование показало, что 48 человек (68,6%), когда надолго уезжают из своего населенного пункта, то очень скучают; не скучает всего 1 человек (1,4%), а остальные - 21 человек (30%) высказывание разделили частично.
Мнения студентов разделились при ответе на высказывание «У меня есть любимое место в нашем населенном пункте, где мне очень комфортно»: согласились 28 человек (40%), выразили несогласие - 27 человек (38,6%), остальные 15 человек (21,4%) не полностью разделили данное высказывание.
Многие обучающиеся (30 человек - 42,9 %) считают, что в России созданы все условия для получения качественного образования и развития их способностей; немалый процент частично разделяющих данное высказывание (16 человека - 22,8%), но еще больше респондентов не согласились с ним вовсе - 24 человек (34,3%).
Полностью согласились с утверждением «В нашей стране всегда были и есть серьезные достижения в культуре, науке, спорте» 55 человек (78,6%), не смогли полностью поддержать позицию 15 человек (21,4%). При этом никто не выразил абсолютное несогласие с высказыванием.
Выводы. На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что проблема патриотического воспитания современной молодежи существует, так как многие студенты отметили, что у них практически нет любимых мест в родном населенном пункте (38,6%), они не гордятся или не всегда гордятся победами своих спортсменов (10% и 17,2% соответственно), многие не уверены в условиях, созданных в стране для получения качественного образования и развития способностей. Именно поэтому необходимо уделять значительное внимание формированию патриотизма как составляющей гражданской позиции личности в семье, школе, высших и средних профессиональных заведениях. При соблюдении данного условия появится возможность вырастить грамотную, патриотически воспитанную молодежь с активной жизненной позицией.
Таким образом, важную роль в процессе формирования гражданской позиции личности играет патриотизм. По нашему мнению, имеются некоторые проблемы в области патриотического воспитания молодежи в современном мире, поэтому требуется выявлять причины и находить возможные пути решения данной проблемы. Необходимо развивать активную гражданскую позицию, формировать в самом раннем возрасте правильные патриотические основы личности, а также предоставлять возможность молодежи принимать непосредственное участие в коллективной патриотической деятельности, осуществляемой государственными органами, общественными движениями и организациями страны.
Литература:
1. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917 - 1992 гг.: учеб. пособие.- Москва -Белгород, 1994. - 105 с.
2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.vounb.volgograd.ru/for_download/El_library/Vlg_avtor/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_ molodegi.pdf (26.09.2020).
3. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан...»: формирование гражданской позиции личности. - М.: Просвещение, 2011. - 85 с.
4. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. - 2003. - №3. - С. 84-89.
5. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - С. 118.
6. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.
7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (26.09.2020).
8. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. - 2019. - № 6. - С. 218-226.
9. Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.Н. Попова, Е.М. Сафронова // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 23-28.
10. Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-i-struktumye-komponenty-grazhdanskoy-pozitsii-lichnosti. (26.09.2020).
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Глущенко Ольга Павловна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ различных определений гражданской позиции в рамках педагогической теории и практики, показывается ее интегративный характер. Обозначены составные компоненты, а также критерии определения уровня развития гражданской позиции, которые могут использоваться для разработки системы гражданского воспитания членов общества.
Ключевые слова: гражданская позиция, педагогика, формирование, компоненты, критерии. Annotation. The article provides a comparative analysis of various definitions of citizenship in the framework of pedagogical theory and practice, shows its integrative nature. The components and criteria for determining the level of development of the civil position that can be used to develop a system of civil education of society members are identified.
Keywords: civil position, pedagogy, formation, components, criteria.
Введение. Современное состояние общества предполагает наличие плюрализма мнений, ценность личности, толерантность к инакомыслию, что требует от каждого члена общества высокого уровня осознанности и заинтересованности в общественной жизни, способности делать выбор и нести ответственность за него. В этой связи актуальным становится вопрос о воспитании человека с активной гражданской позицией.
В наши дни заметно усилился интерес исследователей из разных отраслей к осознанию сути понятия «гражданская позиция». Активное участие в изучении этого вопроса приняли специалисты психолого-педагогических дисциплин. В частности, разные аспекты данного понятия рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.А. Байкова, Е.А. Базалей, Т.Н. Балобановой, Л.Н. Боголюбовой, Л.С. Выготского, В.А. Гришко, Е.И. Исаева, Т.И. Кобелевой, И.С. Кона, А.М. Князева, Ю.И. Лоюк, Ю.В. Мельник, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, Т.А. Мирошина, Б.Д. Парыгина, Н.Н. Перепеча, Н.В. Попович, С.Л. Рубинштейна, Э.П. Стрельникова, Т.А. Сухаревой, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, Л.К. Фортовой и многих других. Генезис понятия «гражданская позиция» в рамках педагогической науки отражен в работах С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой, Е.В. Николаевой, Е.Ю. Плотниковой [3, 8, 9]. Целью исследования является проведение анализа и раскрытие термина «гражданская позиция» с точки зрения педагогической науки.
Изложение основного материала статьи. Наиболее широкое определение термина представлено во Всеобщей декларации прав человека, в которой зафиксировано, что «гражданская позиция - это ответственное выполнение гражданского долга» [10, с. 28], а «гражданский долг - это требования, предъявляемые к личности в виде обязанностей перед коллективом, классами и обществом в целом» [10, с. 28]. То есть в данном случае в единстве рассматриваются внутренний и внешний компоненты понятия «позиция» как готовность гражданина следовать требованиям общества (в широком и узком смысле).
Е.В. Николаева отмечает, что в психолого-педагогической науке позиция личности включает два компонента: внутренний и внешний. Внутренняя позиция - это отношение субъекта к окружающей его действительности, основанное на системе личностных мотивов, установок и ценностей. Внешняя же позиция позволяет судить о положении, которое субъект занимает в социальной действительности, она выступает как регулятор его поведения в структуре социальных связей и межличностных отношений [8]. С точки зрения системного подхода гражданская позиция трактуется такими представителями педагогической науки, как Е.В. Казаева, Г.М. Коджаспирова и др.
Отметим, что рассматриваемое понятие при изучении его представителями педагогической науки все чаще включает в себя такую характеристику как интегративность. Многие исследователи этого вопроса говорят о том, что гражданская позиция - это именно интегративное качество личности, включающее в себя целый комплекс составных элементов, которые связаны как с наличием определенных внутриличностных образований (ценности, установки, сформированность нравственных качеств и т.п.), так и с их определенным внешним выражением.
Е.В. Казаева определяет гражданскую позицию как интегративное качество личности. С одной стороны, оно включает в себя знания, ценности, нравственные качества, сформированные в процессе воспитания и развития личности и определяющие отношения человека к обществу и государству. С другой же стороны, гражданская позиция находит свое реальное воплощение в поступках индивида [4, с. 118]. Это позволяет нам говорить о единстве двух составляющих понятия. Именно уровень развития внутренних нравственных качеств индивида будет определять его поступки как гражданина.
Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова считает, что гражданская позиция - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение обязанностей перед государством и обществом [6, с. 39]. При этом также отмечается взаимосвязь двух компонентов, однако ведущим, на наш взгляд, выделен внутренний, поскольку это не только нравственный выбор, но и глубокое личное понимание своих собственных обязательств перед обществом.
Г.Н. Филонов, давая определение гражданской позиции, делает акцент на том, что гражданская позиция индивида базируется на общечеловеческих нравственных ценностях. Во внешнем плане это выражается в толерантности к инакомыслию, способности выстраивать общение на основе взаимного уважения, соблюдая личные границы участников. При этом автор отмечает, что гражданская позиция - «это комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и деятельности» в разных сферах человеческой жизни (труд, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношения) [10, с. 34].
А.Ф. Абзалов, как и предыдущие авторы, отмечает значительный нравственный компонент в гражданской позиции индивида, а также единство двух составляющих этого понятия. В определении А.Ф. Абзалова гражданская позиция рассматривается как составной элемент мировоззрения человека. В него входят взгляды и убеждения, базирующиеся на системе общечеловеческих нравственных ценностей. Во внешнем плане гражданская позиция личности проявляется в ее деятельности и активности, которая преследует конкретные цели [1, с. 81].
Интегративный характер термина «гражданская позиция» подчеркивается и в работах Т.И. Кобелевой. По ее мнению, гражданская позиция личности выражается в отношении человека к себе как гражданину, его отношении к обществу, государству и гражданским правам. Подчеркивается деятельностный характер термина, который выражается в направленности личности на социально-общественную пользу [5, с. 14]. Признаками сформированности гражданской позиции автором названы следующие: интерес к правовой, политической и общественной сферам, сознательное отношение к своим политическим и гражданским правам, соотнесение их с обязанностями (например, когда человек понимает, что поход на выборы - это не только его право как полноценного члена гражданского общества, но и обязанность как ответственного гражданина), наличие потребности участия в жизни гражданского общества и государства, положительное отношение к государству, праву и гражданскому обществу, умения и навыки, необходимые для успешной реализации своих гражданских прав и обязанностей. Гражданская позиция личности не является образованием статическим, она формируется и развивается в процессе социальных контактов. Т.И. Кобелева называет три показателя сформированности гражданской позиции личности: мотивационно-потребностный, оценочно-эмоциональный и деятельностный.
В свою очередь, Г.Я. Гревцева дает следующее определение: «гражданская позиция - это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [2, с. 48, с. 172]. Автор называет три аспекта понятия «гражданская позиция»:
1) мировоззренческий (знания, система ценностей и т.п.);
2) оценочный (морально-нравственное, политическое и правовое самосознание личности);
3) культурный (поведение и отношения человека с обществом и государством).
Таким образом, перечисленные аспекты подчеркивают интегративный характер термина. Они могут быть положены в основу воспитания гражданской позиции членов общества.
Исследователь К.И. Маслов провел анализ существующих теоретических междисциплинарных подходов к определению термина «гражданская позиция» и выявил три доминирующих точки зрения:
1) гражданская позиция - это, в первую очередь, гражданский долг и гражданская ответственность, патриотическое отношение к родине, позитивный взгляд на государство и гражданское общество;
2) гражданская позиция - это ценностное отношение личности к социальной действительности;
3) гражданская позиция - это осознанная проактивная жизненная позиция личности по основным вопросам общественной и государственной жизни [7].
Отметим, что первый подход характерен в большей степени для представителей правовых и социологических дисциплин, где наибольшее значение придается внешней составляющей понятия «позиция», обращается значительное внимание на взаимоотношения гражданина и общества. Последние два подхода разделяются представителями психолого-педагогического направления науки, указывая на тесную взаимосвязь внутреннего и внешнего компонентов в определении позиции личности.
Указанные определения отмечают взаимосвязь ценностного отношения личности к вопросам общественной жизни и проявление этого отношения через действия во внешней среде. Такая многокомпонентность определений позволяет говорить о структуре гражданской позиции личности, хотя дробление ее на отдельные составляющие весьма условно, поскольку все эти компоненты тесно связаны между собой и существуют в комплексе. Выделяют три компонента гражданской позиции (С.О. Домбек, Н.В. Лебедева):
1) познавательный, который включает в себя формирование базовых ценностей личности, определяющих смысл человеческой жизни. Именно на основе этих ценностей складывается сознательное отношение человека к общественной жизни. При этом познавательный компонент формируется как стихийный в результате социализации индивида в широком смысле этого слова, так и целенаправленно в результате социального воспитания;
2) мотивационно-ориентировочный, включающий систему усвоенных индивидом нравственных норм на основе установок и требований общества и государства (в том числе в виде законов). Этот компонент определяет эмоционально окрашенное отношение человека к себе, людям, обществу, отдельным событиям и явлениям жизни;
3) поведенческий, который связан с реальным поведением человека. Он характеризуется умением личности следовать правилам, выполнять обязанности и требования общества, регулировать собственное поведение в соответствии с требованиями социально-нравственных норм [3].
Все три компонента находятся в тесной взаимосвязи. При этом они могут быть положены в основу системы воспитания гражданской позиции, если будут последовательно формироваться на разных уровнях обучения. Так, например, познакомив ребенка с правилами дорожного движения (ПДД) и сформировав ценностное отношение к ним, к жизни своей собственной и окружающих людей, педагог воспитывает ответственного пешехода и водителя. При этом важно, чтобы ребенок изо дня в день наблюдал ценность соблюдения ПДД - ответственное отношение родителей, других членов общества, государства (наличие дорожной разметки, светофоров, инспекторов и т.п.). В результате получается желаемое поведение как результат внешнего выражения усвоенной ценностной позиции. Однако следует заметить, что в основе воспитания ответственного пешехода лежат не только усилия педагогов, но и труд общества в целом (т.е. социализация в широком смысле слова).
Е.В. Казаева также предлагает выделять три составляющих в структуре гражданской позиции:
1) когнитивный компонент, включающий в себя знания о законах общественной жизни, правах и обязанностях человека и гражданина, которые позволяют ориентироваться в общественной жизни;
2) аффективно-ценностный компонент, определяемый чувствами индивида по отношению к общественным ценностям и позволяющий человеку давать оценку общественных событий и явлений, судить о значимости общественных ценностей лично для него;
3) поведенческий компонент, который тесно связан с желанием человека принимать активное участие в общественной жизни. Как правило, он проявляется через желание саморазвития и самореализации в целом, а также в рамках вопросов, потенциально полезных для участия в общественно-политической жизни [4, с. 311-312].
Ключевое отличие этого подхода от предыдущего заключается в том, что с точки зрения автора все эти компоненты могут иметь самостоятельное значение как по содержанию, так и по степени проявления. Опираясь на данные подходы к выявлению структуры гражданской позиции, некоторые исследователи предлагают положить их в основу выделения критериев ее сформированности. Так, Е.Ю. Плотникова предлагает три критерия определения уровня развития гражданской позиции:
1) когнитивный, главными показателями которого выступают знания об основных законах общественно-правовой стороны жизни, а также умения анализировать социальные ситуации и проблемы, грамотно выражать свою точку зрения;
2) мотивационно-ценностный, показателем которого является гуманистическая направленность отношений личности;
3) деятельностный, который проявляется в умении использовать свои социально-гражданские права и нести обязанности.
Автор отмечает тесную взаимосвязь всех трех критериев между собой, утверждая, что «снижение влияния на какой-либо из данных компонентов обязательно скажется на других, следовательно, и на уровне сформированности гражданской позиции личности в целом» [9].
Отметим, что чрезвычайно важным для исследователей и педагогов является процесс формирования гражданской позиции в рамках социальной среды в широком и узком понимании. Специалисты психолого-
педагогической сферы утверждают, что гражданские качества формируются как под влиянием социальной среды, так и благодаря собственной активности личности. Важно сформировать не только такие социально желательные качества, как патриотизм, ответственность, самостоятельность и т.п., но и положительные мотивы на использование этих качеств в общественной жизни.
Социальная активность и проявление гражданских качеств являются результатом активной гражданской позиции индивида, которая может быть сформирована целенаправленно через реализацию государственной политики, проводником которой могут и должны выступать образовательные учреждения разных уровней. В настоящее время гражданская позиция различных социальных групп подвергается всестороннему изучению.
Примером может служить исследование С.О. Домбек и Н.В. Лебедевой, которое показало, что у опрошенных студентов (будущих педагогов) существует грамотное и полное представление о самом понятии с учетом всех его аспектов (когнитивного, аффективно-ценностного, поведенческого), отмечается положительное отношение к просоциальному поведению и патриотизму. Однако при этом большинство из них затруднились отметить наличие у себя активной и продуманной гражданской позиции, часто она связана с мнением референтной группы (в данном случае педагогов). При этом авторы исследования указывают, что наличие гражданской позиции у граждан (и будущих педагогов в частности) определяет общекультурный уровень развития общества [3]. Результаты исследования показали, что имеются некоторые трудности в процессе воспитания гражданской позиции. Главная из них, на наш взгляд, заключается в том, что, предоставив человеку знания, которые являются основой формирования гражданской позиции, его в дальнейшем не обучают применять их на практике, не демонстрируют социальных выгод от проявления активной социальной позиции.
Данная проблема характерна для всего гражданского воспитания в целом. В последние годы ее пытаются решить на государственном уровне за счет развития социальной рекламы и популяризации различными способами просоциального поведения личности. Однако, как нам кажется, современная система образования не дает навыка проявления активной гражданской позиции. Эту проблему можно решить через развитие органов самоуправления в учебных заведениях, через поощрение выполнения обучающимися различных общественных поручений.
Выводы. Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод, что «гражданская позиция» -понятие многокомпонентное, которое включает в себя знания, ценности и действия личности, выражающие ее отношение к важным вопросам общественной жизни.
Исследователи в области педагогической науки пришли к мнению, что существует ряд критериев, которые позволяют судить об уровне развития гражданской позиции отдельной личности или социальной группы. Ориентируясь на них, можно успешно организовать ее формирование в различных социальных институтах. При этом необходимо учитывать составные компоненты понятия «гражданская позиция» и действовать последовательно на всех трех уровнях.
По нашему мнению, формирование гражданской позиции индивида должно стать одним из приоритетных направлений воспитательной и образовательной деятельности учебных заведений различных уровней, поскольку только при наличии у населения развитых нравственных качеств личности, интереса к общественной жизни, активной социальной позиции, направленной на сознательное выполнение обязанностей перед социумом, наша страна продолжит идти по пути построения гражданского, демократического и правового государства.
Литература:
1. Абзалов А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 151 с.
2. Гревцева Г.Я., Скребцова Т.П. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 260 с.
3. Домбек С.О., Лебедева Н.В. Понимание гражданской позиции будущими педагогами // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - № 5. -С. 381-387.
4. Казаева Е.В. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 439 с.
5. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис .... канд . пед . наук. - Самара, 2006. - 186 с.
6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.: Гардарики, 1994. - 146 с.
7. Маслов К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студентов: дис ... канд. пед . наук. - Краснодар, 2008. - 253 с.
8. Николаева Е.В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_koni7mezhdunarodnyie/lichnostnoe_i_professionalnoe_razv itie_budushhego_speczialista/professionalnoe_vospitanie_budushhego_speczialista/teoreticheskie_aspektyi_ponyatiy a_grazhdanskaya_pozicziya (30.10.2020).
9. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. - 2019. - № 6. - С. 218-226.
10. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2002. -С. 24-29.