Педагогика
УДК 37.02
преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Глущенко Ольга Павловна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
ПАТРИОТИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность патриотизма как одного из основных качеств, требуемых для развития активной гражданской позиции личности. Приведена характеристика понятия «патриотизм», определяются его виды, значение и критерии сформированности. Представлены результаты эмпирического исследования, показавшего наличие проблем в патриотическом воспитании современной молодежи.
Ключевые слова: гражданская позиция, патриотизм, формирование, личность, национальное самосознание.
Annotation. This article examines the essence of patriotism as one of the main qualities required for the development of an active civil position of an individual. The article describes the concept of "patriotism", defines its types, meaning and criteria of formation. The article presents the results of an empirical study that showed the existence of problems in the Patriotic education of modern youth.
Keywords: civil position, patriotism, formation, personality, national identity.
Введение. В современном мире проблема формирования личности занимает центральное место в образовательной парадигме. В связи с этим в обществе появляется нравственная потребность, которая удовлетворяется через религию и этикет, традиции и обычаи, образование и воспитание. Также важным компонентом в процессе формирования личности являются правовые нормы, следование которым или отказ от соблюдения таковых позволяет демонстрировать наличие либо отсутствие у индивида активной гражданской позиции.
Изложение основного материала статьи. Гражданская позиция личности рассматривается как многокомпонентное социально-педагогическое явление. С точки зрения А.А. Соколовой «гражданская позиция представляет собой совокупность чувств, мыслей, взглядов, ценностных установок личности, которые проявляются в сознательной деятельности по реализации своих прав и обязанностей перед законом, обществом и другими гражданами» [10]. Многие ученые, занимающиеся этим вопросом, утверждают, что гражданская позиция - это интегративное качество личности, включающее в себя целый комплекс составных элементов, которые связаны как с наличием определенных внутриличностных образований (ценности, установки и т.п.), так и с их определенным внешним выражением.
Е.А. Казаева, например, определяет гражданскую позицию как интегративное качество личности, которое, с одной стороны, включает в себя знания, ценности, нравственные качества, сформированные в процессе воспитания и развития личности и определяющие отношения человека к обществу и государству. С другой же стороны, гражданская позиция находит свое реальное воплощение в поступках индивида [5].
По мнению И.Л. Гуляевой компонентами гражданской позиции молодежи являются такие личностные качества, как патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье и так далее), нравственность, гражданственность (принадлежность к стране, городу, коллективу), творчество (креативность, раскрытие способностей, самоопределение), активная жизненная позиция [3, с. 62]. Соответственно одним из основных необходимых качеств, требуемых для воспитания активной гражданской позиции личности, является патриотизм, основанный на совокупности определенного рода знаний и характеризующийся преданностью личности своей родине.
В соответствии с действующей государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [7]. В данной программе также обозначена необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания «с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества» [7].
Патриотизм представляет собой определенное нравственно-политическое убеждение, субъективный личностный взгляд, направленный на любовь к своей стране, гордость за ее прошлое, настоящее и будущее, согласие на отказ от собственных интересов во благо Отечества, а также желание защищать интересы своего народа. Патриотизм играет важнейшую роль в формировании гражданской позиции личности, основывается на выражении гражданственности и проявляется в активности, нацеленной на благо страны [4, с. 35].
По мнению А.Н. Вырщикова, занимающегося проблемами патриотического воспитания современной молодежи, выделяются четыре основных вида патриотизма:
1. Государственный (державный) патриотизм, который характеризуется служением своей Родине, преимуществом ее интересов над собственными. Данный вид патриотизма может быть развит только при наличии у гражданина исторических знаний о своем государстве, правосознания, основанного на взаимоуважении прав каждого человека и страны в целом.
2. Российский патриотизм, который, в первую очередь, проявляется на духовном и эмоционально-чувственном уровнях. Главными понятиями для данного вида патриотизма являются Родина, Родина-мать, Отечество. Кроме того, прослеживается ключевая идея - отношение к своей стране с любовью и уважением как к родителю.
3. Национальный патриотизм, связанный с культурой и историческими особенностями определенного народа. В данном случае в целях формирования сознательной национальной тождественности необходимо прививать гордость за свой народ, чувство любви к своей земле, нации, а также стремление сохранять и приумножать ее ценности.
4. Местный патриотизм, основанный на чувстве любви к своей «малой Родине», к родному краю. Он развивается благодаря пониманию духовных, социальных, природных связей. Считается, что с местного патриотизма в большей степени и начинается формирование вышеописанных видов патриотизма. Как правило, местный патриотизм зарождается в семейном кругу, продолжает развитие в школе и укрепляется всю последующую жизнь [2].
Согласно перечисленным видам патриотизм определяется как многостороннее общественное понятие, включающее в себя большое количество взаимосвязанных между собой качеств. В соответствии с этим воспитание достойного гражданина своей страны возможно лишь благодаря формированию таких качеств личности, как служение своей стране, национальная тождественность с ней, любовь к своему Отечеству и народу.
Значение патриотизма выражается в реализуемых функциях:
1) мировоззренческая, основанная на совокупности определенных личностных взглядов на окружающую действительность и на занимаемую позицию в ней;
2) методологическая, которая включает в себя базисные знания о патриотизме, направленные на преобразование реальности;
3) коммуникативная, проявляющаяся в объединении людей для осуществления определенных общественных действий по отношению к своей стране;
4) регулятивная, которая связана с добровольным пониманием и соблюдением гражданами патриотических норм и принципов, приводящих к совершенствованию будущего страны;
5) ценностная, включающая в себя показатели, влияющие на появление патриотических качеств личности, направленность ее действий. Именно данная функция позволяет выявлять так называемых «антипатриотов» [4, с. 88].
Анализируя вышеуказанные функции, можно сделать вывод, что патриотическая личность формируется на основе влияния со стороны общества и окружающего мира, а также реализует свое субъективное решение добровольно соблюдать имеющиеся в стране нормы и принципы.
Патриотическая позиция личности предполагает гражданскую принадлежность к российскому народу, обществу и к мировому сообществу, а также желание осуществлять необходимую деятельность, направленную на защиту свободы и национальных интересов своей страны, несмотря на возможную угрозу. Патриотизм является ключевым звеном, объединяющим российское общество, сохраняя при этом национальную неповторимость данного общества, а также служит прогрессивным началом для каждого человека, коллектива, страны и цивилизации в целом.
При формировании патриотического сознания личности важными условиями являются осознание собственного отношения к Отечеству, понимание сущности интересов своей страны сравнительно с собственными интересами. Истинный патриотизм личности основан не просто на склонности к общепринятым нормам и формальному осознанию имеющегося быта, а связан с пониманием и соблюдением национальных традиций и норм.
По мнению В.И. Лутовинова, выделяются следующие критерии сформированности патриотической позиции личности:
- когнитивный (ориентирован на познание). Характерные признаки: интерес к народной культуре, сохранению традиций и обычаев, желание изучать родной язык и разговаривать на нем, иметь основные представления о своем народе, родном крае, патриотизме, защитниках Отечества, индивидуальность и постоянство личностных взглядов относительно правил, регулирующих взаимоотношения людей между собой, своей Родиной, культурным наследием, способность применять имеющиеся знания в различных ситуациях;
- мировоззренческо-ценностный. Характерные признаки: система знаний и взглядов о малой Родине, о социокультурных ценностях народов, формирование уважительного отношения к национальному достоинству другого человека, его чувствам, культуре и религиозным убеждениям, осознание своего места в развитии страны;
- мотивационно-потребностный. Характерные признаки: самостоятельность в выборе деятельности, ее цели и путей реализации, ответственность за сделанный выбор, развитие чувств сопереживания, эмоциональной отзывчивости по отношению к своему Отечеству;
- деятельностно-поведенческий. Характерные признаки: потребность в познании интересов страны, развитие умений, направленных на благо Отечества, вклад личности в формирование системы патриотического воспитания [6, с. 53].
Опираясь на мнение Е.Ю. Плотниковой, можно выделить три критерия уровня развития гражданской позиции:
1) когнитивный, главными показателями которого выступают знания об основных законах общественно-правовой стороны жизни, а также умения анализировать социальные ситуации и проблемы, грамотно выражать свою точку зрения;
2) мотивационно-ценностный, показателем которого является гуманистическая направленность отношений личности;
3) деятельностный, который проявляется в умении использовать свои социально-гражданские права и нести обязанности.
Е.Ю. Плотникова отмечает тесную взаимосвязь всех трех критериев между собой, утверждая, что «снижение влияния на какой-либо из данных компонентов обязательно скажется на других, следовательно, и на уровне сформированности гражданской позиции личности в целом» [8, с. 220].
Анализируя критерии сформированности патриотической позиции и критерии сформированности гражданской позиции, можно провести следующие параллели:
1) когнитивные критерии, основанные на познании, совпадают по характерным признакам;
2) для мировоззренческо-ценностного, мотивационно-потребностного и мотивационно-ценностного критериев главными составляющими являются ценностные установки личности, имеющие нравственно-гуманистическую направленность;
3) деятельностно -поведенческий и деятельностный критерии проявляются в знании и умении пользоваться своими гражданскими правами.
Чувство любви к Отечеству возникает не только благодаря привлекательным призывам и лозунгам, но в большей степени за счет усердной работы с молодым поколением по осуществлению необходимых патриотических поступков и действий. Подтолкнуть людей на совершение каких-либо подвигов немыслимо без развитого у них чувства национального достоинства и национальной гордости.
Патриотизм представляет собой интегративное качество в структуре личности, которое формирует такое нравственное чувство, как ответственность перед Родиной. Также патриотизм - это механизм патриотического воспитания молодежи, потенциал для совершенствования развития будущего страны, направленный на возрождение ее культурных, экономических и правоохранительных сторон. В процессе воспитания подрастающего поколения данный механизм реализуется посредством использования в процессе обучения различных семинаров и дискуссий патриотической направленности, создания и реализации проектов на патриотические темы, организации экскурсий и поездок по значимым историческим местам родного края и др.
Важной частью любой страны является ее народ. Патриотизм и национальное самосознание выступают основными критериями для единения страны и народа. Именно поэтому патриотизм связан с субъективным решением каждого гражданина, его желанием принимать участие в судьбе своей страны. Так академик Г.Н. Волкова утверждает, что «без исторической памяти - нет традиции, без традиции - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности -нет нации, народа (как исторической личности)» [1, с. 34].
В сентябре 2020 г. нами было проведено анкетирование с целью выявления отношения молодежи к своей Родине. В эмпирическом исследовании принимали участие обучающиеся 1, 2 и 3 курсов (70 человек) ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в возрасте от 18 до 21 года. Опираясь на методику аналитико-оценочной деятельности в сфере патриотического воспитания Е.Н. Поповой, нами была подготовлена анкета для студентов, которая включала 7 патриотических высказываний, основанных на любви к своей Родине, гордости за историю своей страны и народ, проживающий в ней [10]. Студентам необходимо было выразить свое отношение к приведенным высказываниям (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования, направленного на выявление отношения молодежи к своей Родине
№ Патриотические высказывания Количество обучающихся, полностью согласившихся с высказыванием, % Количество обучающихся, частично разделяющих высказывание, % Количество обучающихся, не согласившихся с высказыванием, %
1 «Россия - любимая Родина, в которой хочется жить» 51,5 42,8 5,7
2 «Я горжусь своей страной, когда выигрывает российская спортивная команда» 72,8 17,2 10
3 «В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории своей страны» 37,1 48,6 14,3
4 «Когда я надолго уезжаю из своего населенного пункта, то очень скучаю» 68,6 30 1,4
5 «У меня есть любимое место в нашем населенном пункте, где мне очень комфортно» 40 21,4 38,6
6 «Я считаю, что в России созданы все условия для получения качественного образования и развития моих способностей» 42,9 22,8 34,3
7 «В нашей стране всегда были и есть серьезные достижения в культуре, науке, спорте» 78,6 21,4 0
Из таблицы 1 видно, что большинство студентов считают нашу страну любимой Родиной, в которой хочется жить (36 человек - 51,5%), при этом 30 человек (42,8%) лишь частично разделяют высказывание, а свое несогласие выразили 4 человека (5,7%).
Второе высказывание поддержал 51 человек (72,8%). Это свидетельствует о том, что большинство обучающихся гордится своей страной, кода в спорте выигрывают представители России. Однако были и частично несогласные с высказыванием - 12 человек (17,2%), а также несогласные полностью - 7 человек (10%).
С третьим высказыванием «В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории своей страны» многие проанкетированные согласны лишь частично - 34 человека (48,6%), выразили несогласие - 10 человек (14,3%), а остальные 26 человек (37,1%) полностью разделили данное высказывание.
Анкетирование показало, что 48 человек (68,6%), когда надолго уезжают из своего населенного пункта, то очень скучают; не скучает всего 1 человек (1,4%), а остальные - 21 человек (30%) высказывание разделили частично.
Мнения студентов разделились при ответе на высказывание «У меня есть любимое место в нашем населенном пункте, где мне очень комфортно»: согласились 28 человек (40%), выразили несогласие - 27 человек (38,6%), остальные 15 человек (21,4%) не полностью разделили данное высказывание.
Многие обучающиеся (30 человек - 42,9 %) считают, что в России созданы все условия для получения качественного образования и развития их способностей; немалый процент частично разделяющих данное высказывание (16 человека - 22,8%), но еще больше респондентов не согласились с ним вовсе - 24 человек (34,3%).
Полностью согласились с утверждением «В нашей стране всегда были и есть серьезные достижения в культуре, науке, спорте» 55 человек (78,6%), не смогли полностью поддержать позицию 15 человек (21,4%). При этом никто не выразил абсолютное несогласие с высказыванием.
Выводы. На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что проблема патриотического воспитания современной молодежи существует, так как многие студенты отметили, что у них практически нет любимых мест в родном населенном пункте (38,6%), они не гордятся или не всегда гордятся победами своих спортсменов (10% и 17,2% соответственно), многие не уверены в условиях, созданных в стране для получения качественного образования и развития способностей. Именно поэтому необходимо уделять значительное внимание формированию патриотизма как составляющей гражданской позиции личности в семье, школе, высших и средних профессиональных заведениях. При соблюдении данного условия появится возможность вырастить грамотную, патриотически воспитанную молодежь с активной жизненной позицией.
Таким образом, важную роль в процессе формирования гражданской позиции личности играет патриотизм. По нашему мнению, имеются некоторые проблемы в области патриотического воспитания молодежи в современном мире, поэтому требуется выявлять причины и находить возможные пути решения данной проблемы. Необходимо развивать активную гражданскую позицию, формировать в самом раннем возрасте правильные патриотические основы личности, а также предоставлять возможность молодежи принимать непосредственное участие в коллективной патриотической деятельности, осуществляемой государственными органами, общественными движениями и организациями страны.
Литература:
1. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917 - 1992 гг.: учеб. пособие.- Москва -Белгород, 1994. - 105 с.
2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.vounb.volgograd.ru/for_download/El_library/Vlg_avtor/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_ molodegi.pdf (26.09.2020).
3. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан...»: формирование гражданской позиции личности. - М.: Просвещение, 2011. - 85 с.
4. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. - 2003. - №3. - С. 84-89.
5. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - С. 118.
6. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.
7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (26.09.2020).
8. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. - 2019. - № 6. - С. 218-226.
9. Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.Н. Попова, Е.М. Сафронова // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 23-28.
10. Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-i-struktumye-komponenty-grazhdanskoy-pozitsii-lichnosti. (26.09.2020).
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Глущенко Ольга Павловна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ различных определений гражданской позиции в рамках педагогической теории и практики, показывается ее интегративный характер. Обозначены составные компоненты, а также критерии определения уровня развития гражданской позиции, которые могут использоваться для разработки системы гражданского воспитания членов общества.
Ключевые слова: гражданская позиция, педагогика, формирование, компоненты, критерии. Annotation. The article provides a comparative analysis of various definitions of citizenship in the framework of pedagogical theory and practice, shows its integrative nature. The components and criteria for determining the level of development of the civil position that can be used to develop a system of civil education of society members are identified.