никации, саморазвития и самореализации в сфере иностранных языков. В статье проанализировано понятие языковой личности; выделены тенденции, принципы и содержание обучения иностранному языку на современном этапе; конкретизированы факторы, влияющие на формирование языковой личности в условиях непрерывного иноязычного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, межкультурная коммуникация.
SUMMARY
The article considers the issue of the linguistic personality formation in the context of continuous foreign language education. The author considers continuous foreign language education as the process and the result of mastering a foreign language and culture throughout life, including the combination of knowledge and practical skills for intercultural communication, self-development and self-realization in the field of foreign languages. The article analyzes the concept of a linguistic personality; trends, principles and content of teaching a foreign language at the present stage are highlighted; factors that influence the linguistic personality formation in a continuous foreign language education are specified.
Key words: lifelong education, foreign language education, linguistic personality, foreign language, intercultural communication.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богин Г. И. Начальные уровни развития языковой личности школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tversu.ru/Science/ Hermeneutics/1999-1/1999-1-28.pdf.
2. Гальскова Н. Д., Гез. Н. И. Теория обучения иностранных языков. Лингвистика и дидактика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
3. Гудзик И. Ф. К вопросу об изучении языковой личности учащихся младших классов // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология». - 2007. - Том 20 (59). -№ 4. - С. 171-175.
4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
6. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. -М.: Гнозис, 2001. - 270 с.
7. Носачева Е. А., Кардашян К. В. Деятельность преподавателя иностранных языков как языковой личности [Электронный ресурс| // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 12. - URL: http://psychology. snauka.ru/2015/12/6219.
8. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - M.: Просвещение, 1976. -544 с.
9. Храмцова А. Б. Формирование языковой личности средствами иностранного языка [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - № 4. - URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-yazykovoy-lichnosti-sredstvami-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 14.06.2020).
10. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филома-тис, 2004. - 416 с.
Н. В. Горбунова, Э. П. Комарова, Н. С. Махина
УДК 378
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
^ овременная профессиональная подготовка педагогов ассоциируется с глобальными изменениями в образовательном пространстве как в России, так и за рубежом. Современный педагог должен быть готов к конструктивному решению проблемных ситуаций, к личностной мобилизации в социуме, обладать устойчивой системой взглядов и убеждений. В связи с этим формирование гражданской позиции педагога имеет первостепенное значение, так как человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Гражданская позиция человека не является приобретенным качеством на всю жизнь, она совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека и изменяется в зависимости от условий, в которые попадает лич-ность.
Гражданская позиция личности меняется под воздействием государственной идеологии, социального устройства государства, религиозных и светских убеждений, многое зависит от уровня развития педагогической науки и основных тенденций в развитии образования.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отражены основные принципы государственной политики в области образования. Идея воспитания гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье является основополагающей [8].
Согласно Федеральному Закону от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», вступившему в силу 1 сентября 2020 года, «воспитание» определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, на формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопо-
рядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» [9].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначен современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [7].
В связи с этим для работы в общеобразовательных организациях необходимо подготовить педагогов с устойчивой системой взглядов и убеждений к различным сторонам действительности, ценностных ориентаций, мотивированных своими внутренними убеждениями. Однако практика показывает, что система высшего образования, а также система повышения квалификации педагогов уделяет недостаточное внимание данной проблеме. Существует потребность в разработке адекватных моделей, алгоритмов и технологий обучения, в центре которых проблемно-модульные курсы повышения квалификации, которые являются приоритетными и направлены на формирование гражданской позиции, что актуализирует данную проблему.
Цель статьи - теоретически обосновать процесс формирования гражданской позиции педагога в системе повышения квалификации.
Проблема формирования гражданской позиции педагога рассматривалась в трудах российских и зарубежных ученых. Структурно-динамические аспекты понятия «позиция» рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Бо-жович, С. Л. Рубинштейна; гуманистические -в работах А. Маслоу, К. Роджерса; педагогические - в исследованиях Р. С. Бондаревской, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнина и др. Проблема формирования гражданской позиции педагогов как интегративного качества личнос-
ти рассматривалась в работах Т. М. Абрамян, Н. Ф. Крицкой, Е. А. Казаевой; как социально--нравственный критерий сформированнос-ти личности - в трудах Л. М. Архангельского, Б. С. Круглова; как ключевые профессиональные компетенции - в исследованиях Н. В. Горбуновой, Н. А. Глузман, А. Н. Иоффе и др.
Для определения понятия «гражданская позиция педагога» необходимо уточнение понятий «позиция», «гражданская позиция». Анализ словарей показал, что понятие «позиция» определяется как «точка зрения, мнение в каком либо вопросе, отношение к чему либо, а также действие, поведение, обусловленное этим отношением» [6]; «развитие личности, которое характеризуется зрелостью и при определенных условиях может трансформироваться из пассивного состояния в активное и наоборот» [5]; «положение, утверждение; точка зрения» [11].
С точки зрения психологов «позиция» объединяет разные виды ценностных ориен-таций и представляет собой сложную систему установок и отношений, которыми оперирует в деятельности. К. А. Абульханова-Слав-ская считает, что «позиция проявляется у человека как комплексная характеристика психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой - с другой, с объективной динамикой деятельности (ее событиями и фрагментами) - с третьей» [1].
А. Адлер впервые предложил употреблять понятие «позиция личности», опираясь на социальную основу деятельности человека, который стремится занять определенную позицию в контексте общественной жизни [2]. В исследованиях Т. Парсонса понятие «позиция» идентифицируется с понятием «установка». Он считает, что позиция имеет психологическую и моральную установку, и моральные ценности составляют часть человеческой личности [13].
Социология представляет «позицию», как идею места индивида в иерархическом обществе. В данном контексте «позиция» сино-
нимична понятию «статус». Социологи выстраивают «позицию личности в структуре общественных отношений через выполнение социальных ролей» [12].
Одним из признаков гражданственности, критерием ее сформированности является гражданская позиция как условие гражданской зрелости. Ряд ученых раскрывают понятие «гражданская позиция», которое включает различные аспекты отношений: «социальных, духовных, правовых, нравственных» [3].
Особый вклад в описание понятия «гражданская позиция» внесла Е. А. Казаева. «Гражданская позиция» рассматривается «как ин-тегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, направленности качества личности, отражающее социально обусловленное отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане» [10].
Проблемы формирования гражданской позиции педагога в период обучения в педагогическом вузе, в педагогической деятельности и в процессе профессиональной переподготовки, рассматривались В. А. Сухомлин-ским, И. Д. Фруминым, которые считали гражданскую позицию одной из важнейших характеристик педагогической профессии.
Большой вклад в исследование данного феномена внес В. А. Сластёнин и его последователи. Под позицией педагога он понимает «систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности» [14].
Таким образом, следует констатировать, что существующий отечественный и зарубежный опыт формирования гражданской позиции педагога и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке практических
путей формирования гражданской позиции педагога. Формирование гражданской позиции педагога представляет собой сложный процесс, который складывается под воздействием социальных условий, в которых находится личность и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, как в профессиональной деятельности, так и в системе повышения квалификации. Проблема формирования гражданской позиции является особенно актуальной для педагогов начальной школы, так как именно в начальной школе закладываются основы гражданской позиции у младших школьников.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования как основной элемент модернизации системы образования определяет ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы. Особое внимание уделяется формированию у учащихся гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [15].
Воспитание гражданина осуществляется в процессе образовательной и систематической воспитательной деятельности, направленной на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание гражданина начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях в процессе гражданского воспитания» [4]. Становление гражданственности у обучающихся обусловлено активностью реализации гражданской позиции педагогов. Однако профессиональные затруднения педагогов, которые были выявлены методом анкетирования, указывают на то, что большинство педагогов, в связи с изменением содержания образования, нуждаются в проблемно-модульных курсах повышения квалификации по данной проблематике.
Было проведено анкетирование с целью выявления проявлений гражданской позиции педагогов и умения применять свои знания в педагогической деятельности, анкетирование проводилось с учетом возраста педагога (менее 30 лет, 30-55 лет, более 55 лет), педагогического стажа педагога (менее 5 лет, 5-20 лет, более 20 лет), уровня образования (высшее или среднее специальное). Анкетирование показало, что более 50 % всех педагогов затруднялись при ответе на вопросы в области знаний прав и обязанностей гражданина, «Закона об Образовании в РФ», основных положений Конституции РФ. 30 % педагогов в возрасте менее 30 лет не в полной мере смогли раскрыть воспитательный потенциал образовательной среды в начальной школе, 35 % в возрасте менее 30 лет педагогов лишь отчасти смогли перечислить активные формы формирования гражданственности у младших школьников.
Педагоги со стажем более 20 лет при участии в общешкольных мероприятиях «своим примером привлекают обучающихся к деятельности в общешкольных делах», так высказалась более 60 % респондентов, молодые педагоги со стажем менее 5 лет участвуют лишь в мероприятиях, запланированных по графику воспитательной работы школы. Активность педагогов проявляется в участии вместе с детьми в различных формах волонтерской деятельности, она различна и не всегда зависит от возраста педагогов. Волонтерская деятельность является приоритетной формой деятельности педагогов и обучающихся и может включать посадку деревьев в своем микрорайоне, участие в мероприятиях, связанных с помощью детским домам, пожилым людям, помощь в приютах для животных и т. п. Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов в возрасте 30-55 лет активно участвуют в таких мероприятиях; 20 % - педагоги, возраст которых менее 30 лет и педагоги в возрасте более 55 лет - 15 %, то есть педагоги молодые и более старшего возраста имеют практически одинаковый процент участия в данных мероприятиях.
Все группы педагогов - с педагогическим стажем менее 5 лет, стажем 5-20 лет, стажем более 20 лет - испытывают определенные затруднения при выборе форм, методов работы по формированию гражданственности у младших школьников. Знания нормативно-правовой базы российского современного образования у педагогов с высшим образованием оказались значительно глубже, чем у педагогов со средне-специальным образованием. 70 % педагогов с высшим образованием в курсе основных тенденций и изменений в законодательной базе и только 30% со средне-специальным образованием четко смогли сформулировать основные установки.
Для преодоления указанных профессиональных затруднений была разработана программа «Развитие профессиональных компетенций педагогов НОО в области формирования гражданственности и целостной картины мира у младших школьников в контексте ФГОС».
Программа разработана в соответствии с обновленным содержанием начального общего образования на основе требований действующих государственных образовательных стандартов.
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т. д.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций педагогов начальных классов в области формирования гражданственности и целостной картины ми-
ра у младших школьников в контексте ФГОС на основе регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся в НОО.
Задачи обучения: слушатели, успешно освоившие содержание программы должны:
- анализировать положения Федерального государственного стандарта НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, о формировании и внедрении базовых национальных ценностей в образовательный процесс начального общего образования;
- анализировать затруднения учащихся начальной школы на основе ВПР и МИУД в вопросах понимания значимости своей семьи, семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, требующих сформированнос-ти гражданской идентичности в НОО;
- познакомиться с основными направлениями в реализации воспитательных задач при реализации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в НОО;
- ознакомиться с условиями организации и внедрения краеведческой работы в образовательный и воспитательный процесс начальной школы как средства формирования гражданской идентичности и этнической принадлежности к своему народу.
- получить представления об инновационных методах, формах и приемах работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с опорой на проектную и исследовательскую деятельность;
- расширить представления об использовании возможностей воспитательной среды в образовательной и внеурочной деятельности в процессе формирования гражданской идентичности и этнической принадлежности к своему народу в НОО.
Программа составлена на основе проблемно-модульного подхода и включает следующие темы: «Формирование профессиональной компетенции педагогов в области становления гражданской идентичности в НОО», «Развитие правовой культуры и гражданского само-
сознания педагога НОО в условиях реализации ФГОС», «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию гражданской идентичности младших школьников средствами проектной и исследовательской деятельности», «Формирование у педагогов ключевых компетенций по духовно-нравственному воспитанию и этнической принадлежности младших школьников» и др. Каждый модуль раскрывает теоретические, практические аспекты проблемы и включает блок самостоятельной работы слушателя.
Приоритетными формами организации деятельности педагогов являются лекция-беседа, лекция-диалог, интерактивные лекции, практические занятия, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые формы практической работы, круглые столы, мастер-классы, экспресс-опросы, написание эссе и др. Актуализация и обогащение педагогического опыта слушателей курсов осуществляется в процессе внедрения в практику работы педагогов опыта инновационных площадок. В рамках реализации программы повышения квалификации педагогов использовались активные методы обучения: моделирование конкретных ситуаций, творческий поиск, метод дерева возможностей, дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные методы.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер, нацелено на дея-тельностное освоение педагогами технологий и методик начального общего образования и направлено на совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Формирование гражданской позиции педагога является приоритетным направлением в условиях изменения содержания образования. Программа повышения квалификации педагогов «Развитие профессиональных компетенций педагогов НОО в области формирования гражданственности и целостной картины мира у младших школьников в контексте ФГОС», способствует формированию у педагога устойчивой гражданской позиции, цен-
ностных ориентации, мотивированных своими внутренними убеждениями, умению применять свои знания в педагогической деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ понятий «позиция», «гражданская позиция» в психолого-педагогической литературе, теоретически обоснован процесс формирования и совершенствования гражданской позиции педагога в системе повышения квалификации, раскрыто содержание дополнительной профессиональной программы «Развитие профессиональных компетенций педагогов НОО в области формирования гражданственности и целостной картины мира у младших школьников в контексте ФГОС», разработанной для педагогов начальной школы; в программе определены: цели, задачи, структура и содержание дисциплины.
Ключевые слова: позиция, гражданская позиция, педагог.
SUMMARY
The paper the analysis of the concepts of "position", "civil position" in psychological-pedagogical literature, argues theoretically proved the process of formation and improvement of civil position of the teacher in the training system, reveals the content of the additional professional program "Development of professional competences of teachers the POO in the formation of civic position and integral worldview in primary school children in the context of normal document", designed for primary school teachers; in the program defines: the goals, objectives, structure and content of the discipline.
Key words: citizenship, civic position, teacher.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности // Проблемы методологии, теории и исследований реальной личности: Избранные психологические труды. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек», 1999. - 224 с.
2. Адлер А.Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Аккад. проект, 2007. - 232 с.
3. Андресюк А. М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция» школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 113. -С. 82-85.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
5. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече АСТ, 2000. - Т. 10. - 816 с.
6. Большой толковый словарь русского языка: А-Я // РАН. Ин-т лингв. исслед.; сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.
7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
8. Об образовании в Российской Федерации: закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: закон РФ от 31.07.2012 № 304-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
10. Казаева Е. А. Формирвоание и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 2.
11. Краткий словарь по философии. Знание / под ред. И. В. Блауберга, П. В. Коп-нина. - М.: Политиздат, 1970. - 398 с.
12. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - С. 124-130.
13. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Акад. Проект, 2002. - 877 с.
14. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 308 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
Ж
А. А. Глузман
УДК 378.12:811.1/.2
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Поскольку профессионально-педагогическая направленность формируется в процессе педагогической деятельности, целесообразно рассмотреть содержание, структуру и функции этой деятельности. Деятельность определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность (В. В. Давыдов).
Рассматривая становление и формирование личности через развитие сложных иерархических отношений разных видов деятельности, отечественные и зарубежные социологи, психологи и педагоги отражают в исследованиях разные стороны и виды деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. В. Демин, Дж Дьюи, М. С. Каган, И. С. Кон,