Общая педагогика
77
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Крымова Д.А.*
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
В данных тезисах представлены результаты анализа понятий «гражданская позиция» и «коллективная творческая деятельность», «гражданская ответственность». Проанализированы подходы к коллективной творческой деятельности, выявлены ее особенности и описаны характеристики. Изучены основные подходы и проанализировано понятие «гражданская ответственность» и «гражданская позиция». Выявлены особенности формирования гражданской позиции в коллективной творческой деятельности.
Проблема коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) в научной литературе активно разрабатывалась отечественными исследователями.
Возникает необходимость изучения особенностей коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) личности.
Коллективную творческую деятельность изучали отечественные педагоги: Ш.А. Амонашвили, И.А. Андреев, И.П. Иванов, А.С. Макаренко и т.д.
Особенности гражданской позиции личности в отечественной психологии изучали: Л.А. Байкова, П.П. Блонский, Е.А. Казаева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов, Т.С. Шацкий и другие.
Коллективную творческую деятельность можно рассматривать как фактор развития ценностно-смысловой сферы личности. В коллективной творческой деятельности происходят процессы идентификации и интернализации личности.
Серый А.В. и Яницкий М.С. интерпретируют понятие «идентификации» как процесс отожествления субъектом себя с другими индивидами или группой на основании установившейся эмоциональной связи, включение в свой внутренний мир норм и ценностей окружающих [11].
В процессе коллективной творческой деятельности происходит усвоение социальных коллективных ценностей, становление гражданской позиции личности. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценности личностей взаимодействуют между собой и воздействуют на коллективные ценности через межличностные взаимотношения.
Тема коллектива и личности, межличностных отношений и совместной деятельности в коллективе, нашла отражение в работах известных психологов
Соискатель кафедры Психологии.
78
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
и педагогов: И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.В. Петровского и др.
Согласно концепции коллектива А.В. Петровского, межличностные отношения в группе представлены отношениями опосредованными содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе, принципами и ценностями, которые соотносятся с принятыми социальными нормами и ценностями в обществе [10].
Макаренко А.С. рассматривал воспитание личности в единстве с коллективом, он полагал, что невозможно представить эволюцию отдельной личности в коллективе, а можно представить себе только эволюцию отношений [7].
Ивановым И.П. для реализации идеи создания коллектива была разработана методика коллективной творческой деятельности, ставшей важным элементом педагогики сотрудничества и социального творчества [2].
Первенство принадлежит концепции коллектива А.С. Макаренко, в которой обосновывается развитие личности в коллективе. В коллективе строятся отношения между воспитанниками и воспитателями, развитие данных взаимоотношений, конфликты, возникающие в процессе воспитания, взаимодействие интересов и отношений - представляют основу педагогической системы. Макаренко А.С. рассматривал широкую и полную демократизацию воспитания и обучения. Основным принципом реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип выражен в работах: Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и т.д. Авторы придавали значение всестороннему развитию личности, которая гармонично взаимодействует со всеми членами коллектива.
Иванов И.П. рассматривал коллектив как проявление творческой заботы личности друг о друге. В коллективе личность получает опыт общения, стремится к развитию и самосовершенствованию [2].
Основным достижением А.С. Макаренко и в последующем И.П. Иванова является формирование деятельного творческого коллектива и закономерностей его развития, обобщение в теории и разработка методики, позволяющей добиться воспроизводства творческих коллективов, действующих на демократических началах, создающих социально значимые проекты. Ключевыми элементами этих систем являются: деятельная забота об улучшении окружающей жизни, отношения творческого содружества разных поколений коллектива, регулярная смена руководителей всех уровней, включение всех членов в целеполагание и коллективное планирование итогов деятельности.
Следовательно, полноценное развитие личности осуществляется в коллективе, который является основой для воспитания и обучения.
Иванов И.П. разработал систему воспитания, отличающуюся от существующих в отечественной педагогике второй половины 20 века воспитательных систем. Разработанная им методика коллективной творческой деятельности основана на идеи социального и организаторского творчества, данная идея воплощается на демократических основах.
Общая педагогика
79
Согласно Е.В. Титовой методика коллективного творческого воспитания может быть представлена в виде формулы: «стратегия общей заботы об окружающей жизни + тактика содружества старших и младших + технология коллективной организаторской деятельности = методика коллективной творческой деятельности» [12, с. 36].
Необходимым условием коллективной творческой деятельности с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность с взрослыми. Коллективная творческая деятельность - это совместная жизнь и деятельность взрослых и младших, общая забота об улучшении окружающей жизни. Целью каждого коллективного творческого дела является жизненно-практическая гражданская забота об улучшении общей жизни, совокупность определенных действий направленных на общую пользу и радость.
Воспитание гражданской позиции у подрастающего поколения осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Воспитание гражданской позиции - это длительный процесс, требующий от личности и коллектива настойчивости, последовательности и системности в плане интеграции знаний и деятельности.
Понятие «гражданская позиция» личности в отечественной психологии рассматривали многие психологи и педагоги, смысл данного понятия меняется с социально-ценностными изменениями в обществе.
Казаевой Е.А., понятие «гражданская позиция», рассматривается как: «интегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества, отражающие отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные поступки в отношении окружающего в личном и общественном плане» [4, с. 111].
Согласно Г.Н. Филонову гражданская позиция имеет следующую структуру, которая включает три компонента: познавательный, мотивационноориентировочный и поведенческий [13].
Следовательно, гражданскую позицию личности можно рассматривать как качество личности и как систему отношений с окружающей действительностью.
С точки зрения Е.П. Ильина в творчестве выделают два вида: индивидуальное и совместное. Индивидуальное творчество проявляется в создании уникального творческого продукта и присуще деятелям искусства, литературы, науки и т.д. Научное творчество, чаще бывает совместным, но может быть и индивидуальным.
Согласно Е.П. Ильину: «творчество представляет собой явление, которое относится к конкретным личностям и имеет свободный характер» [3, с. 29].
Творческий коллектив представляет собой - коллектив способный выработать новые решения, восприимчив к новым идеям, обладает свободой выбора проблемы и изменения направления исследования, имеет стимулы для творчества.
80
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Совместная творческая деятельность может выражаться в различных формах: от короткой беседы незнакомых людей решающих ситуационную задачу, до - регулярных встреч на протяжении многих лет в профессиональном творческом коллективе.
Повышение творческой продуктивности достигается через: расчленение, сведение вместе и размещение в непрерывной последовательности продуцирования творческих идей, организации непрерывного творческого процесса решения задач; эффективным разделением труда, применением специальных методов и приемов на каждой операции; эффектом взаимного творческого воодушевления.
Выделяют следующие подходы анализа этапов творчества: труда, бессознательной работы и вдохновения. Труд проявляется как накопление информации, он необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа включает в себя отбор типичного из имеющихся творческих идей. Вдохновение - выражается в переходе идей из сферы бессознательного в сферу сознания [3].
Большинство современных исследований посвящено изучению особенностей формирования гражданской позиции студентов, данные исследования можно разделить на следующие направления: формирование гражданских качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта; формирование гражданской зрелости личности студента; развитие гражданских качеств как важного качества студентов; формирование гражданина в разнообразных видах деятельности (трудовой, учебной, общественной).
Современная студенческая молодежь придерживается демократических ориентаций, в ней происходит процесс осмысления себя гражданами России, выработки стереотипов сознания и поведения. Одновременно с данными процессами, происходит депатриотизация общества, размывание ценностей в самосознании граждан.
В начале ХХ1 приобретает актуальность формирование гражданской позиции у студентов ВУЗв в процессе обучения, с целью обеспечения экономической, демографической, информационной и национальной безопасности.
Студенчество является интеллектуальной и творческой частью молодежи, способной укрепить национальную безопасность России.
При формировании гражданина как личности важным аспектом выступает понятие «позиция». Данное понятие в зависимости от контекста понимается по-разному, как: положение, размещение, расположение чего-либо, позиции противников в шахматной игре, войск, точка зрения по какому-либо вопросу, оценка факта, явления, события, действия, поведения, обусловленные этим отношением, позиция в споре и т.д.
В содержании понятия «гражданская позиция» выделяют три компонента: отношение к окружающим (государственная и общественная направленность), к деятельности (деловая направленность), к себе (личная направленность).
Общая педагогика
81
Гражданская позиция является необходимым условием гражданского самоопределения личности.
Гражданская позиция личности студентов включает в себя следующие элементы: эмоционально-чувствительный (нравственный), интеллектуальный и деятельностный. Гражданская позиция личности рассматривается как сложное явление, рассматривающееся как совокупность определенных эмоционально-чувственных, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств личности и критерии ее гражданственности.
Процесс формирования гражданской позиции личности представляет собой комплекс педагогических условий, основой которых является позиционирование. Важным критерием оценки гражданственности студентов является степень осознанности ими своих прав и свобод и готовность их защищать. Гражданское сознание проявляется как совокупность нравственных качеств личности, национально-патриотических свойств, общественная значимость которых осознается и оценивается ими самими и другими людьми.
Гражданская позиция личности студента характеризует одну из сторон самосознания личности, ее представления о своей социальной ценности.
Чельцов М.В. считает, что гражданская позиция молодежи представляет собой социально-педагогический феномен, который имеет многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие студента в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки. Основными компонентами являются: гражданственность, гражданская ответственность и социальная активность [14].
С точки зрения Л.Б. Шиповской гражданственно-патриотические ценности являются первостепенными в воспитании современной молодежи. Данная ориентация создает гуманистическую базу профессиональной подготовки студентов в ВУЗе [15, с. 11-12].
Согласно Н.Н. Перепича под «гражданской позицией студентов» понимается личностное значимое свойство, которое определяет направленность их деятельности на основе принятия общечеловеческих ценностей, свобод, прав и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в ВУЗах [9].
Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящено достаточное количество научных трудов отечественных авторов: С.В. Анохина, Л.В. Ругловой, Е.Н. Титовой и т.д.
Студенческий возраст приходится на период становления гражданской позиции личности студентов. В современных условиях значимым гражданским качеством является способность к критике социального поведения, которое проявляется в готовности противостоять проявлениям асоциального поведения.
Миллер С.В., Крутых Е.В. рассматривают студенческий возраст как оптимальный для формирования гражданской позиции, поскольку в данном возрасте у студентов формируется самоуважение, самосознание, стремление к самостоятельности, социальные интересы и гражданская ответственность.
82
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Гражданская ответственность, понимается данными авторами, как: «интегративная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию личности, ее ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой» [8, с. 185].
Компонентами гражданской ответственности являются: политическая, правовая компетентность, нравственные качества личности, патриотические и интернациональные чувства.
Воспитание гражданской ответственности предполагает активную гражданскую позицию, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за свой политический и моральный выбор [8].
Красноок З.П. выделяет основные принципы воспитания гражданской ответственности: развитие познавательной активности и способности к самообразованию; формирование уважения к истории и традициям своей страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина; качественная подготовка студентов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; воплощение субъектной позиции личности через активное участие в социально значимых сферах жизни [6].
С точки зрения И.Ф. Яруллина формирование гражданской позиции студентов в процессе обучения представляет собой сложный процесс комплексного развития личности, в котором важную роль отводят преподавателю. Поскольку преподаватель осуществляет обучение навыкам профессиональной деятельности, формирует осознание студентами своего социального статуса и значимой роли для общества [16].
Рассмотрим особенности формирования гражданской позиции в коллективной творческой деятельности.
Как замечают А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков в младшем школьном возрасте формируется восприимчивость к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному и гражданскому воспитанию. Гражданское воспитание ориентировано на базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (патриотизм, любовь к России, своему народу, малой родине, служение Отечеству; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания; труд и творчество -уважение к труду, творчество; ценность знания, образования [1, с. 18].
В нашем исследовании среди базовых национальных ценностей определены ценности патриотизма, гражданственности, малой родины, творчества и созидания. Воспитание гражданственности является приоритетным направлением в современном образовании России.
Отечественные ученые, работавшие со школьниками: И.Г. Алмазова, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.Н. Лутошкин, Г. К. Селевко считают, что наибольшее влияние творческая деятельность оказывает на формирование у
Общая педагогика
83
личности способности понимать и отражать в продуктах своего творчества окружающий мир.
В КТД гражданской направленности наиболее полно и ярко обобщаются впечатления и личный опыт школьников, повышается эффективность формирования их представлений о мире, Отечестве, малой родине, гражданской позиции.
Следовательно, при приобретении особенностей организации коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе формирования гражданской позиции, следует описать формы совместной деятельности. В нашем исследовании нас интересуют следующие формы совместной деятельности: коллективная творческая, учебная и познавательная.
Педагогическая концепция коллектива В.А. Караковского опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Данная концепция, ориентированная на коллективное воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого развития [5].
Таким образом, методика КТД способствует формированию доверия и сотрудничества в коллективе, которые необходимы для эффективного воспитания. В процессе КТД задачи ставятся незаметно для учащихся, поэтому они сами «открывают» эти задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретя новые.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя / И.П. Иванов. - М., 1992. - 219 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Питер, 2009. - 434 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
4. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. ... док. пед. наук.: 13.00.00. «Педагогические науки» / Е.А. Казаева. - Челябинск, 2010. - 420 с.
5. Караковский В.А. «Воспитание? Воспигаие... Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем) / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 118 с.
6. Красноок З.П. Подготовка к профессиональной деятельности как условие формирования гражданственности / З.П. Красноок // Управление качеством образования (регион, вуз, школа): материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. (май 2006 г.). - Тверь, 2006. - Вып. 3; ч. 4. - С. 65-72.
7. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. -М., 1972. - 345 с.
84
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
8. Миллер С.В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи / С.В. Миллер, Е.В. Крутых // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7 (2). - С. 185-187.
9. Перепеча H.H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н.Н. Перепеча // Вестник университета (ГУУ). - 2010. - № 17. -С. 86-87.
10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.
11. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
12. Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01«Общая педагогика, история педагогики и образования» / Титова Елена Владимировна. - СПб., 1995. - 33 с.
13. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 2001. - 81 с.
14. Чельцов М.В. Внедрение методики формирования гражданской позиции студента вуза средствами воспитательной работы / М.В. Чельцов // Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России. - Новосибирск: ООО «Архивариус-Н», 2005. - С. 132-135.
15. Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России / Л.Б. Шиповская. -Астрахань, 2010. - 94 с.
16. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Монография / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ тревожности И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
© Максименко П.А.*, Мельникова О.Б.4
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск
В нашей работе «Взаимосвязь школьной тревожности и типа темперамента» мы решили изучить вопрос связи школьной тревожности и свойств темперамента.
Студент.
Старший преподаватель.