АНАЛИЗ
макроэкономических показателей развития
пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1995-2006 гг.*
В.Г. Кайшев
д-р экон. наук, директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России
Пивоваренная промышленность.
Отрасль быстро справилась с последствиями проведения в стране экономических реформ и с 1996 г. стабильно наращивает объемы производства и уверенно развивается. В 2006 г. выработано 998 млн дал пива с темпом роста к уровню 2005 г. 109,8 %, к 1995 г. -4,7 раза, к 2000 г. - 1,9 раза (рис. 19).
Потребление пива на душу населения составило 66 л (в 1997 г. было 27 л). По этому показателю мы занимаем 30-е место в мире, но заметно приближаемся к европейскому уровню. Мощности по производству пива использовались на 74 %. Вклад пивоваренной отрасли в консолидированный бюджет страны составил около 88 млрд руб., в том числе от акцизных сборов более 19 млрд руб.
99«.в Л
909.^^-—
615,6 /
г\ъ У*
1995 г. 2000 г. 2005 г. Рис. 19. Производство пива, млн дал
2006 г.
^ш
74,4 " 71. S*"^ Ч 55,5
S2.4
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 20. Производство спирта этилового из пищевого сырья, млн дал
*Окончание. Начало см. в № 4 и 5 за 2007 г.
Одной из наиболее характерных тенденций развития пивоваренного рынка в последние годы стала его концентрация в руках нескольких крупнейших компаний, на долю которых приходится 85 % пивоваренного производства. Это «Балтик Беверидж Холдинг», производящее 35 % российского пива, «Сан Интербрю»- (18 %), «Хейнекен» (16%), «Эфес» (9,7%), «Очаково» (6%).
В пивоваренное производство России пришли значительные финансовые ресурсы, новейшие технологии производства, современные методы организации производства и сбытовой деятельности. За последние несколько лет общий объем инвестиций в отрасль составил порядка 5 млрд долл. США. В 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 19,4 млрд руб., что составляет 23 % всех инвестиций в основной капитал в пищевой промышленности.
Открытость российского рынка для иностранных производителей пива и довольно жесткая конкуренция среди российских производителей сыграли положительную роль в улучшении качества и расширении ассортимента российского пива. Это позволило увеличить экспорт его до 21,0 млн дал, что почти в 9 раз выше уровня 2000 г. Доля импортного пива на рынке России незначительна, в настоящее время не превышает 2,7 %.
За последние 3 года сделан значительный скачок в обеспечении отрасли солодом отечественного производства. Если в 2003 г. обеспечение отрасли солодом российских производителей составляло менее 30 %, то сейчас оно поднялось до 73 %. Производство его возросло с 569 до 1172 тыс. т (в 2 раза).
Этому способствовала реализация принятой на коллегии Министерства в 2002 г. Отраслевой программы по развитию производства пивоваренного ячменя и солода до 2010 г.
Основной вклад в достижение этих показателей внесли сами пивоваренные компании, которые активно развивали собственные производственные мощности по производству солода и
инвестировали средства в сельское хозяйство. Это пивоваренные компании «Балтика», «Очаково», «Эфес». Кроме того, компанией «Русский солод» построены солодовенные заводы в Московской, Воронежской и Орловской областях.
Все строящиеся и введенные в эксплуатацию солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, используют современные технологии производства солода.
В то же время еще не удалось решить проблему увеличения отечественного производства хмеля. Потребность в нем в основном удовлетворяется за счет импорта, преимущественно из Германии, США, Чехии.
Спиртовая и ликероводочная промышленность. За последние годы эти отрасли получили определенное развитие - строились новые предприятия, внедрялась новая техника, модернизировались действующие производства.
Их мощности позволяют выработать 126 млн дал этилового спирта из пищевого сырья, свыше 390 млн дал водки и ликероводочных изделий и полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в этих видах продукции. Однако используются они по производству спирта на 59 %, водки и ликероводочных изделий - на 35 %.
Если сравнивать объемы производства за 1995-2006 гг., то можно отметить колебания как в производстве спирта этилового из пищевого сырья, так и в производстве водки и ликеро-водочной продукции (рис. 20 и 21). В период 2000-2005 гг. темпы роста составляли: по этиловому спирту из пищевого сырья - 115,1 %, по водке и ли-кероводочной продукции - 108 % соответственно. Это объясняется тем, что основная часть законодательной базы в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, созданная в период 19952002 гг., восстановила многие элементы государственной организационно-экономической структуры производства и реализации этилового спирта и алкогольной продукции.
В связи с вступлением в силу в 2006 г. новых норм федерального закона, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, объемы производства резко снизились. Это обусловлено неготовностью предприятий в первые месяцы 2006 г. функционировать в новых условиях. В результате в прошлом году спирта этилового из пищевого сырья произведено 55,5 млн дал, водки и ликеро-водочных изделий - 119,6 млн дал, или 77,2 и 90,4 % к уровню 2005 г. соответственно.
Производство безалкогольных напитков и минеральных вод развивается достаточно высокими темпами. В 2006 г. выработано 564,6 млн дал безалкогольных напитков с темпом роста к 2005 г. в 116,7 %. К уровню 1995 г. и 2000 г. их производство выросло соответственно в 6,7 и 2,6 раза (рис. 22).
Аналогично высокими темпами растет производство минеральных вод. К уровню 1995 г. производство их увеличилось в 10,4 раза, а к - 2000 г. в 2,9 раза (рис. 23).
Основное производство минеральных вод сосредоточено в Южном федеральном округе. На его долю приходится 41 % общероссийского производства. Ведущие производители в России: ОАО «Кавминводы», ООО «Смирновская» (Ставропольский край), ЗАО «Висма», ТОО фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО «Минеральные воды КБР» (Кабардино-Балкарская Республика).
Запасы лечебных, лечебно-столовых, столовых, природных питьевых вод в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт.
Детское питание. Обеспечение детей высококачественными, биологически полноценными продуктами питания, в том числе лечебного и лечебно-профилактического назначения, -одно из приоритетных направлений в решении социальных проблем на государственном уровне. Решение этой задачи было возложено на Федеральную целевую программу «Развитие индустрии детского питания», в рамках которой при государственной поддержке построено и реконструировано 34 завода по производству детского питания на молочной, плодоовощной, зерновой и мясной основах, 27 из которых оснащены импортным технологическим оборудованием.
В 2006 г. объем производства сухих молочных смесей для детей раннего возраста по сравнению с 2000 г. увеличилось в 3,6 раза, сухих продуктов детского и диетического питания на злаковой основе - в 1,8, плодоовощных консервов - в 12 раз. Производство жидких и пастообразных детских молочных продуктов для детей раннего возраста по сравнению с 2000 г. снизилось почти в 2 раза. Это связано с закрытием цехов, не соответствующих санитарным нормам и требованиям к производству детского питания, увеличением импорта продукции, а также недостатком молока повышенного качества, пригодного для производства продуктов для детей раннего возраста.
На ближайшую перспективу прогнозируется увеличение производства детского питания в связи с выведением на полную мощность уже введенных и вновь вводимых в эксплуатацию мощностей.
Соляная промышленность. В Российской Федерации соль добывают в шахтах из подземных залежей (каменная соль) путем выпаривания из воды из озер и подземных источников (садочная соль). Производится также выварочная соль «Экстра» выпариванием рассола, добываемого выщелачиванием каменной соли из рассольных скважин.
Общая мощность всех предприятий по добыче соли поваренной по состоянию на 1 января 2006 г. составила 6,6 млн т в год. В 2006 г. добыто 2,9 млн т соли. Производственные мощности использовались на 44%. Производство соли диктуется спросом потребителей (рис. 24).
Крупнейший производитель соли в России (55 % от общего объема добычи) - ОАО «Бассоль» (Астраханская обл.) В 2006 г. добыча соли поваренной составила 1,6 млн т, темп роста к 2005 г. - 113,2 %. В ОАО «Илецксоль» (Оренбургская обл.) объем добычи соли составил 510 тыс. т. «Тыретский солерудник» и комбинат «Сибсоль» (Иркутская обл.) добыли 411 тыс. т поваренной соли.
Вместе с тем развитие даже двух крупнейших предприятий России (ОАО «Бассоль» и ОАО «Илецксоль») позволит полностью обеспечить потребность в пищевой и технической соли в европейской части страны и потеснить главных конкурентов - поставщиков соли из Украины и Белоруссии, которые контролируют около 30 % рынка России.
За последние годы в Российской Федерации резко обострилась проблема йоддефицитных заболеваний населе-
132,4
А- 123 122,6 \1Э,6
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 21. Водка и ликероводочные изделия, млн дал
600 400 300 200
о
Рис. 22. Производство безалкогольных напитков, млн дал
Лг-gS5^6
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.
19.9
D.2 2,3 /
1995 г. 2000 г. 2005 г.
Рис. 27. Производство кофе растворимого, тыс. т
34.3
2®
ч
\ Суп
\
\ 2,7 4/г/
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. Рис. 26. Производство кофе натурального, тыс. т
115,7
10В, 7
29,5
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. Рис. 25. Производство чая, тыс. т
ния, а наиболее эффективным средством их профилактики служит потребление йодированной соли.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода» на шести предприятиях соляной промышленности вырабатывается пищевая йодированная соль суммарной мощностью порядка 670 тыс. т в год, что позволяет полностью обеспечить потребность страны в данной продукции. В 2006 г. пищевой йодированной соли произведено 63,8 тыс. т, что крайне мало. Данная ситуация сложилась из-за низкого уровня информированности населения о профилактических свойствах йодированной соли, а также отсутствия госзаказа на ее производство с целью обеспечения потребности дошкольных, школьных и других учреждений.
Производство чая. Объемы производства и потребления чая в стране стабильно увеличиваются. По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Емкость внутреннего рынка чая составляет порядка 170 тыс. т. Структура рынка чая меняется в сторону потребления более дорогих, качественных продуктов. Новый уровень дифференциации таможенных пошлин (20 % на готовую продукцию и 5 % на чайное сырье) привел к кардинальному изменению структуры ввоза чая. Поставки чайного сырья значительно увеличились по сравнению с ввозом фасованной импортной продукции.
В 2006 г. чая натурального сортового фасованного выработано 115,7 тыс. т, что на 6,4 % выше уровня 2005 г. По сравнению с 1995 г. производство увеличено в 3,9 раза, с 2000г. - в 16,8 раза (рис. 25). Основная доля потребляемого в России черного чая (около 70 %) купажируется и расфасовывается внутри страны.
Производственные мощности по расфасовке чая в России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Ведущие компании на чайном рынке: «Орими Трэйд» (доля рынка 25 %), «Юнилевер» (20 %), «Майский чай» (13 %), «Ахмад» (7%).
В России производство чая первичной обработки, в силу климатических условий, осуществляется только в одном регионе - Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений составляет в плодоносящем возрасте - 1,4 тыс. га. Валовой сбор составляет по-
рядка 12 тыс. ц. Чая первичной обработки (сортового) вырабатывается порядка 300 т.
В 2005 г. в Российскую Федерацию по импорту ввезено 179,7 тыс. т чая натурального. Российские фирмы установили прочные контакты с зарубежными производителями чая, что особенно важно с точки зрения перспектив дальнейшего развития чаеторгового бизнеса. Главные страны-импортеры чая: Шри-Ланка (52%), Индия (28,2%), Кения (7,7%), Индонезия (6,5%) и Китай (5,3 %).
Производство кофе натурального. В настоящее время на рынке кофе можно выделить следующие типы продукции: кофе натуральный (в зернах и молотый), растворимый кофе, кофейные смеси и кофейные напитки. Подавляющее число россиян потребляют растворимый кофе. Ни в одной стране мира нет столь высоких показателей.
В 2006 г. кофе натурального выработано 34,3 тыс. т, что выше уровня прошлого года на 56,3 %. По сравнению с 2000 г. производство возросло в 8,2 раза, с 1995 г. - в 12,7 раза (рис. 26).
Кофе растворимого в 2006 г. произведено 22,5 тыс. т, или 113 %. За период 2001-2005 гг. его выпуск увеличен в 9,8 раза (рис. 27).
В основном прирост производства кофе обеспечен за счет ввода в эксплуатацию фабрики «Нестле Кубань» в Ти-машевском районе Краснодарского края. Это предприятие, с полным циклом производства кофе, позволит швейцарской компании «Нестле» заместить импорт кофе NESCAFE Classic.
В настоящее время объем российского кофейного рынка составляет порядка 105 тыс. т. По данным Ассоциации «Росчайкофе», на долю растворимого кофе и напитков приходится примерно 80 %, молотого кофе - 20 %. На российском рынке растворимого кофе доминируют такие компании, как швейцарская Nestle, американская Kraft Foods и германская Tchibo. Они контролируют около 70 % этого сегмента.
Отечественные компании контролируют около 75 % сегмента молотого кофе. Только одна иностранная компания, финская Paulig, обладает большим весом в этом секторе.
С учетом мировых тенденций потребление натурального молотого кофе будет постепенно увеличиваться. Российские покупатели все больший интерес проявляют к натуральному зерновому и молотому кофе. Изменение структуры потребления кофе может увеличить ввоз в страну зернового кофе.
Табачная промышленность. Производством табачных изделий в Российской Федерации заняты около 80 предприятий, в том числе 30 крупных и средних фабрик, на долю которых приходится более 90 % всей производимой продукции. Из крупных фабрик свыше 10 - с участием иностранного капитала, контрольные пакеты акций которых принадлежат транснациональным табачным компаниям.
В 2006 г. выработано 419,3 млрд шт. папирос и сигарет, что 2,9 раза больше, чем в 1995 г., и 1,2 раза - чем в 2000 г. (рис. 28).
В настоящее время мощности российских предприятий позволяют полностью обеспечить потребительский рынок страны курительными изделиями, а также поставлять свою продукцию на экспорт. Прирост мощностей осуществляется за счет российских и иностранных инвестиций. С начала 90-х гг. в табачную отрасль инвестировано более 2,5 млрд долл. США, из них инвестиции ведущих западных компаний составили около 1,5 млрд долл.
В последние годы изменилась картина потребительского спроса и, как следствие, структура производимой
продукции. Неуклонно снижаются объемы производства сигарет без фильтра и папирос. В настоящее время объем производства сигарет с фильтром составляет свыше половины всей выпускаемой продукции.
Предприятиями отрасли проделана большая работа по расширению ассортимента, улучшению качества выпускаемой продукции, выработке сигарет, отвечающих требованиям Минздрава России по нормативам содержания смолы и никотина в дыме. Увеличивается выработка сигарет улучшенного дизайна с фильтром и с низкими показателями токсичности, легких сигарет, в том числе сигарет с различными специальными фильтрами.
* * *
Из приведенных данных видно, что пищевая и перерабатывающая промышленность за последние десять лет достигла заметных положительных результатов. Однако еще многие проблемы, которые сдерживают ускоренное развитие, не решены. С целью создания благоприятных условий роста производства требуется осуществить ряд мер как на законодательном, так и на
правительственном уровне. В этом направлении проводятся определенные действия.
В конце 2006 г. принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который определяет основы государственной агропродовольствен-ной политики на долгосрочную перспективу как составную часть социально-экономической политики государства.
Во исполнение этого закона разрабатывается государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которая будет принята правительством в июле месяце текущего года. Проектом этой программы будет предусмотрено увеличение бюджетного финансирования в 1,5 раза.
В результате принимаемых мер, реализации выработанных государством тактики и стратегии будут созданы необходимые условия для формирования масштабного конкурентоспособного ядра АПК, обладающего способностью к устойчивому саморазвитию в условиях глобальной экономики.