Динамика развития производства пива и безалкогольных напитков
1999-2003 гг.
В.Г. Кайшев
Руководитель Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза России
Преодолев спад производства продукции, имевший место в начале перехода на работу в рыночных условиях, пищевые предприятия России в последние годы стали стабильно наращивать темпы производства пива, безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды, чая и кофе. По производству пива, минеральной воды и безалкогольных напитков значительно превышен уровень 1990 г.
Оживлению в производстве этих видов продуктов способствовала целенаправленная работа Федерального центра и субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем. Произошла адаптация работников предприятий к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Многие предприятия начали выходить из кризиса и постепенно наращивать объемы производства продукции. Повысилось внимание зарубежных и отечественных инвесторов к производству пива и напитков.
Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности способствуют также одобренные в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 гг. (см. таблицу).
Шире и активнее стали применяться защитные меры путем введения соответствующих пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями.
За последние годы значительно активизировалась ярмарочно-выставоч-ная деятельность. Наиболее яркими и представительными стали выставки и ярмарки, проводимые под эгидой Мин-сельхоза России — «Золотая осень», «Продэкспо», «Российские продукты питания». Кроме того, проводятся специализированные выставки по пиву и напиткам. Наиболее представительные из них проходят в Москве, Санкт-Петербурге, городах Сочи, Новосибирске и др.
В условиях жесткой конкуренции российскими производителями ведется работа по расширению ассортимента отечественных напитков, большое
внимание уделяется повышению качества выпускаемой продукции и улучшению оформления, наращиванию выработки напитков на натуральной основе.
Пивоваренная промышленность. В отрасли насчитывается порядка 750 предприятий различных форм собственности, из них 324 крупных и средних, на долю которых приходится примерно 80 % общего объема производства. После значительного падения производства продукции в первой половине 90-х годов (почти в 2 раза) с 1996 г. промышленность стала бурно развиваться. В прошлом году произведено 757,3 млн дал пива, что превысило уровень 1990 г. в 2,3 раза, 1995 г. — в 3,6, 1999 г. — в 1,7 раза.
В то же время в последние годы начала прослеживаться тенденция замедления темпов роста объемов производства, что связано с насыщением рынка пива. По сравнению с 2002 г. производство его выросло всего на 8 %, в то время как за предыдущие 4 года в среднем за год выработка пива увеличивалась на 14 %.
Душевое потребление его увеличилось с 28 до 50 л в год. Практически Россия приближается к мировому индексу потребления пива (около 60 л). В то же время в таких традиционно «пивных» странах, как Чехия и Германия, потребляется соответственно 160 и 130 л пива на человека в год.
Мощности по производству пива в целом по России используются на 76 %. В связи с ростом благосостояния населения и с учетом возрастающей тенденции потребления напитков с по-
ниженным содержанием алкоголя производство пива в дальнейшем будет увеличиваться.
Основные производители пива в России — пивоваренные компании: «Балтика», «Вена», «Хайнекен» (С.-Петербург), «Очаково», «Эфес» (Москва), «Ярпиво» (Ярославль), «Клинский пив-комбинат» (Московская обл.), «Красный Восток» (Республика Татарстан), «Винап» (Новосибирск), «Пикра» (Красноярск) и др.
За последние 15 лет пивоваренная промышленность России полностью технически реконструирована, построено много новых крупных заводов, технологические процессы механизированы и автоматизированы. Вместе с тем слаборазвитая сырьевая база пивоварения сдерживает ее развитие. Наиболее узкое место — обеспечение отрасли солодом и хмелем.
В целом по отрасли обеспечение солодом российского производства составляет менее 30 %, хмелем — 10 %. Дефицит покрывается за счет импорта. Лишь ведущие предприятия могут позволить себе закупать за рубежом качественный солод и хмель.
В целях обеспечения предприятий пивоваренной промышленности сырьем отечественного производства коллегией Минсельхоза России в феврале 2002 г. была принята Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 гг. и на период до 2010 г.
Главная задача Программы — освоение в России новых современных технологий возделывания сортов пивоваренного ячменя, в том числе иностранной селекции, а также модернизация и строительство современных солодовенных предприятий.
Принятие Программы позволило иностранным компаниям начать масштабную работу по испытанию в России современных сортов пивоваренного ячменя, возделываемых в настоящее время в Европе. В 2003 г. число районированных иностранных сортов пивоваренного ячменя возросло почти вдвое и достигло двенадцати.
К производству высококачественного пивоваренного ячменя с участием
Напитки Годы 2003 г., % к
1999 2000 2001 2002 2003 1999 г. 2002 г.
Пиво, млн дал 446 515,6 637,4 702,7 757,3 170 108
Безалкогольные напитки, млн дал 189 214,2 272,9 321,2 350 185 109
в том числе квас 6,3 6,3 6,6 6,9 7,5 119 109
Хлебный квас сухой, тыс. т 6,6 5,7 4,5 4,3 4,5 68 105
Минеральные воды, млн полулитров 1488 1971 2438 3339 3805 256 114
Чай расфасованный, тыс. т 8,6 6,9 32,9 39,3 56,9 662 145
Кофе натуральный, тыс. т 3,49 4,23 5,16 5,27 5,4 154 103
Кофе растворимый, тыс. т 1,75 2,34 3,59 4,25 4,5 258 106
.....тт.........
' 1•2004
иностранных компаний, в частности французской группы «Суффле», приступили крупнейшие агрохолдинги страны, такие, как «Русагро», «Агрос», «Зерос», «Орловская объединенная зерновая компания» и др. В 2004 г. прогнозируется производство пивоваренного ячменя на площади 80 тыс. га, что превысит размер посевных площадей 2002 г. более чем в 2 раза.
В 2003 г. были построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы в Липецкой области компанией «Очаково» и в Московской области банком «Авангард». Кроме того, ими начато строительство новых солодовен в Белгородской, Воронежской, Орловской областях производственной мощностью по 100 тыс. т в год солода каждая.
К строительству солодовен приступили в Тульской области пивоваренная компания «Балтика» и в Москве Бирюлевский хлебокомбинат, производственной мощностью по 100 тыс.т в год солода каждая. В Республике Мордовия компанией «Сан Интербрю» начата реконструкция действующей солодовни, мощности которой составят 130 тыс. т в год.
Безалкогольные напитки. В последние годы производство безалкогольных напитков развивается достаточно высокими темпами. Развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. Началось возрождение, и наметился рост производства традиционно русского напитка — кваса. В настоящее время потребители отдают предпочтение высококачественной продукции, удовлетворяющей потребность всех возрастных категорий населения.
Производство безалкогольных напитков в 2003 г. составило 350 млн дал и превысило уровень 1990 г. в 1,2 раза, 1995 г. — в 4,1, 1999 г. — в 1,8 раза, к отчету за 2002 г. производство выросло на 9 %. При этом мощности по производству безалкогольных напитков используются на 51 %, т.е. имеются внутренние резервы для дальнейшего роста их производства.
За последние годы потребление безалкогольных напитков на душу населения составило около 18 л в год (в Германии — 195 л, США — 164, Бельгии — 130, Чехии — 110 л). По потреблению этих напитков Россия значительно уступает зарубежным странам.
Минеральные воды. В 2003 г. произведено 3805 млн полулитров минеральных вод, что превышает уровень 1990 г. в 4,4 раза, 1995 г. — в 6,9, 1999г. — в 2,6 раза и 2002 г. — на 14 %. Душевое потребление минеральной и питьевой воды в России состави-
ло около 10 л (в Германии — 93 л, Италии — 116 л). Производственные мощности используются на 56 %.
Высокие темпы роста производства минеральных и розлива питьевых вод объясняются практически неограниченными запасами лечебных, лечебно-столовых, столовых и природных питьевых вод в Российской Федерации, низкими затратами организации производства и всевозрастающим спросом населения на эту продукцию. Уникальность российских минеральных вод расширяет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт. Производство растет также благодаря техническому перевооружению предприятий, внедрению высокопроизводительных линий розлива, расширению географии использования и освоения местных источников, особенно в Сибири и районах Урала и Дальнего Востока.
Основное производство минеральных вод сосредоточено в Южном федеральном округе. На его долю приходится 41 % общероссийского производства. Ведущие производители в России — ОАО «Кавминводы», ООО «Смирновская» (Ставропольский край), ЗАО «Висма», ТОО фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО «Минеральные воды КБР» (Кабардино-Балкарская Республика) и др.
Основное производство минеральных вод Южного федерального округа сосредоточено в Ставропольском крае, на долю которого приходится около 40 % от выпускаемой продукции в округе. Регион богат многочисленными источниками лечебных и лечебно-столовых вод, по ценности занимающими одно из первых мест в России. К ним относят такие воды, как «Нарзан», «Ессентуки», «Железноводская», «Славя-новская», «Смирновская», «Нагутс-кая», «Новотерская целебная» и др. Эти воды широко известны и признаны не только на всей территории России, но и за ее пределами. Высокое качество продукции по достоинству неоднократно отмечалось высокими наградами на престижных международных и российских выставках.
Чайная промышленность. В 2003 г. в Российской Федерации чая натурального сортового фасованного выработано 56,9 тыс. т, или 145 % по сравнению с отчетом за предыдущий год.
В Российской Федерации производство чая натурального в основном осуществляется в Москве и Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской, Ленинградской, Ростовской областях.
В последние годы в Краснодарском крае увеличивается выработка чая первичной обработки, и в 2003 г. она составила порядка 180 т. В 2003 г. из средств федерального бюджета краю для поддержки многолетних насаждений выделено 62,6 млн руб., в том числе на уход за чайными плантациями — около 5,0 млн руб.
Объем российского рынка чая составляет 155-160 тыс. т. Недостаток чая сортового фасованного восполняется за счет поставок по импорту.
В связи с высокими ввозными таможенными пошлинами на чай фасованный в последние годы в России отмечается активное развитие производств по расфасовке чая. Так, введены в действие предприятия по расфасовке чая в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и других областях. Создание в России новых производств и проведение модернизации на ряде чайных фабрик дали возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами. Значительным достижением чайных компаний стало то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.
Вместе с тем выработку чая осуществляют и на неспециализированных предприятиях, что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции.
Новый уровень дифференциации таможенных пошлин (20 % на готовую продукцию и 5 % на чайное сырье) привел к кардинальному изменению структуры ввоза чая. В 2003 г. по сравнению с предыдущими годами поставки чайного сырья увеличились по сравнению с ввозом фасованной импортной продукции почти на 35 %.
Основные поставщики чая в Россию — Шри-Ланка, Индия, Китай, Индонезия, Вьетнам, Кения.
В целях поддержки российских производителей чая в одноразовой упаковке, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации, было произведено разделение кодов по фасованному чаю и установлены повышенные ставки ввозной таможенной пошлины на чай зеленый и черный массой нетто не более 3 кг в одноразовой упаковке в размере 20 %, но не менее 0,8 евро за 1 кг.
Введение повышенной составляющей на импортную продукцию стимулировало производство отечественного чая в одноразовых пакетиках и позволило увеличить выпуск чая фасованного почти на 40 %.
В целях укрепления международного сотрудничества и возрождения тра-
диций чаепития в сентябре 2003 г. в Москве прошел 1-й Всемирный фестиваль чая, в котором приняли участие представители различных стран мира.
Кофе и кофейные напитки. В 2003 г. кофе натурального в Российской Федерации выработано 5,4 тыс. т, что в 1,5 раза превысило уровень 1999 г. Опережающими темпами увеличивалось производство растворимого кофе. За указанный период оно выросло почти в 2,6 раза.
В последние годы в отрасли созданы новые предприятия по производству различных видов кофе. В России вырабатывается кофе всех групп — натуральный жареный и молотый, натуральный растворимый, кофейные напитки.
Основные поставщики зеленого кофе в Российскую Федерацию, — Вьетнам, Индия, Индонезия, Кот-Д' Ивуар, Бразилия.
В последнее время в России наблюдается тенденция к увеличению уровня потребления кофепродуктов. При этом российские покупатели проявляют больший интерес к натуральному зерновому и молотому кофе. По данным экспертов рынка, уровень его продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возрос почти на 27 %.
В связи с развитием отечественного производства кофе и кофепродуктов и в целях усиления контроля за поступлением по импорту кофе натурального зернового и растворимого Правительством Российской Федерации были приняты соответствующие постановления, которыми предусматривается разделение кодов по кофе нежареному и жареному, с кофеином или без кофеина, на сорта арабика и робуста и в позиции «экстракты и концентраты кофе твердые» выделение кофе растворимого порошкообразного, гранулированного, сублимированного в первичных упаковках массой нетто не более 3 кг.
Необходимо отметить, что на российском рынке имеет место поступление кофейной продукции низкого качества как отечественного, так и зарубежного производства.Для усиления контроля за качеством поступающей на рынок продукции в 2003 г. утверждены ГОСТ Р «Кофе. Термины и определения» и «Кофе натуральный жареный. Общие технические условия».
Создание новых видов высококачественной продукции, наращивание производственного потенциала предприятий, внедрение прогрессивных технологий на предприятиях по производству кофе позволят расширить долю российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
егса
CONSULTING
В 2004 году Abercade Consulting выпускает новые отчеты из серии "Индустрия упаковки: системный анализ ":
С База данных предприятий, выпускающих тару и упаковку
Рынок бумажной и картонной упаковки
* Рынок стеклянной тары Рынок полимерных пленок
* Рынок полимерных лент
* Рынок термоформованной полимерной упаковки
*« Рынок выдувной тары и упаковки
*« Рынок преформ
Рынок укупорочных средств Рынок клеевых лент Рынок фольги «•Рынок упаковочного оборудования
Тел./факс: 787-6200/01/02/03 [email protected] ул. Суворовская, 3/1
www.abercade.ru
...............
' 1•2004