Пиво и напитки:
динамика развития за 1995-2006 годы
В.Г. Кайшев
Министерство сельского хозяйства России
В последнее десятилетие в России стабильно наращиваются темпы производства пива, безалкогольных напитков, минеральной воды, кофе, чая и других напитков. Отрасли, производящие эти виды продукции, уверенно развиваются (см. таблицу).
Пивоваренная отрасль
Производство пива в 2005 г. составило 909,9 млн дал и по сравнению с 1990 г. выросло в 2,7 раза, с 1995 г. — в 5,1 раза, а к уровню 2004 г. — на 8,6 %. Мощности по его производству в целом по России используются на 78 %.
Российские производители пива сделали работу предприятий по-настоящему эффективной, подняв качество продукции до международного уровня и сохранив почетное место пивоваренной отрасли среди передовых бюджетообразующих отраслей промышленности.
Рост производства пива объясняется несколькими факторами.
В России существует большой потенциал развития пивоваренной отрасли. Спрос на этот вид продукции продолжает расти. В 2005 г. объем потребления пива на душу населения составил 62 л. Страна вышла на 30-е место в мире. Для сравнения —
в странах Европы среднедушевое потребление пива составляет 80-150 л, в Чехии — 157, в Ирландии — 129, в Германии — 118, в Испании 84 л в год.
В отрасль были привлечены значительные инвестиции. Общий объем их только за последние годы составил более 3 млрд долл. США, и этот процесс продолжается. Необходимо отметить, что более 60 % выпускаемого пива в России производится с участием иностранных инвесторов.
Пивоваренная отрасль — одна из немногих в России, которая производит продукт, по качеству полностью соответствующий мировым стандартам. На рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.
Одной из наиболее характерных тенденций развития пивоваренной отрасли стала концентрация производства в руках нескольких производителей, снизилась доля малых и средних предприятий, и произошло усиление позиций гигантов индустрии, на долю которых приходится до 85 % пивоваренного рынка.
Основные производители пива в России: пивоваренные компании «Балтика», «Хайнекен», «Вена», (Санкт-Петербург), «Очаково», «Пивоварня Москва-Эфес» (Москва), «Красный Восток» (Республика Татарстан),
Производство Увеличение, число раз
Продукция 1995г. 2000 г. 2005 г. Январь-сентябрь 2006 г. 2005 г. к 1995 г. 2005 г. к 2000 г. январь-сентябрь 2006г. к 2005г.
Пиво, млн дал 177,0 515,6 909,9 770,4 5,1 1,7 1,09
Безалкогольные напитки, млн дал 80 214,2 483,6 444,6 6 2,3 1,17
Минеральные воды, млн полулитров 538 1970,9 5319,3 4407,8 9,9 2,7 1,06
Чай натуральный фасованный, тыс. т 29,9 6,9 108,7 86,0 3,6 16 1,12
Кофе натуральный, тыс. т 2,69 4,23 21,95 23,6 8,2 5,4 1,47
Кофе растворимый, тыс. т 0,24 2,34 19,9 Нет данных 82 8,5 Нет данных
ПИ
НАПИТКИ
5•2006
«Ярпиво» (г. Ярославль), «Калужская пивоваренная компания» (г. Калуга) и многие другие предприятия.
Усиление конкуренции между компаниями и предприятиями способствовало выпуску новых сортов пива. Так, в 2003 г. было выпущено 6 национальных брэндов, в 2004 г. — 10, а в 2005 г. — уже 11.
Значительные сдвиги произошли в решении проблемы обеспечения отрасли солодом. Этому способствует принятая коллегией Министерства сельского хозяйства в феврале 2002 г. «Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 годы и на период до 2010 года».
В результате производство отечественного солода выросло с 490,3 тыс. т в 2002 г. до 1007,1 тыс. т в 2005 г. За 1999-2005 гг. в отрасли было введено новых мощностей по производству 965 тыс. т солода в год. Все строящиеся и введенные в эксплуатацию солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, позволяющим использовать современные технологии производства солода. Все это показывает, что в России создается новая современная промышленность по производству пивоваренного солода.
К производству высококачественного пивоваренного ячменя с участием иностранных компаний, в частности французской группы «Суффле», приступили крупнейшие агрохол-динги страны, такие, как «Русагро», «Агрос», «Зерос», «Орловская объединенная зерновая компания», «Ли-пецкспиртпром» и др.
Положительные тенденции по активному инвестированию развития сырьевых зон и строительства современных солодовенных заводов продолжается благодаря пивоваренным компаниям: «Балтика», ЗАО «Очаково», «Красный Восток» (в Новосибирске), «Сан Интербрю» и ряду других.
Безалкогольные напитки
и минеральные воды
Производство безалкогольных напитков и минеральных вод развивается достаточно высокими темпами. В 2005 г. было произведено 483,6 млн дал безалкогольных напитков, что выше уровня 1990 г. в 1,7 раза, уровня 1995 г. — в 6, уровня 2000 г. — в 2,3 раза, к 2004 г. рост составил 17 %. Также ускоренными темпами развивалось и производство минеральных вод, что видно из приведенных в таблице данных. Развитие
рынка безалкогольных напитков и минеральных вод в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт. Постепенно восстанавливаются позиции национального русского напитка — кваса брожения с длительным сроком хранения.
Высокие темпы роста производства безалкогольных напитков и минеральных вод связаны с оснащением предприятий современным оборудованием, освоением новых производственных мощностей, совершенствованием технологии производства, расширением географии использования и освоения местных источников, особенно в Сибири и районах Урала и Дальнего Востока.
В условиях жесткой конкуренции российскими производителями ведется работа по расширению ассортимента отечественных безалкогольных напитков и минеральных вод, большое внимание уделяется повышению качества и улучшению дизайна оформления, наращиванию выработки напитков на натуральной основе и с применением нетрадиционного сырья (витаминизированных премиксов, биологически активных добавок).
Мощности по производству безалкогольных напитков используются на 54 %, минеральным водам — на 58 %. В отрасли имеются внутренние резервы для дальнейшего их развития. Да и по уровню потребления минеральных вод и безалкогольных напитков Россия в настоящее время отстает от многих зарубежных стран. Среднедушевое производство напитков и минеральных вод в России колеблется по регионам от 50 л в Центральном федеральном округе до 10-12 л в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
По потреблению напитков на душу населения Россия значительно уступает зарубежным странам. Так, уровень потребления минеральных и питьевых вод в России не превышает 10 л (в Германии — 93 л, Италии — 116 л), безалкогольных напитков — 20 л в год (в Германии — 195 л, США — 164, Бельгии — 130, Чехии — 110 л). Это показывает, что рынок минеральных и безалкогольных вод имеет значительный потенциал к увеличению.
Основные российские производители минеральных вод и безалкогольных напитков в России: ОАО «Кавминводы», ООО «Смирновская»
(Ставропольский край), ЗАО «Вис-ма», ТОО фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО «Минеральные воды КБР» (Кабардино-Балкарская Республика), ЗАО «ОСТ-АКВА», ЗАО «Бородино», ООО «Мегапак» (Московская обл.), Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» и многие другие.
Производство минеральных вод в основном сосредоточено в Южном федеральном округе. На его долю приходится около 45% общероссийского производства. Запасы минеральных вод, главным образом, находятся в Ставропольском крае, в Карачаево-Черкесской Республике и в Кабардино-Балкарской Республике.
По данным статистики, в целом по стране зарегистрировано более 700 наименований минеральных вод. Производство газированной минеральной воды больше, чем воды без газа (соотношение примерно 80 и 20 %). Однако в последние годы вырос спрос на негазированные питьевые воды, притом что 10 лет назад такой воды не производилось.
Производство
чая и кофе
Объемы производства чая и кофе после резкого падения при переходе на рыночные отношения стали динамично возрастать. Сырье для этих продуктов (кроме небольших объемов чая) поставляется по импорту.
По данным Росстата, чая натурального сортового фасованного выработано 108,7 тыс. т (на 22 % выше уровня 2004 г.). По сравнению с 1995 г. его производство возросло в 3,6 раза, а с 2000 г. — в 16 раз. Производственные мощности по расфасовке чая в России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. К ведущим компаниям на чайном рынке относятся: «Орими Трэйд» (доля рынка 25 %), «Юнили-вер» (20 %), «Майский чай» (13 %), «Ахмад» (7 %). Создание в России новых производств и проведение модернизации на ряде чайных фабрик дали возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами, работающими в этом сегменте рынка. Значительным достижением чайных компаний стало то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.
По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит
в первую пятерку по его душевому потреблению. Емкость внутреннего рынка чая составляет порядка 170 тыс. т. Структура рынка чая меняется в сторону потребления более дорогих,качественных продуктов
В России производство чая первичной обработки в силу климатических условий осуществляется только в одном регионе — Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений в плодоносящем возрасте составляет 1,4 тыс. га, валовой сбор — порядка 12 тыс. ц. Чая первичной обработки (сортового) вырабатывается около 280 т.
Российские фирмы установили прочные контакты с зарубежными производителями чая. Главные страны — импортеры чая: Шри-Ланка (42,8 %), Индия (25,6 %) и Индонезия (10 %).
Кофе натурального в 2005 г. выработано 21,95 тыс. т, уровень предыдущего года превышен в 4,4 раза. Гигантскими темпами растет производство растворимого кофе. В 2005 г. его выработано 19,9 тыс. т, что больше предыдущего периода в 6,6 раза, а 2000 г. — в 8,5 раза.
В основном прирост производства кофе обеспечен за счет ввода в эксплуатацию фабрики «Нестле Кубань» в Тимашевском районе Краснодарского края. Это предприятие, с полным циклом производства кофе, позволит швейцарской компании «Нестле» заместить импорт кофе NESCAFE Classic.
На российском рынке растворимого кофе доминируют такие компании, как швейцарская Nestle, американская Kraft Foods и германская Tchibo. Они контролируют около 70 % этого сегмента. Отечественные компании контролируют около 75 % сегмента молотого кофе.
С учетом мировых тенденций потребление молотого кофе будет постепенно увеличиваться. Российские покупатели все больший интерес проявляют к натуральному зерновому и молотому кофе. Изменение структуры потребления кофе может увеличить ввоз в страну зернового кофе.
Высокий уровень инвестиций крупнейших участников рынка в производство, совершенствование качества и активное продвижение кофе ведут к увеличению потребления кофе в России. Этому будет способствовать также принятое постановлением Правительства Российской Федерации решение о введении нулевой таможенной пошлины на кофе нежареный. &
5 • 2006
5