Научная статья на тему 'Анализ клинических ситуаций как интерактивная технология обучения на кафедре клинической иммунологии и аллергологии'

Анализ клинических ситуаций как интерактивная технология обучения на кафедре клинической иммунологии и аллергологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / INTERACTIVE LEARNING / CLINICAL CASES ANALYSIS / CLINICAL CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Р. Я., Вавиленкова Ю. А., Слабкая Е. В., Аксенова С. А., Ковригина Н. В.

В современной педагогике «интерактивные технологии» рассматриваются как один из видов активного обучения. На кафедре клинической иммунологии и аллергологии одним из используемых вариантов интерактивных методов обучения является анализ клинических ситуаций с использованием учебно-методического пособия «Ситуационные задачи по клинической иммунологии и аллергологии». Анализ клинических ситуаций позволяет студентам не только лучше усвоить материал, но и рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению той или иной практической задачи или проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Р. Я., Вавиленкова Ю. А., Слабкая Е. В., Аксенова С. А., Ковригина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL CASES ANALYSIS AS ONE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS APPLIED AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL IMMUNOLOGY AND ALLERGOLOGY

. One of types of active training is «interactive techniques». Implementing workbook «Clinical cases in Allergology and Immunology» is one of types of interactive learning applied at the Department of Clinical Immunology and Allergology. Clinical case discussions facilitate learning and offer an opportunity to consider different management approaches for a certain clinical case.

Текст научной работы на тему «Анализ клинических ситуаций как интерактивная технология обучения на кафедре клинической иммунологии и аллергологии»

УДК 616-097(07.07):378.147

АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ

Мешкова Р.Я., Вавиленкова Ю.А., Слабкая Е.В., Аксенова С.А., Ковригина Н.В., Витчук А.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В современной педагогике «интерактивные технологии» рассматриваются как один из видов активного обучения. На кафедре клинической иммунологии и аллергологии одним из используемых вариантов интерактивных методов обучения является анализ клинических ситуаций с использованием учебно-методического пособия «Ситуационные задачи по клинической иммунологии и аллергологии». Анализ клинических ситуаций позволяет студентам не только лучше усвоить материал, но и рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению той или иной практической задачи или проблемы.

Ключевые слова: интерактивные технологии образования, анализ клинических ситуаций, ситуационные задачи

CLINICAL CASES ANALYSIS AS ONE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS APPLIED AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL IMMUNOLOGY AND ALLERGOLOGY

Meshkova R.Y., Vavilenkova Y.A., Slabkaya E.V., Aksenova S.A., Kovrigina N. V., Vitchuk A.V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. One of types of active training is «interactive techniques». Implementing work- book «Clinical cases in Allergology and Immunology» is one of types of interactive learning applied at the Department of Clinical Immunology and Allergology. Clinical case discussions facilitate learning and offer an opportunity to consider different management approaches for a certain clinical case.

Key words: interactive learning, clinical cases analysis, clinical cases.

Одним из современных направлений развития активного обучения являются интерактивные технологии обучения. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активного обучения.

В современной педагогической литературе представлены отличительные особен-

ности активного и интерактивного обучения. Авторы отмечают, что основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой [1, 4].

Преподаватель

Обучающийся ^—;—

Обучающийся

Обучающийся

Рис. Организация взаимодействия

Необходимо отметить, что высшее образование имеет несомненную специфику, которая состоит в том, что конечный продукт - специалист, способный к профессиональной деятельности - формируется при непосредственном участии обучающегося и поэтому в решающей степени зависит от усилий самого студента, проявления им собственной инициативы [2].

В ходе такого обучения и взаимодействия студенты приобретают и так называемые аффективные способности, под которыми подразумеваются навыки межличностного общения, способности работы в команде, лидерские качества, навыки постоянного самосовершенствования. Роль преподавателя при этом также претерпевает изменения, переходя от носителя знаний к сотрудничеству, его активность уступает место активности самих обучаемых [3].

На кафедре клинической иммунологии и аллергологии одним из используемых вариантов интерактивных методов обучения является анализ клинических ситуаций. В 2014 г. было издано учебно-методическое пособие «Ситуационные задачи по клинической иммунологии и аллергологии», которое внедрено в процесс обучения и проведение текущего контроля знаний студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов. Ситуационные задачи, развивая клиническое мышление, максимально приближают будущего врача к решению задач, которые жизнь ставит перед специалистом в процессе его профессиональной деятельности. Решение ситуационных задач требует от студента составления алгоритма действий в заданных ситуациях.

Практика аллерголога-иммунолога требует многосторонних знаний в области фундаментальной иммунологии и аллергологии, а также знаний возможностей лабораторной диагностики нарушений иммунной системы на современном этапе. На практикующего врача ложится особая ответственность по адекватному и своевременному проведению необходимых диагностических мероприятий и исследований, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявлять нарушения функции иммунной системы. С учетом этого все клинические ситуации, представленные в пособии, рассматриваются по схеме: 1) предварительный диагноз, 2) изменения в иммунной системе, 3) объем диагностических мероприятий, включая лабораторную диагностику на современном этапе, 4) дифференциальный диагноз, 5) лечение с учетом патогенетических механизмов, современных международных стандартов, 6) прогноз.

Специфика данной технологии прояв-лется в том, что при проведении занятия в виде «ситуационного тренинга» или решения «ситуационной задачи» можно достичь прогнозируемых результатов. Работа в группе по анализу ситуации позволяет студентам не только лучше усвоить материал, но и рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению той или иной практической задачи или проблемы.

В процессе решения клинической задачи студенту требуется актуализировать знания, полученные ранее, а если не хватает знаний, то найти их и применить. При этом нередко сама проблема может не

иметь однозначного решения, а требовать разносторонних знаний по проведению дифференциальной диагностики заболеваний, что позволяет преподавателю планировать ход занятия.

Технологии анализа ситуаций позволяют развивать аналитические способности и критическое мышление, более осмысленно соединять теоретические знания с практикой, формировать навык оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Для практической деятельности будущего специалиста немаловажное значение имеет и формирование в процессе анализа клинических ситуаций определенных коммуникативных навыков, а именно: точность выражения собственной точки зрения и аргументации ее, формирование навыков решения комплексных задач, проведение самооценки и др.

Данный вариант интерактивного обучения позволяет студентам реализовать, с одной стороны, полученные теоретические знания, с другой - отработать практические навыки. Это позволяет студенту медицинского ВУЗа применить на практике умения и навыки при выборе тактики ку-рации пациента и, самое главное, приобрести уверенность при осуществлении эффективных действий в условиях реальной работы в клинике.

Использование метода анализа клинических ситуаций в преподавании фундаментальной и клинической иммунологии и аллергологии создает основу для решения проблем, способствуя становлению будущего врача как квалифицированного специалиста, разносторонне и творчески развитого, креативного и обладающего хорошими коммуникативными навыками.

Литература

1. Авдеева, Т.Г. Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «поликлиническая педиатрия» в современных условиях [Текст] / Т.Г. Авдеева // Смоленский медицинский альманах - 2015. - № 2. - С. 43-46.

2. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов [Текст] / Ю.В. Алеева // Вестник ТГПУ. Педагогика высшей школы: теория и практика - 2012. - № 5 (120). - С. 3-5.

3. Конопля, А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика [Текст] / А.И. Конопля // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 98-101.

4. Сиротюк, А.Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе [Текст] / А.Л. Сиротюк. - Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.