Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения в иммунологии'

Применение интерактивных методов обучения в иммунологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИММУНОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ / МАГНИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / FUNDAMENTAL IMMUNOLOGY / CLINICAL IMMUNOLOGY / MAGNETIC ELEMENT / INTERACTIVE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Р. Я., Вавиленкова Ю. А., Витчук А. В., Аксенова С. А., Ковригина Н. В.

В статье представлено внедрение в преподавание фундаментальной и клинической иммунологии интерактивной модели иммунного ответа, состоящей из отдельных магнитных элементов, представляющих собой составные части адаптивного и врожденного иммунитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Р. Я., Вавиленкова Ю. А., Витчук А. В., Аксенова С. А., Ковригина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN IMMUNOLOGY AND CLINICAL IMMUNOLOGY

The article represented the introduction into the teaching of fundamental and clinical immunology of an interactive model of the immune response consisting of individual magnetic elements, which are components of adaptive and innate immunity.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения в иммунологии»

УДК 612.017.1(07.07)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ИММУНОЛОГИИ Мешкова Р.Я., Вавиленкова Ю.А., Витчук А.В., Аксенова С.А., Ковригина Н.В, Слабкая Е.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье представлено внедрение в преподавание фундаментальной и клинической иммунологии интерактивной модели иммунного ответа, состоящей из отдельных магнитных элементов, представляющих собой составные части адаптивного и врожденного иммунитета. Ключевые слова: фундаментальная иммунология, клиническая иммунология, магнитный элемент, интерактивная модель.

APPLICATION OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN IMMUNOLOGY AND CLINICAL IMMUNOLOGY

Meshkova R.Ya., VavilenkovaYu.A., Vitchuk A.V., Aksenova S.A., Kovrigina N.V., Slabkaya E.V

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary. The article represented the introduction into the teaching of fundamental and clinical immunology of an interactive model of the immune response consisting of individual magnetic elements, which are components of adaptive and innate immunity.

Key words: fundamental immunology, clinical immunology, magnetic element, interactive model.

Преподавание фундаментальной и клинической иммунологии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и ориентировано в первую очередь на освоение студентами ряда компетенций -комплекса способностей, знаний, представлений, межличностных и интеллектуальных навыков, этических установок, которые вырабатываются в процессе обучения [2]. Иммунология как дисциплина сложна для восприятия, поскольку требует не только фундаментальных знаний, но и аналитического мышления, пространственного представления происходящих процессов в ходе иммунного ответа. У обучающихся возникают трудности при изучении дисциплины и компетенций. Активное внедрение различных современных методов обучения позволяет облегчить процесс усвоения студентами информации. К таким методам относятся интерактивные модели. Интерактивная модель - это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание и умение добываются в индивидуальной и В то же время совместной деятельности [3]. Такое обучение как никогда востребовано в настоящее время, поскольку качественное образование может быть осуществлено только в условиях деятельностного подхода к обучению, где диалог является средством включенности каждого субъекта в учебно-познавательный процесс [3]. Интерактивный подход позволяет решать в процессе обучения ряд важных задач, а имен-

но: повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине, приближает учебу к практике повседневной жизни [1]. На кафедре клинической иммунологии и аллергологии впервые разработана и внедрена интерактивная модель иммунного ответа, которая позволяет визуализировать сложные межклеточные взаимодействия в процессе реализации иммунного ответа как в норме, так и при патологии. Интерактивная модель состоит из отдельных магнитных элементов, представляющих собой составные-части адаптивного и врожденного иммунитета, такие как: В1- и В2-лимфоциты (CD19+CD5+ и CD19+CD5-), В-лимфоциты памяти, плазмо-циты, CD8+Т-цитотоксические, CD4+Т-хелпе-ры 1-го и 2-го класса, CD4+CD25+Т-регулятор-ные лимфоциты, МК-лимфоциты, макрофаги, моноциты, дендритные клетки, цитокины, иммуноглобулины, рецепторы клеток адаптивного и врожденного иммунитета (ТСR, BCR, TLR) и другие компоненты. Студенты работают на магнитных досках с использованием магнитных элементов как индивидуально, так и группами по 4-6 человек. Интерактивная модель дает возможность обучающемуся самостоятельно воспроизводить иммунный ответ как в норме, так и при патологии, позволяет визуализировать патогенез иммунодефицитных и аллергических заболеваний, а также упрощает понимание принципов иммунодиагностики и иммунотерапии. Работая индивидуально и имея возможность визуализировать сложные межклеточные взаимодействия в иммунной си-

210

Кратко

стеме, студент осваивает представления о различных процессах и на практике закрепляет сведения, полученные им после самостоятельного изучения теоретической части. С другой стороны, преподаватель имеет возможность оценивать компетенции студентов, видит слабые и сильные стороны фундаментальных знаний обучающихся, в ходео бсуждения корректирует знания студентов о работе иммунной системы. Преподаватель предлагает к самостоятельному решению различные ситуационные задачи, развивая этим клиническое мышление у студентов. Все это помогает достичь

основной цели ФГОС - освоение компетенций студентами по дисциплинам, преподаваемым на кафедре. Таким образом, применение интерактивной модели с использованием магнитных элементов дает возможность визуализировать сложные взаимоотношения между клетками и факторами иммунной системы, помогает студенту понять суть процессов, происходящих в иммунной системе человека. В целом использование интерактивной формы обучения способствует более эффективному усвоению студентами требуемых компетенций и навыков по дисциплине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добрынина Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения. // Вестник БГУ - 2010. - № 5. - С. 172-176.

2. Мешкова Р.Я., Аксенова С.А., Ковригина Н.В и др. Преподавание фундаментальной и клинической иммунологии в рамках новых образовательных стандартов. // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - № 2. - С.155-157.

3. Васильева Е.Н. Интерактивное обучение как модель продуктивного учебного процесса в условиях введения ФГДОС // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты. Мат-лы ГУВсерос. научно-методической конф. Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» Красноярск, 11-12 ноября, 2016 -С. 69-76.

Кратко

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.