Научная статья на тему 'Преподавание фундаментальной и клинической иммунологии в рамках новых образовательных стандартов'

Преподавание фундаментальной и клинической иммунологии в рамках новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИММУНОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FUNDAMENTAL IMMUNOLOGY / CLININCAL IMMUNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Р. Я., Аксенова С. А., Ковригина Н. В., Слабкая Е. В., Витчук А. В.

В статье представлены особенности теоретической и практической подготовки студентов по дисциплинам «Иммунология», «Иммунология клиническая иммунология» в соответствии с требованиямифедеральногогосударственногообразовательного стандарта третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Р. Я., Аксенова С. А., Ковригина Н. В., Слабкая Е. В., Витчук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the features of theoretical and practical training of students in Immunology, Immunology Clinincal Immunology in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of the 3rd generatuion.

Текст научной работы на тему «Преподавание фундаментальной и клинической иммунологии в рамках новых образовательных стандартов»

УДК 612.017.1(07.07)+616-097]:378.147

ПРЕПОДАВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ В РАМКАХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Мешкова Р.Я., Аксенова С.А., Ковригина Н.В, Слабкая Е.В., Витчук А.В.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье представлены особенности теоретической и практической подготовки студентов по дисциплинам «Иммунология», «Иммунология - клиническая иммунология» в соответствии с требованиямифедеральногогосударственногообразовательного стандарта третьего поколения.

Ключевые слова: ФГОС, фундаментальная иммунология, клиническая иммунология.

TEACHING OF FUNDAMENTAL AND CLINICAL IMMUNOLOGY WITHIN NEW

EDUCATIONAL STANDARDS

Meshkova R.Ya., Aksenova S.A., Kovrigina N.V., Slabkaya E.V., Vitchyuk A.V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy str., Smolensk, Russia, 214019

Summary. The article presents the features of theoretical and practical training of students in Immunology, Immunology - Clinincal Immunology in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of the 3rd generatuion.

Key words: Federal state educational standard, fundamental immunology, clinincal immunology.

Федеральныйгосударственныйобразоват ельный стандарт третьего поколения, в отличие от прежнихгосударственных образовательных стандартов,ориентирован на освоение образовательной программы с выработкой компетенций [3]. Понятие «компетенция» означает комплекс способностей, знаний, представлений, межличностных и интеллектуальных навыков, этических установок, которые вырабатываются в процессе обучения. Компетенции тесно связаны с задачами профессиональной практической

деятельности выпускника и неотделимы от теоретических знаний [1, 2].

Иммунология является одной из наиболее прогрессивно развивающихся наук и дисциплин, преподаваемых в высшей школе, которая необходима для будущих врачей всех специальностей. Понимание иммунных механизмов и их роли в норме и при развитии патологии

поможет в дальнейшем врачам разных специальностей своевременно выявлять пациентов, нуждающихся в обследовании и лечении, учитывая особенности их иммунного статуса.

С 2012 года иммунология как самостоятельная дисциплина впервые вошла в новый Федеральный образовательный стандарт. В соответствии с ФГОС на кафедре клинической иммунологии и аллергологии с 2011 года преподаются дисциплины «Иммунология», «Иммунология - клиническая

иммунология», входящие в базовый цикл, а также учебные дисциплины по выбору: «Клиническая и лабораторная диагностика в иммунологии», «Актуальные вопросы иммунологии в патологии человека» и «Клиническая аллергология».

Разработанные на кафедре учебные программы данных дисциплин включают вопросы фундаментальной и клинической

иммунологии. Студенты лечебного факультета проходят программу обучения в 5, 6 и 12 семестрах, а студенты педиатрического факультета в 5 и 6 семестрах. Для организации полноценного учебного процесса, в т.ч. по иммунологии, очень важна преемственность

преподавания данной дисциплины в университете. Так, некоторые вопросы иммунологии освещаются на других кафедрах при изучении таких дисциплин, как анатомия, гистология, биохимия, микробиология, физиология,

патофизиология.

Курс обучения дисциплинам составлен с учетом современных методических требований. Теоретические знания студенты получают на лекциях и при самостоятельной подготовке. На лекциях используются информационно-

компьютерные технологии, что

способствует визуализации и повышению запоминания материала. Лекции строятся с учетом клинической и практической значимости изучаемых тем. Теория служит основой для проведения практических занятий.

При изучении теоретических основ фундаментальной иммунологии студенты должны не только освоить большой объём материала, но и запомнить новые специфические термины, которые используются в иммунологии. Для повышения эффективности преподавания дисциплин практические занятия построены с использованием активных форм обучения (ролевая учебная игра, разбор клинического случая) с вовлечением в процесс каждого студента. Для визуализации и более успешного усвоения теоретического материала на практических занятиях используются фотоальбомы и компьютерные учебные фильмы. Кроме того, территориальное расположение кафедры и правильно выстроенные взаимоотношения между кафедрой, университетом и руководством ОГБУЗ КБ № 1, Центра по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией и лаборатории Центра СПИДа дают уникальную возможность организации экскурсий в иммунологическую лабораторию и другие

отделения, а также работы студентов с больными Центра иммунологии и аллергологии.

Для практических занятий по всем дисциплинам разработан также перечень практических навыков, которые важны для формирования у студентов в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций. Для самостоятельной работы студентов разработаны перечень тем для рефератов, презентаций, ситуационные клинические задачи. Кроме того, самостоятельная работа выполняется студентами в рамках учебно-исследовательской работы, в ходе которой студенты учатся объединять свои знания и умения и самостоятельно решают поставленные задачи.

Последовательное изучение

фундаментальной иммунологии и закрепление теоретического материала на итоговых занятиях помогает перейти к освоению клинической иммунологии. Клиническая часть включает изучение вопросов физиологических и возрастных особенностей иммунной системы и иммунитета, а также ознакомление с врожденными и приобретенными иммунодефицитными состояниями, в том числе ВИЧ-инфекцией, принципами иммунотерапии, иммунопрофилактики, методами диагностики аллергических заболеваний, принципами терапии аллергических заболеваний. При изучении клинической иммунологии на

практических занятиях используются работа у постели больного, разборы клинических случаев, клинические конференции, которые позволяют погрузить студента в практическую среду и способствуют развитию,

совершенствованию клинического

мышления и формированию компетенций.

Преемственность преподавания

фундаментальной иммунологии с последующим изучением клинической иммунологии повышает интерес студентов к более глубокому изучению дисциплин «Иммунология», «Иммунология -клиническая иммунология», что проявляется активным участием студентов в работе кафедрального студенческого

научного общества (СНО). Так, за последние пять лет число участников кафедрального СНО увеличилось в 5 раз. На ежегодной итоговой научной студенческой конференции в 2016г. приняли участие с устными и портерными докладами 19 студентов, членами СНО были созданы два учебных фильма, опубликованы 4 статьи в сборнике студенческих научных трудов.

Таким образом, подробное изучение фундаментальной иммунологии

студентами на 3 курсе является хорошей базой для дальнейшего изучения ими клинической иммунологии, а

использование активных форм обучения повышает интерес у студентов к изучению преподаваемых дисциплин. Наш опыт обучения по новым разработанными нами программам дисциплин «Иммунология», «Иммунология - клиническая

иммунология» говорит об эффективности новых подходов в высшем образовании с ориентацией на освоение и приобретение компетенций.

Литература

1. Кокова Л.Н., Коков Е.А., Павлюченко И.И. и др. Особенности преподавания иммунологии в русле внедрения ФГОС / International Journal оf Experimental Education -2015. -№ 4, -С 136-138

2. Костюченко В.Ф. О концепции формирования и реализации идей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. -№ 2 (72). - С. 113-120.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования https://www.edu.ru/db/portal /spe/3v/220207m.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.