ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ НА КАФЕДРЕ
КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ
СМИРНОВА О.В., ВЫХРИСТЕНКО Л.Р., ЯНЧЕНКО В.В.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
Резюме. Сотрудники кафедры клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Витебского медицинского университета осуществляют подготовку кадров на факультетах базового и последипломного образования. Спектр изучаемых предметов на кафедре обширен. Обучение врачей различных специальностей требует высокого уровня подготовки преподавателя и индивидуального творческого подхода к каждому студенту и слушателю.
Для эффективного освоения материала необходимы глубокие современные знания по проблеме, богатый клинический опыт и творческий подход в изложении материала. Созидательные новые оригинальные способы или приемы в преподавании необходимы для эффективного изучения материала, для наиболее полного воздействия на студента или слушателя. Это именно то, что требуется для освоения клинических дисциплин. Современная педагогика немыслима без творческого индивидуального подхода преподавателя.
Ключевые слова: педагогика, творческий подход.
Abstract. Abstract. The staff members of the chair of clinical immunology and allergology with the course of faculty for advanced training and further training of staff of Vitebsk medical university prepare the specialists at the faculties of basic and post-diploma education. The spectrum of the subjects studied at the chair is extensive. The training of doctors in different fields of medicine requires high professionalism of a teacher and individual creative approach to each student.
Deep modern knowledge on the problem, rich clinical experience and creative approach in presenting the material are necessary for effective mastering of the material studied. Creative new original ways or techniques in teaching are essential
for effective studying of the material, for maximum influence on the students. It is this that is required to master clinical disciplines. Modern pedagogics is impossible without the creative individual approach of a teacher.
Адрес для корреспонденции: Республика
Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный медицинский университет», тел. 22-53-80 - Смирнова О.В.
Лейтмотив «творчество, творческое мышление» сопровождает педагогические поиски давно, но особенно звучащим он стал в последнем веке [9]. В современной педагогике отмечается активизация исследований в области психологии творчества [16]. С точки зрения Тришиной С.В. «креативность является основой инновационного образования».
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слову «творческий» дано следующее толкование - «созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное».
Слово подход означает «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела и т. п.)» [14]. Созидательные новые оригинальные способы или приемы в преподавании необходимы для эффективного изучения материала, для наиболее полного воздействия на студента или слушателя.
Творческий процесс педагога, по мнению В. А. Кан-Калика, рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах.
В результате, педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, которые опосредованы особенностями объекта - субъекта педагогического воздействия [7, 8].
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют четыре уровня педагогического творчества:
уровень элементарного взаимодействия с классом: педагог использует обратную связь. корректирует свои воздействия по ее результатам. но он действует «по методичке». «по шаблону». по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке. начиная с его планирования. когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании. методов и форм обучения;
эвристический. когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога. который характеризуется его полной самостоятельностью. использованием готовых приемов. но в которые вкладывается личностное начало. поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности. особенностям личности воспитанника. конкретному уровню развития класса.
Существует узкое толкование понятия педагогическое творчество. как создание новых оригинальных систем и педагогических инноваций. И есть более широкое понятие сущности педагогического творчества. которая состоит в деятельности учителя. направленной на осознание и решение проблем. учебно-воспитательных задач. постоянно возникающих в педагогическом процессе [4].
Некоторые авторы рассматривают педагогическое творчество. как профессиональную функцию учителя [15].
Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью. каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения. профессиональные знания и личностные качества (А.В. Барабанщикова) [4]
Создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества [1].
По мнению Н.Е. Бурланкиной «педагогический труд нетворческим не бывает. и быть не может. ибо неповторимы обучаемые. обстоятельства. личность самого педагога. и любое педагогическое решение должно исходить
из этих всегда нестандартных факторов» [2]. Специфику педагогического творчества автор видит в том. что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению. творческому сотрудничеству
обучающего и обучаемого.
В преподавании клинических дисциплин педагог сталкивается с рядом трудностей.
Во-первых. в течение учебного года постоянно меняется коллектив студентов и слушателей. Например. на кафедре клинической иммунологии и аллергологии за год обучается более 200 студентов и около 100 слушателей врачей.
Во-вторых. преподавание клинических дисциплин предусматривает обязательную демонстрацию клинических примеров - больных с патологическими синдромами и заболеваниями. И здесь идет постоянная миграция пациентов. и невозможно запрограммировать поступление пациента в стационар с «заданной» патологией по теме разбираемого занятия.
Вот почему представляется важным и актуальным применение творческих способов и приемов в преподавательской деятельности клинициста.
Спектр изучаемых предметов на кафедре клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) Витебского медицинского университета обширен. Студенты шестого курса лечебного факультета и факультета подготовки иностранных граждан изучают дисциплину «Клиническая иммунология и аллергология». На кафедре проводятся курсы усовершенствования врачей разных специальностей (терапевтов. педиатров. пульмонологов.
отоларингологов. дерматологов. фтизиатров. инфекционистов. эпидемиологов. врачей-лаборантов) и осуществляется переподготовка врачей по специальности «Аллергология и иммунология» [3].
Обучение врачей различных специальностей требует высокого уровня подготовки преподавателя и индивидуального творческого подхода к каждому студенту и слушателю.
Приводим примеры практического занятия и семинара для обмена опытом в творческом подходе в преподавании клинических дисциплин.
Одно из практических занятий «Принципы диагностики аллергических заболеваний кожи» предназначено для обучения врачей дерматовенерологов на базе программы тематического курса усовершенствования «Аллергические и иммунодефицитные болезни в дерматологии».
Цель занятия - обучить врачей-дерматовенерологов принципам и методам диагностики аллергических заболеваний кожи.
Преподаватель после приветствия со слушателями знакомит их с целью и задачами практического занятия. Тем самым. акцентирует внимание врачей на практическую значимость материала. Далее идет изложение 20 минутного сообщения с мультимедийной презентацией об общих принципах диагностики аллергических заболеваний кожи. аллергенах. показаниях и противопоказаниях к постановке кожных проб и интерпретации результатов кожного тестирования.
Затем предусмотрена демонстрация техники провокационных кожных проб в иммунологической процедурной аллергологического отделения Витебской областной клинической больницы. Затем слушателям предоставляется возможность самостоятельно выполнить аллергологическое тестирование.
Параллельно с изучением и освоением техники специфического тестирования. эта методика проведения занятия в иммунологической процедурной. позволяет преподавателю продемонстрировать сбор аллергологического анамнеза и акцентировать внимание курсантов на ключевых признаках аллергических заболеваний. Так. на одном из практических занятий в иммунологической процедурной. были опрошены несколько пациентов. Один из них страдал атопическим синдромом -сочетанием атопической бронхиальной астмы и атопического дерматита. Учитывая тот факт. что атопический дерматит это патология. терапией которой занимаются и аллергологи и дерматовенерологи в одинаковой мере. разбор этого больного вызвал живой интерес у врачей-дерматовенерологов.
Появилось много вопросов об аллергических методах терапии данного заболевания. об эффективности такой терапии. И в ответ дерматовенерологи так же старались подчеркнуть и поделиться своим опытом в лечении атопического дерматита и знаниями в этой области. Разбор этого больного позволил вовлечь в дискуссию слушателей и дал возможность преподавателю позитивно оценить практический опыт врача-слушателя. Кроме того. такая дискуссия налаживает обмен опытом не только между преподавателем-аллергологом. но и между коллегами-слушателями. что приводит к еще большей заинтересованности и сплоченности коллектива.
Следующий пример творческого подхода в преподавании - это семинар для студентов шестого курса лечебного факультета по теме «Иммунопатология. Первичные и вторичные иммунодефициты». Эта тема очень трудна в преподавании и освоении студентами.
Цель занятия: обучить студентов принципам и методам диагностики и терапии иммунопатологии. изучить этиологию. патогенез. клинические и лабораторные признаки иммунодефицитов
Акцент во вступительном слове преподавателя направлен на формирование клинического и практического знания будущего врача. Иммунопатология - это не удел только иммунологов. Врач любой специальности ежедневно сталкивается с патологией системы иммунитета [5.6.11.12]. В связи с этим преподаватель интересуется итогами распределения в группе. у каждого из студентов выясняет будущую специальность. Студенты с готовностью делятся впечатлениями от распределения и информируют о своей специализации.
На основании полученных сведений преподаватель строит опрос студентов. предоставив каждому студенту возможность осветить вопросы занятия с точки зрения будущей специальности. Такой метод освоения предмета бесспорно эффективен. Он позволяет дифференцированно подойти к каждому студенту. показать возможности практического применения знаний по предмету.
Следующая часть занятия проходит в аллергологическом отделении. где студенты участвуют в обходе и курируют больных. Целью практической части занятия является поиск студентами у больных клинических синдромов иммунопатологии. Преподаватель поручает студентам собрать
иммунопатологический анамнез больного. выявить иммунопатологические синдромы и проанализировать данные иммунограмм. Затем. преподаватель вместе со студентами оценивает возможности терапии и прогноз заболевания [10. 13].
В рамках последнего раздела занятия студентам демонстрируются возможности компьютерного анализа иммунного статуса пациентов.
Для закрепления материала и проверки выживаемости знаний предлагаются к решению ситуационные задачи по теме занятия.
Таким образом. индивидуальный подход к каждому студенту увлекает всю группу такой сложной дисциплиной как иммунология. В рамках одного занятия удается раскрыть весь огромный и сложный материал семинара.
Заключение
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Любое практическое занятие. удачно комбинирующее известные методы и методики. в некоторой мере является результатом творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Практическое занятие. семинар включают в себя не только те или иные схемы его проведения. но всегда разное социально-психологическое состояние группы и отдельных студентов или слушателей.
Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам обучающийся. развитие его личности. способностей и компетентности.
Искренняя заинтересованность преподавателем каждым студентом и слушателем. в том числе неподдельный интерес к практическому опыту врачей-курсантов. интерес преподавателя к будущей профессиональной деятельности
студентов и их дальнейшей специальности. уточнение наличия медицинского опыта у студентов. как работников среднего медицинского звена. позволяет превратить объект обучения в субъект самообразования и саморазвития.
Обучение студентов и врачей разных специальностей - это увлекательный и сложный процесс. Для эффективного освоения материала необходимы глубокие современные знания по проблеме. богатый клинический опыт и творческий подход в изложении материала.
Литература
1. Бордовская. Н. Педагогика / Н. Бордовская. А. Реан [Электронный ресурс].- 2008. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/07.php7show
2. Буланкина. Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества
учителя в становлении личностного пространства ученика / Н. Е. Буланкина // Сибирский учитель [Электронный ресурс]. - 2000.-Режим доступа:
http://www.sibuch.ru/1_5-00/jazik1_5_1.htm.
3. Повышение квалификации врачей на кафедре клинической иммунологии и аллергологии / Л. Р. Выхристенко [и др.] // Медицинское образование XXI века: сборник материалов III междунар. конф. Вит. мед. ун-т.. 2004 г. -Витебск: ВГМУ. 2004. - С. 421-422.
4. Джаджиева Ольга Евгеньевна (персональный сайт) [Электронный
ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/517571/ 25.03.2008.
5. Иммунодефициты и аллергия в риноотоларингологии: учебное пособие / Д. К. Новиков [и др.]; под общ. ред. Д. К. Новикова. - Витебск: ВГМУ. 2003. -393 с.
6. Иммунология и аллергология для ЛОР-врачей: руководство для врачей / Д. К. Новиков [и др.]; под общ. ред. Д. К. Новикова. - М: ООО «Медицинское информационное агентство». 2006. - 512 с.
7. Кан-Калик. В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс/ В. А. Кан-Калик. - Грозный. 1976.
8. Кан-Калик. В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Кан-Калик. - Грозный. 1981.
9. Корольков. А.А Духовные основания русской школы / А.А. Корольков
[Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.portal-
slovo.ru/pedagogy/37875.php.
10. Новиков. Д. К Оценка иммунного статуса / Д. К. Новиков.
В. И. Новикова. - Витебск: ВГМУ. 1996. - 282 с.
11. Новиков. Д. К. Медицинская иммунология / Д. К. Новиков. - Витебск.
2002. - 234 с.
12. Новиков. Д. К. Патология системы иммунитета / Д. К. Новиков. - М..
2003. - 363 с.
13. Новиков. Д. К. Основы иммунокоррекции / Д. К. Новиков. В. И. Новикова. П. Д. Новиков. - Витебск: ВГМУ - 1998. - 106 с.
14. Ожегов. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 19-е изд.. испр. - М.: Рус. яз.. 1987. - 750 с.
15. Рабочая программа дисциплины «Введение в педагогическую профессию» / С. В. Кукульневич [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru/books/pri/pri3.Мт.
16. Тришина. С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке / С. В. Тришина [Электронный ресурс]. -2008. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-3.htm.