УДК 332.146:330.322(470.45) ББК У049-56 (2 Рос-4 Вог)
анализ и пути совершенствования инвестиционного регионального климата в волгоградской области*
а. и. мордвинцев,
кандидат экономических наук, доцент, председатель Городской общественной организации промышленных предприятий совета директоров Волгограда, депутат Волгоградской городской Думы, г. Волгоград, E-mail: sazonovsp@mail.ru
с. п. сазонов,
заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов предприятий E-mail: sazonovsp@mail.ru Волгоградский государственный технический университет
А. Г. ЛИ, магистрант кафедры экономики и финансов предприятий E-mail: ann_lee_g1717@mail.ru Волгоградский государственный технический университет
В статье анализируется региональный инвестиционный климат Волгоградской области в 20092012 гг. Рассматриваются условия инвестиционной деятельности в данном регионе - сформированная законодательная база, существующие в области формы государственной поддержки инвестицион-
* исследование выполняется при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда и администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства как инструмента повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области» №1312-34014 а(р).
ной деятельности, органы и институты в сфере инвестиций. Показаны в динамике составляющие рейтинга инвестиционного потенциала и риска за 2009-2012 гг. Исследованы перспективы и потенциал развития Волгоградской области. Предоставлена информация по рейтингам региона. Выделены проблемы, сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности области, предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, Волгоградская область, социально-экономическое положение, инвестиционные проекты.
Регион (округ, территория, республика, область, муниципалитет) представляет собой не только определенный социально-экономический субъект. Это участник рыночных отношений, которому необходимо непрерывно поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие, улучшать условия для привлечения инвестиций и повышать свою конкурентоспособность. И в то же время это неотъемлемая часть национальной экономической системы, где ее элементы (отрасли, регионы, кластеры) взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостность. Для эффективного функционирования национальной экономической системы (рис. 1) большое значение имеет грамотное управление социально-экономическим развитием, включая формирование стратегического плана развития, в частности на региональном и муниципальном уровнях.
В современных условиях активной борьбы регионов России за источники инвестиций наибольшее значение приобретают вопросы об инвестиционном климате региона, о его улучшении, создании условий
для устойчивого экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности территории.
Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, а также для повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.
Волгоградская область, обладая выгодным географическим положением, отличаясь от других регионов страны наличием значительных запасов природных ресурсов, является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграр-ных регионов Южного федерального округа РФ (далее - ЮФО), вполне привлекательных для отечественных и иностранных инвесторов.
Кроме того, регион выделяется высоким промышленным потенциалом и благоприятными условиями для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства, развитой инженерной инфраструктурой, что позволяет говорить о довольно высоком инвестиционном потенциале.
Национальная экономическая система
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Цикл предвидения, прогнозирования и планирования социально-экономических систем
В целях стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности в регионе сформировано инвестиционное законодательство Волгоградской области, которое включает:
1) закон Волгоградской области от 21.11.2008 № 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»;
2) законы Волгоградской области «Об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период»;
3) закон Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-0Д (ред. от 24.10.2013) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области»;
4) закон Волгоградской области от 28.04.2007 № 1455-ОД (ред. от 04.07.2008) «О государственных гарантиях Волгоградской области»;
5) закон Волгоградской области от 28.11.2003 № 888-ОД (ред. от 30.11.2010) «О налоге на имущество организаций»;
6) закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 352-ОД (ред. от 29.11.2011) «О ставках налога на прибыль организаций»;
7) постановление главы администрации Волгоградской области от 15.06.2010 № 247-п (ред. от 20.12.2010 № 700-п) «О Волгоградском областном совете по инвестициям»;
8) постановление главы администрации Волгоградской области от 15.06.2010 № 249-п «О мерах по реализации отдельных положений Закона Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области»;
9) постановление администрации Волгоградской области от 09.06.2010 № 6-п «О представлении государственных гарантий Волгоградской области»;
10) постановление главы администрации Волгоградской области от 31.10.2005 № 1081 «Об учреждении некоммерческого партнерства «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области».
Согласно закону Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-ОД (ред. от 24.10.2013) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» в целях повышения инвестиционной активности, создания благоприятных условий для обеспечения
защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности на территории инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Волгоградской области, предоставляются:
1) налоговые льготы и пониженные налоговые ставки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Волгоградской области;
2) инвестиционные налоговые кредиты в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (в ред. от 21.12.2013);
3) освобождение от арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в целях осуществления инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках;
4) государственные гарантии Волгоградской области;
5) государственная поддержка инвестиционной деятельности в нефинансовой форме;
6) льготы при аренде объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Волгоградской области;
7) возмещение из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях под реализацию инвестиционных проектов, в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, путем предоставления субсидий;
8) прямое участие в инвестиционной деятельности в форме:
- бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Волгоградской области;
- бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, предусматривающих возникновение права Волгоградской области на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества пользователя объектов инвестиционной деятельности;
- обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями;
9) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Волгоградской области [5].
Государственная поддержка в 2010-2011 гг. оказывалась инвесторам, реализующим инвестиционные проекты практически во всех приоритетных направлениях инвестиционного развития региона *:
- развитие промышленного комплекса - 7;
- развитие агропромышленного комплекса - 6;
- производство и переработка сельхозпродукции - 1;
- внедрение энергосберегающих технологий - 1;
- внедрение природоохранных и инновационных технологий - 1;
- развитие энергетического комплекса - 3;
- строительство новых объектов эксплуатации месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка - 2;
- строительство объектов здравоохранения, рекреации - 1;
- развитие транспортной инфраструктуры - 1. За рассматриваемый период государственная
поддержка инвесторам оказывалась в наиболее востребованных формах: предоставление льгот и пониженных налоговых ставок (16 обращений инвесторов), государственные гарантии Волгоградской области (5 обращений), нефинансовые меры поддержки (также 5 обращений). Превышение количества указанных обращений по сравнению с общим количеством проектов обусловлено тем, что по одному проекту заявлено несколько форм поддержки [7].
В целях регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Волгоградской области предоставляются государственные гарантии по инвестиционным проектам юридическим лицам, инвестиционные проекты которых включены в областной реестр инвестиционных проектов в соответствии с законом Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-ОД (ред. от 24.10.2013) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» [8]. Информация о сроках, условиях, ограничениях государственных гарантий указана в законе Волгоградской области от 28.04.2007 № 1455-ОД «О государственных гарантиях Волгоградской области».
Согласно закону Волгоградской области от 28.11.2003 888-ОД (ред. от 30.11.2010) «О налоге на имущество организаций» организации, реализующие инвестиционные проекты на территории
* Цифры означают количество инвестиционных проектов.
Волгоградской области, освобождаются от налогообложения в части, зачисляемой в областной бюджет, в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта [6].
Законом Волгоградской области от 12.10.2012 № 110-0Д «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-0Д «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» расширен перечень форм государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области.
Новой формой предоставляемой поддержки стало обеспечение исполнения кредитных обязательств инвесторов, привлекающих кредитные средства для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области, залогом объектов залогового фонда Волгоградской области.
Данная форма государственной поддержки позволит использовать имущество и имущественные права, находящиеся в государственной собственности Волгоградской области, в качестве залога при обеспечении исполнения кредитных обязательств инвесторов, привлекающих кредитные средства для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области. Порядок и условия предоставления объектов залогового фонда в обеспечение кредитных обязательств определены законом Волгоградской области от 17.10.2012 № 121-ОД «О залоговом фонде Волгоградской области».
В целях обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия решения о вложении средств на территории Волгоградской области, разработан Инвестиционный меморандум Волгоградской области на 2012-2013 годы, утвержденный постановлением губернатора Волгоградской области от 13.09.2012 № 847 [3].
Для Волгоградской области определены следующие направления инвестиционной политики:
- формирование благоприятного инвестиционного климата в Волгоградской области;
- совершенствование регионального законодательства в сфере инвестиционной и инновационной деятельности;
- устранение административных барьеров, минимизация коррупционных рисков;
- развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности;
- развитие межотраслевых и территориальных кластеров;
- формирование агропромышленных, индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства;
- усиление мер по привлечению инвестиций в сферу высоких и наукоемких технологий и производств;
- информационная поддержка инвестиционной деятельности.
Наиболее значимыми признаются инвестиционные проекты, предусматривающие:
- осуществление инвестиций в приоритетные направления развития Волгоградской области;
- социальную и бюджетную эффективность;
- увеличение количества рабочих мест;
- установление среднемесячной заработной платы в размере не ниже среднеобластного уровня, сложившегося в текущем периоде по виду соответствующей экономической деятельности;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- повышение энергоэффективности производственного процесса;
- повышение производительности труда;
- способствование импортозамещению;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- внедрение энергосберегающих технологий;
- внедрение природоохранных технологий;
- разработку и внедрение инновационных технологий;
- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
- производство фармацевтической продукции;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- развитие промышленного, энергетического, агропромышленного, строительного комплексов;
- строительство новых объектов эксплуатации месторождений полезных ископаемых, их добычу и переработку;
- строительство объектов здравоохранения, рекреации, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания, жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей в дотационных муниципальных образованиях.
В регионе назначены следующие коллегиальные
органы и институты развития в сфере инвестиций:
1) Волгоградский областной совет по инвестициям: оказание государственной поддержки
инвесторам в реализации значимых и перспективных проектов;
2) постоянная межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Волгоградской области: помощь потенциальному инвестору в эффективном использовании существующей инженерной инфраструктуры;
3) координационный совет по реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области: координация деятельности органов исполнительной власти в вопросах реализации инвестиционных проектов;
4) рабочая группа по организации взаимодействия для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области с участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
5) открытое акционерное общество «Корпорация развития Волгоградской области»: поиск инвесторов, развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Волгоградской области.
6) по оценке администрации Волгоградской области, наиболее привлекательными отраслями являются топливно-энергетическая, металлургическая промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наиболее развитыми в регионе являются:
- машиностроение и металлообработка (краны, подшипники, тракторы, сельскохозяйственные машины, металлорежущие станки, кабельные изделия);
- черная и цветная металлургия (сталь, прокат);
- химическая и нефтехимическая сферы (нефть, бензин, дизельное топливо, сода каустическая, химические средства защиты растений, синтетические смолы и пластмассы, шины, волокна и химические нити, синтетические каучуки);
- пищевая отрасль;
- производство стройматериалов [1]. Наибольшие вложения в регионе осуществляются по следующим направлениям (рис. 2):
- обрабатывающие производства (25,2 млрд руб., или 25,3 %);
- транспорт и связь (22,7 млрд руб., или 22,8 %);
- операции с недвижимым имуществом (15 млрд руб., или 15 %).
По итогам 2012 г. инвестиционные вложения
осуществлялись такими наиболее крупными инвес-
торами, как ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефте-переработка», ООО «ЕвроХим - ВолгаКалий», Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Себряковцемент», ЗАО «Газпромхимволокно» (в 2000 г. - ОАО «Сибур-Волжский»), ООО «Донагрогаз», ОАО «СУАЛ» филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании», ОАО «Волтайр-Пром», ООО СП «Вол-годеминойл», компания «Глория Джинс».
Что касается иностранных инвестиций, то привлекательными видами деятельности для внешних инвесторов являются сфера обрабатывающих производств, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Объем иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области в 2011 г. составил 424,8 млн долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2010 г. Волгоградская область заняла 3-е место по объемам поступления иностранных инвестиций среди регионов Южного федерального округа. Иностранные инвестиции получены из 27 стран (в 2010 г. - из 26 стран). Наиболее крупной страной-инвестором в 2010 и 2011 гг. является Германия (58,4 % от общего объема поступивших в 2011 г. инвестиций) [2].
Говоря об инвестиционном климате, необходимо назвать две главные его составляющие:
- инвестиционный потенциал региона - совокупность объективных экономических, социальных и при-родно-географических и других факторов, способствующих привлечению инвестиций в регион;
- инвестиционный (некоммерческий) риск представляет собой вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона ввиду наличия в нем негативных условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них. В процессе составления рейтинга инвестиционный потенциал и инвестиционный риск оцениваются по факторам (рангам), указанным на рис. 3.
8 (5%) 7 (2%)
9 (4%)
10 (5%)
6 (15%)
5 (23%)
1 (25%)
2 (12%)
4 (7%) 3 (2%)
Источник: составлено по материалам [2].
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций по видам экономической деятельности: 1 - обрабатывающие производства; 2 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 3 - строительство; 4 - оптовая и розничная торговля, ремонт; 5 - транспорт и связь; 6 - операции с недвижимым
имуществом; 7 - здравоохранение; 8 - прочее; 9 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 10 - добыча полезных ископаемых
Инвестиционная привлекательность региона
Инвестиционный потенциал региона:
природно-ресурсный;
трудовой;
производственный;
инновационный;
институциональный;
инфраструктурный;
финансовый;
потребительский;
туристический
Инвестиционный риск региона:
экономический;
финансовый;
социальный;
экологический;
криминальный;
управленческий
Источник: составлено авторами.
Рис. 3. Составляющие инвестиционной привлекательности региона
Согласно данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционного потенциала регионов РФ Волгоградская область занимает 22-е место. В 2012 г. показатели инвестиционного риска по сравнению с 2011 г. улучшились на 4 пункта (табл. 1). На протяжении нескольких лет регион имеет инвестиционный рейтинг 3В1 -«пониженный потенциал - умеренный риск» (последняя дата присвоения - 13.12.2012) [4].
Рассмотрим изменения значений параметров инвестиционной привлекательности Волгоградской области в период 2009-2012 гг. (табл. 2).
Таблица 1
Динамика рейтинга инвестиционного потенциала и инвестиционного риска
Волгоградской области по данным национального рейтингового агентства
«Эксперт РА» в 2009-2012 гг.
Год 2009 2010 2011 2012
Ранг потенциала 19 22 19 22
Ранг риска 13 10 43 39
Источник: составлено авторами.
Динамика составляющих рейтинга инвести
в 2009
Как показывает анализ данных табл. 2, ранг потенциала на протяжении рассматриваемого периода остается стабильным. Показатели институционального потенциала, инновационного, природно-ре-сурсного, производственного потенциала заметно улучшились; значения трудового, туристического, потребительского рангов снизились.
В табл. 3 представлена динамика составляющих рейтинга инвестиционного риска Волгоградской области в 2009-2012 гг.
Что касается инвестиционных рисков на территории Волгоградской области, можно заметить явное ухудшение ситуации: повышение экономического риска по сравнению с 2009 г., повышение финансового, социального, криминального и управленческого рисков по сравнению с 2010 г., что означает замедление в экономическом развитии, наличие социальной напряженности, снижение развитости системы управления в регионе.
Анализируя перспективы и потенциал развития региона, следует выделить следующие причины, позволяющие говорить об инвестиционной привле-
Таблица 2
ионного потенциала Волгоградской области 2012 гг.
Год Ранг потенциала Доля в общероссийском потенциале, % Трудовой ранг Потребительский ранг Произ-водс-твен-ный ранг Финансовый ранг Инсти-туцио-наль-ный ранг Инно-ваци-онный ранг Интеллекту-аль-ный ранг Инфраструктурный ранг При-родно-ресурсный ранг Турис-тичес-кий ранг
2009 19 1,228 23 20 17 18 15 25 - 43 29 47
2010 22 1,114 20 20 19 19 31 22 - 41 29 38
2011 19 1,191 16 18 17 - 21 28 - 41 34 36
2012 22 1,128 17 18 20 20 23 42 - 41 34 36
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Динамика составляющих рейтинга инвестиционного риска Волгоградской области в 2009-2012 гг.
Год Ранг риска Ранг риска без учета законодательного риска Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1) Средневзвешенный индекс риска без учета законодательного риска Законодательный ранг Политический ранг Экономический ранг Финансовый ранг Социальный ранг Криминальный ранг Экологический ранг Управленческий ранг
2009 13 - 0,901 - 19 - 39 6 18 53 42 39
2010 10 - 0,866 - 19 - 48 16 22 8 42 45
2011 43 - 0,291 - - - - 17 43 57 34 62
2012 39 - 0,277 - - - 54 26 27 52 36 63
Источник: составлено авторами.
кательности области и факторах, гарантирующих успешные вложения в нее:
- наличие и регулярное совершенствование инвестиционного законодательства;
- улучшение инвестиционного климата является приоритетным направлением политики органов региональной власти;
- стратегически удачное географическое расположение Волгоградской области;
- удобная транспортно-логистическая система;
- государственная инвестиционная поддержка, осуществляемая в различных формах;
- развитая финансовая инфраструктура;
- развитая социальная и рекреационная инфраструктура;
- концентрация современных высокообразованных производительных сил; наличие промышленных площадок для развертывания производств любого типа; наличие инвестиционных предложений во всех сферах экономики;
уникальные природные и рекреационные ресурсы [12].
Другим не менее важным фактором является формирование регионального рынка ценных бумаг. Одним из таких регионов является Волгоградская область, выпускающая с 1995 г. и размещающая среди предприятий и населения областные ценные бумаги. Администрация Волгоградской области в форме волгоградских областных облигаций получила источник, позволяющий привлекать дополнительные, более дешевые по сравнению с банковским кредитованием средства в областной бюджет для покрытия дефицита бюджета, для сокращения кассовых разрывов при исполнении бюджета и финансировании различных социальных проектов [11].
На XI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012» Волгоградская область представляла 20 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 159,537 млрд руб., из которых по 12 проектам были подписаны соглашения на общую сумму 27,094 млрд руб.
Кроме того, регион представил 5 инвестиционных предложений региональных компаний с целью привлечения дополнительного финансирования в реализацию инициированных ими проектов.
Из указанных 12 проектов в области развития агропромышленного комплекса подписано 4 соглашения. В частности:
- с ООО «Агрокомплекс Волжский»: строительство одного из крупнейших в РФ современного тепличного комплекса общей площадью 52 га. Реализация данного проекта формирует высокий социально-экономический эффект для развития экономики Волгоградской области и способствует замещению импорта овощных культур качественной отечественной продукцией, повышает уровень конкурентоспособности и продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях вхождения в ВТО. Срок окупаемости проекта - 5,5 года. В результате реализации проекта будет создано 700 рабочих мест;
- с ООО «Гетэкс Холдинг»: строительство комплекса по производству и переработке томатов общей площадью 55 га. Он будет включать все стадии процесса - от выращивания рассады до выпуска томатной пасты. Сумма инвестиций для его реализации - 4 млрд руб. Проект планируется запустить уже в 2013 г., а закончить - в 2016 г.;
- с ООО «Росс-Холдинг»: строительство перерабатывающего предприятия по производству крахмала и сахарозаменителей;
- с ООО «Агропромышленная компания Поволжье» по строительству птицефабрики в Жирновском районе мощностью до 10 тыс. т мяса птицы в год, что позволит организовать 250 рабочих мест.
Подписаны 3 соглашения в сфере обеспечения гостиничной инфраструктурой жителей и гостей региона:
- с группой компаний «Столия»: реконструкция здания заводоуправления для размещения гостиницы под брендом Hampton by Hilton на 156 номеров, размещение 260 проживающих;
- с ООО «Региональная гостиничная сеть Волгоград»: строительство гостиницы «Park Inn Волгоград» на 150 номеров. Работа по ее возведению уже идет: проведены строительно-монтажные работы, начинается прокладка внутренних инженерных сетей. Срок окупаемости проекта - 9 лет. В результате реализации проекта будет создано 65 рабочих мест;
- с ООО «Бизнес-группа «СИНХРО», которая реализует проект «Строительство в Волгограде гостиницы на 157 номеров под брендом Hilton Garden Inn».
Подписан ряд соглашений в области развития промышленного потенциала региона, в том числе:
- с ООО «Праксайр Волгоград»: строительство завода по производству продуктов разделения воздуха, позволяющих экономить свыше 30 % потребления электроэнергии по сравнению с имеющимися установками аналогичной производительности, а также строительство станции наполнения баллонов водородом повышенной чистоты. Предполагаемые инвестиции - 2,2 млрд руб.;
- с ЗАО «Корпорация «Глория-Джинс»: сотрудничество по созданию швейных производств полного цикла (7-10 фабрик) в муниципальных образованиях Волгоградской области, что позволит организовать более 3 500 рабочих мест [2]. В рамках заключенных в 2011-2012 гг. инвестиционных соглашений в 2013-2015 гг. будет продолжаться реализация инвестиционных проектов [9].
На территории региона также будут реализовы-ваться кластеры, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в ЮФО:
- проект «Создание химико-фармацевтического кластера в Волгоградской области», предполагаемый объем инвестиций - более 7 млрд руб.;
- проект «Формирование текстильного кластера «Поволжье» на территории Волгоградской области», объем инвестиций - 5,6 млрд руб.
В августе 2012 г. Fitch Ratings присвоило рейтинги Волгоградской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте - «B» и национальный долгосрочный рейтинг - «A+ (rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам - «Стабильный».
Рейтинги Волгоградской области отражают хорошо развитую местную экономику и умеренную долговую нагрузку с низким краткосрочным риском рефинансирования. В целом рейтинг региона остается стабильным на протяжении нескольких лет [2].
на стратегическом уровне необходимо проанализировать текущую экономическую ситуацию региона, выработать стратегические цели и стратегию развития региона. Для достижения сформированной стратегии разрабатываются основные направления социально-экономической, бюджетной и налоговой политик.
на сегодняшний день основными приоритетными направлениями являются создание условий для развития реального сектора экономики и благоприятных условий для инвестиций в основной капитал,
для совершенствования применяемых технологий снижения налогового бремени организаций и повышения их потенциала развития и др. [10].
Волгоградская область активно участвует в работе крупных международных инвестиционных форумов, где представляется экономический потенциал и осуществляется поиск инвесторов для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Количество предприятий с участием иностранного капитала, зарегистрированных на территории региона, в отчетном периоде значительно выросло (с 440 предприятий в 2010 г. до 588 предприятий в 2011 г.).
Однако следует отметить слабые стороны инвестиционной привлекательности Волгоградской области:
- недостаточно развитые транспортная, инновационная и социальная инфраструктуры как фактор инвестиционного риска;
- недостаточно развитая нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности (в том числе в рамках государственно-частного партнерства) на муниципальном уровне;
- отсутствие отлаженной и скоординированной системы действий муниципальных и региональных властей по гарантированному обеспечению и стимулированию деятельности иностранных инвесторов в Волгоградской области;
- отсутствие центра бизнес-коммуникаций.
В целях улучшения инвестиционного климата предлагаются следующие мероприятия:
- создание благоприятной для инвестиций административной среды;
- создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;
- формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
- формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;
- информационное обеспечение.
Список литературы
1. Инвестиционная привлекательность региона. URL: http://www. airvo. ru/invest/.
2. Инвестиционные рейтинги регионов Российской Федерации. URL: http://raexpert. ru/ratings/ regions/.
3. Инвестиционный меморандум Волгоградской области на 2012-2013 годы: постановление губернатора Волгоградской области от 13.09.2012 N° 847. URL: http://economics.volganet.ru/folder_5/Folder_13/.
4. Итоги инвестиционной деятельности в Волгоградской области за 2012 год.
5. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области: закон Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-0Д (ред. от 24.10.2013).
6. О налоге на имущество организаций: закон Волгоградской области от 28.11.2003 № 888-ОД.
7. О результатах работы Волгоградского областного совета по инвестициям в 2010-2011 годах.
8. Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области: закон Волгоградской области от 14.02.2002 № 668-ОД.
9. Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
10. Повышение эффективности и качества финансового менеджмента региональной бюджетной политики: монография / под общ. ред. Сазонова С. П. Волгоград: Царицынская полиграфическая компания. 2009. С. 150.
11. Формирование, тенденции и перспективы развития регионального рынка ценных бумаг: монография / Сазонов С. П., Агапцов С. А., Евсеев С. Ю., Перекрестова Л. В. Волгоград: ВолГУ. 2002. С. 5-6.
12. 10 причин инвестировать в Волгоградскую область. URL: http://economics. volganet. ru/foreign/ folder 4/reasons. html.