_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 338.48
Чернявая Анна Леонидовна
к.э.н., доцент экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления Аблялимова Эвелина Садиевна Студентка экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления Лущан Татьяна Викторовна Студентка экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления г.Симферополь, Республика Крым Российская Федерация [email protected]
АНАЛИЗ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
В работе проведен анализ отечественного и зарубежного механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в туристической отрасли. Разработаны мероприятия по усовершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в туристической отрасли.
Ключевые слова
Анализ, механизм государственной поддержки, малое предпринимательство, регулирование, туристическая
отрасль.
В современных условиях развития мировой экономики туристическая отрасль является одной из ведущих и активно развивающихся, поэтому государство способствует развитию этой отрасли при помощи предоставления материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях, создания государственными исполнительными органами правовых и экономических условий для его дальнейшего успешного развития, и т.д.
Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства основывается на применении специального законодательства, системы целевых программ финансовой, технологической, информационной и кадровой поддержки [1, с.65].
Анализ мирового опыта стран, определивших туристическую отрасль как приоритетное направление экономики, показал наиболее эффективные меры государственной поддержки.
Так, в Королевстве Марокко, по утвержденному статусу туристической отрасли как стратегического сектора, разработали план развития, который координировал оператор по инвестированию в инфраструктуру туристической отрасли, основанный на базе нескольких государственных предприятий (SMIT).
В Малайзии, Арабской Республике Египет и Турецкой Республике разработана стратегия развития туристической отрасли путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию объектов туристической отрасли; полное освобождение от импортных пошлин, а также льготы по долгосрочному кредитованию); инвесторы получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки [2].
В США государственная поддержка малого и среднего бизнеса в туристической отрасли осуществляется с помощью действующих региональных отделений (администрации малого бизнеса) и бизнес-инкубаторов. Также предоставляется бесплатное обучение, консультирование (с помощью
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
консалтинговых фирм) и предоставление информации. В Канаде действует свыше 300 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в туристической отрасли.
В Мексиканских Соединенных Штатах создали Национальный фонд развития туристической отрасли (на базе слияния двух фондов INFRATUR и FOGATUR), задачей которого было поиск частных инвестиций, градостроительное и региональное планирование; а также вопросы, касающиеся земельных отношений и рынка недвижимости.
В Объединенных Арабских Эмиратах правительство выделило в виде грантов 3 млрд. долларов США, на основе чего компании привлекали значительные заемные средства за рубежом (пример искусственный остров Саадият) [6].
Таким образом, мировой опыт показывает, что координационная, регулирующая, правовая, социально-экономическая роль государства в обеспечении развития туристической отрасли является основой успеха.
В Российской федерации также осуществляется поддержка малого бизнеса в туристической отрасли. Так, малый бизнес регулируется Федеральным законом от 24.08.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» [1]. В котором определены направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а именно: финансовое обеспечение, информационная и консультационная поддержка, финансирование в рамках Государственных программ, предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, выделение различных грантов и др. Однако не все направления и механизмы еще полностью реализованы и действенны. Поэтому проанализировав опыт международных стран, развитых в туристической отрасли и государственную поддержку малого предпринимательства в России разработаны и предложены следующие механизмы государственной поддержки:
- предоставить льготы в инвестиционных проектах со стороны государства;
- снизить налоговую нагрузку для предприятий, которые только начали развивать туристическую отрасль (например на первые 1 -2 года);
- предоставить существенные льготы по кредитованию;
- предоставить гарантии государства не только в отношении прав собственности на земельные участки, но также гарантировать переход в частную собственность государственного имущества (т.е. приватизация), взятого частным инвестором в целях реинвестирования;
- создать фонд, в котором будут представители государственных исполнительных органов, а также представители частных компаний, функция которых будет мониторинг ценовой политики туристической отрасли, а также выявление нарушений среди предприятий, связанных с туристической отраслью;
- на базе федеральных научных центров должны создаваться центры развития туристической отрасли;
- региональные центры занятости в план переподготовки незанятого населения должны включать программы по развитию индивидуального предпринимательства в туристической отрасли;
- муниципальные органы власти в плане развития должны интегрировать туристические структуры в туристическую отрасль региона, создавая «города мастеров» или центры сувенирной продукции, на конкурсной основе выбирая наиболее перспективные направления
- создать информационной систему, в которой могут быть представлены региональные карты туристических маршрутов, природные архитектурны и культурные объекты, а также сеть указателей, сайтов и прочих элементов информирования;
- для разработки антикризисных региональных программ привлекать региональные научные и муниципальные структуры, центры занятости
Таким образом, государственная поддержка является основополагающим механизмом в регулировании малого предпринимательства в туристической отрасли со стороны государства, однако для успешного развития туристической отрасли в Российской федерации необходимо применить предложенные механизмы.
Список использованной литературы: 1. Чистякова О.В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / О.В. Чистякова // Известия ИГЭА. - 2013. - № 22.- С.65 — 69
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
2. Проект Концепция развития туристической отрасли Республики Казахстан до 2020 года // Комитет индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.kit.gov.kz/html/proect-koncepcia.html
3. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliofond.ru
4. Закон от 24.07.2007г. N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=181792;req=doc
© А.Л. Чернявая, Э.С. Аблялимова, Т.В. Лущан, 2016
УДК 336
Шигапова Алия Фаритовна
студент 4 курса экономического отделения НЧИ (КФУ) г. Набережные Челны Файзуллина Айгуль Гиниатулловна Ст. преподаватель НЧИ (КФУ) г. Набережные Челны [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Статья посвящена такой актуальной проблеме, как моделирования бизнес-процессов с помощью различных нотаций. Это помогает предприятию выявить проблемные участки и оптимизировать их работу.
Ключевые слова информационная система, автоматизация, ВРМК, АЯВ еЕРС, IDEF
В наше время одним из актуальных тем экономики является успешное функционирование бизнес-процессов предприятия. Высокая конкурентоспособность и потребности рынка устанавливают запрос на высокую эффективность работы предприятия.
Эффективное управление представляет собой ценный ресурс предприятия, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Очень часто руководители сталкиваются с такой проблемой как неполная и несвоевременная информация. Таким образом, повысить эффективность работы предприятия можно путем совершенствования информационного обеспечения управления.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационная система предназначена для сбора, хранения, обработки данных и для увеличения эффективности управления информацией с помощью информационных технологий, подготовки и применения управленческих решений [1, с.132].
Среди многочисленных способов совершенствование информационного обеспечения наиболее распространённым и удобным считается автоматизация протекания трудового процесса. Автоматизация -это длительный процесс, который в конечном счете охватывает все бизнес-процессы предприятия.
Самым важным фактором при выполнении данного процесса является построение последовательности этапов работы, от самого важного к менее важному. Для этого в первую очередь нужно уметь грамотно описывать и выделять задачи бизнес-процессов предприятия.