_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
поэтому спрос на подобные виды туризма постоянно растет. Что касается Крыма, то в любом из его регионов существуют возможности для удовлетворения данных потребностей клиентов.
Таким образом, учитывая возможности развития различных видов туризма в регионах Крыма, можно добиться перераспределения туристского потока из наиболее загруженных зон отдыха (ЮБК, Судак, Евпатория) в зоны, пользующиеся в настоящее время слабой популярностью (Ленинский, Белогорский, Бахчисарайский районы).
Список использованной литературы:
1. Зубаревич Н.В. Социальные расходы в России: федеральный и региональный бюджеты / Н.В. Зубаревич, Е.А. Горина. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 53 с.
2. Какорина Е.П. Отношение населения к физической культуре и спорту / Е.П. Какорина. Федеральный справочник. Здравоохранение в России. - М.: ФС, том 11, с.137-140.
3. Цветкова И.И. Маркетинг спроса и предложения на рынке туристко-рекреационных услуг Крымского региона , И.И. Цветкова. - Симферополь; ДОЛЯ, 2008. - 176 с.
© И.И. Цветкова, А.В. Сиволап, 2016
УДК 336.221
Цихоцкий Феликс Николаевич
Студент, член Научного студенческого общества факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С КОРПОРАТИВНЫМИ ОБЛИГАЦИЯМИ
Аннотация
В статье рассмотрены основные виды корпоративных облигаций и возможные доходы, которые могут быть получены инвестором от использования последних. Были проанализированные особенности налогообложения корпоративных облигаций в России, а также возможные шаги по совершенствованию налогового законодательства в рамках борьбы с занижением налоговой базы и махинациями с ценными бумагами.
Ключевые слова
Ценные бумаги. Налогообложение облигаций. Накопленный купонный доход.
Размещение облигаций по своей правовой природе представляет собой операцию по выдаче займа, а выкуп организацией-эмитентом собственных облигаций - его возврат. Таким образом, облигация удостоверяет факт предоставления инвестором денежных средств эмитенту, обязательство эмитента погасить долг через определенное время, а также право инвестора получать вознаграждение в виде установленного процента или дисконта.
Часть процентного дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска ценной бумаги, признается накопленным купонным доходом и в целях налогообложения прибыли подлежит включению во внереализационные доходы у инвестора. Соответственно эмитент включает сумму выплаченных процентов по ценным бумагам во внереализационные расходы. Накопленный купонный доход (НКД) рассчитывается
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего НКД до даты совершения сделки.
КД
НКД = N х заявленный % доход х ——————
365(366)
где N - номинальная стоимость ценной бумаги,
КД - количество календарных дней купонного периода до даты выбытия ценной бумаги.
При методе начисления в случае, если реализация ценных бумаг отсутствует, накопленный купонный доход будет рассчитываться на последнее число каждого месяца для корпоративных облигаций и на последнее число отчетного периода (квартала) для государственных и муниципальных ценных бумаг. Если организацией применяется кассовый метод, то процентный доход учитывается в день поступления средств на расчетный счет или в кассу. Такой порядок устанавливает ст. 328 Налогового кодекса РФ.
Купонный доход за время владения облигацией для целей налогообложения (при расчете налога на прибыль по методу начисления) определяется:
— по итогам каждого месяца, в котором организация владела корпоративной облигацией (как при условии получения купонных выплат, так и без них);
— по результатам реализации ценной бумаги;
— при выплате эмитентом купонного дохода.
Конкретного порядка расчета дохода по корпоративным облигациям в законодательстве не установлено. Поэтому на практике определить сумму купонного дохода за месяц можно разными способами: методом прямого счета (применяется в бухгалтерском учете для корпоративных ценных бумаг) и методом нарастающего итога, исходя из данных о суммах накопленного купонного дохода, начисленных на конец отчетного месяца, на конец предыдущего месяца (или уплаченного продавцу), и сумме купонных выплат в отчетном месяце. Второй метод применяется для расчета НКД по государственным и муниципальным ценным бумагам. Для целей налогообложения контролирующие ведомства рекомендуют рассчитывать купонный доход по корпоративным облигациям в порядке, который установлен для государственных и муниципальных ценных бумаг. Расчет НКД производится нарастающим итогом, начиная со следующего дня от даты эмиссии или от даты выплаты купонного дохода.
По дисконтным облигациям разница между ценой приобретения и ее номинальной стоимостью (дисконт) относится ко всему сроку обращения облигации. В этом случае сумма процентного дохода рассчитывается по следующей формуле:
D
С = (N — K) х —
где С - процентный доход,
N - номинальная стоимость приобретенной облигации,
К - покупная стоимость облигации (цена приобретения),
D - количество дней от даты приобретения до отчетной даты,
Т - срок обращения облигации.
Необходимо отметить, что процентный доход, полученный от покупателя ценных бумаг или от эмитента при предъявлении ценных бумаг к погашению, учитывается в составе доходов от реализации. В составе внереализационных доходов учитывается только тот процентный доход, который организация получает по условиям выпуска ценных бумаг и который не связан с их реализацией.
Определение налоговой базы по операциям с облигациями осуществляется в соответствии с нормами статьи 280 НК РФ.
До 1 января 2015 года Налоговая база по операциям с ценными бумагами рассчитывалась отдельно от налоговой базы по иным хозяйственным операциям. Налоговая база по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и налоговая база по ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ, также определялась отдельно.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
1 января 2015 г. был изменен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Согласно п. 21 ст. 280 НК РФ доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами теперь необходимо учитывать в общеустановленном порядке в общей налоговой базе. При этом согласно п. 22 ст. 280 НК РФ по общему правилу налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок определяется совокупно в порядке, установленном ст. 304 НК РФ, и отдельно от общей налоговой базы.
Налоговая база по налогу на прибыль при совершении операций с ценными бумагами рассчитывается как доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом в состав доходов включается:
— цена реализации (погашения) ценных бумаг;
— накопленный купонный доход, уплаченный налогоплательщику покупателем ценной бумаги либо эмитентом при погашении.
В состав расходов включается:
— цена приобретения вместе с расходами на приобретение;
— накопленный купонный доход, уплаченный продавцу;
— затраты на реализацию.
По итогам реализации или иного выбытия облигаций налогоплательщиком может быть получена прибыль либо убыток. Прибыль от осуществления операций с ценными бумагами облагается по ставке 20%. Учет убытков по операциям с ценными бумагами имеет свои особенности.
В 2014 году существовал следующий порядок учета убытка. Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ организации, которые получили убытки от операций с ценными бумагами, могут уменьшить на этот убыток только прибыль от операций с ценными бумагами. При этом перенос убытков на будущее осуществляется раздельно по категориям ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и не обращающихся) в пределах прибыли, полученной от операций с такими бумагами. Убыток не принимается в уменьшение прибыли от основной деятельности. На это указывают как контролирующие органы, так и арбитражные суды.
Убытки, рассчитанные в соответствии со ст. 274 НК РФ с учетом всех доходов (расходов), которые формируют общую налоговую базу, могут быть направлены на уменьшение налоговой базы (прибыли) по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок.
На практике возникают ситуации, когда организация получает убыток в виде фактически понесенных затрат на приобретение облигаций, эмитент которых был ликвидирован. До 01.01.2015 г. Налоговым кодексом не был установлен порядок учета таких расходов, в связи с чем возникало множество спорных ситуаций. С 2015 года ст. 280 НК РФ предусмотрено, что убыток в виде фактически понесенных затрат на приобретение облигаций, эмитент которых был ликвидирован (в том числе в результате применения процедуры банкротства), учитывается в полном объеме на дату ликвидации эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг.
Таким образом, объединение налоговых баз и изменение порядка учета убытков упростило ведение налогового учета налогоплательщиков, но повысило риск совершения махинаций с ценными бумагами с целью занижения налоговой базы.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 в ред. от 06.04.2015, пп.2 п.1 ст. 265 // СПС Консультант Плюс
2. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налогу на прибыль.//СПС Консультант Плюс
3. Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг/ Н.И.Берзон - отв.ред. 4-е изд. пер. и доп. // М.: Издательство Юрайт. 2015 г.
© Цихоцкий Ф.Н., 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 338.48
Чернявая Анна Леонидовна
к.э.н., доцент экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления Аблялимова Эвелина Садиевна Студентка экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления Лущан Татьяна Викторовна Студентка экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления г.Симферополь, Республика Крым Российская Федерация [email protected]
АНАЛИЗ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
В работе проведен анализ отечественного и зарубежного механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в туристической отрасли. Разработаны мероприятия по усовершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в туристической отрасли.
Ключевые слова
Анализ, механизм государственной поддержки, малое предпринимательство, регулирование, туристическая
отрасль.
В современных условиях развития мировой экономики туристическая отрасль является одной из ведущих и активно развивающихся, поэтому государство способствует развитию этой отрасли при помощи предоставления материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях, создания государственными исполнительными органами правовых и экономических условий для его дальнейшего успешного развития, и т.д.
Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства основывается на применении специального законодательства, системы целевых программ финансовой, технологической, информационной и кадровой поддержки [1, с.65].
Анализ мирового опыта стран, определивших туристическую отрасль как приоритетное направление экономики, показал наиболее эффективные меры государственной поддержки.
Так, в Королевстве Марокко, по утвержденному статусу туристической отрасли как стратегического сектора, разработали план развития, который координировал оператор по инвестированию в инфраструктуру туристической отрасли, основанный на базе нескольких государственных предприятий (SMIT).
В Малайзии, Арабской Республике Египет и Турецкой Республике разработана стратегия развития туристической отрасли путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию объектов туристической отрасли; полное освобождение от импортных пошлин, а также льготы по долгосрочному кредитованию); инвесторы получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки [2].
В США государственная поддержка малого и среднего бизнеса в туристической отрасли осуществляется с помощью действующих региональных отделений (администрации малого бизнеса) и бизнес-инкубаторов. Также предоставляется бесплатное обучение, консультирование (с помощью