_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
2. Эконометрика. Учебник / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Т. В. Костеева и др.; под ред. И. И. Елисеевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 576с.
3. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Практикум по социальной статистике. Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2007.
4. Тимофеева Т.В. Статистическое изучение уровня развития сберегательного дела в РФ / Т.В.Тимофеева, А.А. Снатенков / Материалы Межрегиональной науч.-практ. конференции «Конкурентоспособность АПК: теория и практика» Посвященной памяти чл.-корр. РАСХ А.А. Семенова. - М: Восход-А, 2007.
5. Снатенков А.А. Финансово-экономическая оценка строительного сектора Оренбургской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2.
© Сафроняк Н.О., 2016
УДК 338.48
Святохо Наталья Валентиновна,
канд. экон. наук, доцент ИЭУ ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ И СТЕЙКХОЛДЕРОВ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация
В статье осуществлена классификация интересов участников и стейкхолдеров туристического бизнеса Республики Крым как основы обеспечения его экономической безопасности. Предложена методика определения степени согласованности их интересов с использованием карты согласования.
Ключевые слова
Интерес, туристический бизнес, участники, стейкхолдеры, экономическая безопасность, карта
согласования интересов.
Одной из предпосылок формирования эффективной системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым является всесторонний комплексный анализ интересов его участников.
Анализируя имеющуюся на данный момент времени информацию, можно отметить, что в специальной научной литературе практически отсутствуют исследования, касающиеся интересов субъектов на различных иерархических уровнях национальной экономики, а существующие немногочисленные подходы к определению сущности и классификации интересов субъектов хозяйствования разнятся. Такая ситуация не является исключением, т.к. интересы представляют собой сложную многоаспектную категорию, которая, прежде всего, рассматривается в общефилософском плане. Однако вследствие активной так называемой «диффузии» наук данный термин стал использоваться и относительно экономической безопасности.
Безопасность в самом широком понимании представляет собой ценность, которая является краеугольным камнем в превращении одиночных интересов того или иного субъекта в совокупное содержательно-действенное единство интересов, которое требует непрерывного взимосогласования
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
последних. Определяющее значение интересов в формировании поведения и поступков человека, социальной группы или государства в целом отмечали множество выдающихся мыслителей и деятелей прошлого — от философов Древней Греции до Макса Вебера.
Прежде чем рассматривать интересы в плоскости системы экономической безопасности туристического бизнеса, необходимо коснуться понимания сущности интереса как категории. В толковых словарях интерес по большей части рассматривают интерес как нечто важное, имеющее существенное значение. Основные трактовки понятия «интерес» приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные трактовки понятия «интерес»
Источник Трактовка
Исторический словарь галлицизмов русского языка [2] Интерес (фр. Interesse, пол. Interes) — польза, выгода
Чудинов А.Н «Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка» [2] Интерес — 1) выгода, польза, прибыль; 2) отношение к предмету, возбуждающему любознательность, занимательность.
Андре Конт-Спонвиль «Философский словарь» [3] Субъективно — форма желания или любопытства, зачастую — сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Краткий психологический словарь» [4] Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности
Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов «Философский энциклопедический словарь» [5] Интерес (от лат. Interest — имеет значение, важно) социальный — реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными. побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов
«Новая философская энциклопедия» под редакцией В. С. Стёпина [6] Интерес — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона [2] Интерес — в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле интерес обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц
Источник: составлено автором
Как видно из таблицы 1, практически во всех источниках интерес трактуется достаточно однообразно — как выгода, потребность, смысл, прибыль. Одновременно толковый словарь Даля [7] содержит интересную с экономической точки зрения версию интереса, отмечая французскую этимологию слова: полезность, выгода, прибыль; проценты, прирост денег; заинтересованность, значение, важность дела. Стоит отметить, что иногда в науке имеет место отождествление интереса с потребностями, стимулами, мотивами и целями, причем последняя подмена наиболее часто происходит тогда, когда речь идет об интересах субъектов хозяйствования.
Интересы неотъемлемы от субъекта, являющегося их носителем, т.е. они всегда субъектны. В основе любого интереса лежит осознанный выбор субъекта самых важных для него потребностей, которые необходимо удовлетворить, и выбор способов их реализации. Этот тезис подтверждают исследования психологов, отмечающих, что содержание и характер интереса связаны как с структурой и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
Как отмечают исследователи, любые интересы тесно связаны между собой, поскольку по своей глубинной сущности они всегда отражают интересы человека как социального существа, однако, это не только не противоречит наличию многочисленных разновидностей интересов, но и много в чем его объясняет [1]. Одновременно наличие множественных разнообразных интересов субъектов приводит к возникновению конфликтов, которые являются угрозами их безопасности. Как уже отмечалось, придерживаясь системного подхода, носители интересов (человек, группа людей, предприятие,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
сообщество, регион, государство и т.д.) являются взаимосвязанными и взаимозависимыми объектами безопасности/
Существуют множество точек зрения на классификацию интересов: например, по уровням иерархии в вертикальном разрезе они делятся на личные, семейные, коллективные, региональные, межрегиональные, государственные; по первоочередности — на коренные и производные; по виду — материальные и духовные; по времени — на краткосрочные, среднесрочные и перспективные; по легитимности — на законные и незаконные и т.д.
Среди видов интересов отдельно выделяются экономические интересы как имеющие определяющую роль среди мотивов человеческой деятельности. Это утверждение впервые было сформулировано французскими материалистами XVIII в. и представителями английской классической политической экономии, в частности, А. Смитом. Представители марксистской теории политической экономии также использовали понятие экономического интереса, утверждая, что экономические отношения каждого общества прежде всего выявляются как интересы [8].
Экономические интересы по многим причинам заслуживают детального изучения, так как с нашей точки зрения экономическая безопасность есть мера экономической свободы определенного субъекта, которая достигается путем взаимного согласования экономических интересов. Экономическими интересами необходимо управлять, особенно учитывая высокий динамизм и неопределенность внешней среды и угрозы, которые препятствуют ведению деятельности определенного субъекта и имеют как внешнюю, так и внутреннюю природу, а также разнообразие интересов его стейкхолдеров. Таким образом, имеет место следующая причинно-следственная цепочка: экономические интересы — экономическая безопасность — экономическая свобода.
Необходимо пояснить, кто такие стейкхолдеры. В самом общем смысле стейкхолдеры (от англ. stakeholders) — это лицо или группа лиц, влияющие на деятельность определенного субъекта или ощущающие на себе влияние такой деятельности [1]. К числу стейкхолдеров могут относится менеджеры, потребители, поставщики, местные сообщества, инвесторы и др.
Рассматривая туристический бизнес как сложную систему, состоящую из различных элементов, можно сказать, что все они являются стейколдерами по отношению друг к другу. Учет и взаимное согласование их интересов, прежде всего экономических, является основой для формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса. Среди субъектов, интересы которых требуют взаимного согласования в рамках системы экономической безопасности туристического бизнеса, по нашему мнению, целесообразно выделить туристов, туристские предприятия, предприятия инфраструктуры, местное население, общественные организации и движения, а также органы государственного управления.
Экономические интересы — это осознанные потребности разных субъектов, представляющие собой сложную систему. Вполне логично, что такие системы у разных субъектов могут существенно отличаться. Специфика такого рода интересов состоит в том, что в отличие от потребностей, которые всегда ориентируются на конкретные и зафиксированные в пространстве и времени цели, экономические интересы направлены на экономические отношения и условия хозяйствования конкретного субъекта в целом, из-за чего их формализация часто очень затруднительна. Специфика экономических интересов обусловлена еще и тем, что они, с одной стороны, являются объективными условиями производства, а с другой — мерой осознания субъектом хозяйствования его потребностей [1].
Каждый субъект в рамках системы экономической безопасности туристического бизнеса имеет совокупность собственных экономических интересов, которые можно классифицировать по следующим признакам: 1) по природе возникновения интереса — естественные и искусственные (вынужденные); 2) по объекту — имущественные и неимущественные (финансовые, инвестиционные, интеллектуальные информационные и др.); 3) по субъекту — личные, групповые, коллективные; 4) по персонификации — интересы собственников, менеджеров, персонала; 5) по характеру — уникальные, инновационные, адаптационные, традиционные, рутинные; 6) по целенаправленности — много- и одноцелевые; 7) по уровню структуризации — структурированные, слабо структурированные, неструктурированные; 8) по
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
управленческой иерархии — стратегические, текущие, оперативные; 9) по значимости — первоочередные и второстепенные; 10) по степени изменчивости — постоянные и изменяющиеся; 11) по локализации в структуре внешней среды — мегауровневые, макроуровневые, мезоуровневые, микроуровневые; 12) по временному горизонту — долгосрочные и краткосрочные; 13) по возможности измерения — измеримые, сложно измеримые, неизмеримые; 14) по способу измерения — определяемые, вероятностные, неопределяемые; 15) по возможности взаимного согласования — согласовываемые, сложно согласовываемые, несогласовываемые; 16) по альтернативности во время согласования — безальтернативные (инвариантные) и альтернативные (вариантные).
Итак, элементам системы экономической безопасности туристического бизнеса присуща совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих экономических интересов, которые образуют единую систему. Однако система их экономических интересов всегда противоречива и конфликтна. Реализация экономических интересов осуществляется путем достижения их субъектами конкретных экономических целей. В реальности же взаимное согласование экономических интересов субъектов системы экономической безопасности туристического бизнеса осуществляется путем, по крайней мере, частичного удовлетворения каждого из интересов. Процесс удовлетворения интересов — достаточно сложный по многим причинам: 1) наличие множества внутренних и внешних экономических интересов стейкхолдеров конкретного субъекта, которые должны быть согласованы между собой; 2) множественность экономических интересов стейкхолдеров внешней среды, которые подлежат согласованию как с определенным субъектом, так и между собой; 3) сложность и противоречивость обеих групп экономических интересов, возможностей и способов их взаимного согласования.
Формирование системы экономической безопасности туристического бизнеса и впоследствии управление ею затрагивает интересы разных заинтересованных сторон, которые связаны с его функционированием. Эти заинтересованные стороны выделены нами выше.
Теория стейкхолдеров утверждает, что цели конкретного субъекта должны принимать во внимание разнообразные интересы разных сторон, которые представляют какой-нибудь тип неформальной коалиции
[9].
В самом общем смысле взаимное согласование интересов субъекта системы экономической безопасности туристического бизнеса должно быть многомерным — и вертикальным, и горизонтальным, причем и с точки зрения согласования экономических интересов внутренних стейкхолдеров, и с точки зрения постоянного отслеживания и согласования интересов конкретного субъекта с актуальными для него интересами внешних стейкхолдеров. Вопрос двунаправленной актуализации интересов как внешних, так и внутренних стейкхолдеров является крайне важным, т.к. изучение интересов стейкхолдеров включает идентификацию и систематизацию их действий и оценку целей для выработки модели поведения конкретного субъекта по взаимодействию с данной категорией, а также стратегии и тактики развития собственной деятельности. Таким образом, достижение целей формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса эффективное управление ею является крайне сложными процессами, прежде всего, из-за наличия социальной составляющей, которая, во-первых, разнообразит интересы стейкхолдеров, а во-вторых, — увеличивает не только число взаимосвязей между интересами различных стейкхолдеров, но и требует существенного разнообразия способов взаимного согласования таких интересов [1]. C целью выявления взаимосвязей между интересами разных стейкхолдеров в рамках туристического бизнеса Республики Крым для формирования системы его экономической безопасности предлагается сформировать карту взаимного согласования интересов данных субъектов между собой (табл. 2).
Принимаем во внимание, что интересы стейкхолдеров по возможности взаимного согласования мы разделили на пять групп: интересы полностью согласованы; частичное согласование интересов (продолжается процесс взаимного согласования интересов); существует угроза конфликта интересов; конфликт интересов; интересы не подлежат согласованию. С точки зрения экономической безопасности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
туристического бизнеса мы считаем целесообразным выделение не только его непосредственных участников (турфирм, предприятий и организаций туристической инфраструктуры), но и тех, на кого направлена их деятельность — туристов, а также субъектов, осуществляющих управление, координацию, регулирование и контроль непосредственно туристического бизнеса, а также создающих общие условия для ведения хозяйственной деятельности в регионе (органы государственного управления).
Стоит отметить, что немаловажное значение для формирования эффективной системы экономической безопасности является учет интересов местных жителей туристских дестинаций, а также общественных организаций и движений как локального, так регионального и общегосударственного уровня, чье значение существенно возросло в последнее время. Неучет интересов последней категории может нарушить контур системы экономической безопасности, т.к. любая система, из которой «выпадает» один из важнейших элементов, в высокой степени подвержена разрушительному влиянию внешних негативных факторов и, в итоге, нежизнеспособна. Основываясь на тезисе, что экономическим интересам любого субъекта присуща инертность и высокая качественная стабильность. Интересы субъектов системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым были сформулированы, исходя из классического их понимания.
Таблица 2
Карта взаимного согласования интересов субъектов системы экономической безопасности туристического
бизнеса Республики Крым
Участники и стейкхолдеры туристического бизнеса региона Интересы участников и стейкхолдеров туристического бизнеса региона
Турфирмы Туристы Предприятия и организации туристической тттт/4ч-»-чг1г>т-ч-чт гтлтч гч-чт т Органы государственного управления Местное население Общественные организации и движения
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3
Турфирмы П У П С П П С У П С С У У П У У К
Туристы У У П Н П П С С С С С П П У У Н Н
Предприятия и организации туристической инфраструктуры У У У С/ П П П П П С У П С С У П П У У К
Органы государственного управления С У П П С С С С С П С П П П П П П
Местное население У У У Н У Н С С У У С У С С С Н С
Общественные организации и движения У/ К У У Н У Н С С У П С С С С С С С С
Источник: составлено автором.
Условные обозначения:
С — интересы согласованы;
П — продолжается процесс взаимного согласования интересов;
У — существует угроза конфликта интересов;
К — конфликт интересов;
Н — интересы не подлежат согласованию.
Во избежание чрезмерной детализации для облегчения формирования и восприятия информации карты согласования мы выделили исключительно основные и важнейшие интересы каждого из вышеуказанных субъектов. Причем они являются стейкхолдерами по отношению друг к другу, т.е. их интересы являются взаимосвязанными и взаимовлияющими, что требует их оптимального согласования, причем под оптимальным согласованием мы понимаем обеспечение необходимых и достаточных условий
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
для устойчивого функционирования всех элементов системы экономической безопасности туристического бизнеса.
Структура интересов субъектов системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым представлены в табл. 3.
Таблица 3
Структура интересов субъектов системы экономической безопасности туристического
бизнеса Республики Крым
Субъект Вид интересов
Турфирмы 1 — максимизации прибыли
2 — возрастание стоимости фирмы
3 — обеспечение положительного имиджа и высокой деловой репутации
4 — устойчивые связи с контрагентами
Туристы 1 — качественный и желаемый турпродукт
2 — приемлемые цены
3 — высокий уровень личной и общественной безопасности
4 — физическое, духовное и интеллектуальное развитие
Предприятия и организации туристической инфраструктуры 1 — развитие предприятий (организаций)
2 — стабильность потока клиентов
Органы государственного управления 1 — обеспечение занятости
2 — получение налогов в бюджет
3 — экономический рост региона
4 — повышение имиджа и репутации региона
Местное население 1 — обеспечение занятости
2 — повышение уровня жизни
3 — повышение качества жизни
4 — безопасность среды жизнедеятельности
Общественные организации и движения 1 — экологическая безопасность
2 — социальная ответственность субъектов предпринимательства
3 — поддержка местной общественной деятельности
Источник: составлено автором
Рассматривая совокупность интересов, представленную в табл. 3, можно сказать, что их подавляющее большинство относится к естественным, традиционным, первоочередным, имущественным и долгосрочным. Интересы, связанные с вопросами имиджа и репутации, социальной ответственности бизнеса, физического, духовного и интеллектуального развития и т.д., имеют неимущественный характер, однако тоже могут быть отнесены первоочередным и долгосрочным.
Представленные интересы различных субъектов-стейкхолдеров находятся в разной степени согласованности, что представлено на карте (табл. 2). Следует пояснить некоторые моменты. При построении карты взаимного согласования интересов субъектов системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым квадранты, в которых пересекаются интересы одного и того же субъекта, закрашены серым цветом и из анализа исключаются, что является вполне логичным. Остальные же интересы оцениваются с точки зрения степени их согласования с интересами стейкхолдеров. Наибольшее количество согласованных и находящихся в процессе согласования интересов наблюдается у органов государственного управления, общественных организаций и движений, а также местного населения. Их основные цели, касающиеся в глобальном смысле создания комфортных условий проживания, обеспечения экологической, личной и общественной безопасности, повышения имиджа региона, совпадают. Наибольшее количество конфликтующих и потенциально конфликтных интересов характерно для турфирм, туристов, местного населения и общественных организаций и движений. Например, интерес в духовном, физическом и интеллектуальном развитии не всегда согласовывается с интересом местных жителей в безопасной среде жизнедеятельности: общеизвестно, что туристы являются источниками различных угроз для территории, которую они посещают, и следовательно, для людей, постоянно на ней проживающих. Еще одним примером конфликтующих интересов может служить требование общественными организациями и движениями поддержки общественной деятельности и социальной ответственности бизнеса, чего многие субъекты хозяйствования стараются избегать, т.к. это
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
вступает в противоречие с их основным экономическим интересом — максимизацией прибыли. Такая ситуация характерна для туристического бизнеса Республики Крым в связи с тем, что наибольшая доля в нем приходится на малые и средние фирмы. Стоит отметить, что крупные игроки осознают, что социальная ответственность бизнеса и согласованность с общественными организациями и движениями работают во благо их имиджа и способны в перспективе положительно повлиять на размер получаемой прибыли.
Для формирования эффективной системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым следует учесть то, что основные экономические интересы субъектов хозяйствования и такой интерес органов госуправления, как получение налогов в бюджет, находятся в состоянии угрозы конфликта. Это объясняется тем, что сложившаяся система налогообложения никоим образом не способствует максимизации прибыли предпринимателей, и они всячески стараются минимизировать налоговые выплаты, часто незаконными методами. Следовательно, существующая система налогообложения нуждается в разработке и реализации системы мер (как на региональном, так и федеральном уровнях), которые были бы направлены на обеспечение не только фискальной, но и стимулирующей функции.
Следует отметить, что существует ряд интересов стейкхолдеров, которые вследствие действия объективных причин, не подлежат согласованию в принципе (например, интерес туристов в приемлемых ценах на туристические услуги объективно не может согласовываться с основными интересами местных жителей и т.д.).
Для оценки степени согласованности интересов субъектов необходимо:
1) определить долю интересов, которые полностью согласованы или находятся в процессе взаимного согласования.
Количество согласованных интересов (С) — 36,5. Количество интересов, находящихся в процессе согласования (П) — 28,5. Количество интересов, по которым существует угроза конфликта (У) — 29,5. Количество интересов, по которым существует конфликт (К) — 2,5. Количество интересов, не подлежащих согласованию (Н) — 8. Общее количество заполненных квадрантов — 105.
В нашем случае количество согласованных интересов и интересов, находящихся в процессе согласования, в целом по карте составляет 65 (С+П=36,5+28,5=65). Таким образом, доля интересов, которые полностью согласованы или находятся в процессе взаимного согласования, составила порядка 62% (65/105*100%).
2) идентификация полученного значения в соответствии со шкалой (табл. 4).
Таблица 4
Шкала уровней согласованности интересов субъектов системы экономической безопасности
туристического бизнеса
Интервал Содержание
Менее 25% интересов согласовано, господствует конфликт интересов и/или интересы не полежат согласованию — «красная зона» — крайне низкий уровень согласованности интересов
25-49% интересов угрожает конфликт интересов — низкий уровень согласованности интересов
50-75% интересов согласовано и/или продолжается процесс их взаимного согласования — средний уровень согласованности интересов
Более 75% интересов согласовано — «зеленая зона» — высокий уровень согласованности интересов
Источник: составлено автором
В результате проведенного анализа было выявлено, что интересы субъектов системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым имеют средний уровень согласованности, что может быть признано положительным моментом для обеспечения экономической безопасности данного бизнеса, принимая во внимание его комплексность, межотраслевой характер и сложность взаимосвязей между субъектами. Однако рекомендуется обратить внимание на интересы, по которым существует угроза
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
конфликта либо конфликт. Нарастание количества таких интересов может отрицательно повлиять на систему экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым. Список использованной литературы:
1. Ляшенко, О.М. Концептуатзащя управлшня економiчною безпекою шдприемства: [монографiя] / О.М. Ляшенко. — Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2011. — 400 с.
2. : //dic.academic.ru/dic.nsf/enc 1р/19850/ИНТЕРЕС
3. Конт-Спонвиль, А. Философский словарь / Андре Конт-Спонвиль. — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна», 2012. — 450 с.
4. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. — 356 с.
5. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. — М. Советская энциклопедия, 1983. — 600 с.
6. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001. — 456 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 2 (Изд-е в 7 т.). — М., 1981. — С. 47.
8. Рыбалкин, Н.Н. Природа безопасности: Дис... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Николай Николаевич Рыбалкин. — М., 2003. — 407 с.
9. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: [учебное пособие для вузов] / А.Т. Зуб. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
© Святохо Н.В., 2016
УДК 336
Себекина Татьяна Ильинична
к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «БГИТУ» г. Брянск, РФ Геворкян Лилит Ильинична магистрант ФГБОУ ВО «БГИТУ», г. Брянск, РФ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Аннотация
В статье рассматриваются экономические подходы к пониманию сущности инвестиционной деятельности в РФ, перечислены объекты и субъекты инвестиционной деятельности, проанализированы элементы инвестиционного механизма.
Ключевые слова
Инвестиционная деятельность в РФ, элементы инвестиционного механизма, инвестиционная сфера.
Одним из условий устойчивого функционирования и развития экономики страны и ее регионов является эффективное осуществление инвестиционной деятельности. Объемы, структура и результат развития инвестиций в большой степени отражают эффективность хозяйствования на всех уровнях, текущее состояние, направления развития и конкурентоспособность национальной экономики.
Становление и развитие рыночных отношений в экономике РФ обусловило необходимость уточнения толкования понятия «инвестиции» в соответствии с новыми изменениями. Понятие сущности инвестиций способствовало формированию экономического подхода с новыми характерными чертами: инвестиции связываются с получением дохода, что является мотивом инвестиционной деятельности; инвестиции рассматриваются в единстве двух составляющих: ресурсов и затрат; инвестиции рассматриваются в