_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 330
Салихов Андрей Альфредович студент, ИНЭФБ БашГУ науч. рук. Ибрагимов Урал Фаритович
Доцент кафедры СТЭП БашГУ г.Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
Главная роль в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства отводится деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова
Малый бизнес, налогообложение, проблемы, государственная поддержка.
В современных условиях можно выявить ряд типичных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в современной российской экономике.
К данным проблемам относятся:
- недостаточная финансовая и материально - техническая ресурсная обеспеченность малого предпринимательства;
- несовершенство действующего законодательства, особенно, налогового;
- сложности доступа к необходимой информации;
- экономическая нестабильность в стране;
- высокие ставки по кредитам;
- нехватка квалифицированных кадров [3].
Помимо вышеперечисленных проблем, российские предприятия малого бизнеса сталкиваются также с рядом проблем в сфере налогообложения, которые актуальны не только для России, но и для многих стран.
В частности, в настоящее время можно отметить следующие основные недостатки действующей системы налогообложения предприятий малого бизнеса:
- сложность и запутанность современной системы налогообложения;
- высокий уровень налогового бремени;
- нестабильность налогового законодательства.
Сложность и запутанность действующей системы налогообложения выражается, прежде всего в том, что фактически наблюдается на соблюдение нормы пункта 6 статьи 3 НК РФ, которая предполагает, что каждый должен точно знать в каком порядке и какие налоги он должен платить.
В то ж время, в современных условиях предприниматели должна либо обладать профессиональными знаниями в области учета и налогообложения или нанимать на работу специалистов.
В настоящее время в мировой практике присутствует тенденция у упрощению налоговой системы в то время как в России она имеет очень сложную структуру. В частности, в налоговой системе России присутствуют достаточно большое число различных налогов, сборов и акцизов, практически ничем друг от друга не отличающихся.
Помимо этого, многие законы, нормами которых устанавливаются ставки налогов достаточно неоднозначно отражают обязательные элементы налогов [2].
При определении уровня налогового бремени очевидным является преимущество фискального интереса государства перед всеми остальными. На сегодняшний день установление ставок налогов в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
нашей стране производится без анализа из влияния на производство, стимулирование инвестиций и прочие важные экономические процессы.
Таким образом, наблюдаемые в настоящее время недостаточные четкость и ясность нормативных документов, а также частое внесение изменений в налоговое законодательство, создают трудности как в работе непосредственно самих налоговых служб, так и в обеспечении прав налогоплательщиков.
Отраженные выше проблемы налогообложения малого бизнеса могут привести к тому, что малый бизнес вернется в состояние 90- х гг.. то есть в полулегальный или неофициальный режим. Данная тенденция обусловит такие негативные последствия для государства, как падение собираемости налогов.
Поэтому основной задачей современного государства является создание эффективной системы налогообложения для предприятий малого бизнеса, которая бы отвечала следующим требованиям:
- адекватность современным российским условиям;
- создание стимулов для дальнейшего развития малого бизнеса.
В целом, следует отметить, что совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства должно опираться на оптимальность между соблюдения интересов государства и предприятий малого бизнеса.
Для решения отмеченных проблем малого бизнеса и обеспечения благоприятных условий для их роста и развития необходимыми условиями выступают однозначность, стабильность и справедливость системы налогообложения.
Помимо этого, необходимо принять меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот по налогообложению и по ужесточению контроля движения наличных денежных средств.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно определить следующие основные критерии эффективности системы налоговых преобразований:
- прозрачность, предполагающая доступность всех основных результатов для заинтересованных пользователей, а также отсутствие скрытых процессов и явлений;
-непротиворечивость, которая предполагает, что при разрешении существующих противоречий не были бы заложены новые, которые потребуют своего решения в будущем;
- завершенность преобразований [1].
Согласно перечисленным выше принципам, основными направлениями совершенствования системы налогообложения малого бизнеса являются:
- совершенствование действующего налогового законодательства в области его упрощения, повышения прозрачности, снижения ставок налогообложения и пересмотра налоговых льгот и условий их предоставления;
- объединение налогов, которые имеют одинаковую налоговую базу;
- устранение противоречий между нормами налогового и гражданского законодательства;
- установление жесткого контроля за соблюдением норм налогового законодательства;
- четкое установление налогов по уровням финансовой системы.
Следует также отметить, что помимо отмеченных проблем, в современных условиях существуют также и положительные стороны в организации системы налогообложения предприятий малого бизнеса, в частности, в инновационной сфере, где малый бизнес имеет определенные льготы. Однако, высокие пороги для входа в данную отрасль обуславливают достаточно небольшое число малых предприятий в данной сфере, так что это не способствует каким бы то ни было образом улучшению общей картины.
Таким образом, на современном этапе экономического развития, очевидно, что без проведения дальнейшего реформирования системы налогообложения предприятий малого бизнеса обойтись невозможно.
Список использованной литературы: 1. Нагих, В.Н., Карпухин, А.И., Ширабон, Н.В. Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations/pr.35.ppt 2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
3. Официальный сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru
© Салихов А.А., 2016
УДК 330
Серин Хорагай Кудер-ооловна
студентка 2 курса ЭФ ТувГУ Научный руководитель: Соян Ш.Ч. к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тувинский государственный университет
г. Кызыл, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Аннотация
Проведен анализ общей и среднегодовой численности населения Республики Тыва с 2004 по 2014 гг. Также изучена численность населения по районам республики и изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей.
Ключевые слова
Численность населения, городское население, сельское население, среднегодовая численность населения,
национальность, Республика Тыва
Республика Тыва занимает территорию с площадью 168,6 тыс. кв. км. Республика распределяется на 17 кожуунов (районов) и 5 городов. Из них 2 города - республиканского (Кызыл, Ак-Довурак), 3 города -районного подчинения (Туран, Чадан, Шагонар) и 2 поселка городского типа (Каа-Хем и Хову-Аксы) [1].
За последние годы наблюдается повышение численности городского населения за счет миграционного прироста из сельских районов республики. Плотность населения в г. Кызыле составляет 500 человек на 1 кв. км. До 50% населения живет в частном секторе. В Тыве по данным Тывастата на 1 января 2014 г. проживает 311,8 тысяч человек. Численность населения республики постепенно увеличивается. Увеличение численности населения происходит в основном за счет естественного прироста.
Динамика численности населения (табл.1) как один из основных демографических показателей определяется соотносительной ролью естественного (рождаемостью и смертностью) и механического (миграционного) процессов по Республике Тыва [5, с.56].
Проследим характер изменения параметров численности и урбанизации населения за данный период
[1].
Таблица 1
Численность населения Республики Тыва (на начало года, тыс. человек)
Годы Все население человек В том числе: В общей численности населения процентов
Городское Сельское Городское Сельское
2004 305,5 158,4 147,1 51,8 48,2
2005 304,1 157,8 146,3 51,9 48,1
2006 302,9 156,1 146,8 51,5 48,5
2007 302,4 155,6 146,8 51,5 48,5
2008 303,9 157,4 146,4 51,8 48,2
2009 305,3 158,4 146,9 51,9 48,1
2010 307,3 161,1 146,2 52,4 47,6