DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-41-50 УДК 332.14:001.895(571.6)
B. Ф. Ефременко
C. М. Бахарев
Динамика развития инновационной инфраструктуры в региональных инновационных системах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации
Социально-экономические проблемы Дальнего Востока России во многом обусловлены его технологическим отставанием, низким уровнем инновационного развития. Определяющая роль в формировании инновационной экономики принадлежит институтам инновационной инфраструктуры, являющимся основным элементом региональных инновационных систем Среди них наиболее важное значение имеют технологическая и финансовая инфраструктура. Анализ динамики развития этих институтов в Дальневосточном макрорегионе показывает, что их формирование происходит с большим запозданием, а переход к инновационному типу воспроизводства не является приоритетом проводимой государственной региональной политики. Исключение составляет только Республика Саха (Якутия), последовательно развивающая институты инновационной инфраструктуры в регионе. Расширяется присутствие институтов развития федерального уровня в Приморском крае. Результаты проведенного анализа могут послужить основанием для принятия органами государственной власти в макрорегионе мер по формированию и развитию институтов инновационной инфраструктуры, что, в свою очередь, может стать важным фактором улучшения социально-экономической ситуации в Дальневосточном федеральном округе РФ.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, региональная инновационная система, материально-технические и финансовые услуги, Дальний Восток России.
Проблемы сбалансированности социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа РФ (далее - ДФО) в значительной степени связаны с его технологическим отставанием, неразвитостью инновационного сектора производства, что приводит к сокращению рабочих мест в высокотехнологичных отраслях и оказывает негативное влияние на параметры социально-демографического воспроизводства [Ефременко, 2019].
ДФО существенно отстает от среднероссийских показателей динамики модернизации и инновационного развития экономики. За период с 2006 по 2017гг. доля инновационных товаров, выполненных работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, произведенных в РФ, увеличилась с 4,7% до 7,2%1. В ДФО этот показатель изменился с 1,8% до 3,4% и не достиг среднероссийского уровня более, чем десятилетней давности. Инноваци-
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с. URL: http://urww.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok.18.pdf
Владимир Филиппович Ефременко - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: vladfilef@yandex.ru
Сергей Михайлович Бахарев - зам. директора по развитию федеральных и региональных инструментов поддержки инновационной деятельности, АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 52). E-mail: bakharev@dasi27.ru
онная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые и организационные инновации, в общем числе обследованных организаций) в 2017 г. составила 8,5%, из них 7,5% организаций осуществляли технологические инновации. В ДФО инновационная активность организаций составила 6,4%, из них организации, осуществлявшие технологические инновации - 5,5%2.
Затраты на технологические инновации за период 2010 - 2017 гг. выросли в среднем по РФ в 3,5 раза, тогда как по ДФО в 2,4 раза. Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в ДФО устойчиво ниже, чем в среднем по РФ: 10,6% в 2017г. в ДФО против 16,3% в среднем по РФ. В свою очередь, в этих суммах доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства составляет 22,4% и 29,2% соответственно3.
Уровень технологического и инновационного развития отраслей экономики в ДФО характеризуется перманентным отставанием от среднероссийских показателей. И этот разрыв не сокращается, а имеет тенденцию к росту.
Важную роль в достижении более высокого уровня инновационного развития играет инновационная инфраструктура, предоставляющая различного рода услуги по обеспечению инновационных процессов и создающая необходимые условия, предпосылки и возможности инновационного производства и воспроизводства.
Инфраструктура включает в себя предприятия различной отраслевой принадлежности (энергетика, транспорт, связь и т. д.), которые непосредственно обеспечивают основные производственные процессы. Они не производят продукцию, а занимаются предоставлением различного рода услуг. В то же время инфраструктура играет определяющую роль в создании общих предпосылок воспроизводственного процесса. «Представ-
ляя собой комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы производства товаров и услуг, инфраструктура, будучи созданной искусственно, сама превращается в фактор дальнейшего развития производительных сил, как это происходит вдоль линий транспортных магистралей или в районах концентрации, обработки и дальнейшего продвижения материальных, денежных, информационных и других потоков» [Еф-ременко, 2015].
Инновационная инфраструктура «представляет собой специфический комплекс, являющийся совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение (макро-, мезо- и микроуровни) и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности» [Инновационный..., 2013. С. 226]. В состав комплекса инновационной инфраструктуры, по определению К.И. Плетнева, входят подсистемы: финансово-экономического обеспечения; информационного обеспечения; экспертного обеспечения; производственно-технологической поддержки освоения новой наукоемкой продукции; продвижения в жизнедеятельность общества новых разработок и наукоемкой продукции; сертификации новой наукоемкой продукции; координации и регулирования развития научной, научно-технической и инновационной деятельности; подготовки и переподготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности [Инновационный...,2013. С. 227].
Функционирование значительной части перечисленных подсистем организуется и финансируется государством в рамках обеспечения деятельности Национальной инновационной системы (далее - НИС) и Региональных инновационных систем (далее - РИС), где под инноваци-
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. Росстат. М., 2018. 1162 с. URL: http://urww.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok.18.pdf.
3 Технологическое развитие отраслей экономики. Росстат. URL: http://uu)u.gks.ru/ups/ucm/ connect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/economydeveЪpment/
онной инфраструктурой подразумевается «... совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг»4. Инновационная инфраструктура является главным связующим элементом региональной инновационной системы, обеспечивающим сохранение и самовоспроизводство РИС [Ефременко, 2015].
Применительно к региональному уровню, перед правительствами соответствующих территориальных образований, ориентированными на формирование работоспособных РИС, в первую очередь, возникают две инфраструктурных проблемы, требующие своего разрешения. Их сформулировал основатель концепции РИС Ф. Кук: «Первая инфраструктурная проблема касается того, какова степень региональной финансовой компетенции» [Кук, 2012. С. 249]. Возможности местного рынка капитала удовлетворять потребности возникающих и растущих инновационных компаний в привлечении рисковых инвестиций является чрезвычайно важным условием обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне. Обеспечение «капитала близости» очень важно, так как открытое общение между кредитором и заемщиком рассматривается как важная характеристика снижения рисков финансирования.
«Вторая инфраструктурная проблема», - по мнению Ф. Кука, - «касается компетенции региональных властей в сфере контроля или влияния на инвестиции в физическую инфраструктуру, например, транспорт и телекоммуникации, и в «мягкую» инфраструктуру знаний, например, университеты, научные институты, парки науки и центры передачи технологий» [Кук, 2012. С. 250]. Научные и технологические парки, возводимые при непосредственном участии региональных правительств, выполняют функции производственно-технологической, консалтинговой, маркетинговой поддержки
инновационных компаний.
Анализ инновационной инфраструктуры регионов ДФО, проведенный нами в 2015 г. [Ефременко, 2015], показал фрагментарный и несистемный характер, за исключением Республики Саха (Якутия), представленных в дальневосточных субъектах Федерации институтов технологической и финансовой инфраструктуры. Большая часть услуг по поддержке инноваций оказывалась структурными подразделениями вузов, и услуги эти были преимущественно консалтинговыми.
За прошедший период времени до начала 2019 г., в дополнение к РИС Республики Саха (Якутия), получила серьезное развитие РИС Приморского края, как это видно из таблицы 1, где представлены организации, оказывающие материально-технические, консалтинговые и финансовые услуги в регионах ДФО.
Абсолютное большинство институтов, оказывающих услуги инновационной инфраструктуры, созданы при образовательных организациях высшего образования (далее - вуз). В первую очередь к ним относятся материально-технические услуги по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, консалтинговые услуги по подготовке и продвижению инновационных проектов. Реже - услуги по льготной аренде помещений (бизнес-инкубаторов и технопарков), привлечению финансирования.
В то же время в макрорегионе представлены и институты инновационной инфраструктуры специально созданные органами региональной власти: ГАУ «Технопарк «Якутия»; ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)»; ОАО «Венчурная компания «Якутия»; АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям». Кроме того, федеральными институтами развития созданы региональные представительства, расположенные во Владивостоке: «Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий» и «Дальневосточное представительство Фонда «Сколково».
4 О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 года, № 127-ФЗ (в ред. от 21.07.2011 N 254-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Таблица 1
Организации, оказывающие материально-технические, консалтинговые и финансовые услуги инновационной инфраструктуры в ДФО, (по состоянию на начало 2019 г.)5
Наименование организации |Виды услуг |Электронный адрес
Республика Саха (Якутия)
ГАУ «Технопарк «Якутия» Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://www.tpykt.ru
ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)» Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://incubator.b14. ru
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (Арктический инновационный центр: Центр интеллектуальной собственности, Центр маркетинга инноваций и управления проектами, Центр коллективного пользования, Сектор юридического сопровождения инновационной деятельности, студенческий бизнес-инкубатор «ОREH») Материально-технические, аренда помещений, консалтинг https://www.s-vfu.ru
ОАО «Венчурная компания «Якутия» Прямые и венчурные инвестиции http:// yakutiaventure.ru
Камчатский край
ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет» Консалтинг http://kamchatgtu.ru
ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» Консалтинг сайт в разработке
Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края Финансовые услуги https://aginvest. kamgov.ru
Приморский край
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (Центр коллективного пользования, Технопарк «Русский», Акселератор, Кластер технологического предпринимательства, в том числе Центр проектной деятельности, Бизнес Инкубатора «Terra Creativa», Фонд ДВФУ, Фонд поддержки технологического предпринимательства ДВФУ) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг, финансовые услуги https://www.dvfu.ru
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (Инновационный бизнес-инкубатор, Fab-lab) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://vvsu.ru
ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» Материально-технические, консалтинг http://msun.ru
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет» (Центр инновационных технологий) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://dalrybvtuz.ru
Дальневосточное представительство Фонда «Сколково» Финансовые услуги http://sk.ru/ foundation/fareast
«Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий» Финансовые услуги http://www. vostokventures.ru
Хабаровский край
ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» (Технопарк, Центр коллективного пользования, Инжиниринговый центр) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг https://knastu.ru
АНО «Комсомольский-на-Амуре краевой бизнес-инкубатор» Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://knakbi.ru/ index.php
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Материально-технические, консалтинг http://pnu.edu.ru
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (Молодежный бизнес-инкубатор) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг https://www.dvgups. ги
АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» Консалтинг https://www.dasi27. ги
АНО «Агентство содействия инвесторам и разработчикам» Финансовые услуги http://asir27.ru
Амурская область
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» Материально-технические http://www.dalgau.ru
ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» Материально-технические http://www.bgpu.ru
ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия Минздрава России» Материально-технические, консалтинг http://www. amursma.ru
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» Материально-технические, консалтинг https://www.amursu. т
Магаданская область
ФГБОУВО «Северо-Восточный государственный университет» Материально-технические, консалтинг http://www.svgu.ru
ФГБУН «Северо-восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило» ДВО РАН Материально-технические, консалтинг https://www.neisri.ru
«Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства» Финансовые услуги http://www. fondmagadan.ru
Сахалинская область
ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (Биотехнопарк «Сахалинский», Центр поддержки технологий и инноваций) Материально-технические, аренда помещений, консалтинг http://sakhgu.ru
ФГБУН «Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН» Материально-технические http://www.imgg.ru
Специальное Конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН Материально-технические http://skbsami.ru
Еврейская автономная область
«Бизнес-инкубатор ЕАО» Материально-технические, аренда помещений, консалтинг, финансовые услуги http://www.eao.ru/ gubernator/press- sluzhba-gubernatora- soobshchaet/ rezidenty-biznes- mkubatora-rasskazaIi- gubernatoru- o-reaIizatsii- investitsionnykh- proektov/
ФГБУН «Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук» Материально-технические http://икарп.рф
ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» Материально-технические http://pgusa.ru
Чукотский автономный округ
Филиал ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М. К. Аммосова» Материально-технические http://www.s-vfu. chukotka.ru
НО «Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного округа» Финансовые услуги http://www.fond87.ru
Источник: составлено авторами.
5 Без Республики Бурятия и Забайкальского края, вошедших в состав ДФО в конце 2018 г.
Комплексное развитие инновационной инфраструктуры осуществляется только в двух субъектах Российской Федерации ДФО - Приморском крае и Республике Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) основным документом, определяющим приоритеты инновационного развития региона, целесообразность создания и функционирования институтов инновационной инфраструктуры, стала Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 гг.», принятая Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2011 г. № 953.
В целях формирования инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 28 декабря
2011 г. № 998-П определено создание с 1 марта Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Технопарк «Якутия»; определен статус уполномоченного органа по реализации инновационных проектов и трансфера технологий в экономику Республики Саха (Якутия); определены функции учредителей: Государственного комитета по инновационной политике и науке
- в части функций главного распорядителя бюджетных средств, Министерства имущественных и земельных отношений
- в части распоряжения имуществом. Миссией создания Технопарка является создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации.
По состоянию на конец 2018 г. в Технопарке «Якутия» насчитывалось 110 компаний-резидентов, которые привлекли от институтов развития 72 млн руб. инвестиций, реализовали продукции на сумму 401,1 млн руб. (рост за период
2012 - 2018 гг. 742,8%), создали 80 рабочих мест, выплатили 75 млн руб. налогов и сборов.
Государственное бюджетное учреждение ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)» на конкурсной основе предоставляет статус резидента и право льготной аренды офисных площадей в городе Якутске и других населенных пун-
ктах республики, а также бесплатно предоставляет: юридические и бухгалтерские услуги, посещение мастер-классов и семинаров, помощь в рекламе и продвижении бизнеса.
При ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» создан Арктический инновационный центр, в рамках которого функционируют 10 лабораторий, Центр интеллектуальной собственности, Центр маркетинга инноваций и управления проектами, Центр коллективного пользования, Сектор юридического сопровождения инновационной деятельности и студенческий бизнес-инкубатор «ОКЕН». При вузе функционируют 23 малых инновационных предприятия.
ОАО «Венчурная компания «Якутия» было создано в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2011 г. № 1044-р для целей реализации государственной политики по развитию инновационной инфраструктуры, формирования отрасли венчурного финансирования инновационных проектов и содействия коммерциализации научных разработок. ВК «Якутия» стала первым в ДФО фондом с участием государственного капитала, осуществляющим венчурное финансирование инновационных проектов. Уставный капитал ОАО «Венчурная компания «Якутия» составляет 200 млн руб., акционерами компании являются: Республика Саха (Якутия) - 50,1% и ОАО «Республиканская инвестиционная компания» -49,9%. В соответствии с одобренной в 2012 г. Инвестиционной стратегией Республики Саха (Якутия), ОАО «Венчурная компания «Якутия» является институтом развития, который обеспечит финансирование производств, необходимых экономике, и механизмом привлечения инвестиций в республику.
По состоянию на 1 апреля 2013 г. в ОАО «Венчурная компания «Якутия» на предварительное рассмотрение поступило более 200 предложений от организаций и физических лиц о финансировании проектов, из них приняты в дальнейшую работу 56 заявок на общую сумму 4,76 млрд руб., в т. ч. за счёт средств компании 1,25 млрд руб. Объемы инвестиций компании
в проекты, прошедшие отбор, составили: в 2015 г. 194 млн руб.; в 2016 г. 176 млн руб.; в 2017 г. 163 млн руб.
В Приморском крае услуги инновационной инфраструктуры предоставляют: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет».
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (далее - ДВФУ) в своей структуре имеет Объединенный центр коллективного пользования ДВФУ (далее - ЦКП ДВФУ), организованный на базе трех центров коллективного пользования ДВФУ, созданных в рамках поддержки и развития центров коллективного пользования научным оборудованием по федеральным целевым программам «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 гг.» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 гг.». Помимо трех центров коллективного пользования ДВФУ в состав объединенного ЦКП ДВФУ входят научные лаборатории и кафедры ДВФУ, оснащенные современным высокотехнологическим оборудованием.
Объединенный ЦКП ДВФУ представляет собой специализированный центр, обеспечивающий инфраструктурную поддержку в сфере приоритетных фундаментальных и поисковых научных исследований, а также поддержку высокотехнологичных секторов экономики посредством реализации исследовательских программ и проектов.
Центр проектной деятельности - подразделение Дирекции технологического предпринимательства в структуре проректора по развитию ДВФУ, обеспечивающее студентов всех специальностей, как бакалавров, так и магистров, инженерными проектами, инициированными внешними или внутренними заказчика-
ми, имеющими научно-прикладную ценность и перспективу коммерциализации.
Фонд поддержки технологического предпринимательства ДВФУ является унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Дальневосточным федеральным университетом, в том числе с целью создания и управления Технопарком. Фонд поддержки технологического предпринимательства ДВФУ привлекает финансирование в перспективные проекты, что позволяет поддерживать стар-тапы и развивать молодежное предпринимательство на Дальнем Востоке.
Технопарк «Русский» создан для формирования на острове Русский экосистемы технологического предпринимательства для инновационного развития Приморского края, Дальнего Востока России и успешного экономического сотрудничества со странами АТР в сфере высоких технологий. Технопарк - это управляемый фондом комплекс объектов, зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарка «Русский», в том числе за счет интеграции с инновационной, научной и материальной базой ДВФУ. В технопарке зарегистрированы 41 компания - резидент.
Акселератор технопарка «Русский» -интенсивная 3-х месячная программа по ускоренному развитию технологических компаний, включающая в себя образовательную, маркетинговую и юридическую поддержку, консультации с лучшими экспертам рынка, индивидуальных наставников, а также работу с другими успешными командами.
Фонд ДВФУ учреждён Дальневосточным федеральным университетом в 2011 г. с целью привлечения долгосрочных вкладов и пожертвований от частных лиц и корпораций для формирования целевых капиталов университета. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевых капиталов некоммерческих организаций». Фонд создает целевые капиталы за счет
пожертвований и передает эти средства Управляющей компании в доверительное управление с целью получения дохода, который впоследствии ежегодно передается Университету и направляется на реализацию его программ и проектов, согласованных с благотворителями.
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в своей структуре имеет Инновационный бизнес-инкубатор - это открытая инфраструктурно-консультационная площадка для развития молодежного предпринимательства в регионе, создающая благоприятные условия для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. В инкубаторе размещены 13 компаний - резидентов.
Цифровая лаборатория 3Б-
моделирования и прототипирования -ФабЛаб, предоставляющая доступ к самым современным инструментам цифрового производства для творчества и изобретения, с возможностью реализации от идеи до готового продукта. ФабЛаб ВГУЭС первая подобная площадка в Приморском крае, оснащенная высокотехнологичным оборудованием и специализированным программным обеспечением для цифрового производства, позволяющим быстро и в рамках одной лаборатории реализовывать изобретательские идеи.
На данный момент во ВГУЭС зарегистрировано 16 малых инновационных предприятий различных направлений деятельности, созданных в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского» представлена научно-образовательным технологическим
центром судостроения и судоремонта,
научно-техническим информационным центром, научно-инновационным комплексом «Морской технопарк», включающим лабораторию морской робототехники, учебно-научную испытательную лабораторию химмотологии и центр образовательных и научных проектов.
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйствен-ный университет» в своей структуре имеет производственно-инновационные подразделения: Учебно-производственный технологический центр и Научно-производственный департамент мари-культуры; научные лаборатории и центры (в том числе Центр инноваций и трансфера технологий в рыболовстве), малые инновационные предприятия - ООО «Дальрыбвтуз-Невод» и ООО «Аквариф».
С 2015 г. на территории ДФО начало свою деятельность Дальневосточное представительство Фонда «Сколково». Грантовая поддержка оказывается юридическим лицам, и после того как получен статус резидента «Сколково», резидентам предоставляются налоговые льготы, льготы по уплате страховых взносов и таможенных платежей. В настоящее время, по данным опубликованным на сайте Дальневосточного представительства, статус резидент «Сколково» имеют 27 компаний, почти половину которых представляют Приморский край, 15% Хабаровский край, 13% Республику Саха (Якутия), 10% Амурскую область, 8% Сахалинскую область, 3% Магаданскую область, 2% Камчатский край. Объем инвестиций в компании-резиденты составил 26,8 млн руб., объем реализации продукции - 201,8 млн руб., в компаниях создано 202 рабочих места.
Представительство Фонда содействия инновациям на территории Приморского края открыто при ДВФУ. Программы Фонда содействия позволяют привлекать денежные средства в форме гранта от 500 тыс. руб. до 25,0 млн руб.
ЗАО «Тихоокеанская Управляющая Компания» является Венчурным партнером ООО «ФПИ РВК». Фонд посевных инвестиций РВК предоставляет не более 75% объёма инвестиционной потребности инновационной компании на первом раунде инвестирования и в сумме, не
превышающей 25 млн руб. ЗАО «Тихоокеанская Управляющая Компания» имеет одну портфельную компанию.
В 2018 г. в форме инвестиционного товарищества во Владивостоке зарегистрирован «Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий» под управлением ООО «УК Дальневосточный фонд высоких технологий». Инвестиционный фокус Фонда - инвестиции в российские растущие компании, развивающие актуальные и перспективные технологии, продукты и услуги, в том числе проекты Национальной технологической инициативы (НТИ), проекты с нано-составляющей, прочие высокотехнологичные проекты. Отраслевой фокус не ограничен.
Организации, осуществляющие функции инфраструктурной поддержки инновационной деятельности представлены во всех субъектах Федерации ДФО, как это представлено в табл.1. Но только в двух регионах они носят системный комплексный характер. В Республике Саха (Якутия) эти институты создаются преимущественно по инициативе органов государственной региональной власти в соответствии с проводимой политикой поддержки инновационной деятельности. В Приморском крае центром сосредоточения услуг инновационной инфраструктуры становится Дальневосточный федеральный университет, здесь же открываются представительства (филиалы) федеральных институтов развития: Фонда «Сколково», ОАО «РВК» и др.
Результаты анализа позволяют предположить необходимость проведения и в
других регионах ДФО более активной инновационной политики региональными органами государственной власти. Кроме того, при разработке Национальной программы развития Дальнего Востока необходимо, по нашему мнению, предусмотреть специальные меры по созданию институтов инновационной инфраструктуры в макрорегионе и формированию РИС в регионах, располагающих для этого необходимым потенциалом.
Список литературы:
1. Ефременко В. Ф. Региональная инновационная система, как инструмент опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока России // ЭКО. 2019. № 2. С. 56-73.
2. Ефременко В. Ф. Инновационная инфраструктура Дальнего Востока России, как основной элемент формирования Региональной инновационной системы // Власть и управление на Востоке России. 2015, № 4. С. 38-44.
3. Инновационный тип развития экономики: учебник / под общ. ред. А. Н. Фоломьёва. М.: Экономика. 2013. 562 с.
4. Ефременко В. Ф. Системный подход к оценке инновационного потенциала региона // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 3. С. 8-13.
5. Кук, Ф. Региональные инновационные системы, кластеры и экономика знаний // Синергия пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знания. Смоленск: Ойкумена, 2012. С. 237-264.
Библиографическое описание статьи
Ефременко В. Ф., Бахарев С. М. Динамика развития инновационной инфраструктуры в региональных инновационных системах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 41-50. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-41-50
Vladimir F. Efremenko - Candidate of Economics, Associate Professor of the chair of management and the entrepreneur right, the Far-Eastern institute of management -branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: vla.dfilef@yandex.ru
Sergey M. Bakharev - Deputy Director for development of federal and regional instruments of innovation activities support ANO «The Far-Eastern Agency of Innovation Promotion» (52, Str. Dzerzhinskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: bakharev@fl.asi27.ru
Dynamics of development of innovative infrastructure in the regional innovative systems of the Far-Eastern federal district of the Russian Federation
Social and economic problems of the Far East of Russia are in many respects caused by its technological lag, low level of innovative development. The determining role in formation of innovative economy belongs to the institutes of innovative infrastructure which are the basic element of the regional innovative systems. Among them most important are technological and financial infrastructure. The analysis of dynamics of development of these institutes in the Far-Eastern macro-region shows that their formation happens to big lateness, and transition to an innovative type of reproduction isn't a priority of the pursued state regional policy. The exception is made only by the Sakha (Yakutia) Republic which is consistently developing institutes of innovative infrastructure in the region. Presence of the institutes of development of federal level in the Primorsk territory extends. Results of the carried-out analysis can form the basis for acceptance by the public authorities in the macro-region of measures for formation and development of institutes of innovative infrastructure that, in turn, can become an important factor of improvement of a social and economic situation in the Far-Eastern federal district of the Russian Federation.
Keywords: innovative infrastructure, regional innovative system, material and financial services, the Far East of Russia.
References:
1. Efremenko V. F. Regional innovation system as a tool for advancing the socioeconomic development of the Russian Far East EKO [EKO], 2019, no. 2, pp. 56-73. (In Russian).
2. Efremenko V. F. Innovative Infrastructure of the Far East of Russia, as the main element of the formation of the Regional Innovation System Vlast' i uprav-leniye na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 2015, no. 4, pp. 38-44. (In Russian).
3. Innovative type of economic development: a textbook / under total. ed. A. N.
Folomiev. M .: Economy, 2013, 562 p. (In Russian).
4. Efremenko V. F. A systematic approach to assessing the innovative potential of a region Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 2015, no. 3, pp. 8-13. (In Russian).
5. Cook, F. Regional Innovation Systems, Clusters and the Knowledge Economy Sinergiya prostranstva: regional'nyye innovatsionnyye sistemy, klastery i pereto-ki znaniya [Space Synergy: Regional Innovation Systems, Clusters and Knowledge Flows]. Smolensk: Oykumena, 2012, pp. 237-264. (In Russian).
Reference to the article
Efremenko V. F., Bakharev S. M. Dynamics of development of innovative infrastructure in the regional innovative systems of the Far-Eastern federal district of the Russian Federation // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 41-50. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-41-50