экономические науки
Горбунов Дмитрий Викторович АЛГОРИТМ РАСЧЁТА СУММЫ ...
УДК 338.24.01
АЛГОРИТМ РАСЧЁТА СУММЫ СУБСИДИИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ НА ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ВУЗОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2018
Горбунов Дмитрий Викторович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Инновационный менеджмент» Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, д.34, e-mail: [email protected])
Аннотация. В конце 2016 года был утвержден паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Целью проекта является обеспечение устойчивой глобальной конкурентоспособности в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. При этом вузы Самарской области по своей сути должны стать центрами пространства создания инноваций. Правительству Самарской области необходимо предпринимать меры по созданию благоприятных условий для развития научной деятельности в регионе. В связи с этим актуальным становится вопрос расчета и обоснования суммы субсидии, направляемой на поддержку проектов и программ развития вузов Самарской области. В статье предлагается алгоритм расчета величины субсидии, направляемый вузам Самарской области, который учитывает достижения вуза в области научно-исследовательской работы. Также в статье представлен расчёт величины субсидии по предлагаемой схеме на примере Самарского государственного медицинского университета и кластера медицинских и фармацевтических технологий, а также на примере Самарского национального исследовательского университета и аэрокосмического кластера. В работе отмечено, что предлагаемая схема расчёта величины субсидии будет способствовать развитию научной деятельности в регионе.
Ключевые слова: инновации, субсидии, научно-исследовательская деятельность, НИОКР, развитие регионов, университет, Самарская область, Самара, Тольятти.
ALGORITHM OF CALCULATION OF THE SUBSIDIUM AMOUNT TO SUPPORT PROJECTS AND DEVELOPMENT PROGRAMS OF THE SAMARA REGION UNIVERSITIES
© 2018
Gorbunov Dmitry Viktorovich, candidate of economic sciences, Head of the Department
«Innovation Management» Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (443086, Russia, Samara, Moskovskoe shosse, 34, e-mail: [email protected])
Abstract. At the end of 2016 the passport of the priority project «Universities as centers of innovation creation space» was approved. The goal of the project is to ensure a sustainable global competitiveness in 2018 at least 5, and in 2025 not less than 10 leading Russian universities; to create in the constituent entities of the Russian Federation in 2018 not less than 55, and in 2025 not less than 100 university centers of innovative, technological and social development of the regions. At the same time, the Samara Oblast universities in essence should become centers of innovation creation space. The Government of the Samara region needs to take measures to create favorable conditions for the development of scientific activities in the region. In this regard, the issue of calculation and justification of the amount of subsidies directed to support projects and programs for the development of higher education institutions in the Samara Region becomes topical. The article proposes an algorithm for calculating the size of the subsidy, sent to the universities of the Samara region, which takes into account the achievements of the university in the field of scientific research. Also, the article presents the calculation of the size of the subsidy for the proposed scheme using the example of the Samara State Medical University and the cluster of medical and pharmaceutical technologies, as well as the example of the Samara National Research University and the aerospace cluster. The paper noted that the proposed scheme for calculating the size of the subsidy will contribute to the development of scientific activities in the region.
Keywords: innovation, subsidies, research, R & D, development of regions, university, Samara region, Samara, Togliatti.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Целью проекта является обеспечение устойчивой глобальной конкурентоспособности в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [1].
В соответствии с данным проектом должна быть обеспечена устойчивая конкурентоспособность ведущих российских университетов на глобальном рынке высшего образования, науки и инноваций: не менее 10 ведущих российских университетов не менее двух лет входят в Т0П-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги), и не менее 20 университетов - в Т0П-300 мировых рейтингов.
Также, согласно представленному проекту, должна быть обеспечена глобальная конкурентоспособность программ подготовки научно-педагогических кадров ведущих российских университетов: доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности
научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры - не менее 15%.
«В субъектах Российской Федерации обеспечивается функционирование не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, на базе которых должны реализо-вываться проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла, проектно-ориен-тированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития; функционировать инжиниринговые центры, обеспечивающие продвижение инновационных, научных разработок, способствующие импортозамещению в промышленности» [1].
Самарская область выделяется формированием третьей по численности в России уникальной двуядерной Самарско-Тольяттинской агломерации.
На территории Самарской области формируется третья по численности в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) уникальная двуядерная Самарско-
Gorbunov Dmitry Viktorovich ALGORITHM OF CALCULATION ..
economic sceinces
Тольяттинская агломерация (СТА), где проживает более 85 % населения области, или 2,7 млн человек, оба ядра которой - Самара и Тольятти - относятся к категории крупных городов. На территории агломерации производится 83 % промышленной продукции и осваивается 88 % инвестиций области [2].
Одно из ядер СТА - Самара - является центром авиакосмического кластера. Здесь находятся крупнейшие в России предприятия авиакосмической промышленности. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, образованный путем присоединения Самарского государственного университета (СамГУ) к Самарскому государственному аэрокосмическому университету имени академика С.П. Королева (СГАУ), призван стать инновационным и научно-исследовательским центром авиакосмического кластера Самарской области.
Другое ядро СТА - Тольятти - крупнейший моногород в России и второй по величине город Самарской области. В Тольятти находятся крупнейший в России автомобильный завод ПАО «АВТОВАЗ», а также сеть предприятий - производителей автокомпонентов. Здесь сосредоточены крупнейшие в России предприятия химической промышленности, функционируют значимые предприятия электроэнергетического комплекса, активно развивается ГГ-отрасль.
Здесь же реализуются три проекта федерального масштаба - Особая экономическая зона промышлен-но-производственного типа «Тольятти», Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», включая Региональный инжиниринговый центр, и Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Тольятти». ТОСЭР «Тольятти» в Самарской области создана согласно Постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2016 г. № 974. Одно из условий успешности реализации проекта ТОСЭР -превращение Тольятти во всероссийский инженерный центр. Возглавить этот процесс должен Тольяттинский государственный университет как крупнейший научноо-бразовательный центр города и ведущий центр региона.
Образовательный комплекс Самарской области представляет 41 организация высшего образования, в том числе 17 филиалов. Из них 26 организаций являются государственными и муниципальными, 15 - частными.
В Самарской области присутствуют вузы, входящие в приоритетные проекты Министерства образования и науки РФ: национальный исследовательский университет, участник проекта 5-100 (Самарский национальный исследовательский университет), два опорных университета (Тольяттинский государственный университет, Самарский государственный технический университет).
Общая численность студентов, обучающихся в вузах Самарской области, составляет более 110 тыс. человек, в том числе более 56 тыс. - студенты очной формы обучения. Доля Тольяттинского государственного университета составляет более 11 % от контингента по субъекту РФ и 69 % от контингента города Тольятти (по данным мониторинга эффективности вузов за 2016 год).
При этом вузы Самарской области по своей сути должны стать центрами пространства создания инноваций: с одной стороны - многопрофильные исследовательские инновационные университеты, с другой - лидеры образовательной и научно-инновационной деятельности, драйверы социально-экономического, социокультурного и средового развития региона, а также обеспечивать генерацию инноваций и центров новых компетенций в производственной и научно-технической сферах.
Правительству Самарской области необходимо предпринимать меры по созданию благоприятных условий для развития научной деятельности в регионе.
В целях развития гуманитарных и фундаментальных научных исследований, поддержки эффективной работы научных коллективов и отдельных ученых, облада-
ющих высоким потенциалом и работающих в регионе, Правительством Самарской области в настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий, основными направлениями расходов на которые являются:
- выплата премий Губернатора Самарской области за выдающиеся результаты в решении технических, естественно-математических, медико-биологических, социально-экономических, гуманитарных и авиационно-космических проблем;
- выплата Губернских премий в области науки и техники;
- выплата Губернских грантов в области науки и техники;
- организационно-техническое и финансовое сопровождение регионального конкурса проектов фундаментальных исследований;
- организационно-техническое и финансовое сопровождение регионального конкурса проектов в области гуманитарных наук;
- предоставление денежных выплат молодым ученым и конструкторам, работающим в Самарской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» из федерального бюджеты выделяются субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации [3].
При этом Субсидии предоставляются вузам, отобранным по результатам конкурса на предоставление государственной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству образования и науки Российской Федерации на реализацию программ мероприятий.
Так, согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.02.2017 N 281-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2017 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации», крупнейшие российские вузы получили из федерального бюджета объём субсидий, равный 10310810,2 тыс. руб. Всего таких вузов - 21 [4].
Среди вузов Самарской области лишь Самарский национальный исследовательский университет в 2017 году получил из федерального бюджета субсидию в размере 482183,9 тысяч рублей. При этом в Самарской области есть множество других крупных вузов, которые нуждаются в поддержке научно-исследовательской деятельности, в том числе со стороны Правительства Самарской области.
В связи с этим актуальным становится вопрос расчета и обоснования суммы субсидии, направляемой на поддержку проектов и программ развития вузов Самарской области. На наш взгляд, необходимо дифференцировать величину предоставляемых субсидий вузам Самарской области, учитывая множество факторов, определяющих активность вуза в научно-исследовательской деятельности.
Мы предлагаем алгоритм расчета суммы субсидии, направляемой на поддержку проектов и программ развития вузов Самарской области. Блок-схема алгоритма представлена на рисунке 1.
Для определения суммы субсидии предлагается использовать (Ьоомулу 1.
Л = А* * Як*. * к2 * к3 * к4 + ^ * Л']Ш. + Nтpш (1)
где
А - сумма субсидии, направляемой на поддержку
вуза:
"жл - сумма налогов, уплаченных организациями -участниками кластера в областной бюджет в прошед-
экономические науки
Горбунов Дмитрий Викторович АЛГОРИТМ РАСЧЁТА СУММЫ ...
шем финансовом году, млн. рублей;
_ налоговые отчисления в прошедшем финансовом году индустриальных партнеров, зарегистрированных на территории Самарской области и не являющихся участниками кластера, млн. рублей;
Л'гр, - налоговые отчисления вуза в областной бюджет от привлеченных грантов в прошедшем финансовом году, млн. рублей.
О патус вуза
О Б
Л А С
т н о й
Б Ю Д Ж Е Т
Доходы вузов, гёсйученные о/п хвв договоров, лицензий, _проектов_
к!
Субсидия
Ь
Налоги (N„,1
к1
Налоги {Ы„„ )
в
Вуз
кз
- Хоз. договоры (НИОКР)
- Лицензии (роялти)
- Проекты (фанты)
Организации -участники кластера, зарегистрированные в Самарской области
Индустриальные партнеры, зарегистрированные в Самарской области
Налоги НДФЛ (Кф )
Федеральные гранты |Г.г}
Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма расчёта суммы субсидии, направляемой на поддержку проектов и программ развития вузов Самарской области
= 0,13 * Сг
где
(2)
0,13 - налоговая ставка по НДФЛ (взята исходя из того, что основная часть средств грантов идет на оплату труда);
Сг - сумма грантов, привлеченных вузом в прошедшем финансовом году, млн. рублей.
- коэффициент наукоемкости областных налогов;
где
В - сумма средств, полученных вузами Самарской области от выполнения НИОКР, хоз. договоров, продажи лицензий, привлеченных грантов по итогам прошедшего финансового года (возможно также рассчитывать как сумму за последние 3 года);
N - сумма налоговых доходов областного бюджета по итогам прошедшего финансового года (возможно также рассчитывать как сумму за последние 3 года), млн. рублей;
к2 - коэффициент роста налоговых доходов в прошедшем финансовом году к предыдущему году;
Ц - коэффициент активности коммерческой деятельности университета
, Й+О =
(4)
ЕГ
где
R - роялти (выручка, полученная вузом от продажи лицензий, авторских прав, патентов и т.д.) в прошедшем финансовом году, млн. рублей;
D - доходы, полученные вузом от коммерческих за-
казов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в прошедшем финансовом году, млн. рублей;
Gr - сумма привлеченных вузом грантов и средств индустриальных партнеров, являющихся резидентами Самарской области, в прошедшем финансовом году, млн. рублей.
Агл. - коэффициент, учитывающий статус вуза:
кЛ = 2,0 устанавливается для вузов, победивших в конкурсе «Вузы - как центры инноваций»;
= 1,75 устанавливается для вузов, вошедших в программу «5-100»;
кА = 1,5 устанавливается для вузов, имеющих статус опорного университета;
кЛ = 1,0 устанавливается для вузов, не отнесенных к первым трем группам.
Произведём примерный расчет величины субсидии на примере Самарского государственного медицинского университета и кластера медицинских и фармацевтических технологий.
Для начала определим основные составляющие:
- к1 составляет примерно 0,01 - 0,02, в расчёт включим среднее значение - 0,015.
- =3311 млн. рублей (сумма налогов, потупившая в областной бюджет от кластера за 2017 год).
- *я = 1,041
- Я + Б = 50 млн. рублей
- Gr = 126 млн. рублей
К =
- кЛ = 2,0 (СамГМУ победил в конкурсе «Вузы - как центры инноваций»);
- * Нщк = 0,015 * 0 = 0 (СамГМУ не привлекал индустриальных партнеров, не являющихся кластером, для реализации проектов);
- А^т. = ОДЗ * Сг = 0,13 * 126 = 16,38 млн. рублей.
Таким образом, объём субсидии Самарскому государственному медицинскому университету согласно представленной методике должен составить:
А = 0,015 * 3311 * 1,041* 0,4* 2,0 + 0 + 16,38 = 57,74 млн. рублей
Произведём примерный расчет величины субсидии на примере Самарского национального исследовательского университета и аэрокосмического кластера.
Определим основные составляющие:
- составляет примерно 0,01 - 0,02, в расчёт включим среднее значение - 0,015.
- Л'};л = 4 658 млн. рублей (сумма налогов, потупившая в областной бюджет от кластера за 2017 год)
- = 1,041
-К+ Б = 213,54 млн. рублей
- Gr = 597 млн. рублей
"^=^=0,36
- = 2,0 (Самарский университет победил в конкурсе «Вузы - как центры инноваций»);
- * = 0,015 * 4,5 = 0,068 млн. рублей (Самарский университет в 2017 году привлекал двух индустриальных партнеров, не являющихся кластером, для реализации проектов);
- Янь = 0,13 » Сг = 0ДЗ * 597 = 77,61 млн. рублей.
Таким образом, объём субсидии Самарскому национальному исследовательскому университету согласно представленной методике должен составить:
А = 0,015 * 4658 * 1,041* 0,36* 2,0 + 0,068 + 77,61 = 130,05 млн. рублей.
Заметим, что предлагаемый алгоритм расчёта величины субсидии учитывает достижения вуза в области научно-исследовательской работы, что является для вузов стимулом к развитию научной деятельности. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию научной деятельности в регионе.
Gorbunov Dmitry Viktorovich
ALGORITHM OF CALCULATION .
economic sceinces
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Паспорт приоритетного проекта Вузы как центры пространства создания инноваций (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9).
2. Бердников, В.А. Формирование конкурентоспособного инновационно-образовательного звена в Самарско-Тольяттинской агломерации / В.А. Бердников // Наука XXI века: актуальные направления развития : сб. науч. ст. III Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 25 апр. 2016 г. Вып. 1. В 2 ч. / редкол.: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) [и др.]. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. - Ч. 1. - 652 с.
3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 N 211 (ред. от 15.11.2017) «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2017 N 281-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2017 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации».
Статья поступила в редакцию 05.02.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018